Контроль сформированности универсальных учебных действий у обучающихся колледжа
статья

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль сформированности универсальных учебных действий у обучающихся колледжа

        Политова Оксана Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Универсальные учебные действия

1.1 УУД как понятие

1.2 Классификация универсальных учебных действий

Глава 2. Виды контроля

2.1 Текущий контроль

2.2 Итоговый контроль

Заключение

Используемые ресурсы:


Введение

«Правописание не создает гениев» Стендаль

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

С 2006 г. авторами А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменским, И. А. Володарской, О. А. Карагановой, Н. Г. Салминой, С. В. Молчановым  с опорой на научную школу культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальперина и Д.Э. Эльконина были созданы методология и модель универсальных учебных действий. На основе этой методологии были определены функции, содержание и номенклатура универсальных учебных действий, дана общая характеристика их психологического содержания и способов их формирования в образовательном процессе. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий стали: функции, структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности.

Проблема поиска эффективных методов и приемов формирования и контроля сформированности универсальных учебных действий у обучающихся колледжа в процессе обучения иноязычному общению очень актуальна и для меня. Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. По моему мнению, правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях иностранного языка.

Цель работы: разработать и экспериментально проверить систему контроля знаний, умений, навыков обучающихся.

Объект исследования: процесс обучения в колледже.

Предмет исследования: различные формы контроля сформированности универсальных учебных действий у обучающихся колледжа по иностранному языку.

Задачами данной работы являются: систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний обучающихся; разработка методики применения различных форм контроля.

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.


Глава 1. Универсальные учебные действия  

1.1 УУД как понятие

УУД как понятие - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепция развития универсальных учебных  действий разработана на основе системно-деятельностного подхода  группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой,  Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность студента по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.

Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.

Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.

Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.

Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  преподавателя  и  студента,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.

1.2 Классификация универсальных учебных действий

Данная классификация соответствует одному из основных положений  Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  - формированию универсальных учебных действий.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока.

             0006-006-Vidy-UUD

Личностные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Метапредметные

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Умения организовывать свою деятельность

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Умения общаться, взаимодействовать с людьми

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Нравственно-эстетическое оценивание

  • Целеполагание
  •   Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Умение строить высказывание
  • Формулировка проблемы
  • Рефлексия деятельности
  • Структурирование знаний
  • Поиск информации
  • Смысловое чтение
  • Моделирование
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Умение выражать свои мысли
  • Управление поведением партнера
  • Планирование учебного сотрудничества

Глава 2. Виды контроля

  1. Текущий контроль.

Текущий контроль – это вид работы, проводимый на каждом занятии. В практике преподавания в настоящее время всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Контроль должен проходить в том же плане, что и обучение, поэтому для того чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки.

  • назовите слова, которые могут сочетаться с заданным словом, (сочетание лексических единиц);
  • назовите слова, которые всплывают в вашей памяти при встрече со словами дом, школа, сестра, спорт и т. д.   (построение ассоциативных рядов);
  • назовите известные вам слова, которые можно подставить вместо точек (подстановка слов, адекватных контексту);
  • охарактеризуйте, знакомые вам предметы, употребляя определённые слова: (большой, маленький, интересней и так далее (смысловое сочетание лексических единиц);

Однако и понимание читаемого, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка.

  • передайте на родном языке все то, что вы поняли из прочитанного, с тем чтобы заинтересовать собеседника новой для него информацией;
  •  переведите на родной язык отрывок из прочитанного; сравните способы выражения на родном и иностранном языках;
  • из перечисленных в тексте действий назовите те, которые вам приходилось или предстоит выполнить на занятиях физики, химии, при подготовке экскурсии, выставки, праздничного вечера, поездки и т. д.;
  • перескажите  на  родном   языке   содержание   прочитанного, чтобы  вызвать у своего товарища  желание прочитать этот материал;

Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти обучающихся, так же при устном опросе можно проконтролировать произношение обучающихся, темп их речи. Преподаватель может судить о том, насколько автоматизировано обучающиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой. При фронтальном контроле говорения можно использовать упражнение - диалог с пропущенными репликами.

Диалоги с пропусками, скорее самостоятельная работа, но их можно использовать и в парной работе. В настоящее время на занятиях широко используется парная работа – режим, увеличивающий время активной деятельности обучающихся; он применяется для взаимной тренировки обучающихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития говорения. Отдельного понятия «контроль рабочей пары» в методике преподавания не существует, но его можно рассматривать как одну из организационных форм контроля. Для контроля навыков монологической речи, можно предложить следующие задания:

  • составьте разные типы сочетаний (предложений) с заданным словом (построение словосочетаний, предложений);
  • назовите слова и словосочетания, необходимые для рассказа по темам: «О себе и своей семье», «О моем товарище», «Я изучаю иностранный язык», «Школа», «Спорт», «Занятиявне школы» (группировка слов, словосочетаний по тематическому критерию);
  • скажите, что вам нравится  (не нравится) делать в школе, дома, в парке, во дворе (построение словосочетаний и предложений, адекватных коммуникативной задаче);
  • назовите все известные вам слова, словосочетания, обозначающие профессию (группировка слов, словосочетаний по тематическому критерию);
  • предложите поиграть в «Снежный ком», это когда один ученик начинает монолог по заданной теме, следующий повторяет предложение первого и говорит своё, третий повторяет два предыдущих предложения плюс своё и так далее. Последний говорит весь монолог.

Фронтальный контроль аудирования, в целях сохранения времени, которого постоянно не хватает на уроке, можно провести следующим образом:

  • прослушайте текст дважды; при повторном прослушивании поднимайте зеленую карточку, если одобряете то, что услышали, и красную, если не одобряете;
  • прослушайте целиком связный текст; затем прослушайте предложения, каждое из которых сопровождается несколькими вариантами перевода на слух; используя сигнальную карточку, выделите тот вариант перевода, который адекватен содержанию текста;
  • прослушайте связный текст дважды; при повторном прослушивании поднимите сигнальную карточку, если появятся предложения, отсутствовавшие при первом прослушивании;
  • прослушайте два небольших текста; поднимите зеленую карточку, если они совпадают по содержанию;  красную, если не совпадают;

Таким образом можно сделать небольшой вывод, что фронтальная форма одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват обучающихся за единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всей группе, активизирующая деятельность каждого студента. Это «дежурная», регулярная форма контроля, которая может проводиться несколько раз в течение занятия. Прежде всего, её целесообразно использовать для контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи). В этом случае учащимся дается открытая установка. Открытый фронтальный контроль можно применить при выполнении упражнений в подготовленной форме речи, в частности при составлении планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа по принципу «снежного кома».  Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является, конечно, более совершенной формой проверки.

Наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль. Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, и объективизацию индивидуального уровня понимания авторской мысли. До последнего времени письменному контролю отводилось большое место в системе проверки. У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех обучающихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия студента точно зафиксированы, в то время как при устном ответе обучающиеся часто говорят предложение, затем тут же его исправляют, не заканчивают одно предложение и начинают другое и т. д.

Для проведения письменного контроля на уроке, преподававтель может использовать небольшие тесты. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание обучающихся, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

2.2 Итоговый контроль

Промежуточная аттестация проводится в целях повышения ответственности каждого преподавателя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Промежуточный контроль (аттестация) проводится в конце цепочки, четверти. Согласно требованиям преподававтель должен провести четыре контрольных работы: контроль чтения, контроль аудирования, контроль письма и контроль говорения.  Если из занятия в урок преподавателем хорошо спланирован текущий контроль, проводится его анализ, обсуждаются и отрабатываются ошибки, то промежуточный контроль должен приносить хорошие результаты. Конечно, в отличие то текущего контроля промежуточный носит более серьёзный характер. Обучающиеся должны показать свои знания и умения по пройденному материалу. Для того чтобы ребятам было легче при итоговой аттестации тексты промежуточного контроля должны быть как можно больше приближены к  текстам итоговой аттестации.

Заключение.

Контроль  сформированности универсальных учебных действий, в том числе будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность,  дифференцированность, объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля.

Методика преподавания иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля. Современные тенденции учебных программ предполагают усиление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Поэтому теперь контроль чаще рассматривается под углом зрения направленности внимания обучающихся на чисто контролирующую или обучающую его функцию, на смысловую сторону речи или на её «строительный материал». Поэтому содержание и организацию контроля речевых умений рассматривают в тесном единстве с контролем их материальной основы, т. е. языкового материала.

Такой ракурс помогает учителю органично включить контроль в урок, ориентируясь на новые нормы оценок, а это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку в целом, в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения.

Используемые ресурсы:

http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313

http://polevoe-school.ucoz.ru/publ/seminary/formirovanie_uud_kak_trebovanie_fgos/5-1-0-19

http://rechysh.nilimsk.ru/index.php/metodicheskaya-rabota-ou/319-fgos-osnovnye-ponyatiya

http://school-36.org/node/198

http://kamchatgeo.ucoz.ru/sbornik_biologija.pdf

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i

imcluga.ruwp-content/uploads/2013/03/УУД.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Универсальные учебные действия на уроке математики".

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обно...

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....

Проект - Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке физики в 8 классе при изучении темы «Электризация тел. Два рода зарядов»

Перед учителем стоит сложная и важная задача – организовать на каждом этапе урока активную познавательную деятельность учеников, результатом которой и будут развитые универсальные учебные действия. Эт...

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности

Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...