Влияние стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей
учебно-методический материал

Кошелева Оксана Евгеньевна

Проблема психологического здоровья детей является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Под давлением негативных воздействий современной жизни эмоциональная сфера ребенка подвергается серьезным перегрузкам. А ведь именно эмоциональная стабильность – залог его психологического здоровья. Это основа для осознания ребенком себя. Главным условием физического и душевного здоровья ребенка является эмоциональное благополучие.

Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих необходимые условия для сохранения и поддержания психологического здоровья ребенка, является семья. В семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, именно в ней начинается развитие познавательных способностей, ценностных ориентации, самооценки и личности ребенка. Разразившийся в стране экономический и социальный кризис не мог не оказать серьезного влияния на жизнедеятельность семей и, как следствие, не отразиться на психологическом здоровье детей. Лишившись прежней государственной поддержки, многие семьи не смогли приспособиться к новым условиям и результатом этого стала дисгармония семейных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_stilya_vospitaniya_v_seme_na_psih.zdorove_detey.docx137.94 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ………………………………………………………………………..5

1.1.ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ…...5

1.2.ОСОБЕННОСТИ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………….10

1.3.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………13

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ................................................................................................................…17

2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………17

2.2.РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ…………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….......29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….......31

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема психологического здоровья детей является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Под давлением негативных воздействий современной жизни эмоциональная сфера ребенка подвергается серьезным перегрузкам. А ведь именно эмоциональная стабильность – залог его психологического здоровья. Это основа для осознания ребенком себя. Главным условием физического и душевного здоровья ребенка является эмоциональное благополучие.

Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих необходимые условия для сохранения и поддержания психологического здоровья ребенка, является семья. В семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, именно в ней начинается развитие познавательных способностей, ценностных ориентации, самооценки и личности ребенка. Разразившийся в стране экономический и социальный кризис не мог не оказать серьезного влияния на жизнедеятельность семей и, как следствие, не отразиться на психологическом здоровье детей. Лишившись прежней государственной поддержки, многие семьи не смогли приспособиться к новым условиям и результатом этого стала дисгармония семейных отношений.

В настоящее время формируется устойчивая точка зрения в том, что детско-родительские отношения являются одним из факторов, влияющих на психологическое здоровье детей, негативные всплески  которого проявляются в неадекватном эмоциональном реагировании детей младшего школьного возраста. Считаем необходимым провести исследование влияния стилей родительского воспитания и психологического здоровья детей, взяв за основу младший школьный возраст.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: взаимосвязь стиля родительского воспитания и психологического здоровья детей.

Цель исследования: эмпирическим путем выявить взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологического здоровья детей.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

- Дать характеристику стилей родительского воспитания.

- Изучить особенности  психологического здоровья детей младшего школьного возраста.

- Описать связь стилей родительского воспитания и психологического здоровья у детей младшего школьного возраста.

- Выявить связь стилей родительского воспитания и психологического здоровья детей.

Теоретико-методологическая база исследования. Общие методологические принципы психологии: системность (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), принцип единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), научные работы по проблеме исследования, основанные на изучении влияния родительского отношения на личность ребенка (труды Г.Х. Бондарева,  Л. Лоскутникова, Е.П. Митина, Э.Г.Эйдемиллера и В.В. Юстицкого и др.).

На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез;

- эмпирические: тестирование.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения влияния стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей младшего школьного возраста.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка используемых источников и приложений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Семья – главная среда обитания, место рождения ребёнка. В ней он постигает тот образ жизни, который будет создавать и развивать в себе и физически, и духовно. Как определённая социальная общность, семья интересовала ученых во все времена. Не смотря на это, в современной науке так и не сложилось однозначного толкования понятия.

Так, психологический словарь трактует определение семьи как «малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [Лебедева, c.33].

В социологическом словаре семья рассматривается как «первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека».

Рассмотрим ряд определений, которые были даны авторами.

Е.И. Артамонова пишет, что «семья является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта [Артамонова, с.34].

Семья, по мнению А.Г. Харчева, есть «исторически конкретная система взаимоотношение между супругами, между родителями, и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, обязанностью быта и взаимной моральной ответственности и социальная необходимость в которой обусловлено потребность общества физическом и духовном воспроизводстве населения» [Харчева, с.71].

А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержания существования членов семьи». Также автор указывает на то, что семью создает отношение «родители - дети» [Антонов, с.125] .

Семья выполняет ряд задач: разведение (из-за желания производить потомство); экономические (связанные с семейным питанием, одеждой и покупками, обслуживанием, улучшением дома и т.д.); свободное время; общение, эмоциональное. Это должно включать образовательные мероприятия. Это потому что это оказывает огромное влияние на молодое поколение. Влияние этой деятельности на семью отражается в различных стилях воспитания, о поведении которых мы расскажем ниже.

В психологии имеется целый ряд классификаций родительского воспитания  Дж. Болнуина, Г. Крайга, Л.Г. Саготовской, Э.Г. Эйдемиллер, Д. Элдер.

Мы остановимся на классификации Г. Крайга, который в основу своей классификации положил критерии степени родительского контроля и доверительности.

Анализируя педагогическую литературу, можно увидеть, что нет конкретных рамок по проблемам семейного воспитания; родители не всегда используют один и тот же стиль обучения при общении с детьми. Стили родительского воспитания неосознанно используются родителями, но они могут только быть.

Детское поведение, по словам Скайе, с такими родителями. Он описывает, как заставить их быть самими собой, решать свои проблемы самостоятельно. Анализируя учебные тексты, мы видим, что нет конкретных представлений о проблемах семейного обучения, и родители не всегда используют один и тот же стиль обучения при общении с детьми. Родительские стили используются без родительских знаний, но не могут.

Эти дети ленивы, им не нравится работать, равно как и умственно или физически. Они дают обещания, но они не встречают их, они не просят себя, но они просят других. Они всегда кого-то обвиняют. Уверенность в себе в старости основана на осторожности. Существует проблема с поведением детей, которые заботятся о своих родителях, что создает постоянные конфликтные ситуации.

Когда дело доходит до либерального стиля, по мнению Е.И. Артамонова, родители здесь сознательно ставят себя наравне с ребенком, предоставляя ему полную свободу [Артамонова, с.90]. Поведенческие правила, ограничения, никакой реальной помощи, в которой нуждается ребенок.

Детское поведение, по словам Скайе, с такими родителями. Он описывает, как заставить их быть самими собой, решать свои проблемы самостоятельно. Анализируя учебные тексты, мы видим, что нет конкретных представлений о проблемах семейного обучения, и родители не всегда используют один и тот же стиль обучения при общении с детьми. Родительские стили используются без родительских знаний, но не могут.

Эти дети ленивы, им не нравится работать, равно как и умственно или физически. Они дают обещания, но они не встречают их, они не просят себя, но они просят других. Они всегда кого-то обвиняют. Уверенность в себе в старости основана на осторожности. Существует проблема с поведением детей, которые заботятся о своих родителях, что создает постоянные конфликтные ситуации.

Когда дело доходит до либерального стиля, по мнению Е.И. Артамонова, родители здесь сознательно ставят себя наравне с ребенком, предоставляя ему полную свободу [Артамонова, с.90]. Поведенческие правила, ограничения, никакой реальной помощи, в которой нуждается ребенок [Мальтинникова, с.122].

Родители, которые используют власть со своими детьми, поощряют и поощряют своих детей. Они координируют действия детей и принимают законы, которые учитывают их потребности и интересы, признают права детей, но требуют дисциплины, которая устанавливает правильное социальное поведение у детей. Эти родители всегда готовы помочь, они развивают независимость и ответственность. Родители и дети сотрудничают, принимают равные меры, но авторитет остается за взрослым. Эту метафору можно назвать «золотой серединой» [Лапшина, c. 56]. 

В таких семьях дети часто растут с уверенностью в себе и самоконтролем. Основная цель современного образования - создать гармоничную личность. Дети растут как независимые, эффективные, умные и уверенные в себе люди. Они могут никогда не быть идеальными детьми, но они прислушиваются к мнению и пытаются контролировать свое поведение. Дети часто становятся хорошими учениками, руководителями команд. Родители воспитывают своих детей вместе и способствуют будущему. Такие дети становятся менее благосклонными и имеют поддержку семьи.

Выбор в области семейного образования основывается главным образом на поведении детей и родителей, семейных традициях и моральных принципах. В случае с образованием родителей был установлен большой отпечаток пальца.

Таким образом, нами была представлена характеристика стилей родительского воспитания. За основу была взята классификация Г. Крайга и его четыре стиля семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, и индифферентный. Отметили, что самым оптимальным является авторитетный стиль, самым негативным индифферентный.

  1.  ОСОБЕННОСТИ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье детей является одной из основных ценностей, которые в настоящее время обеспечивает образование. Состояние психического здоровья детей является важной частью их общего здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». A. Петровский и М. Джаяровский определяет следующее: «… Психическое здоровье - это состояние психического благополучия, которое характеризуется отсутствием травматических психических состояний и достаточным поведением и активностью в условиях окружающей среды». [Максачева, с.23]. Основой психического здоровья является полное умственное развитие ребенка на всех уровнях. Психическое здоровье является основой психологического здоровья.

Этот термин включает в себя два понятия: психология человека и психология здоровья. Они формируют основные категории как научного, так и практического психологического развития.

Впервые термин психологическое здоровье открыл труд психологов. Автор опирается на концепцию личности в целом, которая тесно связана с высшими проявлениями человеческого духа. Под термином И.В. Дубровина понимает  «нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов,  относит к здоровью проявления человеческого духа» [Дубровина, с.45].

О. В. Хухлаева описывает психологическое здоровье, как «необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности». А.Б.Холмогорова понимает под данным понятием «процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты» [Холмогорова, с.72].

Л. Р. Кашкарева понимает под психологическим здоровьем «оптимальное функционирование всех психических структур человека, необходимых для текущей жизнедеятельности, динамической гармонии человека, подразделяющуюся на внешнюю и внутреннюю, обеспечивающую активный динамический баланс между человеком и окружающей средой» [Кашкарева, c.24].

Р. Аджоли отмечает, что определяя психологическое здоровье как «баланс между различными аспектами личности человека», помня, что основная цель психологии - найти человека, который сможет найти место в опыте человека [Айварова, c.65].

В большинстве своем, исследователи сходятся в таких ключевых позициях как стрессоустойчивость, гармония и духовность, трактуя понятие «психологическое здоровье».

Инновации могут быть адаптивными, адаптироваться к уровням психологического здоровья ребенка. Такая классификация может быть прослежена до ТП. При условии. Вайгель.

Поэтому автор классификации утверждает, что высочайший уровень творчества - это изображение самого необычного ребенка-творца в реальной жизни. Это дети, которые не нуждаются в психологической поддержке. Они соответствуют любой среде.

Это показывает, что средний уровень адаптации адаптирован к сообществу. В то же время дети не имеют достаточного веса для психологического здоровья, и им нужны групповые упражнения в направлении профилактического отношения. Это группа относительно высокого риска, очень большая.

Наконец, уровень включает детей с дисбалансом в психических процессах. Эти люди хотят изменить мир вокруг себя, которые не готовы изменить себя (со сверстниками, юристами и т. Д.). Дети приспосабливаются к своим потребностям и желаниям и приспосабливаются к потребностям внешнего мира.

Эти «комфортные», тихие дети, трудолюбивые и прилежные ученики, родители гордятся. Учителя приводят примеры самосовершенствования, часто приводящие к кризису. Эта группа действительно нуждается во внимании из-за внешней безопасности, которая на самом деле не вызывает стресса у взрослых.

Что касается психосоциального здоровья в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что этот возраст чаще ассоциируется с психологическими («семилетний кризис») и клиническими перспективами (вероятность развития патологии и неврологических заболеваний). Установите контекст текущего кризиса развития в контексте опыта ребенка. В связи с этим психология является важной научной задачей, которая способствует развитию эмоциональной среды для ребенка младшего школьного возраста или развитию сложного развития.

На данном этапе, по А.И. Антонову, у младшего школьника происходит второй физиологический кризис: осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникает рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Из-за насыщенности обучения у учащихся появляются риски возникновения утомляемости, неуверенности в себе, в своих силах, знаниях, что отражается на неуспеваемости развития психических процессов. А  это в свою очередь может привести к ряду проблем, сформированности негативных черт характера и возникновению психических и психологических травм [Антонова, с.80].

Впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Младший школьник познает себя только в учебе и школьном поведении и на этих же основаниях строит свою самооценку. Ограниченность критериев  ситуации неуспеха ведет к значительному снижению самооценки детей.

В этот век реального кризиса развития характер ребенка обладает сложным набором переживаний. Если ребенок начальной школы чувствует эмоциональное благополучие в своей семье, ему это нравится, и даже если это не важно для родителей, насколько важно общаться с родителями. Только (или почти) семья может обеспечить полное психологическое здоровье ребенку, конечно же, всей семье. Отношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером друга и психологическим здоровьем родителей, семейной жизнью, здоровьем, благополучием и счастьем. Как и ребенок начальной школы, его или ее семья зависит от психологического здоровья. Типы семейных исследований, ссылка для обсуждения ниже.

  1.  СВЯЗЬ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Взаимоотношения между родителями и детьми тесно связаны со стилем родительского воспитания и отражение этого находим на психологическом здоровье детей младшего школьного возраста.

Согласно мнению А.И. Захарова, В.Н. Мясищева и других авторов, занимающихся рассмотрением характера взаимоотношений и психологического здоровья, «в воспитании ребенка семья выступает в качестве положительного или отрицательного фактора».

Характер семейных отношений влияет не только на истинное развитие ребенка, но и на чувство благополучия, личной ценности и способностей, а также на психическое здоровье. С. По мнению Броди, психологические и поведенческие проявления воспитания детей и связанные с ними закономерности воспитания детей и детей [Апряткина, с.176].

Для того чтобы ребенок вырос в любви от матери и отца, важно, чтобы ребенок вырос в идеальной семье, получил любовь. Отношения между родителями оказали большое влияние на личность ребенка. Насилие в семье, уязвимость делают ребенка агрессивным, обеспокоенным и плаксивым. Разногласия между браками могут оказать негативное влияние на детей.

Семья разрушает личную личность семьи, укрепляя или разрушая психическое здоровье человека. Семья предпочитает выражать эмоции, некоторые тяготеют, другие распыляют. Он продвигает или ограничивает личные интересы, удовлетворяет или подавляет личные интересы, идентифицирует личность, определяет опасность в жизни, устанавливая «я».

Существует определенная связь между личностными качествами ребенка, семейными отношениями и характером ребенка.

М. Мед изучал древнейшие общины и делал интересные наблюдения. В обществах, где у ребенка вредные привычки, часто формируется негативное поведение. В частности, программа общения для взрослых распространяется на: мать кормила грудью во время кормления грудью. Обучение в течение всей жизни остается очень трудным: часто применяются штрафы, что приводит к таким проявлениям поведения, как беспокойство, сомнение, насилие, эгоизм и жестокость.

После обширных исследований Ironron темы стали жестокими и горькими детьми. Родители этих детей были агрессивны по отношению к своим детям (детям, которые не хотели, чтобы их оставили) А.А. Бодалев считает, что оценка - это простое повторение оценки взрослым и официальным авторитетом ребенка. Поэтому родители - это стандарт, по которому дети могут сравнивать и развивать свое поведение [Валеева, с.62].

По мнению автора, приемлемая позиция способствует установлению таких черт, как раздор, непослушание, раздор, обман, воровство и антиобщественное поведение. Это родительское окружение ограничивает эмоциональное развитие детей. В некоторых случаях они делают их застенчивыми и беспомощными.

Способность поддерживать контакт с ребенком возрастает по мере того, как человек становится неспособным установить сильные эмоциональные связи, а также создает эмоциональные потрясения. Часто таким детям не хватает способности продолжать и сосредоточиться в школе, они удивительно стеснительны, часто стеснительны и часто конфликтуют со своими родителями и школой.

Положение чрезмерно требовательных родителей часто ослабляет ребенка своими собственными силами, способствует чувству благополучия, застенчивости, чрезмерной эмоциональности и смирения и мешает вниманию. У него могут быть связи с учебой и другими.

Права ребенка признаны признанным родителем, который постепенно развивает дружбу и лояльность ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются жить максимально независимо. Эти дети более креативны, и им нравится их креативность [9, c.23].

Чрезмерное родительское воспитание может снизить социальную зрелость ребенка. В зависимости от матери или отца, макаронных изделий, отсутствия мотивации, беглости и поведения, таких как «избалованный ребенок», с одной стороны, чрезмерная уверенность в поведении, высокомерие, чрезмерные требования и угнетатель B, который общается с ребенком. Родители, а с другой стороны, беспокойство, постоянное беспокойство, страх.

Когда родители проявляют разумное доверие к ребенку, учат его свободной личности, он может хорошо общаться со сверстниками;

Психологи-психологи определили три группы детей с поведенческими проблемами, связанными с конкретными учебными влияниями в семье. Следующие зависимости устанавливаются психологами:

А) Сильные родители - мотивированные, дружелюбные, добрые дети.

Б) Автор родителей - депрессия, беспокойство, конфликт детей.

В) Равнодушные родители - агрессивные, агрессивные дети [Кашкрева, с. 424].

Наиболее подходящим является отношение ребенка к своему ребенку, когда он принимает то, кем он является, с точки зрения его внешности, его внешности и его умственных способностей. Они хорошо знают потребности ребенка. Они знают свою эмоциональную нейтральность. В своем положении они дают чувство уверенности и уверенности в завтрашнем дне, и, как правило, эти молодые люди психологически здоровы.

Психические расстройства у подростков часто относятся к серьезным нарушениям в семейной жизни. Подражая своим родителям, дети этих семей могут неправильно понимать духовные и материальные ценности.

Поэтому на основании полученных данных можно сделать вывод, что на психологическое здоровье влияют два основных фактора: определенный стиль воспитания в семье; пример родительского отношения и поведения. Чтобы продемонстрировать это, мы проведем исследование взаимосвязи стилей воспитания и психологического здоровья детей.

ГЛАВА 2. ЭМПИМРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ СТИЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Эмпирическая часть исследования осуществлялась с февраля по март 2020 года на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Тобольска (далее МАОУ «СОШ № 17»). В качестве испытуемых выступили учащиеся 3б класса в возрасте 9-10 лет (20 человек) и их родители. Все дети воспитываются в полных семьях. Всего в исследовании участвовало 40 человек.

Цель исследования – изучить взаимосвязь между психологическим здоровьем младшего школьника и стилем воспитания в семье.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы взаимосвязи психологического здоровья младшего школьника и стиля воспитания в семье в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучить и охарактеризовать различия в показателях психологического здоровья младших школьников, воспитывающихся у родителей с разным стилем воспитания в семье.

3. Изучить и описать характер взаимосвязи между показателями психологического здоровья младших школьников и стилем воспитания в семье.

Мы провели эмпирическую работу по изучению компонентов психологического здоровья с помощью следующих методов (таблица 1):

Таблица 1

 Содержание диагностической программы

№  

Название методики, ее автор

Цель методики

1 1

Домики (О.А. Орехова)

Выявление отношения ребенка к школе к школе

2

Цветовой тест Люшера (Люшер)

Определение психологического состояния и эмоциональной устойчивости

3

Лесенка (В.Г. Щур)

Определение особенностей самооценки ребенка

4

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Определение уровня тревожности ребенка

5

Методика Рене Жиля

Изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими

6

тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина)

Отношения родителей к детям

Также была задействована методика по выявлению родительского стиля. Такой методикой послужил для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

«Домики» (О.А. Орехова).

Цель – выявление уровня адаптации ребенка к школе

Согласно экспериментальному методу, коэффициент цветового коэффициента. Эксперимент позволяет социальной традиции исследовать эмоциональное пространство ребенка с точки зрения повышенных эмоций, личных предпочтений и направления движения, что особенно важно в эмоциональном состоянии ребенка в школе.

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина) предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребёнку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка и его поступков.

«Цветовой тест Люшера» (Люшер).

Цель – определение психологического состояния и эмоциональной устойчивости.

Хорошо известно, что воздействие цвета может оказывать физиологическое и психологическое воздействие на человека. Давно считается в искусстве анестезии и промышленной гигиене. Это также может быть рассмотрено в психологических тестах, так как эмоциональные реакции на цвет можно определить по выбору, небрежности или сопротивлению.

«Лесенка» (В.Г. Щур) ставит целью определить особенности самооценки ребёнка.

Этот метод используется для оценки моделей мышления ребенка, того, как думают другие люди, и как эти идеи связаны друг с другом.

«Испытание тревоги» (Р. Тилль, М. Дор, В. Аминь).

Цель состоит в том, чтобы определить уровень беспокойства ребенка.

Материал для испытаний имеет ширину 14 см 8,5 * 11 см.

Каждое изображение сделано в двух вариантах для девушки (на рисунке изображена женщина) и для мужчины (на рисунке изображен мужчина). Лицо мальчика на картинке неудачное, показывает только голова. На каждой картинке есть еще две картины головы ребенка в сочетании с выражением на картинке. Одна из картин - лицо ребенка, а другая - грустное лицо.

Числа показывают ребенка в строго перечисленном порядке, один за другим. Обсуждение будет проходить в отдельной комнате. Учитель подарил картинку своему сыну и дал инструкции.

«Метод Рене Гейлса».

Цель состоит в том, чтобы изучить социальную компетентность ребенка и отношения с другими.

Метод является визуальным и устным и имеет 42 изображения, изображающие младенцев или детей и взрослых, а также письменные задания. Основное внимание уделяется выявлению поведения в различных жизненных ситуациях, которые важны для ребенка и влияют на его отношения с окружающими.

Кроме того, метод был использован для изучения взаимоотношений между родителями и детьми. Это направление было выполнено с использованием опросника для определения родительских отношений (А. Вирга, А. Столлин). С помощью этого метода определяется характер отношений между детьми и родителями. Здесь важно отметить, что анкета предназначена для ребенка, а не для родителей.

Этот тест предоставляет инструмент психологической диагностики, предназначенный для выявления восприятия родителей, понимания различных эмоций ребенка как системы, уровня поведения, используемого при работе с ребенком; Анкета содержит 61 описание. Анкета была заполнена обоими родителями каждой семьи.

измерения

Я - «Принять - Отклонить»;

II - «сотрудничество»;

 III - «симбиоз»;

IV - «Авторство авторов»;

V – «Маленький неудачник»

«Истина» учитывается при расчете результатов тестов по всем шкалам.

Перейдем к результатам диагностики.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ

В начале исследования  был проведен тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

Анализ результатов родительского запроса показывает:

1. Наиболее заметным показателем IV в семьях 01 и 11 является гипотеза авторов.

2. В семье 02 и 12 - V шкала - «маленький неудачник», младенец.

3. В 03 и 13 семьях - V шкала - «маленький неудачник», младенчество.

4. Измерения в семье 04 и 15 - III, симбиоз.

5. Симбиоз в 05 и 14 III семьях.

6. В семье от 06 до 18 лет - II измерение, социальное отчаяние.

7. Мера 07 и 16 - IV в семье, гиперсоциализация.

8. В семьях 08 и 17 - III измерение, симбиоз.

9. В семье 09 и 20-в масштабе «маленький неудачник».

10. В 10 и 19 семьях - IV размерность, последовательность.

Общий анализ

В зависимости от моей цели (принять - отклонить) - 0 семей

Согласно Мере II, 2 семьи, 10% - 06, 18 родителей ценят интеллектуальные и творческие способности ребенка и гордятся этим.

По III параметру (симбиоз)  - 6 семьи, 30% - 04,  05,  08, 14, 15, 17. Эта часть родителей стремится к симбиозу с ребенком, с одной стороны, они хотят видеть их взрослыми, с другой стороны, они подавляют свою инициативу и не позволяют им принимать самостоятельные решения.

По IV параметру (гиперсоциализация) - 6 семьи, 30%  - 01, 07, 10, 11, 16, 19. Эти родители предписывают свои отношения с детьми, требуя безусловного послушания и дисциплины от своих детей.

По шкале V (низкий проигравший) - 6 семейств, 30% - 02, 03, 09, 12, 13, 20. В связи с этим родители следят за младшим ребенком в реальном возрасте. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка по-детски нежелательны для родителей. Дети не кажутся здоровыми, успешными или неэффективными. В связи с этим родители стараются спасти ребенка от жизненных проблем и тщательно следить за его действиями.

Представим результаты теста-опросника «Родительско-детские отношения» (рис.1).

Рис.1. Результаты по методике «Детско-родительские отношения»

Так, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

В данном случае целесообразно, на наш взгляд, формировать у родителей детей систему навыков, которая бы обеспечивала партнерское взаимодействие с ними. Всё это позволит наладить детско-родительские отношения и улучшить психологическое здоровье семьи.

На втором этапе исследования изучались показатели психологического здоровья младших школьников из семей с разным типом воспитания отношений.

Так, по методике «Домики» О.А. Орехова результаты получились следующими (рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты по методике «Домики» О.А. Орехова

В соответствии с результатами, полученными в методологии «лож», было установлено, что 35% детей (7 человек) в этой группе положительно относятся к школе, 35% (7 человек) имеют двойственное отношение и 30 % отрицательно относится к школе.

По методике Цветовой тест Люшера результаты оказались следующими (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты по методике «Цветовой тест Люшера»

Результаты цветового теста Люшера показали, что 35% (7 человек) имеют стабильную эмоциональную устойчивость, 35% (семь детей) – нестабильную и 30% - напряженную эмоциональную устойчивость (шесть детей).

Представим результаты по методике В.Г. Щур «Лесенка» (рисунок 4).

Рисунок 4. Результаты по методике В.Г. Щур «Лесенка»

Результаты, полученные методом Лесенки, показывают, что 20% опрошенных были самоуверенны, 40% чувствовали себя уверенно и не знали многих детей, что является шокирующим показателем психологического здоровья.

Далее представим результаты по методике Р. Тэммл «Тест тревожности» (рисунок 5).

Рисунок 5. Р. Тэммл «Тест тревожности»

Результаты, полученные в «Тесте тревожности» показали, что 25% детей имеют низкий уровень тревожности, 45% - средний и 30% - высокий.

В свою очередь, результаты по методике Рене Жиля показали следующие результаты (таблица 2).

Таблица 2

Социальная приспособленность и взаимоотношения с окружающими

Фамилия

Особенности взаимоотношений с окружающими и социальная пригодность

Лиана С.

Общительность, позитивное отношение к родителям

Вика Т.

Социальная адекватность поведения, ориентация на братьев и сестер

Костя Л.

Любопытство, отношение к учителю как ключевому взрослому

Кирилл К.

Закрытие, забор людей поблизости

Костя Ф.

Некоторые заборы, изоляция, несмотря на позитивное отношение к родителям и родственникам

Инесса Д.

Любопытство, открытость, позитивное отношение к сверстникам и взрослым

Саша К.

Доминирование, весёлость, позитивное отношение к лучшему другу

Лиза М.

Общительность, предпочтительное отношение к отцу

Артем М.

Некоторая закрытость, но присутствует ярко выраженная любознательность, положительное отношение к сверстникам и взрослым

Вика П.

Социальная адекватность поведения с отсутствием интереса к учебной деятельности.

Катя А.

Общительность, отношение к учителю как к авторитетному взрослому

Полина А.

Любопытство с небольшой стеснительностью, позитивным отношением к родителям

Лена В.

Определенная близость, социальная уместность поведения, позитивное отношение к взрослым

Даша В.

Огражден сверстниками с акцентом на образовательную деятельность по некоторым предметам

Никита В.

Неуважительное отношение к учителю и всему учебному процессу, позитивное отношение к друзьям, доминирование

Максим Г.

Любопытство, общительность, позитивное отношение к взрослым и сверстникам

Данил Г.

Социальная адекватность поведения, позитивное отношение к друзьям

Дима Д.

Стремление к лидерству, коммуникабельность, позитивное отношение к маме

Паша З.

Любопытство, позитивное отношение к родителям и друзьям

Андрей К.

Общительность, позитивное отношение к взрослым и сверстникам, ориентация на брата

Согласно методу Рейнольдса Гейлса, 40% студентов имеют положительную физическую форму, а 30% испытывают некоторые проблемы с окружением, потому что 20% имеют две связи, а 10% имеют отрицательные отношения с другими.

Далее был задействован опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений»  (АСВ). Выяснили, что в опрошенных семьях присутствуют самые различные стили воспитания (таблица 3)

Таблица 3

Стили воспитания родителей по методике «Анализ семейных взаимоотношений»  (АСВ)

Потворствующая гиперпротекция

Доминирующая гиперпротекция

Эмоциональное отвержение

Жестокое обращение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ результатов по опроснику показал, что на первом месте находится потворствующая гиперпротекция и составляет она 30%. Здесь мы находим сочетание таких черт, которые отражены непосредственно в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). В данном случае ребёнок находится в центре внимания семьи, его потребности удовлетворяют по максимуму. Благодаря такому стилю ребенок характеризуется истероидными и гипертимными чертами.

Следующая шкала – доминирующая гиперпротекция – составляет также 30% и включает в себя Г+, У±, Т±, 3+, С±. Здесь также находим, что ребёнок находится в центре внимания родителей, но в данном случае ребенок лишен самостоятельности, но имеет много запретов и ограничений. При данном стиле наблюдаются у ребенка астенические черты.

Следующий стиль - эмоциональный спад составляет 20% (Г-, У-, Т ±, 3 ±, С ±). Эта метафора характеризуется сознанием или, тем более, родителями ребенка в любом из негативных аспектов его жизни. Из-за расстояния между ними ребенок может чувствовать себя препятствием в жизни родителей.

Третье место по результатам занимает  жестокое обращение родителей с детьми - 10% ( Г-, У-, Т±, 3±, С+). Отвержение выходит на первый план, наблюдаются избиения ребенка, истязания, лишение удовольствия.

Четвертое место занимает гиперпротекция, составляя 10%. В данном случае родители уделяют ребёнку крайне много времени, сил и внимания.

Для того чтобы определить влияние и связь психологического здоровья и стиля воспитания, сопоставили полученные данные 1 и 2 частей практической работы. Данные занесли в Приложение.

Общий анализ показал, что наше предположение о зависимости стиля воспитания и психологического здоровья доступно. Из таблицы 3 следует, что у детей с высоким или достаточным уровнем независимости развиваются позитивные отношения с родителями, а низкий уровень независимости у детей создает условия для негативных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы, была достигнута цель, а также были решены все поставленные задачи исследования.

Так, нами была представлена характеристика стилей родительского воспитания, которая состоит из четырех стилей: авторитетный, авторитарный, либеральный и безразличный. Мы пришли к выводу, что выбор стиля семейного воспитания зависит, прежде всего, от личности детей и родителей, семейных традиций и моральных принципов. Большое впечатление производят сами условия воспитания детей. 

Было отмечено, что психология ребенка является ключевым фактором, который отражает цели и требования новых академических стандартов и определяет их применение к успеху. Психологическое здоровье молодого студента - это широкая учебная среда, любовь к учебе, вера в личные способности. Важные элементы: жизнь в трудных ситуациях, барьеры в жизни детей, позитивное настроение и обучение детей - это весело.

Это также влияет на психическое здоровье семьи. Тип воспитания, который имеет место в семье, - это тип воспитания, который реализуется в семье на основе тревоги, неуверенности в себе, эмоционального стресса или отсутствия. Но атмосфера в семье комфортная.

Эмпирическая часть исследования осуществлялась с февраля по март 2020 года на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Тобольска (далее МАОУ «СОШ № 17»). В качестве испытуемых выступили учащиеся 3б класса в возрасте 9-10 лет (20 человек) и их родители. Все дети воспитываются в полных семьях. Всего в исследовании участвовало 40 человек.

Мы провели исследование для изучения взаимосвязи между воспитанием в семье и психологическим здоровьем ребенка младшего школьного возраста. Результаты диагностики взаимоотношений родителей и детей младших школьников показали, что у детей с высоким или достаточным уровнем независимости развиваются позитивные отношения с родителями, в то время как низкий уровень независимости у детей создает условия для негативных отношений.

Поэтому считаем, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза о том, что существует связь между стилем воспитания в семье и психологическим здоровьем ребенка младшего школьного возраста подтверждена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Айваровава Н.Г. Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности // Вестник Югорского государственного университета. 2017.  С.65-68.
  2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006.  384 с.
  3. Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2017.  С.176-180.
  4. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Москва: Издательский центр «Академия», 2012. 192 с.
  5. Богданова О.Н. Влияние семьи на развитие личности ребёнка / О.Н. Богданова. Режим доступа: nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/vliyanie-semi-na-razvitie-lichnosti-rebenka (дата обращения: 10.04.2020).
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография. Москва: Педагогика, 2009.  140 с.
  7. Валеева Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений: учебно-практическое пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун- та, 2016. 250 с.
  8. Даринская В.М. Влияние психологического климата в семье на личностное развитие ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2016.  №3  С.28-33.
  9. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности.  2015. №5.  С.45-46.
  10. Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов.  Томск: ТГПУ, 2014. – 274 с.
  11. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011.  302 с.
  12. Калацкая Н.Н. Детские страхи и способы их коррекции у детей школьного возраста // Вестник НЦБЖД, 2017. № 2.  С.44-47.
  13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.  М.: Гардарики, 2015.  320 с.
  14. Кашкарева Л.Р. Диалектическая взаимосвязь между психическим и психологическим здоровьем человека как условиями его самореализации субъекта жизни // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.  С. 424-428.
  15. Кинетический рисунок семьи / Под ред. Р.С. Бернса, С.Х. Кауфмана.  М.: Смысл, 2008.  256 с.
  16. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей.  Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2018.  103 с.
  17. Лапшина Е.А. Характеристика семейного воспитания // Universum: психология и образование.  2017.  №4.– С.56-58.
  18.  Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.  2015.  № 3-1. С. 33-37.
  19. Максачева В.А. Особенности формирования психологического здоровья у младших школьников // Образование и его роль в формировании мировоззрения.  2017.  №4. С. 92-94.
  20. Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы.  Челябинск.  2019.  С. 122-125.
  21. Надеждина В. Практическая психодиагностика. Тесты и методика.  Минск, 2015.  640 с.
  22. Насонова Н.И. Особенности формирования психологического здоровья у младших школьников // Вестник Воронежского государственного технического университета.  2017.  №4. С.111-116.
  23. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов.  СПб: Речь, 2016.  360 с.
  24. Павлова Е.А. Психологическое здоровье в исследованиях разных авторов // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018014845 (дата обращения:  11.04.2020).
  25.  Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика. М.: Владос, 2018.  358 с.
  26. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие.  Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2016. 128 с.
  27. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей.  М.:Владос-пресс, 2015.  224 с.
  28. Хоментаускас Г.Т.Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. - № 1.  2006.  С.165-171.
  29. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование.  2016. №1.  С.69-84.
  30. Шевцова, С.В. Психология семьи как предмет научного анализа // Инновации в образовании.  2004. №4 – С. 79-82.


Приложение1

№  

Название методики, ее автор

Цель методики

1 1

Домики (О.А. Орехова)

Выявление отношения ребенка к школе к школе

2

Цветовой тест Люшера (Люшер)

Определение психологического состояния и эмоциональной устойчивости

3

Лесенка (В.Г. Щур)

Определение особенностей самооценки ребенка

4

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Определение уровня тревожности ребенка

5

Методика Рене Жиля

Изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими

Приложение 2

Таблица. Данные  семье (контрольная группа)

Кодирование семьи

Состав семьи

Количество детей

01

неполный

1

02

полный

2

03

неполный

1

04

полный

3

05

полный

2

06

полный

2

07

полный

1

08

неполный

2

09

полный

1

10

полный

1

11

полный

2

12

неполный

1

13

неполный

1

14

полный

3

15

полный

2

16

полный

2

17

полный

1

18

неполный

2

19

полный

1

20

полный

1


Приложение 3

Результаты по методике «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столина)

Испытуемые

баллы

интерпретация

Лиана С.

9

Симбиоз

Вика Т.

21

Кооперация

Костя Л.

20

Контроль

Кирилл К.

16

Маленький неудачник

Костя Ф.

33

Отвержение

Инесса Д.

17

Симбиоз

Саша К.

19

Симбиоз

Лиза М.

16

Маленький неудачник

Артем М.

22

Контроль

Вика П.

16

Симбиоз

Катя А.

15

Симбиоз

Полина А.

31

Отвержение

Лена В.

22

Кооперация

Даша В.

17

Симбиоз

Никита В.

21

Кооперация

Максим Г.

22

Кооперация

Данил Г.

17

Маленький неудачник

Дима Д.

15

Маленький неудачник

Паша З.

31

Отвержение

Андрей К.

20

Симбиоз

1. - Принятие – Отвержение;

2. – Кооперация;

3. - Симбиоз;

4. – Гиперсоциализация;

5. - Маленький неудачник.

Приложение 4

Результаты по методике «Домики»

Фамилия

Отношение к школе

Лиана С.

Положительное

Вика Т.

Амбивалентное

Костя Л.

Амбивалентное

Кирилл К.

Негативное

Костя Ф.

Негативное

Инесса Д.

Положительное

Саша К.

Негативное

Лиза М.

Амбивалентное

Артем М.

Амбивалентное

Вика П.

Негативное

Катя А.

Положительное

Полина А.

Положительное

Лена В.

Амбивалентное

Даша В.

Амбивалентное

Никита В.

Негативное

Максим Г.

Положительное

Данил Г.

Негативное

Дима Д.

Амбивалентное

Паша З.

Положительное

Андрей К.

Положительное

Приложение 5

Цветовой тест Люшера.

Фамилия

Эмоциональная устойчивость

Лиана С.

Стабильная

Вика Т.

Напряженная

Костя Л.

Неустойчивая

Кирилл К.

Неустойчивая

Костя Ф.

Напряженная

Инесса Д.

Стабильная

Саша К.

Неустойчивая

Лиза М.

Напряженная

Артем М.

Неустойчивая

Вика П.

Стабильная

Катя А.

Стабильная

Полина А.

Неустойчивая

Лена В.

Напряженная

Даша В.

Напряженная

Никита В.

Неустойчивая

Максим Г.

Стабильная

Данил Г.

Напряженная

Дима Д.

Неустойчивая

Паша З.

Стабильная

Андрей К.

Стабильная

Приложение 6

Методика «Лесенка»

Фамилия

Уровень самооценки

Лиана С.

Заниженная

Вика Т.

Заниженная

Костя Л.

Адекватная

Кирилл К.

Завышенная

Костя Ф.

Заниженная

Инесса Д.

Адекватная

Саша К.

Адекватная

Лиза М.

Адекватная

Артем М.

Заниженная

Вика П.

Заниженная

Катя А.

Адекватная

Полина А.

Заниженная

Лена В.

Заниженная

Даша В.

Заниженная

Никита В.

Адекватная

Максим Г.

Завышенная

Данил Г.

Адекватная

Дима Д.

Завышенная

Паша З.

Завышенная

Андрей К.

Адекватная

Приложение 7

«Тест тревожности» Авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Фамилия

Уровень тревожности

Лиана С.

Средний

Вика Т.

Средний

Костя Л.

Высокий

Кирилл К.

Высокий

Костя Ф.

Низкий

Инесса Д.

Средний

Саша К.

Высокий

Лиза М.

Средний

Артем М.

Высокий

Вика П.

Низкий

Катя А.

Средний

Полина А.

Низкий

Лена В.

Средний

Даша В.

Средний

Никита В.

Высокий

Максим Г.

Средний

Данил Г.

Низкий

Дима Д.

Средний

Паша З.

Высокий

Андрей К.

Средний

Приложение 8

«Методика Рене Жиля»

Фамилия

Социальная приспособленность и взаимоотношения с окружающими

Лиана С.

Общительность, положительное отношение к родителям

Вика Т.

Социальная адекватность поведения, ориентация на братьев и сестер

Костя Л.

Любознательность, отношение к учителю как к авторитетному взрослому

Кирилл К.

Закрытость, отгороженность от окружающих людей

Костя Ф.

Некоторая отгороженность, замкнутость, несмотря на положительное отношение к родителям и родственникам

Инесса Д.

Любознательность, открытость, положительное отношение к сверстникам и взрослым

Саша К.

Доминантность, общительность, положительное отношение к лучшему другу

Лиза М.

Общительность, предпочтительнее отношение к отцу

Артем М.

Некоторая закрытость, но присутствует ярко выраженная любознательность, положительное отношение к сверстникам и взрослым

Вика П.

Социальная адекватность поведения с отсутствием интереса к учебной деятельности.

Катя А.

Общительность, отношение к учителю как к авторитетному взрослому

Полина А.

Любознательность при некоторой стеснительности, положительное отношение к родителям

Лена В.

Некоторая закрытость, социальная адекватность поведения, положительное отношение к взрослым

Даша В.

Отгороженность от сверстников с присутствием ориентации на учебную деятельность по некоторым предметам

Никита В.

Неуважительное отношение к учителю и к учебному процессу в целом, положительное отношение к друзьям, доминантность

Максим Г.

Любознательность, общительность, положительное отношение к взрослым и к сверстникам

Данил Г.

Социальная адекватность поведения, положительное отношение к подругам и друзьям

Дима Д.

Стремление к лидерству, общительность, положительное отношение к матери

Паша З.

Любознательность, положительное отношение к родителям и подругам

Андрей К.

Общительность, положительное отношение со взрослыми и сверстниками, ориентация на брата

Приложение 9

Сводные данные по методикам

Код

Наличие тревожности

Отношение родителей к детям по методике ОРО

Характер взаимоотношений в семье

Методика О.А. Орехова «Домик»

Цветовой тест люшера

01

тревожность

авторитарная гиперсоциализация

неустойчивый

Амбивалентное

Напряженная

02

тревожность

инфатилизация

неустойчивый

Негативное

Напряженная

03

тревожность

инфатилизация

негативный

Амбивалентное

Неустойчивая

04

благоприятная

симбиоз

позитивный

Положительное

Стабильная

05

благоприятная (наличие тревож.)

симбиоз

неустойчивый

Негативное

Напряженная

06

благоприятная

социальная желательность

позитивный

Положительное

Стабильная

07

тревожность

гиперсоциализация

неустойчивый

Негативное

Неустойчивая

08

выраженная конфликтность

симбиоз

неустойчивый

Амбивалентное

Напряженная

09

благоприятная

инфантилизация

позитивный

Положительное

Стабильная

10

благоприятная (ощущение тревожности)

гиперсоциализация

позитивный

Положительное

Стабильная

11

тревожность

авторитарная гиперсоциализация

неустойчивый

Негативное

Напряженная

12

тревожность

инфатилизация

неустойчивый

Негативное

Неустойчивая

13

тревожность

инфатилизация

негативный

Негативное

Неустойчивая

14

благоприятная

симбиоз

позитивный

Положительное

Стабильная

15

благоприятная (наличие тревож.)

симбиоз

неустойчивый

Амбивалентное

Неустойчивая

16

благоприятная

социальная желательность

позитивный

Положительное

Стабильная

17

тревожность

гиперсоциализация

неустойчивый

Амбивалентное

Неустойчивая

18

выраженная конфликтность

симбиоз

неустойчивый

Негативное

Неустойчивая

19

благоприятная

инфантилизация

позитивный

Амбивалентное

Стабильная

20

благоприятная (ощущение тревожности)

гиперсоциализация

позитивный

Положительное

Стабильная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему "Здоровые дети в здоровой семье" к 1 сентября

разработка - презентация классного часа к 1 сентября 2013-2014 учебного года на тему "Здоровые дети в здоровой семье"...

классный час на тему "Здоровые дети в здоровой семье" к 1 сентября

разработка - презентация классного часа к 1 сентября 2013-2014 учебного года на тему "Здоровые дети в здоровой семье"...

Классный час "Здоровая семья - здоровые дети"

Классный час подготовлен ко Дню Знаний, так ка 2013 год объявлен годом здоровья. В разработке принимали участие педагоги МБОУ СОШ № 1 р.п. Степное Карманова Е.В., Рудомётова Л.В., Вартапетова О.А....

Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты/или сироты с ...

Программа по формированию психологического здоровья детей с глубокой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и   интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ...

Влияние семьи на психологическое развитие ребенка.

Семья - это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении ...

Психологическое здоровье детей и подростков. Рекомендации педагога-психолога. Презентация.

Рекомендации педагога-психолога о сохранении психологического здоровья....