Электоральная активность молодёжи в современном обществе.
методическая разработка

Шульгина Ольга Геннадьевна

Собранный, изученный и обработанный материал в данной работе можно рассматривать как инструмент по организации активного сотрудничества власти и молодежи, преодолению ее электоральной пассивности.

В обосновании целесообразности на базе существующего опыта внедрять новые механизмы и способы вовлечения молодежи в активную политическую жизнь государства.

В использовании материала для подготовки  к студенческим научным конференциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_issledovaniya_andronnik.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель исследования:

1.Выявить основные формы и методы повышения электоральной активности молодежи на основе зарубежного опыта.

Задачи работы:

  1. Выявить основные тенденции и особенности участия молодежи в  ключевых демократических процедурах- выборах в ряде современных Европейских государств.
  2. Исследовать сформированные ранее и современные формы и практики взимодействия власти и молодежи .
  3. Определить роль национальных правительств ,парламентов ,гражданского общества ,политических партий и организаций по вовлечению молодых людей в избирательный процесс.

     .  

Теоретическая значимость работы состоит в сборе, анализе и  обобщении опыта  европейских государств  в  процессе политической социализации молодого поколения, приобщении его к электоральной активности.

Практическая  значимость данной работы заключается в том, что собранный, изученный и обработанный материал можно рассматривать как инструмент по организации активного сотрудничества власти и молодежи, преодолению ее электоральной пассивности.

 В обосновании целесообразности на базе существующего опыта внедрять новые механизмы и способы вовлечения молодежи в активную политическую жизнь государства.

В использовании материала для подготовки  к студенческим научным конференциям.

Новизна работы заключается в:

-подборе новых фактов,

-самостоятельном  анализе материала по теме

- рекомендациях по организации работы с молодожью на всех этапах выборов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесена учебная литература: учебные, методические и научные пособия, по исследуемой проблематике. Ко второй научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. К третьей отнесены материалы, взятые из глобальной компьютерной сети Интернет.

Введение

Все государства мира без исключения связывают свои надежды с молодежью. Какую роль готово играть молодое поколение в развитии демократии, гражданского общества и правового государства? Активное участие в выборах, и осуществление общественного контроля требует от молодёжи достаточной степени нравственности, ответственности, сформированности политического сознания и культуры, понимания серьёзности проведения таких поистине судьбоносных для всего мирового сообщества процессов. Многочисленные международные правовые документы закрепляют право молодых людей на участие в электоральном процессе.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) указывается, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей» (Статья 21). Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – международный документ, ратифицированный наибольшим количеством стран, – провозглашает целый ряд гражданских и политических прав любого человека в возрасте до 18 лет, в частности право на участие в общественной жизни: «Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка» (Статья 12).  В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную программу действий, касающуюся молодежи, до 2000 г. и на последующий период, которая остается эталоном международно-правового документа, касающегося молодежи. К 10 приоритетным направлениям деятельности, в частности, относится «полноправное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятий решений на государственном уровне».

В значительной мере интерес к изучению данного вопроса продиктован сложившимся представлением о снижении участия молодежи в ключевой демократической процедуре — выборах. При объяснении изменений в электоральной активности молодежи во всем мире отчетливо прослеживаются два противостоящих подхода — пессимистический и оптимистический. Пессимисты видят в молодежи аполитичных предвестников кризиса демократии. Оптимисты провозглашают молодых людей творцами новых форм политики в бурно растущей цифровой среде.

Причины выключения молодежи из традиционных форм политической жизни (таких, как выборы и членство в политических партиях) порою усматривают в трансформации общественных отношений. Широкое распространение получила точка зрения об апатичности, эгоистичности и потребительском настроении молодого поколения, его безразличия к общественному благу. Вместе с тем высказывается мнение, что молодежь устраняется не от политики как таковой, а скорее от формальной, нормативной политики, проявляя интерес к иным ее разновидностям. Подобная тенденция наблюдается практически во всех государствах Западной Европы, США, государствах Восточно - Азиатского региона и России. Так exit poll по последним выборам в Российской Федерации зафиксировал относительно высокую активность молодых избирателей, не достигших возраста 35 лет. Безусловно, традиционно высокую активность проявили избиратели со стажем. Но прогнозы некоторых аналитиков, утверждающих, что молодежь "уходит в тень", выводы, что выросло поколение политических «иждевенцев» не подтверждаются. Похоже, тезис о тотальной аполитичности российской молодежи является на самом деле не более чем мифом", — приводится его комментарий в пресс-релизе ВЦИОМ ( Всероссийский центр изучения общественного мнения).

Основная часть

 Даже если большая часть молодежи нормативно готова к политической самореализации, то реализуется эта готовность пока еще не достаточно - в немалой степени из-за слабого развития соответствующих институтов и соответствующих механизмов. Несомненно, общественно-политические организации страны, как и институты власти, нуждаются в кадровом пополнении за счет молодых профессионалов и интеллектуалов. Одним из источников таковых являются молодежные обьединения и организации. К сожалению, число реально действующих молодежных организаций не так велико. Растущая популярность в молодежной среде альтернативных форм политической и гражданской активности не означает отторжения электоральных процедур. Более того, электоральный вес молодежи увеличивается, что повышает актуальность изучения ее поведения на выборах, а том числе с использованием опыта накопленного зарубежными государствами.

В качестве меры, способной переломить тенденцию к отстранению молодежи от формальной политики, рассматривается целенаправленная политическая социализация молодых граждан. В связи с этим в ряде стран мира  проводятся специальные информационные кампании и реализуются образовательные программы, направленные на формирование гражданских установок и выработку ценностей политического, в том числе электорального, участия. Электоральная активность молодежи является предметом изучения многочисленных аналитических центров на Западе и в Америки. В целях иллюстрации подобного рода исследований  мы приводим одну из аналитических справок необходимых для дальнейшей выработки механизмов привлечения молодежи к выборам.

На основании анализа электоральной динамики в крупнейших странах ЕС (Германии, Франции и Великобритании) Даниэла Мело и Даниэль Стокмер в своей статье «Возраст и политическое участие : сравнительный анализ Германии, Франции и Великобритании (Melo, Daniela F. And Stockemer, Daniel. 2014. “Age and Political Participation: A Comparative Analysis of Germany, France, and the U.K.)  выявили  определенную  зависимость между возрастом и тремя типами политических действий — голосованием, участием в демонстрациях и подписанием петиций. Согласно полученным ими данным, молодые люди реже, чем старшие поколения, голосуют, но в два раза чаще участвуют в акциях протеста. Иначе  говоря произошло не снижение гражданской активности, а изменение ее форм. Молодое поколение политически активно, толерантно и привержено идеям социальной справедливости.

В США участие молодежи (в возрасте от 18 до 29 лет) в выборах отслеживается в течение продолжительного времени, что дает возможность фиксировать социальные и политические изменения и выявлять тенденции. Электоральная активность молодежи на президентских выборах достигала пиковых значений в 1972, 1992 и 2008 гг. На президентских выборах 1996 и 2000 гг. молодежная явка заметно «провисла», но затем вернулась в коридор колебаний прошлых лет. Тенденция к возрастанию электоральной активности американской молодежи получила подкрепление на промежуточных выборах 2018 г. в Конгресс США. Явка молодежи на эти выборы составила 31% (против 21% в 2014 г.). По оценкам исследователей, самый высокий показатель участия молодежи в последних президентских выборах за последние четверть века (50,3%) .

Проходивший в 2016 г. референдум о членстве Великобритании в ЕС активизировал молодых избирателей. Перспектива Brexit затрагивала жизненные интересы молодежи. Большинство 18—34-летних во всех социальных группах проголосовало против выхода страны из ЕС, в то время как большинство людей старше 55 лет — за. Несмотря на некоторые расхождения в оценках явки на референдум молодежи в возрасте 18—24 лет, все они свидетельствуют о том, что она была существенно выше, чем на парламентских выборах 2015 г. По заключению социологов, в 2016 г. электоральное участие молодежи вернулось на уровень начала 1990-х годов. К парламентским выборам 2017 г. молодые британцы были уже гораздо больше вовлечены в политику, чем двумя годами ранее. Явка молодежи на эти выборы оказалась самой высокой за последние 25 лет. Если среди всех избирателей явка по сравнению с 2015 г. выросла лишь на 3%, то среди 18—24-летних — на 16%, среди 25—34-летних — на 8%, а среди лиц старше 65 лет она даже несколько уменьшилась.

Франция среди молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет во всех турах президентских и парламентских выборов 2017 г. проголосовало менее 20%. В этой возрастной группе преобладает прерывистое голосование. Зарегистрировавшиеся избиратели 30—39 лет реже воздерживаются от участия в выборах. Скачок в ответственности голосования происходит после 40 лет , особенно по достижении пенсионного возраста. Примечательно , что при всем том в 2017 г. в списках избирателей зарегистрировалось 85% молодежи , тогда как среди населения избирательного возраста в целом доля таковых лишь немного превышала 89%. Хотя последние общенациональные выборы во Франции обнаружили тенденцию к росту электорального участия молодежи, возрастные разрывы по-прежнему остаются весьма существенными. Наметившаяся в последние годы радикализация французской молодежи приводит к нарастанию протестных настроений.

 В Германии статистические данные фиксируют различия в уровне активности немецких избирателей на федеральных выборах в зависимости от возраста , но эти различия нельзя назвать кардинальными. В 2002 г. в возрастной группе 18—29 лет явка в среднем составляла 70%, а в 2017 г. — 68%, то есть речь идет о незначительном снижении , в то время как среди 30—59-летних она упала примерно на 5 п.п. (см. табл. 3). Как и среди избирателей в целом, на федеральных выборах 2009 и 2013 гг. электоральная активность молодежи снизилась, но в 2017 г., по сути, вернулась к уровню 2002. Анализ участия немецкой молодежи в общенациональных выборах говорит об отсутствии устойчивой тенденции к снижению явки. Несмотря на некоторые колебания под влиянием политической конъюнктуры, электоральная активность молодежи в Германии выглядит более высокой и стабильной, чем во всех других рассмотренных выше странах.

Международное сообщество признаёт важность участия молодежи в политических системах. Это, в частности, нашло отражение в ряде международных конвенций и резолюций ООН «Расширение политического  участия молодежи на всех этапах электорального цикла». В ней рассматриваются и предлагаются для внедрения практики привлечения молодых людей в электоральный процесс на всех этапах его развития. Обзор начинается с обсуждения нормативно-правовой базы:

Так как национальные парламенты и правительства имеют возможность пересматривать законодательные рамки , они могут:

1. Уравнять минимальный возраст предоставления права избирать с минимальным возрастом предоставления права быть избранным;

 2. Предусмотреть в законе о выборах квоты для женщин и молодежи;

3. Выявлять и решать проблемы законодательных барьеров на пути участия молодежи в общественной жизни, связанные с местными условиями, например, облегчить регистрацию молодежных организаций.

 Институты гражданского общества (ИГО) и политические партии могут:

1. Рассматривать и обсуждать правовые рамки участия молодежи в жизни общества;

 2. Рассматривать предложения о формировании дружественной для молодежи нормативноправовой базы;

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД.

 Предвыборный период жизненно важен для поощрения и поддержки участия молодежи в выборах. Гражданская активность молодежи и дружественных к ней политических партий является важным «кирпичиком» этого процесса, учитывая, что обучение активной гражданской позиции наиболее эффективно, когда учащиеся не только читают о ней в учебниках ,но и пытаются проявить ее самостоятельно:

  1. Поощрять систематическое участие молодежи в общественной жизни и гражданское воспитание в школах, колледжах и университетах.
  2. Оказывать поддержку молодежным организациям, занимающимся вопросами развития, и волонтерским организациям.
  3. Сокращать «цифровой разрыв» с помощью мобильных телефонов и радио, интернета.
  4. Использовать онлайн-платформы для распространения знаний и установления контактов с политически ангажированной молодежью.
  5. Поощрять позитивные действия, такие как введение в политических партиях квот для молодежи и женщин.
  6. Оказывать поддержку развитию сильного молодежного крыла в политических партиях.
  7. Развивать потенциал молодых членов партии в многопартийной среде.
  8. Поддерживать и развивать волонтерские движения и другие общественные формы участия молодежи в решениях вопросов на уровне местного самоуправления.

ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

  1. Обеспечивать участие молодежи на всех этапах работы с избирателями
  2. Привлекать молодежь для работы в консультативных советах при избирательных органах, на избирательных участках и в качестве наблюдателей на выборах
  3. Разрабатывать интерактивные средства охвата молодых избирателей, владеющих компьютерной граматностью через Интернет

ПЕРИОД ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

  1. Добиваться, чтобы голос молодежи был слышен в парламенте и государственных органах;
  2. Оказывать содействие работе национальных молодежных советов и/или молодежных парламентов;
  3. Обучать молодых парламентариев и оказывать им поддержку;
  4.   Выступать с инициативами о создании молодежных советов на местном уровне и т.д.

Заключение.

Увеличение электорального веса молодежи превращает ее в важный элемент политической жизни государств. В связи с этим изучение электорального поведения молодежи с применением анализа для прогнозирования его поведения становится одной из важнейших задач в рамках современной цивилизации.

Базовый принцип, положенный в основу многих международных документов, заключается в поддержке политического участия молодежи на всем протяжении электорального цикла. Зарубежными странами накоплен большой опыт по вовлечению молодежи в избирательный процесс .  Развитие потенциала молодых кандидатов бывает более эффективным, если осуществляется в форме постоянной поддержки, а не в виде разового мероприятия, проведенного за три месяца до выборов. Молодые люди, с ранних лет участвующие в жизни своего государства, с большей вероятностью способны стать активными гражданами и избирателями. В России государственные, политические, общественные организации за последнее десятилетие провели большую работы в этом направлении. Внедрение новых механизмов и практик, основанных на зарубежном опыте, позволит еще шире охватить российскую молодежь и вовлечь ее в электоральный процесс.

Список литературы:

1.Программа развития Организации Объединенных Наций «Расширение политического участия молодежи на всех этапах электорального цикла»

2. «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации»./ учебн. пос. Спб. 2011г.

3. Гудина, Ю. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика / Ю. Гудина // Полис.- 2003.- №1

4.Куризан, Г. Курс на политику / Г. Куризан, В. Пещук // Наша молодёжь.-2010.- №4

5. Интернет http://www. *****/library/learning/lectures/page1.html

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ПРАВУ

РЕФЕРАТ
На тему «Опыт зарубежных стран по привлечению молодежи к участию в выборах»

Выполнил: Андроник Никита Андреевич
г. Сосновый Бор Ленинградской области
ГАПОУЛО «Сосновоборский политехнический колледж» группа:206
Контактный телефон:8(921)4321546

Научный руководитель:
Шульгина Ольга Геннадьевна
Преподаватель социальных дисциплин
Контактный телефон:
8(904)-338-29-26

Ленинградская область
2021 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры безопасности молодёжи как современное направление в педагогике

Научное издание. Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Выпуск 5: сборник научных статей; Воронежский государственный университет. -Воронеж, 201...

Политическая активность молодежи в современном обществе

Рассмотрены проблемы политической активности молодежи в современном обществе....

Социологический опрос «Электоральная активность молодёжи на выборах главы Липецкой области».Результаты исследования

Предисловие  МБУ «Лебедянская ЦБС» ведет активную работу по повышению правовой культуры населения, в том числе по вопросам избирательного права.Накануне выборов Главы Липецкой области...

Молодёжь в современном мире

Молодёжь в современном миреСоциальная составляющая в профессии продавец - контролёр кассир...