"ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ"
статья
20 ноября 2024 года отмечается Всероссийский День правовой помощи детям. Этот день был выбран в честь годовщины принятия Декларации прав ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года. В Декларации провозглашаются равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, а также социального обеспечения, независимо от их национальности, цвета кожи, имущественного положения и общественного происхождения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В настоящее время активно идет процесс трансформации системы образования и воспитания подрастающего поколения в Российской Федерации. Внедряются новые стандарты качества обучения, особое внимание уделяется формированию гражданской идентичности и правовой культуры молодежи
В основах государственной политики в сфере правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденной Президентом РФ, отмечено, что развитие правового государства, формирование гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов .
Общество можно представить как разнообразие социальных групп и слоев. Многим устойчивым социальным группам и слоям может быть присуще поведение и сознание, язык и внешние атрибуты, правила поведения, отличающиеся от принятых у преобладающего большинства, в целом им присуща отличающаяся система ценностей.
Про такие системы ценностей, а в переносном смысле и про сами такие социальные группы и слои говорят, что они представляют собой субкультуры. Этот термин используется в гуманитарных науках, прежде всего, в культурологии, социологии, антропологии. Из курса обществознания мы все прекрасно знаем этот термин.
Если обратиться к классическому определению субкультуры, данному Андреем Яковлевичем Флиером, то она представляет собой в широком смысле: «…наиболее крупные сегменты целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающихся определенной местной спецификой тех или иных черт (или комплексом черт)». Субкультура — это проявление внутриличностного конфликта между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Между тем, что я собой представляю (индивидуальным), и тем, как меня видят и воспринимают другие (социальным).
В социологической теории можно найти отождествление понятий «молодежная культура» и «субкультура». Она рассматривается как «относительно самостоятельная часть целостного образования культуры, проявляющаяся в самых разнообразных формах: внешности, одежде, поведении, ценностных пристрастиях, языке (в том числе и жаргонной речи) и т.п.» Сегодня среди современных исследователей существует множественное мнение по поводу классификации типов субкультур. Особое внимание заслуживает статья « Молодежная субкультура: проблема типологии», выполненная кандидатом философских наук, ассистентом кафедры иностранных языков и социально-гуманитарных дисциплин, Донского государственного аграрного университета.
Расцвет молодежных субкультур в России пришелся на 90-е годы XX века. Но до сегодняшнего дня они многообразны и продолжают привлекать представителей подрастающего поколения. Возрастной ценз молодежных субкультур приходится на период от 11 до 25 лет, когда происходит процесс становления жизненных ценностей и выработка стратегий. Однако, следует отметить, что свойственное подросткам и юношеству стремление объединяться в группы реализуется теперь во многом в Интернет-пространстве. На смену территориальным дворовым компаниям пришли многотысячные экстерриториальные группы в социальных сетях. Понятие субкультура в последнее время всё чаще и чаще используется учёными-социологами и журналистами, подчёркивающим особо наболевшие проблемы и процессы, возникающие в молодёжной среде.
Включенность представителей молодежи и подростков в субкультуры сегодня носит фрагментарный характер по причине возрастающей гедонистической ориентации личности, открывшихся (благодаря соцсетям) возможностей менять «маски», «стили» при первом желании, не тратя на это много времени, денег, сил и энергии. Достаточно выбрать для себя ту или иную привлекательную с точки зрения содержательной концепции субкультуру и сменить аватарку на личной странице в соцсетях или создать фейковую страницу, указав вымышленное имя и заведомо фальшивые данные о себе. При имеющихся в настоящий момент возможностях Интернета кардинальная модификация внешнего вида, модели поведения в реальной жизни сегодня ресурсозатратна и уже не столь актуальна. Расширяются социальные границы. Те представители подрастающего поколения, которые в своем реальном окружении никогда бы не столкнулись с носителями модной субкультуры, в Интернет-пространстве легко попадают в ее сети, и соответственно, входят вя зону риска.
Обычно субкультура рассматривается как социально-психологическое явление, которое отражает специфическую жизнедеятельность группы, обособленной в нравственном и психологическом плане от общества. В деструктивную субкультуру молодой человек попадает в силу отсутствия сформированных нравственных установок, слабого знания норм права, по причине стремления противостоять миру взрослых, социальному окружению. Владимир Лазаревич Назаров считает, что в борьбе за авторитет в молодежном сообществе побеждает не здравый смысл, а фанатичная уверенность и категоричный настрой, не подкрепленные ни жизненным опытом, ни умением разрешать конфликты, ни знанием физиологии организма человека, ни сформированными важными личностными компетенциями.
К так называемым факторам риска, способствующим вовлечению подростка в деструктивную субкультуру, относятся:
— эмоционально-личностные проблемы (комплекс неполноценности, неблагоприятное эмоциональное состояние, неустойчивость внутреннего мира, неуверенность в себе, переживание жизненной психотравмирующей ситуации, кризис подросткового и юношеского возраста);
— деструктивный стиль детско-родительского взаимодействия (невыполнение воспитательных функций со стороны родителей или законных представителей, авторитарный стиль воспитания, высокая степень зависимости молодого человека от мнения родителей, привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений и пр.);
— низкий уровень материального благосостояния, неполная или многодетная семья;
— наличие «преемственности» в уголовной среде (судимость родителей или братьев/сестер, друзей);
— нарушение механизмов процесса социализации (нарушение взаимоотношений с социальным окружением, буллинг, отчуждение от первичных социально полезных групп, доминирующая реакция группирования со сверстниками в сочетании с конформизмом и пассивностью, девиация, дезадаптация, правовой инфантилизм и др.);
— заполненность досугового пространства неформальной, неорганизованной, стихийно возникающей активностью;
— отсутствие необходимой профилактической работы со стороны образовательных учреждений, неэффективная воспитательная работа первичных агентов социализации.
Молодые люди до конца не осознают, что, приняв участие в неформальных молодежных объединениях экстремистской направленности, а так же собираясь посетить, то или иное мероприятие, они могут оказаться в очень трудной ситуации. Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Нужно объяснять детям, что иногда просто постоять в стороне во время митинга или драки, уже может быть нарушением законодательства. За нарушение законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственности. Административная ответственность наступает с 16 лет.
В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за иные противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, к их числу можно отнести:
✓ нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26);
✓ незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (статья 17.10);
✓ мелкое хулиганство (статья 20.1);
✓ нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2);
✓ пропаганда либо публичное демонстрирование нацисткой атрибутики либо символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных, атрибутики либо символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами
(статья 20.3);
✓ производство и распространение экстремистских материалов (статья 20.29);
✓ нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (статья 20.31); -организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности (ч.1 статьи 20.2).
Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений. Уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет, но за многие деяния, которые являются преступлениями, с 14 лет.
Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) предусмотрены следующие основные составы преступлений, связанные с участием в неформальных молодежных объединениях экстремистской направленности.
Статья 213 УК РФ «Хулиганство» — предусматривает ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:
✓ унижение человеческой чести и достоинства;
✓ возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
✓ организация сообществ экстремистского характера;
✓ организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.
В определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекаются к ответственности за экстремизм.
Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему.
Статьи 243-244 УК РФ подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.
Статья 212 УК РФ — массовые беспорядки.
часть 2 п. л статьи 105 УК РФ — убийство;
часть 2 п. е статьи 111 УК РФ — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
часть 2 п. е статьи 112 УК РФ — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;
часть 2 п. б статьи 115 УК РФ — умышленное причинение легкого вреда здоровью;
часть 2 п. б статьи 116 УК РФ — побои; часть 2 п. з статьи 117 УК РФ — истязание;
часть 2 статьи 119 УК РФ — угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью;
статья 136 УК РФ — нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной указом Президента от 29мая 2020 года, отмечается, что экстремистские организации в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь. Это 219 3. Дискуссионная площадка «Профилактика деструктивных и экстремистских проявлений в молодежной среде» объясняется тем, что именно молодежь наиболее склонна к проявлениям крайних взглядов ввиду психофизиологических особенностей такой возрастной группы (восприимчивость к формированию критического отношения к существующим нормам и правилам ввиду юношеского максимализма и нигилизма
Стоит отметить, что подростковый период – это непростое время, как для родителей, так и для самого ребенка. Подросток часто стремится сделать все наперекор взрослым, стремится к свободе в поступках и мышлении, хочет сделать то, что родители запрещают.
Именно поэтому, опираясь на программу Десятилетия детства….
Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную
автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на
универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они
отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но
сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной
культуры. Субкультуры - это лишь отклонения от магистрального пути
развития культуры.
Список используемой литературы
- «Дорошенко, О. М. Административное право / О. М. Дорошенко. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 168 с. — ISBN 978-5-507-47934-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/333284 (дата обращения: 19.11.2024).» (Дорошенко, О. М. Административное право / О. М. Дорошенко. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — ISBN 978-5-507-47934-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/333284 (дата обращения: 09.11.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 19.).
- Золотых, Н. В. Психология и конфликтология : учебное пособие / Н. В. Золотых, А. В. Черняева. — Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2018. — 180 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119923 (дата обращения: 01.11.2024).
- Микляева, А. В. Психология детской субкультуры : учебно-методическое пособие / А. В. Микляева. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 228 с. — ISBN 978-5-8064-2565-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112757 (дата обращения: 08.11.2024).
- Назаров, В. Л. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие / В. Л. Назаров, П. Е. Суслонов. — Екатеринбург : УрФУ, 2018. — 204 с. — ISBN 978-5-7996-2453-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/170173 (дата обращения: 18.10.2024).
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом РФ 4 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558/?ysclid=m3ngg2s0wf391750499 (Дата обращения: 18.10.2024 г. ).
- Сергеев, С. А. Молодежная субкультура готов: генезис, стиль, влияние на массовую культуру : монография / С. А. Сергеев, Т. С. Абдуллина. — Казань : КНИТУ, 2016. — 152 с. — ISBN 978-5-7882-2024-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102000 (дата обращения: 19.10.2024).
- Уголовное право : учебное пособие / составитель Н. Н. Сологуб. — Пенза : ПГАУ, 2021. — 162 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/261512 (дата обращения: 15.10.2024).
- Флиер, А. Я. Теория культуры : учебное пособие / А. Я. Флиер. — Москва : Согласие, 2019. — 328 с. — ISBN 978-5-907038-49-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175328 (дата обращения: 19.10.2024).
- Флиер, А. Я. Культура как социально-регулятивная система и ее историческая типология [Электронный ресурс] // Культура культуры. № 2. URL: http://cult-cult.ru/culture-as-social-regulatory-system-and-its-historical-typology/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.11.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейк данс как часть молодежной субкультуры (теория)
В этой части работы освещаются теоретический апспекты данной темы....

Классный час по теме: «Молодежные субкультуры».
Цель: познакомить с молодежными субкультурами и их направлениями....

Внеклассное мероприятие "Молодежные субкультуры"
Материал предназначен для студентов первого курса в качестве внеклассного мероприятия ( для проведения классного часа)...
Лекция «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы»
Лекция «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы»...
Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное дело»
Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное...


