Проблемы формирования правовой культуры обучающихся
статья на тему

В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в содействии системности воспитания в самом глубоком смысле этого слова.  Проблема совершенствования системы правового воспитания обучающихся в профессиональных образовательных организациях в настоящее время является не менее важной, чем реформирование комплексной системы российского образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_form.pravovoy_kultury_ob-sya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области

                           Владимирский строительный колледж                                                                              

                                                                                                                                                                         

Проблемы формирования правовой культуры обучающихся

                                                                           Автор: Гладилова Татьяна Юрьевна,                                                            

                                                                        мастер производственного обучения

                                                                           высшей квалификационной категории

                                                    ГБПОУ ВО «Владимирский строительный колледж»

2018

Универсальные проблемы формирования правовой культуры обучающихся

       В современных условиях, когда у большинства молодежи проявляется иждивенческий характер образа жизни, некая инертность и незаинтересованность в саморазвитии, обществу необходимо проявлять решимость в содействии системности воспитания в самом глубоком смысле этого слова.  Проблема совершенствования системы правового воспитания обучающихся в профессиональных образовательных организациях в настоящее время является не менее важной, чем реформирование комплексной системы российского образования.

       Среди требований, предъявляемых к современному специалисту, важнейшими сегодня являются активная жизненная позиция, гражданственность, способность отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач образовательных организаций и является формирование духовности и правовой культуры будущих своих выпускников. Важную роль в решении данной задачи играет правильное использование всего комплекса правовых воспитательных воздействий на студентов как во время обучения так и во внеучебной жизни. Правовая культура общества нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание — это и есть формирование у человека правовой культуры. Данный процесс осуществляется в первую очередь учебным заведением, а затем уже семьей, государственными органами, должностными лицами и обществом в целом.

         Формирование правовой культуры студентов традиционно строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса, благодаря которому и становится возможным выделить конкретные элементы этого механизма, такие как изучение права, правовая работа (как правило, разъяснительная) и пропаганда права различными средствами. Интересно то, что для наибольшей эффективности применять эти элементы, использовать их в различных вариациях возможно как на уроках права, так и во внеучебное время. Задача правового обучения — ознакомить студентов с образцами и идеалами, с особенностями системы российского права, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России.

          Обучаясь в колледже, студенты приобретают необходимые правовые знания и умения по целому блоку дисциплин. Правовая готовность студента, а затем и выпускника профессиональной образовательной организации к взрослой полноценной жизни сочетает в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах которые на пути к успеху требуют решения, а также ценностные ориентиры деятельности, правовые нормы, ее регулирующие, умение и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности. Таким образом, формирование правовой компетенции означает освоение важнейших элементов правовой культуры. Исходя из того, что описать весь процесс формирования правовой культуры на учебных занятиях затруднительно, я хочу остановиться, на мой взгляд, на самых интересных и важных моментах этого процесса, в частности на перспективах применения компетентностного подхода на учебных занятиях. Ключевые компетенции, которые студенты приобретают в результате обучения можно представить в виде 2 групп: первая формируется не только правом, но и многими другими смежными учебными предметами; вторая – преимущественно средствами правоведения. К первой группе можно отнести:  компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности - знания приобретаются из различных источников социальной информации: философских, правовых, политических, статистических и т.п.;  компетентность в сфере трудовой деятельности формируется посредством раскрытия экономических, правовых, этических и других аспектов трудовой деятельности;  компетенции, связанные с возникновением информационного общества приобретаются благодаря механизму развития способности критического отношения к рекламе, к информации, распространяемым по каналам СМИ. Ко второй группе я бы отнесла:  компетентность в сфере государственно-правовой общественной деятельности, которая формируется в процессе развития способности у студентов брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов;  компетентность в семейно-бытовой сфере приобретается в процессе изучения нравственно-психологических и социологических основ семьи;  компетентность в сфере имущественных отношений, так как правовые дисциплины раскрывают сущность этих отношений, характеризуют права и ответственность собственника, выявляют аспекты правового регулирования имущественных отношений;  компетентность в потребительской деятельности, так как изучение права формирует знания и способствует приобретению опыта решения практических задач, связанных с выполнением роли потребителя;  компетентность, касающаяся жизни в многокультурном обществе, ведь именно право дает материал, позволяющий сформировать взгляд на опасные последствия расизма, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма, содействует воспитанию толерантности, пониманию и уважению иного образа мысли и образа жизни, способности существовать с людьми других культур.

         Также следует заметить, что компетентностный подход предполагает не просто изложение материала и не просто практические выводы, вытекающие, как правило, из этого материала, здесь представлена целая система компонентов, необходимых для формирования правовой компетенции:  знания;  способы деятельности (различного рода умения и навыки);  опыт творческой деятельности, сформировавшийся при участии в ролевых играх, при самостоятельном решении проблемных задач, при самостоятельном анализе нормативных документов;  ценностные ориентиры (на уроках права студенты сталкиваются с ситуациями, затрагивающими как ценности, так и антиценности, формируя своё отношение и к тем и к другим);  мотивы деятельности, такие как чувство гражданского долга, понимание ответственности за свои поступки, чувство сопричастности к общественным событиям и т.д.;  самоорганизация обучающихся.

          Компетентностный подход – не единственная возможность формирования правовой культуры на уроках права. Но он, я считаю, достаточно актуален наряду с принципами фундаментальности образования, с личностно- ориентированным подходом и другими современными требованиями к учебному процессу и поэтому широко применяю его в своей деятельности. Изучение права, по моему мнению, не может быть неинтересным. Практика показывает, что студенты являются активнейшими участниками этого процесса, иногда даже субъектами его, нужно только тщательно обдумать и грамотно спланировать учебное занятие, вовлекать ребят в работу, активизировать их деятельность. Поэтому-то и необходима творческая разработка новых форм и приёмов образовательно-правовой работы, соответствующих времени и новым потребностям студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья на тему: «РОЛЬ ЭКСКУРСИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»...

Универсальные приемы формирования правовой культуры обучающихся

Некоторые приемы и способы, которые я использую в своей работе....

Статья на тему: "Актуальные проблемы формирования патриотической культуры подрастающего поколения"

Статья на тему патриотического воспитания у подрастающего поколения...

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»...

Проблема формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся экспериментальные данные, характеризующие особенности пред...

Формирование правовой культуры

Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государств...

Модель включаемого модуля по формированию правовой культуры (опорный урок)

Автором был разработан и проведен опорный урок. Тема урока: «Труд как ценность. Трудолюбие». Цель урока: формирование отношения ребенка к труду как к ценности, воспитание трудолю...