«Молодежь в современном обществе»
классный час

Разработка тематического классного часа «Молодежь в современном обществе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodezh_v_sovremennom_obshchestve.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка тематического классного часа «Молодежь в современном обществе»

Цели и задачи:

1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.

 Актуальность: 

    Подростки сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг.до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относиться окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудиться, а делает вид. Так ли это ? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем мероприятия.                           

Оборудование: схемы, пакет документов.

Этапы проведения мероприятия: вступительное слово преподавателя. основная часть и заключительная часть

Адресован : классным руководителям групп, студентам.

                                      Х од  мероприятия

1.Организационный момент:

 Вступительное слово классного руководителя.

Добрый день уважаемые студенты! Тема классного часа «Молодежь в современном обществе».

 Как вы понимаете понятие -

    1. Молодежь как социальная группа.

    2. Процесс социализации молодежи.

    3. Молодежная субкультура.

     1. Молодежь как социальная группа

      В самом общем виде молодежь- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

  • Совокупность возрастных характеристик;
  • Особенности социального положения;
  • Социально-психологических свойств, которые определяются общественным строением, религией, культурой, особенностями воспитания и т.д.

              При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре         внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.

                 - Почему молодежь как особа социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индивидуальную фразу развития?   (Примерный ответ. 1. Углубление труда, вызванное            промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальным ролями. 2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколения стал существенно различаться ).

 Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру. Рассмотрим схему:

                                           Социальная структура молодежи

                  Основанием для разделения молодежи могут являться

                           Различные виды деятельности

Молодежь,

работающая в промышленности

Молодежь,

Работающая в

Сельском хозяйстве

Молодежь,

Работающая

На транспорте

Молодежь, работающая в сфере обслуживания

Каждая из указанных групп молодежи, составляя целое структурное образование, характеризуется ,в свою очередь, внутренней дифференциацией:

  • Профессионально-квалификационные различия;
  • Пол;
  • Возраст;
  • Семейное положение и т.д.

         - Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь.        

         (   Примерный ответ. 1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние- мировоззренческие- этажи. 2. Происходит осмысление своего Я. З. Происходит осмысление места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума .4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. 5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность .6. Гипертрофированная самостоятельность находить выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо»  и «правильно» только то, что им нравиться .)

  2.Процесс социализации молодежи

    Как же идет процесс социализации, т.е. взросления ? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

    Первая группа – гражданское совершеннолетие

    Вторая группа – образование и профессиональная подготовка

    Третья группа- начало трудовой деятельности

Вопросы для первой группы

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек ?

3. Что означает полная правоспособность ?

4. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

Вопросы для второй группы    

1. Что свидетельствуют о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строиться образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми ?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

Вопросы для третьей группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройству молодежи? 

4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

      3.Молодежная субкультура

    Итак, не так уж легко быть молодыми… Трудности социализации связаны с тремя главными обстоятельствами:

  • Несовпадением высокого уровня притязаний( стремление стать героем, прославиться ) и низкого социального статуса тинэйджеров, который задан их возрастом;
  • Несовпадением старого стиля руководства « родительства »,  ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаются ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных их психофизическим взрослением ;
  • Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившийся зависимостью от мнения и поведения сверстников

Отдельным общественными группами свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают  собственную культурную нишу-субкультуру. Молодежь не стала исключением- она тоже создала свою собственную субкультуру.

       Молодежная субкультура обладает:

  • Своим языком;
  • Особой модой;
  • Искусством и стилем поведения.

  Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

      - Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры ? ( Примерный ответ . Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья . Бегство от социальной действительности или непринятие ее.)

   Попробуем нарисовать основные черты молодежной субкультуры.

Особый характер отношений ( дружба и приятельство)

Стремление к обособлению от старших ( неформальный стиль поведения)

Защита в безжалостном мире конкуренции и соперничества

Молодежная

субкультура

Стремление найти понимающие и эмоциональную поддержку

Власть над другими

Противостояние официальному обществу

        

В нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре:

  • Рок-движение ( антибюрократизм , пацифизм, антитоталитаризм);
  • Сфере досуга ( музыка, спорт и т.д.);
  • Экологические движения;
  • Молодежные политические партии;
  • Молодежные группы, бросающие вызов общественному мнению ( фанаты в футболе и хоккее );
  • Радикальные националистические движения- скинхеды.

   Познакомьтесь с дополнительным материалом и докажите, что эмо -киды- представители молодежной субкультуры.

    Эмо – киды

Эмо- кид – кто это ? Эмо – эмоции , кид- ребенок: буквальное объяснение на пальцах- каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи ,но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его. Эмо- кид- человек , который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

    История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо- так шутливо называли часть новых вашингтонских групп, которые начали играть странную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

   Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных так и негативных. Для эмо выражение своих чувств- не проявлении слабости. Эмо- это образ жизни и мышления человека. Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:

1. Толстые, выкрашенные в черный цвет сальные волосы должны быть коротко срезаны спереди бритвой и прикрывать половину лба. Таким же образом волосы срезают высоко над ушами… Фактически любые сальные , выкрашенные в черный цвет волосы. Кусками  спереди, пейсами сзади и по ушам, плюс взлохмачены.

2. Бакенбарды.

3. Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

4. Тяжелые слаксы  ( широкие брюки), обычно очень плотные и короткие.

5. «Стариковские» штаны из полиэстера.

6. Тонкие кофты из полиэстера, очень маленького размера с верхним рядом пуговиц и воротником. Так же майки детского размера со случайными лозунгами на них или со спортивными номерами на спине.

7. Узкие майки с хеви -метал- дизайном. Желательно немного заношенные.

8.Теннисная обувь.

9. Шарфы.

10. Классическая верхняя одежда для улицы, в виде пальто.

11. Заколки для ребят.

12. Теннисные жакеты и свитера с v-образным нарезом. Свитера темных тонов с поперечной полосой.

13. Штаны из черного денима должны быть подвернуты не более чем в два раза.

14. Эмо- куртка из серии «рабочая одежда», выдержанные в земляных тонах, а также коричневого, серого и темно-синего цвета. Одна- две нашивки

15. Бумажники с целью, но ешё круче- больше кольцо для ключей.

16. «Кенгурушки» с металлической застежкой- «молнией».

17. Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

18. Анориксичная худоба.

   Это- стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо- стиль предполагает неповторимость, исключительность .

- Как вы думаете, почему в молодежной среде так развита преступность?

- Что собой представляют молодежные криминальные группировки?

- Предполагают обсудить роль средств массовой информации в возникновении и развитии молодежной культуры. Выскажите свое мнение о влияние СМИ на молодые умы- «за» и «против» Мнение аргументируйте.

3. Итоги мероприятия

Разделитесь на группы. Участников групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

  • «Яйца курицу не учат» ( Родители)
  • «Молодо-зелено» ( Старшее поколение)
  • «Алло, мы ищем таланты!» ( Учителя)
  • «Молодым везде у нас дорога!» ( Молодежь)

1. Вы должны определить , какой группе соответствует данное выражение.

   В результате образуются четыре группы : Родители, Молодежь, Учителя, и Старшее поколение.

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

  • Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы ( родители, учителя ,старшее поколение, молодежь);
  • Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

  • Нельзя однозначно судить о современной молодежи;
  • Молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценности ориентации;
  • Проблема молодежи была актуальна во все времена;
  • В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

Список литературы.

1.Классные часы .сост Н.И.Еременко. 2005.г.

2.Справочник классного руководителя .

3. Магариф  №6 2002г.

4.Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день.

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"

Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...

Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...

Политическая активность молодежи в современном обществе

Рассмотрены проблемы политической активности молодежи в современном обществе....

Правовая культура молодежи в современной России

Проанализированы проблемы правовй культуры молодежи в современной России...

Основы нравственного выбора молодежи в современных общественных условиях.

Статья об истоках нравственности и путях ее формирования. В статье описывается практический опыт нравственного воспитания....

Открытый урок "Досуг молодежи. Развлечения современных подростков"

Открытый урок  "Досуг молодежи. Развлечения современных подростков"...

«Социализация молодежи в современных условиях»

Мир молодежи - это особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания - психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социологии, истории, культурологии,...