Модель включаемого модуля по формированию правовой культуры (опорный урок)
методическая разработка

Чайка Виктория Николаевна

Автором был разработан и проведен опорный урок. Тема урока: «Труд как ценность. Трудолюбие». Цель урока: формирование отношения ребенка к труду как к ценности, воспитание трудолюбия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МР27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Модель включаемого модуля по формированию ПК. (опорный урок).

Автором был разработан и проведен опорный урок, а также анкета для заполнения детьми до урока и после.

Тема урока: «Труд как ценность. Трудолюбие»

Цель урока: формирование отношения ребенка к труду как к ценности, воспитание трудолюбия.

1 этап[1]. Проблемный. Цель — привлечь и удержать внимание учеников. Ученик знакомится с проблемой. Учитель формулирует, представляет контекстную задачу:

В школе проходила Неделя по правилам дорожного движения. Все дети сделали поделки. На праздник « Мир в капле Осени» дети принесли красивые рисунки. На декаду «Здоровый образ жизни» ребята написали рассказы и стихи. В конце четверти на линейке по подведению итогов все ребята стояли радостные с грамотами и призами, а Коля плакал. Как вы думаете, почему он плакал?

Высказывания детей.

Подбор поговорок, пословиц о трудолюбии по возможности на каждое высказывание.

Запись темы – Трудолюбие.

Запись пословиц, поговорок в тетрадь.

2 этап. Теоретический. Цель — осмысление проблемы.

Работа со словарем. Объяснение слова трудолюбивый в толковом словаре Ожегова Сергея Ивановича. советский лингвистлексикографдоктор филологических наукпрофессор. Родился в Тверской губернии, был старшим из трёх братьев, в его роду были уральские мастеровые и представители духовенства.  в Петербург, где Сергей окончил гимназию

 Трудолюб’ивый, -ая, -ое; -ив. Любящий трудиться. Т. ученик. сущ. трудолюбие, -я, ср. —

Как вы понимаете это выражение?

Чтение рассказа:

Л. Каминский СОЧИНЕНИЕ

«Лена сидела за столом и делала уроки, смеркалось, но от снега, лежавшего во дворе сугробами, в комнате было ещё светло. Перед Леной лежала раскрытая тетрадь, в которой было написано всего две фразы: Как я помогаю маме. Сочинение. Дальше работа не шла. Где-то у соседей орал магнитофон. Слышно было, как Алла Пугачёва настойчиво повторяла: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось!..» «А правда, — мечтательно подумала Лена, — хорошо, если бы лето не кончалось!.. Загорай себе, купайся, и никаких тебе сочинений!» Она снова прочитала заголовок: «Как я помогаю маме». «А как я помогаю? И когда помогать, если на дом столько задают!» В комнате загорелся свет: это вошла мама. — Сиди, сиди, я тебе мешать не буду, я только в комнате немного приберу. — Она стала протирать книжные полки тряпкой. Лена начала писать: «Я помогаю маме по хозяйству. Убираю квартиру, вытираю тряпкой пыль с мебели». — Что же ты свою одежду разбросала по всей комнате? — спросила мама. Вопрос, конечно, риторический, потому что мама и не ждала ответа. Она стала складывать вещи в шкаф. «Раскладываю вещи по местам», — написала Лена. — Кстати, передник твой постирать бы нужно, — продолжала мама разговаривать сама с собой. «Стираю бельё», — написала Лена, потом подумала и прибавила: «И глажу». 96 Мама, у меня там на платье пуговица оторвалась, — напомнила Лена и написала: «Пришиваю пуговицы, если нужно». Мама пришила пуговицу, потом вышла на кухню и вернулась с ведром и шваброй. Отодвигая стулья, стала протирать пол. — Ну-ка, подними ноги, — сказала мама, проворно орудуя тряпкой. — Мама, ты мне мешаешь! — проворчала Лена и, не опуская ног, написала: «Мою полы». Из кухни потянуло чем-то горелым. — Ой, у меня картошка на плите! — крикнула мама и бросилась на кухню. «Чищу картошку и готовлю ужин», — написала Лена. — Лена, ужинать! — позвала из кухни мама. — Сейчас! — Лена откинулась на спинку стула и потянулась. В прихожей раздался звонок. — Лена, это к тебе! — крикнула мама. В комнату, румяная от мороза, вошла Оля, одноклассница Лены. — Я ненадолго. Мама послала за хлебом, и я решила по дороге — к тебе. Лена взяла ручку и написала: «Хожу в магазин за хлебом и другими продуктами». — Ты что, сочинение пишешь? — спросила Оля. –Дай-ка посмотреть. Оля заглянула в тетрадь и прыснула: — Ну ты даёшь! Да это же всё неправда! Ты же всё это сочинила! — А кто сказал, что нельзя сочинять? — обиделась Лена. — Ведь поэтому так и называется: со-чи-не-ние!»

— Какие качества проявились у Лены при написании сочинения:

• исполнительность;

• находчивость;

• трудолюбие;

• лень;

• вежливость.

Высказывания детей.

— О чём заставила задуматься Лену предложенная тема сочинения?

— Можно ли назвать Лену трудолюбивой?

 — Есть ли разница в названии тем сочинения «Как я помогаю маме» и «Как надо помогать маме?»

- Когда вы подрастете и сможете работать, при устройстве на работу вам нужно знать некоторые правила, по которым вы будете оформлять документы для работы, и правила, по которым вы будете работать. Они содержатся в книге правил – это нормы трудового права и книга называется… как? Трудовой кодекс. В нем прописываются формальные, общие права и обязанности работника и работодателя.

Скажите, пожалуйста, чтобы человеку быть трудолюбивым, ему обязательно знать все права и обязанности из этой книги? Не обязательно. Лена могла знать права и обязанности, но при этом не хотеть помогать маме, не хотеть убирать за собой. Поэтому трудолюбие – это важное качество для человека, которое прививается с детства – человек приучается к порядку, ухаживать за собой, помогать младшим в семье, старшим.

3 этап. Эмоциональный.

Цель — сопереживание, отклик на проблему.

Как вы думаете, почему мы прочитали именно это рассказ?

4 этап. Практически-деятельностный.

Цель — поиск путей разрешения проблемы.

Обсуди с другом и выбери качества трудолюбивого человека:

• умение дружить;

• умение трудиться;

• умение красиво одеваться;

• хорошее настроение;

• старание;

• умение довести начатое до конца.

5 этап. Рефлексивный. 

Цель — осмысление своего отношения к нормам и ценностям. Ученик осмысливает своё отношение к нравственным нормам качествам и ценностям.

Учитель: — А можно тебя назвать трудолюбивым?


[1] Здесь и далее –  частично по: Сопровождение личностного самоопределения младшего школьника: Учебно-методический комплекс / Под ред. И.Ю. Гутник. — СПб.: Лема, 2015. — 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...

Проблемы формирования правовой культуры обучающихся

В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в ...

Универсальные приемы формирования правовой культуры обучающихся

Некоторые приемы и способы, которые я использую в своей работе....

Формирование лингвистической культуры на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативной компетентности студентов .

В статье обсуждается важность самостоятельной реферативно-исследовательской работы студентов в формировании коммуникативной компетентности при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи&qu...

Формирование правовой культуры

Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государств...

Специфика уроков математики в начальной школе как ведущая роль в формировании экономической культуры

Одна из ведущих ролей в формировании экономической культуры обучающихся принадлежит математике, в процессе изучения которой младшие школьники учатся размышлять, делать выводы, анализировать, синтезиро...

Методические рекомендации к открытому уроку Курочкиной С.Ю "Формирование исполнительской культуры через музыкальный образ".

Сегодня вашему вниманию будет представлен открытый урок на тему: «Формирование исполнительской культуры через музыкальный образ на примере произведений В.Коровицына»....