Дополнительная общеразвивающая программа «Шашки»
рабочая программа

Филиппова Надежда Петровна

Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Обучение  игре людей с ограниченными возможностями здоровья в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.

Шашки это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Она, равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в обществе.

Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» имеет социально-гуманитарную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shashki.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

«Крыловский КЦРИ»

______________С.А. Дубинец

_____________С.Н. Затонская

«_____» ____________ 2022 г.

«____» ______________2022 г.

Дополнительная  

общеразвивающая программа «Шашки»

Возрастная категория:  получатели социальных услуг старше 18 лет  

             Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

                                           Автор-составитель:

                                                                       Филиппова Н.П. социальный педагог

                                                                           отделения социальной  реабилитации

ст-ца Крыловская

2022

Содержание

 Раздел 1   Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………….. 3

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………… 3

1.2. Цель и задачи программы        …………………………………………… 5

1.3. Содержание программы …………………………………………….. 6

1.4. Планируемые результаты …………………………………………… 8

Раздел 2  Комплекс  организационно-педагогических условий…… 9

2.1. Календарно - учебный график  ……………………………………..   9

2.2. Условия реализации программы……………………………………   9

2.3. Методическое обеспечение    ………………………………………  10

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………     11

         Список литературы           ……………………………………………..     12

Приложение  …………………………………………………………......  13

                   

Раздел 1  Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1.  Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Шашки - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия. Возраст ее весьма солидный - не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки - игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей,

Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Обучение  игре людей с ограниченными возможностями здоровья в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.

Шашки это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Она, равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в обществе.

Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» имеет социально-гуманитарную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
  • Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).

Новизна данной программы заключается в создании новой методической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учётом особенностей направления работы реабилитационного учреждения.

Актуальность программы: 

Актуальность данной программы обусловлена  тем, что она направлена на интеллектуальное развитие. С её помощью выявляются и индивидуальные особенности получателей социальных услуг.

 Шашечная игра дает возможность легко найти общий интерес в иной социальной среде, с новыми людьми. Умея играть в шашки, человек с ограниченными возможностями здоровья легко организует свой досуг и свободное время.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует развитию интереса к занятиям шашками, овладению элементарными основами игры, ознакомлению с основными тактическими идеями и приемами, получению первоначальных знаний по истории шашек.

Отличительная особенность программы  в том, что процесс обучения игре в шахматы  рассматривается с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта получателя социальных услуг и, второе, как собственно процесс обучения игре. Программа рассчитана на разную категорию получателей социальных услуг, как для людей с сохранным интеллектом, так и  с умственной отсталостью.

  Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. В программе не ставится задача подготовки спортсменов.

Адресат программы:

Инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Уровень программы: ознакомительный

Объём программы:

         Программа включает 3 раздела: «Что нужно знать о шашках?», «Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты» и «Основные этапы игры в шашки». Общий объём содержания программы составляет 15 часов.

Сроки реализации: 18 дней

Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая

Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.

Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин.  в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: Создание посредством шашек благоприятных условий для формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Задачи программы:

Обучающие:

Познакомить:

- с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- с правилами игры, буквенно-цифровым рядом;

- с основами композиционной игры;

- научить простейшим дебютным схемам.

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность,

волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;

- развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составлять план и реализовывать его;

- развивать внимание, память, логическое мышление.

1.3. Содержание программы:

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата

Всего

Теоретические

Практические

1

2

3

4

5

6

1

Что нужно знать о шашках?

6

4

2

2

Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты

7

3,5

3,5

3

Основные этапы игры в шашки

3

1,5

1,5

ВСЕГО

15

8,5

6,5

Содержание учебного плана:

 1 Что нужно знать о шашках?

.  

Занятие 1.1 Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях

         Занятие 1.2 Происхождение шашек

Игра в шашки – спорт или развлеченье? История возникновения шашек. Русские шашки. О пользе шашек

Занятие 1.3 Шашечная доска

Игровое поле. Начальная позиция. Белые и черные поля. Расположение доски. Горизонтальные, вертикальные ряды. Обозначения клеток шашечной доски. Расположение доски между партнёрами

Занятие 1.4 Общие правила игры в шашки

Знакомство с правилами игры в шашки. Правило «тронул-ходи». Тихий ход. Ударный ход

Занятие 1.5 Основные термины(Приложение №1)

Знакомство с терминами для описания ситуации или действия на доске.

Нотация

Занятие 1.6 Цель игры и определение результата партии

Расстановка шашек на доске. Шашка становится дамкой. Размен. Удар или комбинация. Запереть шашку соперника

 2 Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты

Занятие 2.1 Открытые и двойные ходы. Способы защиты

Большая, или главная дорога. Диагонали. Ходы и взятие фигур.

Способы защиты  

Занятие 2.2 Разные виды ничьей партии

Ничья в шашках. Работа с диаграммами. Тренировочная игра

Занятие 2.3 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Простые комбинации

           Что такое комбинация? Работа с диаграммами. Игра «Уголки»

Занятие 2.4 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Делаем наилучшие ходы

Основные приёмы ходов. Понятие тактики и стратегии. Наилучшие ходы. Тренировочная игра

Занятие 2.5 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Основы позиционной игры

Понятие оппозиции. Кто выигрывает, кто проигрывает? Делаем размен. Работа с диаграммами. Игра «Шашки»

 

3 Основные этапы игры в шашки

Занятие № 3.1 Дебют (кол), или начальная стадия игры

Что такое дебют в игре шашек? Как правильно играть дебют в шашках?  Правила дебюта для начинающих. Тренировочная игра

Занятие № 3.2 Миттельшпиль, или середина партии

Что такое миттельшпиль в игре шашек? Правила игры в миттельшпиле. Ловушки в миттельшпиле. Тренировочная игра

Занятие № 3.3 Эндшпиль, или завершающая часть игры

Что такое эндшпиль в игре шашек? Как выиграть эндшпиль? Тренировочная игра

Занятие № 3.4 «Умники и умницы»

Закрепление полученных знаний. Шашечная игра

1.4.  Планируемые результаты реализации программы

- знание шашечных терминов

- знание и выполнение правил шашечной игры;

- умение ориентироваться на шахматной доске;

- правильно расставлять шашки фигуры перед игрой;

- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;

- умение общаться и договариваться со сверстниками;

- сформированность ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.

Раздел 2 Комплекс  организационно-педагогических условий

2.1. Календарно - учебный график

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата проведения

Всего

Теоретичес-кие занятия

Практичес-

кие занятия

1

2

3

4

5

6

1

Что нужно знать о шашках?

6

4

2

1.1

Вводное занятие

1

1

-

1.2

Происхождение шашек

1

0,5

0,5

1.3

Шашечная доска

1

0,5

0,5

1.4

Общие правила игры в шашки

1

0,5

0,5

1.5

Основные термины

1

1

-

1.6

Цель игры и определение результата партии

1

0,5

0,5

2

Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты

5

2,5

2,5

2.1

«Открытые и двойные ходы». Способы защиты

1

0,5

0,5

1

2

3

4

5

6

2.2

«Разные виды ничьей партии»

1

0,5

0,5

2.3

«Основные приемы борьбы на шашеч-ной доске. Простые комбинации»

1

0,5

0,5

2.4

«Основные приемы борьбы на шашеч-ной доске «Делаем наилучшие ходы»»

1

0,5

0,5

2.5

Основные приемы борьбы на шашеч-ной доске «Основы позиционной игры»

1

0,5

0,5

3

Основные этапы игры в шашки

4

2

2

3.1.

Дебют(кол), или начальная стадия игры

1

0,5

0,5

3.2.

Миттельшпиль, или середина партии

1

0,5

0,5

3.3.

Эндшпиль, или завершающая часть игры

1

0,5

0,5

3.4

«Умники и умницы»

1

0,5

0,5

ВСЕГО

15

8,5

6,5

2.2.  Условия реализации программы:

Дополнительная обшеразвивающая программа «Шашки» рассчитана на людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше. В зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг программа  может считаться реализованной при не полном  рассмотрении всех занятий календарно-учебного графика, но уровень усвоения теоретического и практического материала должен быть  не ниже среднего.

2.3. Методическое обеспечение

Реализация программы «Шашки» основывается на следующих принципах:

- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;

- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;

Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.

Технология дифференцированного обучения.

 Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт  возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Материально-техническое оснащение

  1. Учебный кабинет 
  2. Столы
  3. Стулья
  4. Воспроизводящее устройство (ПК).
  5. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
  6. Шашки
  7. Демонстрационная доска

2.4. Оценочные материалы

Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения

Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 2 - оценочную таблицу результатов освоения игры)

    Результаты реализации программы оцениваются с помощью методов: опроса и педагогического наблюдения. Данные диагностики заносятся в  карту мониторинга полученных знаний по дополнительной общеразвиваю-щей программе (приложение 2).

Критерии оценки:

Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.

Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.

Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.

Методы организации занятий

Словесные:

лекция; беседа; рассказ; объяснение педагога; анализ партий и типовых позиций.

Наглядные:

показ видеоматериалов; работа с демонстрационной доской.

Практические:

тренировочные игры.

Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.

Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, решают задания на память, внимание. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.

Список используемой литературы

  1. Вирный А. Я. Немного о шашках, но по существу. - М., 2004.
  2. Герцензон. Б.М. Напреенков А.А. Шашки - это интересно. Учебник шашечной игры. – СПб: Литература, 2000.

3. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М.: ФиС, 2006. вып. 5.

4. Литвинович В.С., Перченок И.Р. Школа позиционной игры. Русские шашки. – М.: Физкультура и спорт, 2002.

Интернет-ресурсы

  1. wikipedia.tel›Шашки
  2. ru.wikipedia.org›Русские шашки
  3. urok.1sept.ru›articles/644330
  4. nfourok.ru›dopolnitelnaya…programma-chudoshashki…

Приложение № 1

Термины в шашках

Анализ — изучение, разбор и оценка создавшейся ситуации.
Атака — наступление одной из сторон в шашечной партии.
Безупорная шашка — простая шашка, у которой отсутствует упор для размена.
Блокада — торможение продвижения вперёд шашек соперника.
Бортовая шашка — простая шашка на борту доски.
Вариант — цепочка логически связанных между собой ходов.
Выжидательный ход — тихий ход для передачи хода оппоненту.
Гамбит — жертва шашки в дебюте для захвата инициативы.
Дебют — начальная стадия партии.
Диаграмма — графическое изображение позиции на шашечной доске.
Жертва — умышленная поддача одной или нескольких шашек для получения позиционного или материального преимущества.
Золотая шашка — так называют шашку е1 белых и d8 чёрных.
Кол — название шашки с5 белых и f4 чёрных. Название дебюта.
Комбинация — серия жертв для получения материального или позиционного преимущества.
Контратака — наступление в ответ на атаку соперника.
Ловушка — западня, в которую пытаются завлечь оппонента.
Любки — две шашки по диагонали через одно поле, которое продвинута шашка другого игрока.
Манёвр — несколько тихих или ударных ходов для достижения определённого преимущества.
Миттельшпиль — срединная стадия партии.
Ничья — результат партии.
Нотация — система обозначения полей шашечной доски для ведения записи партии или отдельных позиций.
Оппозиция — противостояние белых и чёрных шашек по вертикали, горизонтали или диагонали.
Партия — процесс сражения двух сторон с первого хода до окончательного результата.
План игры — составление общей стратегической идеи, на игру в партии.
Позиция — расположение шашечных сил на доске.
Прорыв — приём, позволяющий прорваться в дамки.
Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
Размен — ударный ход, в результате которого снимается равное количество шашек обеих сторон.
Распутье — положение, когда простая шашка следующим ходом должна избрать поле для превращения дамку.
Решето — расположение шашек, когда между ними имеются свободные поля.
Роздых — позиция со свободным темпом, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода за другой стороной.
Самообложение — положение, когда собственные шашки ограничивают действия и оказываются причиной поражения.
Связка — сковывание превосходящих сил соперника.
Столбняк — противостояние дамок, при котором начинающий проигрывает.
Стратегия — общий план игры.
Тактика — составная часть стратегии.
Темп — единица измерения развития шашек, тихий ход.
Теория — совокупность общих принципов и методов игры.
Тихий ход — ход шашки без взятия.
Турецкий удар — ударный ход, когда уже сбитая, но не снятая до окончания взятия шашка останавливает бьющую.
Угроза — нападение на один из объектов позиции соперника.
Ударный ход — взятие шашки (шашек) соперника.
Фланг — левая или правая половина шашечной доски.
Центр — центральные поля доски или шашки, владеющие этими полями.
Цугцванг — положение, в котором необходимость сделать ход приводит к ухудшению позиции или проигрышу.
Эндшпиль — заключительная, финальная часть партии.

 

Приложение №2

Мониторинг полученных знаний по дополнительной общеразвивающей программе «Шашки»

Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.

                  ФИО                                        

Оценоч

ные показатели

1.

2.

3.

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

начальная

диагностика

итоговая

диагностика

Предметные показатели

Уровень усвоения материала по разделам

Что нужно знать о шашках?

Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты

Основные этапы игры в шашки

Метапредметные показатели

Навык социального поведения

Уровень регуляции, контроля поведения

Личностные показатели

Уровень самооценки

Мотивация, наличие интереса к занятиям

Эмоцион. отноше-ние к занятиям

Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.

Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.

Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.

        

Дата заполнения:   ______________

Соц. педагог  __________________    Н. П. Филиппова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»

Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...