Политическая активность молодежи в современном обществе
статья на тему

Елена Барашева

Рассмотрены проблемы политической активности молодежи в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Молодежь. Культура. Общество мат-лы НПК / АНГАРСКИЙ ФИЛИАЛ ОГАОУ СПО «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», 26 марта 2014 г. / Под общ. ред. Барашевой Е.В. – Иркутск: Изд-во  ИрГТУ,  2014, -   с.14-20  

Политическая активность молодежи в современном обществе

        

Барашева Е.В., доцент кафедры ГосПД, к.э.н., ВСФ ФГБОУ ВПО РАП

Андреева С.В., cтудентка ВСФ ФГБОУ ВПО РАП

Большинство специализированных учреждений ООН, включая генеральную ассамблею, определяет молодежь как часть населения в возрасте от 15 до 24 лет.

В сфере участия в политической жизни исключенность по возрасту обычно не ограничивается возрастным пределом в 24 года. Люди в возрасте до 35 лет редко занимают руководящие посты в политике. Согласно данным ООН, в 1/3 стран мира возраст предоставления права быть избранным в национальный парламент составляет 25 лет и выше. [1]

Обычно политика называют «молодым», если его возраст не превышает 35-40 лет. Молодежные секции политических партий и программы молодых лидеров нередко имеют возрастное ограничение в 35 лет.

Многие международные неправительственные организации (НПО), а также организации, активно действующие в сфере демократического государственного управления, определяют молодежь как совокупность индивидов в возрасте от 18 до 35 лет.

Сегодня на долю молодежи приходится около 1/5 мирового населения. Из них подавляющее большинство проживает в развивающихся странах. Это демографическое явление называют «избытком молодежи», «демографическим приоритетом молодежи» или «молодежным бугром». Многие представители этого поколения сталкиваются с такими трудностями, как ограниченный доступ к ресурсам, образованию, профессиональной подготовке, трудоустройству и более общим экономическим возможностям.

Если исходить только из данных о численности молодежи в мире, то к любой попытке выделения общемировых признаков «молодежности» и соответствующих им политических вопросов нужно подходить с осторожностью. Не следует рассматривать молодежь и молодых людей как однородную группу. Например, широко распространено отношение к молодым людям, рожденным в информационную эпоху, как к «цифровым аборигенам». Однако многие молодые люди, а то и большинство молодежи, на глобальном юге отнюдь не принадлежат к этой категории. Как было отмечено на XIV-ой Всероссийской научно-практической конференции, в странах Африки к югу от Сахары, южной и юго-Восточной Азии более 20% молодых людей даже не умеют читать и писать, а разрыв в грамотности между городом и деревней по-прежнему остается заметным.[2]

Международное сообщество признаёт важность участия молодежи в политических системах. Это, в частности, нашло отражение в ряде международных конвенций и резолюций ООН.

В соответствии с этими обязательствами ПРООН рассматривает молодежь как положительную социально-преобразовательную силу и ставит своей целью оказание помощи в расширении ее участия в политике.

Необходима поддержка политического участия молодежи на всем протяжении электорального цикла. Например, опыт показывает, что развитие потенциала молодых кандидатов бывает более эффективным, если осуществляется в форме постоянной поддержки, а не в виде разового мероприятия, проведенного за три месяца до выборов. Молодые люди, с ранних лет участвующие в жизни своей общины, более вероятно способны стать активными гражданами и избирателями. Другим ключевым принципом является то, что политическое участие молодежи должно быть социально значимым, эффективным и выходящим за рамки чисто формальных действий. Развитие потенциала – это комплексное мероприятие, и хотя ключом к нему является формирование потенциала отдельного индивида, следует также учитывать потенциал организаций и то, в какой степени внешняя среда позволяет индивидам и учреждениям участвовать в политическом процессе.

Признано полезным возлагать  руководство осуществлением мер вмешательства по оказанию помощи молодежи, насколько это возможно, на саму молодежь. В рамках таких мероприятий можно побуждать молодежь к участию в управлении проектами, вступать в партнерства с молодежными инициативами и способствовать включению молодежи в национальный и местный консультативный процесс, и с использованием новых технологий.

В соответствии с правозащитным подходом молодежь рассматривается как потенциальный фактор изменений, т. е. как часть решения проблемы, а не как проблема, которую должны решать другие. Молодежь является неоднородным сегментом общества, и при разработке мер вмешательства должны также учитываться другие социальные аспекты – например, пол, возраст, проживание в городе/деревне, этническая принадлежность, язык. Чтобы подчеркнуть лозунг об инклюзии молодежи, инициативы должны быть прозрачными, уважительными и подотчетными. Для обеспечения релевантности они могут быть привязаны к конкретным проблемам молодежи (безработица, окружающая среда или ВИЧ/СПИД).

Говоря о нормативно-правовой базе отметим, что дружественная по отношению к молодежи нормативно-правовая база жизненно важна для обеспечения возможностей участия молодых людей в политической жизни. В 1/3 стран законом установлено, что возраст предоставления права быть избранным в парламент составляет 25 лет или выше.[3] Это создает разрыв между законодательно установленным возрастом наступления совершеннолетия и возрастом предоставления права избирать, с одной стороны, и возрастом предоставления права занимать выборную должность, с другой.

Предвыборный период жизненно важен для поощрения и поддержки участия молодежи в выборах. Гражданская активность молодежи и дружественных к ней политических партий является важным «кирпичиком» этого процесса, учитывая, что обучение активной гражданской позиции наиболее эффективно, когда учащиеся не только читают о ней в учебниках, но и пытаются проявить ее самостоятельно.

После закрытия избирательных участков граждане должны иметь возможность контролировать деятельность избранных ими представителей. Пути для коммуникации и адвокатирования должны быть открыты для всех граждан, включая молодежь.

Таким образом, молодежные ОГО и их сети могут стать важным средством политического участия для молодых людей в мире. Согласно местным условиям они способны положительно влиять на свои общины и создавать пространство для политического участия. ПРООН может стремиться к партнерскому взаимодействию с ОГО, образовательными учреждениями и СМИ.[4] 

Во многих странах отношения между молодежью и политическими партиями отличаются напряженностью. Чтобы разорвать порочный круг сомнений и недоверия, молодежь может развивать навыки и мотивацию для успешного взаимодействия с политическими партиями. В то же время можно поощрять политические партии к созданию пространства для молодежи путем устранения барьеров для ее участия.

В некоторых странах молодежные секции политических партий играют важную роль, предоставляя политическую поддержку молодым членам партии, оказывая им помощь и подготавливая к дальнейшей деятельности, а также устанавливая контакты с молодыми избирателями. ПРООН может вести работу с политическими партиями в предвыборный период.

Во всем мире молодежь менее склонна к участию в выборах, чем люди более старшего возраста. Привлечение молодежи к избирательным урнам требует особых мер, поощряющей молодежь к участию в жизни гражданского общества. Важным элементом стратегии проведения электорального цикла является вовлечение молодежи в текущий электоральный процесс с целью активного участия в демократической жизни своей страны.

Список использованной литературы и нормативных актов

1.  Молодежь - ресурс развития России: материалы V Научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27-28 мая 2010 г. / редкол.: Васильев Н. О. и др. - М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2011. - 367 с.

2. Развитие региона и социальное творчество молодежи: сборник материалов XIV-ой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов и студентов с международным участием (23 мая 2013 г.) / Авт. некоммерческая образовательная орг. высш. проф. образования «Ин-т экономики и упр. в медицине и социальной сфере», Студенческое науч. о-во «Микроскоп»; гл. ред.: Ю. Н. Ашинов. - Краснодар: Экоинвест, 2013. - 394 с.

3. Расширение политического участия молодежи на всех этапах электорального цикла: Руководство по передовой практике // Программа развития ООН. Январь 2013. – 75 с.

 Список использованной литературы и нормативных актов

        

1.  Молодежь - ресурс развития России: материалы V Научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27-28 мая 2010 г. / редкол.: Васильев Н. О. и др. - М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2011. - 367 с.

2. Развитие региона и социальное творчество молодежи: сборник материалов XIV-ой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов и студентов с международным участием (23 мая 2013 г.) / Авт. некоммерческая образовательная орг. высш. проф. образования «Ин-т экономики и упр. в медицине и социальной сфере», Студенческое науч. о-во «Микроскоп»; гл. ред.: Ю. Н. Ашинов. - Краснодар: Экоинвест, 2013. - 394 с.

3. Расширение политического участия молодежи на всех этапах электорального цикла: Руководство по передовой практике // Программа развития ООН. Январь 2013. – 75 с.


[1] Расширение политического участия молодежи на всех этапах электорального цикла: Руководство по передовой практике // Программа развития ООН. Январь 2013. – с.16.

[2] Развитие региона и социальное творчество молодежи: сборник материалов XIV-ой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов и студентов с международным участием (23 мая 2013 г.) / Авт. некоммерческая образовательная орг. высш. проф. образования "Ин-т экономики и упр. в медицине и социальной сфере", Студенческое науч. о-во «Микроскоп»; гл. ред.: Ю. Н. Ашинов. - Краснодар: Экоинвест, 2013. – с.256.

[3] Молодежь - ресурс развития России: материалы V Научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27-28 мая 2010 г. / редкол.: Васильев Н. О. и др. - М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2011. – с.104.

[4] Расширение политического участия молодежи на всех этапах электорального цикла: Руководство по передовой практике // Программа раз-вития ООН. Январь 2013. – с.18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая культура молодежи в современной России

Проанализированы проблемы правовй культуры молодежи в современной России...

ВОЛОНТЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

В Росии волонтерское движение стало зараждаться в конце 80-х годов Студенты ГБПОУ ВО "Лискинский аграрно-технолгический техникум" принимают активное участие в различных меропиятиях....

«Молодежь в современном обществе»

Разработка тематического классного часа «Молодежь в современном обществе»...

Активная молодежь и волонтерское движение в образовательном учреждении.

Статья посвящена актуальной проблеме - волонтерской деятельности в образовательном учреждении. Выделяются основные направления, в которых участвуют студенты Колледжа Петербургской моды. Волонтерская д...

Социальная активность молодежи

Международный день счастья — Международный день ООН. Отмечается во всем мире 20 марта[1]. Памятный день был учреждён Генеральной Ассамблей ООН 28 июня 2012 года...

Урок социальная активность молодежи

Цель: Содействие в формировании личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, через вовлечение студентов в волонтерское движение, развитие социальной активности обучающихся.Задач...

Электоральная активность молодёжи в современном обществе.

Собранный, изученный и обработанный материал в данной работе можно рассматривать как инструмент по организации активного сотрудничества власти и молодежи, преодолению ее электоральной пассивности.В об...