Универсальные приемы формирования правовой культуры обучающихся
статья на тему

Некоторые приемы и способы, которые я использую в своей работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл univers.priemy_form.pravovoy_kultury.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области

                           Владимирский строительный колледж                                                                              

Универсальные приемы

формирования правовой культуры обучающихся

                                                                                                                                                                         

                                                                           Автор: Гладилова Татьяна Юрьевна,                                                            

                                                                        мастер производственного обучения

                                                                           высшей квалификационной категории

                                                    ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»

2018

Универсальные приемы

формирования правовой культуры обучающихся

            Некоторые приемы и способы, которые я использую в своей работе систематически:

 1.Разъяснительная правовая работа в связи с теми или иными конституционными или другими значимыми мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.).

2.Многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение.

 3.Правовое просвещение. Главная его цель — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России, овладение обучающимися основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Такая работа поднимает индивидуальное правосознание личности студента до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства.

4.Пропаганда права средствами массовой коммуникации. К формам такой работы я отношу беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, правовые недели, декады.

5.Использование в работе материалов СМИ и результатов интеллектуальной деятельности. Немаловажную роль в формировании правовой культуры студентов УСПО играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, кино и телевидение. Студенты охотно участвуют в дискуссиях, устраивают дебаты, обсуждая острые проблемы общества. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала, поэтому такой материал нужно использовать осторожно, продуманно. Очень интересно использовать в работе художественный материал.

6.Перевоспитание, то есть правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. Это так называемая «группа риска» - студенты-правонарушители, студенты из неблагополучных семей, у которых наблюдается девиация поведения. В этих случаях внедрение в сознание новых убеждений и взглядов всегда сочетается с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу. Поэтому акцент при воспитании, а по существу – перевоспитании следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправдательного средства борьбы с правонарушениями. Ценности и идеалы не «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хотя и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества нельзя делать только на обучение, важнейшую роль в этом процессе выполняет воспитательная работа в свободное от занятий время.

         Опыт показывает, что методика подготовки и проведения любого правового мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, при учете которых возможно максимально реализовать поставленные задачи. Неизменное твёрдое требование к любому мероприятию правового воспитания - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение. Рассмотрим методику подготовки мероприятий правового воспитания.

         Наиболее распространенная форма проведения таких мероприятий - классный час, который может проходить в виде диспута, ситуативного диалога, деловой игры, ситуационных практикумов, тематического вечера, беседы и встречи с администрацией, представителями определенных организаций, обсуждения правовой и художественной литературы, конкурсов и так далее. При подготовке необходимо учитывать обобщённые главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Методика подготовки и проведения классного часа правой направленности прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей студентов, их опыта, потребностей и запросов. Сегодня в колледже обучаются не только разновозрастные, разнотемпераментные молодые люди и девушки, они разнятся также и уровнем подготовленности и интеллекта.            Наше образовательное учреждение обучает ведь не только гуманитариев, которые любят общаться, спорить, выступать по интересующим их вопросам. Некоторые группы – «чистые технари», те, которые умеют работать, как правило, руками и которые не тянутся к различного рода дебатам. Поэтому при подготовке мероприятия необходимо предвидеть тот результат, которого хотелось бы достичь и те проблемы, которые могут возникнуть при проведении. То есть внеучебная воспитательная работа правового характера в учебных группах будет эффективной только в том случае, если она выстроена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей студентов, их познавательной активности, ценностных ориентаций молодых людей.

          Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для обучающихся являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом всех вышеописанных аспектов. Например, со студентами младших курсов лучше всего проводить беседы в форме занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственно- правовым содержанием. Хорошо зарекомендовали себя воспитательные часы, проведенные вне учебного заведения – экскурсии в организации, выездные лекции направленно правового характера.

           В формировании нравственных представлений и убеждений и гражданско-правовой культуры студентов важное значение имеют классные часы - диспуты, которые требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут - это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определённую социально-правовую проблему. Он вырабатывает у молодёжи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию. Диспут - наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает своё мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора. При подготовке диспута важно создать в группе соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодёжи к обсуждению поставленных вопросов правового характера. Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своём кругу и, как правило, готовы к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Цель диспута правовой направленности - помочь молодёжи выработать социально и лично значимые ценностные ориентации. Воспитательные часы правовой специфики в колледже очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее, возможно их классифицировать на классные часы, в основе которых лежат:

- беседа, рассказ, сообщение самого педагога;

-  выступление специалиста (инспектор КДН, участковый и т.д.);

-  встреча с интересным человеком, политиком, юристом;

-  сообщение самих ребят по определенной правовой теме;

- элементы театрализации или игры (ролевые и деловые игры);

- познавательная или развлекательная коллективная деятельность (конкурсы, брейн-ринги, правовые КВН, тематические вечера).

               В зависимости от этой классификации мероприятия по формированию правовой культуры можно разделить на три вида. К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний в области права, жизненного и педагогического опыта. Здесь студенты лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, милиционера, юриста, психолога. Здесь задача педагога – оказать им помощь в подготовке выступления и умелая организация самого мероприятия. Встречи с интересными людьми играют важную роль в правовом воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы молодежи (в ходе встречи с интересным человеком или специалистом студенты находят ответы на правовые вопросы, интересующие их) и реализует педагогические замыслы воспитателя.

            Подготавливая встречу, педагог создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, об особенностях коллектива учебной группы, дает рекомендации по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и обучающихся, вызывая у них интерес к предстоящему и рассказывая о достоинствах гостей. Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагога и студентов. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит воспитателю, а разработка путей и методов их воплощения осуществляется педагогом вместе со студентами. Под руководством преподавателя ребята готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая молодых людей к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое.

                Третий вид правовых классный часов предполагает активную самостоятельную работу самих студентов. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы – совет дела. Куратор вместе с данными студентами продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам молодые люди проявляют много выдумки, фантазии. Между микрогруппами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут мероприятие сами ребята, педагог только незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа, как правило, подводятся итоги, студенты сами дают оценку работе совета дела и микроколлективов. Это самые интересные и, я считаю, самые действенные мероприятия. Выбор вида воспитательного мероприятия зависит от темы, содержания материала, возраста студентов, уровня их знаний по данной правовой проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей педагога, характера его взаимоотношений со студентами. Кроме этого особое внимание воспитатель обязан обращать на психологическую подготовку и заинтересованность студентов. Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого- педагогической атмосферы - предметной среды - помогает его активному восприятию. А заранее сделанное, построенное в неожиданном ключе объявление привлечёт внимание большинства студентов.

             Подготовка к мероприятию предполагает соответствующее оформление помещения, где оно будет проходить. Изобразительно-выразительные средства способствуют углубленному восприятию темы. Здесь можно использовать плакат, графику, живописные работы, цветные и световые эффекты, музыкальный фон, художественное чтение, выставки и т. д. Почти в любом учреждении профессионального образования всегда найдутся реальная возможность и реальные условия для того, чтобы молодёжь использовала своё свободное время для роста и совершенствования в избранном деле, для общего всестороннего развития, просто для любимых занятий. Нужно суметь помочь студентам организовать свое свободное время. Молодые люди всегда будут благодарны за такое участие в их судьбе, за помощь и подсказку, за добрый совет, за умное, но не назойливое развитие их культурных интересов и духовных потребностей. Подводя итого, хотелось бы сказать, что правовое воспитание и образование – это путь к обновлению России посредством изменения личности ее граждан. А результативность организации процесса формирования правовой культуры личности во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий, от эффективного использования потенциала семьи, общества и средств массовой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Правовая культура молодёжи»

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития лич¬ности. Именно в подростковом возрасте происходит завер¬шение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальн...

Правовая культура в современном обществе

Проанализированы аспекты правовй культуры в современном обществе...

Правовая культура молодежи в современной России

Проанализированы проблемы правовй культуры молодежи в современной России...

Проблемы формирования правовой культуры обучающихся

В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в ...