Статья на тему: "Актуальные проблемы формирования патриотической культуры подрастающего поколения"
статья по теме

Нуттунен Елена Александровна

Статья на тему патриотического воспитания у подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24 КБ
PDF icon elibrary_27634130_31369454.pdf974.28 КБ
PDF icon elibrary_27656976_32104165.pdf1.46 МБ
PDF icon elibrary_27695289_56690194.pdf184.2 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.035

Нуттунен Елена Александровна

преподаватель литературы, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж «Звездный»

Актуальные проблемы формирования патриотической культуры подрастающего поколения

Аннотация. В статье описываются актуальные проблемы по формированию патриотической культуры у молодого поколения. Описываются выявленные автором вопросы формирования  патриотической культуры, предложения и перспективы.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическая культура, исторические знания.

Nuttunen Elena Aleksandrovna

Literature Teacher, St. Petersburg State Budget Professional Educational Institution "Zvezdny" College

Actual problems of formation of patriotic culture of the younger generation


     Annotation. The article describes current problems in the formation of patriotic culture among the younger generation. The author describes the questions of patriotic culture formation, proposals and prospects.

     Key words: patriotism, patriotic culture, historical knowledge.

         

     На сегодняшний день приоритетным вопросом в модернизации российского образования остается формирование патриотической культуры у подрастающего поколения. Эта проблема обуславливается  разрывом исторических связей между поколениями, что  ведет к утрате ориентиров патриотического воспитания, разъединяет поколения россиян. Таким образом, современная постановка вопроса о патриотизме как значимой социокультурной ценности определяется, в первую очередь, разрушением идеологии российского общества, в которой одной из составных частей была система воспитания патриотизма.  Во-вторых, несхожестью новой России с Советским Союзом, в связи с чем, прежние формы и методы патриотического воспитания, отчасти, являются устаревшими.

В связи с этим возникает потребность в усилении  ценностей, которые могли бы сыграть консолидирующую роль, объединяя различные поколения, выступив основой для возрождения присущих нашей культуре ценностей. Такую «аксиологическую силу имеет патриотизм, являющийся особой ценностью, способный стать основой духовного единения, гармонизации общества, сохранения его самобытности и своеобразия в многоликом человеческом сообществе, обеспечивая целостность российского народа[1].

Актуальность темы подтверждают государственные программы, направленные на воспитание патриотизма, такие, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы»; «Национальная Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг», Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также принятые комплексные программы федерального, регионального и местных уровней.

Для решения поставленной проблемы Правительство Российской Федерации в своем постановлении отметило, что «экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания…Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам… В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства»[2].

Во все времена одним из важных направлений в педагогике было - воспитание у ребенка правильного отношения к своей Родине. В толковом словаре С. И. Ожегова понятие патриот трактуется, как «человек, проникнутый патриотизмом, а «патриотизм», как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»[3]. Патриотизм есть основа жизненных ориентаций, определяющий жизненную стратегию развития личности, общества, государства, смысл и самоценность жизни гражданина России[4]. Патриотическое воспитание – это формирование и развитие социально-значимых ценностей, чувства гражданского долга в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях[5]. Патриотическую культуру можно определить, как совокупность устойчивых компонентов патриотического сознания, традиций, ориентаций и поведения, содержащую такие характеристики патриотического поведения, как «уровень включенности» в деятельность патриотических институтов и организаций, и непосредственное участие в практической деятельности. Патриотическая культура как часть культуры развивается по мере накопления исторического опыта и основана на сочетании новых и традиционных элементов патриотического сознания и поведения людей.[6]

Патриотически  ориентированные знания, ценности, нормы составляют ядро патриотической культуры, стабильную часть которой определяет поведенческие проявления и деятельностные сценарии личности. Патриотическая культура является компонентом общей культуры человека, где раскрывается национальное самосознание человека и чувство принадлежности ко всей многовековой истории государства. Понятие «патриотическая культура», в отличие от всеохватывающего исторического сознания, акцентирует как раз институциональный и рефлексивный, сознательно направляемый («культивируемый») аспект представлений о прошлом[7]. Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения осуществляется через уважение к истории своей Родины, во взаимопонимании и уважении межу народами.

  Патриотическая культура предполагает наличие соответствующих знаний, умений, навыков и потребностей взаимодействия с традиционными основами российского общества, с самыми разными социокультурными временами, пространствами и явлениями российской историей. Следовательно, именно историческое сознание молодого поколения является одним из значимых факторов оптимизации и эффективной реализации процесса формирования их патриотической культуры.

Таким образом, актуальность проблемы формирования патриотической культуры у молодого поколения подтверждается тем, что русскую педагогическую мысль всегда отличала патриотическая направленность. Традиции воспитания молодого поколения всегда основывались на любви к своему дому, к малой родине, своему Отечеству. Отсюда в наши дни огромную важность приобретает формирование патриотической культуры в контексте новых изменений, происходящих в обществе.

Литература

  1. Вырщивиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание

молодежи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград. 2006. – 250 с.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»М.,2010 –С. 10.
  2. Золотова Н.Д. Изменение системы ценностей человека в современной России// Барулинские чтения: Россия в эпоху социальных трансформаций. Барнаул. Из-во: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 2016. – 182 с. С. 41- 51.
  3. Иванова С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России / С. Ю. Иванова. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2003.С. - 245-250.
  4. Ильинская И.П. Формирование патриотизма и гражданственности школьников в условиях нарастания «кризиса иентичности» и становления поликультурной среды// Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т.7. № 4-2. С. 75-90.
  5. Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом : кол. моногр. в честь проф. И. М. Савельевой / отв. ред. А. Н. Дмитриев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Издат. дом «Высшая школа экономики», 2012. С. 10.
  6. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Исторические знания в музейном пространстве как базовая составляющая формирования патриотической культуры младших школьников//Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 461.
  7. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций//Наука и школа. 2016. - №6. С. 193-200.
  8. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры у младших школьников// Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 133-140.
  9. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.М.,2006. С.496
  10.    11. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные соц.Опрсов.//Вестник Россииской академии наук. Том 75.2013.№2.
  11. Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения // Современные

исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 6 (14), 2012. – С.2.


[1] Иванова С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России / С. Ю. Иванова. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2003.С. - 245-250.

[2] Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные соц.Опрсов.//Вестник Россииской академии наук. Том 75.2013.№2.

[3] Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.М.,2006. С.496.

[4] Вырщивиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград. 2006. – С.34.

[5] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»М.,2010 –С. 10.

[6] Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 6 (14), 2012. – С.2.

[7] Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом : кол. моногр. в честь проф. И. М. Савельевой / отв. ред. А. Н. Дмитриев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Издат. дом «Высшая школа экономики», 2012. С. 10.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

Аннотация. В статье описывается программа по формированию основ патриотической культуры у молодого поколения, которая была проведена в историко-литературном музее города Пушкина.Ключевые слова: патрио...

Формирование физической культуры подрастающего поколения в процессе физического воспитания как основа здоровья населения.

В настоящее время здоровье населения России характеризуется низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сейчас нет практически ни ...

Состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В статье описывается состояние Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе развития и их значение в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения....

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях

Обзор литературы у книжной выставки «Суровое войны лицо«Годы Отечественной войны  не забудутся никогда. Чем далее, тем всё живей и величественней развёрнуты они  в нашей памяти, ...

Статья на тему: "Актуальные проблемы обучения иностранному языку"

Почему так трудно изучать английский язык....