Молодежный субкультуры
классный час на тему

Игнатова Ирина Николаевна

Молодежные субкультуры - течения и направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodezhnye_subkultury.doc169.5 КБ
Office presentation icon molodezhnye_subkultury_.ppt136.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Субкультура –совокупность специфических социально-психологических  признаков  (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышление  определенных групп людей .

Молодежная субкультура – частичная  культурная подсистема «официальной» культуры , определяющая стиль  жизни , ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Субкультура – это подкультура  или культура  в культуре.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что молодежные субкультуры воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась.

 

Российская специфика.

 Что же предопределяет российскую специфику молодежных субкультур, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие  годы отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй  — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.  Субкультурные ценности в западном смысле - противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор — аномия в российском обществе, т. е. утеря тех нормативных ценностей, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности.

В этом плане актуальны оценки отношения молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2006 г. В. В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.

Черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде:

 -связь с субкультурами криминала

 - влиянием западной молодежной моды,

 - феноменом романтической компенсации повседневной рутины,

 - воспроизводством некоторых черт советского прошлого.

1. Криминализация молодежных субкультур.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2006 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2006 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

Поэтому основной типологией молодежных субкультур конечно в России следует рассматривать субкультуры криминализированные.

Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2006 г. составило 5576,3 тыс. человек. При суммировании мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта — важные каналы проникновения делинквентных (нарушающих правовые нормы) субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей.  Зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.

Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам. Субкультурными признаками такого рода групп становятся конкуренция накаченных мышц (искаженная форма бодибилдинга), тренировочный костюм как наиболее приемлемая в любых ситуациях одежда, довольно часто — золотые перстни и другие знаки принадлежности к иерархии преступного мира.

Нередко солидарность криминальной молодежной группы укрепляется совместными действиями по «оздоровлению» общества.

В 1980-е годы в этом плане опасения вызывали различные локальные группировки, название одной из которых было в общественном сознании стало знаком всего этого явления. Речь идет о люберах. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в т. н. практике «ремонта» — совместных действиях по «оздоровлению» общества, а на деле целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению люберов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т. д. в качестве «меры перевоспитания»). «Успешные» рейды укрепляли солидарность криминальной молодежной группы на ценностях насилия. В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Хотя крупных скандалов вокруг люберов, вроде их целенаправленного выезда в 1987 г. в Ленинград для очистки города от металлистов, панков, хиппи, уже с середины 1990-х годов не отмечалось, ряд молодежных групп сохраняет соответствующую идентичность, и слово «люберы» осталось общеизвестным обозначением агрессивных молодежных банд, Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы). «Ремонт» проявляется и сегодня. Особенно большую тревогу общества вызвали в начале 2000-х годов погромы в Москве торговцев с Кавказа, где практика «ремонта» явно носила организованный характер и где ударной силой стали подростки (возможно, футбольные фанаты, но источник событий находится в правоэкстремистской части политического спектра и в уголовном мире). Середина 2000-х годов стала временем расовых преступлений, совершаемых некоторыми молодежными группами и отдельными лицами совершенно сознательно.

В настоящее время все больше криминализация молодежных сообществ осуществляется структурами организованной преступности на планомерной основе — как подготовка своего кадрового резерва. Летом, например, действуют десятки палаточных лагерей для подростков, созданные преступными группировками в разных регионах России под видом легальных форм юношеского отдыха. Известны факты, когда преступные группировки с той же целью берут шефство над детскими домами.

Гопники - это коллективный образ, даже в единственном числе слово имеет смысл отнесения к не всегда поддающейся определению группе. Иногда употреблялись собирательные имена (гопота) или формы множественного числа (гопы, уличные, быки), подчеркивалась их некультурность, "деревенскость". Считалось, что они ходят на дискотеки в дешевых спортивных костюмах, что они агрессивны, невоспитанны и нетолерантны. На момент проведения исследования гопники знали два вида культурной практики: они "били друг друга" и "наезжали на неформалов", последнее отмечалось преимущественно в Ульяновске. В Москве и отчасти в Самаре присутствие гопников в этот период не было столь заметным. Некоторые из них включились в доступные формы популярной молодежной культуры (рейв), а часть ушла в организованную преступность. Развитие рыночных отношений освободило пространство "черного рынка", и в этой полулегальной экономической нише гопники выросли в новые фигуры на молодежной культурной сцене: в братков и членов бригад.

Мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту.

В его основе, как и в основе многих других чудесных русских слов, лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" – и новый биологический вид готов. А родился он, если верить легендам, после большевистского переворота. Согласно самым надежным источникам, гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной. Они вываливались толпами из поездов и при везении находили себе пристанище в недавно перестроенных общежитиях, где превращались в первых local ghetto gangstas Советской России.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания – Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", которую советские власти сделали общежитием для приезжих пролетариев, а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо.

Со временем, когда специфическая мода, сленг и мировоззрение гопников распространились среди низших классов населения страны, значение слова изменилось. Теперь выражение "гопник" обозначало не крутого деревенского парня из здания, где потом разместилась гостиница "Октябрьская", а любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и бессмертной кепке-таблетке.

В 1990-х казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши на нашей планете. Гопники правили бал во всех прославленных 11 часовых поясах России – от холла ныне снесенной гостиницы "Интурист" всего в паре сотен метров от Красной площади до окаймленной коммерческими киосками набережной во Владивостоке и во всех географических точках между ними. Гопники – или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, – нахлынули во все сферы жизни, от "biznes" где они играли роль шестерок и пушечного мяса, до политики, где в качестве депутатов от ЛДПР они образовали ядро сопротивления западному влиянию.

Вся нация ушла в гопники: бритые головы, суровые лица, на которых читалось: "я зону топтал!" и необыкновенный дар выбирать самую безвкусную одежду, сколько бы она ни стоила. Некоторые сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss. Но они не могли удержаться от соблазна дополнять все это блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами, которые, при всей их подлинности, так блестели золотом, что казались скорее грошовой вьетнамской подделкой.

Анатомия гопника 

Кепка-таблетка – ключевой элемент наряда гопника. Кожаные – для тяжких убийств, полоски – для всяких пустяков типа изнасилования на даче.

Уши – обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль.

Шашлык – гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем.

Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.

Обувь – гопники предпочитают а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки.

Стакан – всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек.

Куртка – будь у него на бампере наклейка, там было бы написано "Не думайте, кожаная куртка у меня есть".

Лоб – выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков – людей

2.Влияние западных молодежных субкультур.

По этому признаку охарактеризовать российские молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. В общем, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые ниже субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически «наших» футбольных болельщиков, где западное влияние не осознается большинством участников, до рейверов и хип-хоп культуры, где «нашего» (российского) довольно мало.

Скинхеды. Истоки движения лежат в Англии 60-хх годов, когда среди молодежи стал популярен имидж  модов. Из них выделились «hard mods», которые минимизировали стиль модов и отрезали волосы короче , чем у остальных. В своем облики они старались походить на грубых парней. Большинство скинхедов тогда были выходцами из среды рабочего класса, имели патриотические взгляды . Среди них были и скинхеды и с расистскими убеждениями (как белые, так и черные) и с антирасистскими . Никаких массовых движений и организаций не возникло. Бритоголовыми их называла длинноволосая молодежь. Скинхеды «первой волны» любили чернокожих, слушали музыку  черных, на концертах толпились вперемешку с  мулатами, неграми – конфликтов не было. Вскоре скинхеды исчезли – поколение выросло.

«Вторая волна» возникла в конце 70-х гг., когда молодежь из бедных стала вытеснять с панк-сцены детей среднего класса. В результате экономического кризиса к середине 80-хх гг. графства Англии превратились в зоны социального бедствия – именно здесь расцвела субкультура скинхедов. Единственным развлечением стало подраться  с другими, но из соседнего района. У скинхедов новая одежда , в которой все приспособлено к стритфайтингу ( уличной драке): плотные черные джинсы, дешевые , тяжелые шнурованные армейские ботинки на толстой подошве, бритая голова – чтобы противник и полиция не могли схватить за волосы. В конце 70-хх в Великобритании активизировались  неофашисты, которые стали образцом для подражания. Они дали деньги на создание скин-клубов. Их лозунг – «Сохраним Британию белой» Начались драки между новыми и старыми скинхедами. В результате появилось два скин-движения: наци-скинов (новых) и read skinheads ( красных скинов – старых)

В США первые скинхеды появились в 70-хх гг.. Расистами они не были , имелись  группы со смешанными расовыми составами. К 1984 г. В США появились наци-скины. Они избивали чернокожих и азиатов.

Немецкие  - прославились убийствами. Их жертвами в основном были турки, а также и другие  иностранные рабочие. Потом скинхеды появились в Польше, Чехии, Венгрии, Болгарии. Их жертвами тогда были цыгане.

В России скины появились в начале  90-хх гг. В 1992  в Москве было всего около десятка скинхедов. Вели они себя тихо и в основном просто  красовались в центре города . Это был чистый продукт  подросткового «обезьянничества»: наши первые скины старательно подражали западным, о которых узнали из СМИ  эпохи перестройки. Однако в 1994 г. Скинхеды вдруг стали если не многочисленным, то заметным явлением. К концу 1999г. В России их насчитывалось свыше 20 тыс : 4т.-  Москва, 3 т. – Петербург, от 2 т.- в Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Ярославле, Пскове и Калиненграде. И еще в двух десятках городов – менее тысячи в каждом. Сейчас их несколько десятков  тысяч человек. Первыми возникли в Москве «Скинлегтон» и « Blood & Honor» ( кровь и честь ) – Русский филиал» (B&H). B&H – это международная организация  наци-скинов, в некоторых странах она официально запрещена  как экстремистская или фашистская  (Германия).  В «B&H – Русский филиал», «Скинлегион» (их состав до 350 человек) наличествует определенная дисциплина, иерархия, разделение труда. В 1998 к ним  добавляется третья крупная организация – «Объединенные бригады 88» (88 – это порядковый номер двух НН в немецком алфавите , то есть «Heil Hitler». Есть в столице и небольшие группы (по 10-20 человек). Есть даже группа  наци-скин- феминисток «Русские девушки». В Петербурге около 250 скинов входит в организацию «Русский кулак» и около 100 человек – в организацию «Коловрат», в Н. Новгороде  свыше 150 человек в группировку «Север», в Ярославле  около 100 в «White Bears»

Центром скин-движения  является «Русский Национальный Союз» или как он стал называть себя позже «Русское Национальное Единство» (РНЕ)

Большинство скинов объединены  в маленькие банды  по месту жительства или учебы. Примерно 80% -учащиеся ПУ, старшеклассники, безработные. Новенькие приходят в систему по-разному : кто-то присоединяется на концерте, как правило тяжелых металлических групп, с кем-то знакомятся на футболе, а некоторые девушки приходят по любви.

Сейчас в России свыше 65 тыс. (плюс-минус 5 тыс.) скинхедов, проживающих в 90 городах. Больше всего в Москве, Питере и окрестностях. Движение скинхедов (в некоторых регионах они называют себя «бритоголовыми») представляет собой довольно разнородные направления без общего организующего центра.  Преимущественно это люди в возрасте от 18 до 25 лет (хотя есть и более старшего возраста), большинство из них работает или учится (а так же совмещает то и другое) в высших и средних учебных заведениях. В подавляющей массе это дети из социально благополучных семей. Общаются друг с другом они внутри небольших, как правило, групп по три-пять человек (но есть и группировки до 50 человек). В некоторых регионах для проведения «силовых акций» скины приезжают друг к другу на помощь. Делятся условно на «старших» и «младших» (в одних случаях по возрасту, в других «старшие» выбираются голосованием). Иногда такое деление может и отсутствовать. «Старшие» осуществляют организаторские функции, в частности устанавливают контакты друг с другом на уровне разных городов.

После акций против гей-парада в Москве стали говорить о «православных скинах». Но устроившие тогда массовую драку бритоголовые были объявлены «православными» лишь потому, что вместе с ними протестовали бабушки с иконами и Союз православных хоругвеносцев.
И все же действительно некоторые из скинхедов называют себя православными.

Скинхеды-нацисты исповедуют расистскую идеологию, называют себя «правыми», «воинами», «штурмовиками». Они в основной массе и устраивают «силовые акции», т. е. избиения, если им кажется, что «чужаку», виновному, например, в изнасиловании, удалось избежать правосудия. Еще избивают «для профилактики», чтобы «пришельцы» не чувствовали себя хозяевами в том или ином регионе. Занимаются спортом (боксом, карате, кикбоксингом и т. д.). Некоторые в условиях строгой конспирации проводят драки  стенка на стенку (без ножей, цепей, кастетов и т. д., только на кулаках), «для обретения опыта в массовой драке». Драки своих иногда записываются на видео, которое продается иностранцам. На вырученные деньги арендуются спортзалы. Разновидность скинхеды-фашисты, использующие гитлеровскую символику и разделяющие идеи Гитлера.
Есть и
скинхеды-антифашисты (или S.H.A.R.P.), цель которых бить скинхедов-наци, что они постоянно и делают. Иногда носят значки с аббревиатурой S.H.A.R.P. (Skinheads Against Racial Prejudices -- скинхеды против расовых предрассудков) и цифрами 4 и 6 (четвертая и шестая буква латинского алфавита  destroy fascism).  Скинхедов-антифашистов в г. Иваново можно отличить по желтым шнуркам на ботинках, а в Санкт-Петербурге  по зеленым. Антифашистами являются и «красные» (то есть «левые» по убеждением) скинхеды, в их одежде преобладает красный.
Еще есть
скинхеды-модники , этим просто нравится выглядеть внешне как бритоголовые.

Источник в правоохранительных органах сообщил, что информация о преступлениях, совершенных на расовой почве, закрыта для свободного доступа даже для самих сотрудников органов. Официально считается, что, например, в Москве скинхедов больше нет. Но это не соответствует истине. Как рассказал  один из бритоголовых, после милицейских «зачисток», нарастающих с начала 2000 года, скинхеды в Москве ушли в подполье и стараются открыто о себе не заявлять.
Фанаты. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультуры.  формы состоит в том, что они являются не столько приверженцами данного футбольного клуба, сколько откликаются на данную футбольную ситуацию ( проигрыш или поражение их команды, забитый или пропущенный гол)Опрошенные  в мае 2006 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается по крайней мере 85 тыс. человек: такое число организованных болельщиков отмечалось на некоторых наиболее важных матчах) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт», — 17–18-летние и старше болельщики-алкоголики («колдырь» на сленге — пьяница, пьет что попало).

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи — в стране Чернобыля — не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе. Даже среди студенческой молодежи (наиболее культурной и информированной в молодежной среде), по данным наших исследований, испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных (19,7%; исследование МосГУ «Молодежь-2002», N=718). Экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Акции российского «Гринписа», например, в большей мере демонстративны, чем эффективны.

Байкеры , мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они — слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России — недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России (мотоциклисты). Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания (пример из наших интервью с 19-летним участником одного из сообществ мотоциклистов: «Как вы сами себя называете?» — «Никак. Мотоциклистами — как еще?» — «Не байкерами?» — «Нет! Только не байкерами!»). Характерно, что одна из черт самоидентификации участников движения — подчеркивание своего отличия от байкеров («они — тупые, пьянь»). На основе интервью с рядом юношей, участвовавших в июне 2007 г. в ежегодном мотофестивале в Малоярославце (город в Калужской области, в 120 км от Москвы), мы можем констатировать, что организованные для байкеров формы соревнований («сосиска»: задача девушки, сидящей сзади байкера, откусить на ходу подвешенную сосиску; соревнование на звание «мисс мокрая майка» и др.) не привлекают ни мотоциклистов-спортсменов (для которых также организованы собственно спортивные конкурсы), ни той части мотоциклистов, о которых мы говорим. Ежегодный съезд (в прямом смысле — на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще — как сопровождение) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в Малоярославце показывает, что определенная часть участников мотофестиваля придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Мы наблюдали работу по переделке мотоциклов в нескольких московских гаражах: юноши на протяжении трех-четырех месяцев собирали мотоциклы, фактически переселились в гаражи. Некоторые переоборудовали под мастерские свои комнаты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комнатах. Атмосфера в период сборки — рабочая и спокойная, работу не завершают попойки. Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных журналов. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия — «просто едут».Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни.

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. «Рейв» (от англ. rave — бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее — образцы жизненного стиля наиболее популярных кумиров музыкантов  . Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера — ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

Кислотники - это понятие используется для выражения пренебрежительного отношения к поклонникам рейва, который, по мнению прогрессивных музыкантов, переродился в обыкновенную коммерческую попсу. Самой известной отечественной рейв-тусовкой остается Казантип, а западноевропейской - Ибица.

Го́ты — представители готической музыкальной субкультуры (Гот-субкультуры), зародившейся в конце 70-х годов 20-ого века на волне пост-панка. Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик-року, дэт-року и дарквэйву, мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и атрибутика и т. д.), интерес к мистической символике, декадансу, хоррор-литературе и фильмам. Готы, или "дети тьмы", - одна из самых популярных современных молодежных субкультур. Их отличают подведенные тушью глаза на белом напудренном лице, черная одежда, волосы цвета вороньего крыла с фиолетовым отливом. Стилистическая основа - "готическая эстетика", музыка - "готический, dead металл". Любимые темы - вампиризм, Средневековье, мрачные времена чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Готы в том виде, который известен сейчас, появились примерно в 1979 году, после выхода фильма "Голод", где главных героев, вампиров-убийц, играли Дэвид Боуи и Катрин Денёв. Египетский крест, которым они прокалывали горло своей жертве, стал символом готической тусовки. Их стиль можно назвать мрачно-романтическим: депрессивно-агрессивный макияж, одежда угольного цвета, культ луны и летучих мышей, мечты о смерти. Места для тусовок с оттенком мистики - заброшенные кладбища и разрушенные церкви. Современные готы активно используют пирсинг и кельтскую символику.

 Имидж го́тов

Ранние готы отличались от панков лишь черным доминирующим цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя «готский ирокез» был обычно черным и намного шире панковского (выбрит только по сторонам, на висках). Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо и большое количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны.

Первоначально у мужчин были короткие и начесанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные черные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась: теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или начала 19-го века, другие носят винил, кожу и сетку (мятый бархат, вероятно, станет еще одним популярным материалом). А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный, синий или пурпурный. Наиболее используемыми материалами остаются шелк, мятый бархат, кожа и сетка. Так же очень популярен фиолетовый, синий или тёмно-зелёный цвет волос.

Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: всегда только черный цвет одежды (иногда с элементами красного), а также исключительно серебряные украшения (как знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови). У девушек яркий, выразительный стиль Вамп — плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей — от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот (готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидульный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот»: черная деловая одежда, неброские украшения.

Хотя в готической одежде и преобладают четыре основных мрачных цвета, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и используемым материалом. И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, — черные плащи или камзолы с широким поднятым воротником, а-ля граф Дракула приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и длинные платья. Японская готика — это стиль «гейша», множество рюшечек и преобладающие красный и зеленый цвета. В имидже готов обоих полов прическа играет весьма важную роль. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки, часто волосы красят в красный, черный с белыми прядями цвета. Но всё же мейк-ап остаётся одним из самых главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ, рисунок анкха на щеках.

Атрибутика го́тов

Готическая эстетика крайне эклектична по набору популярных и вообще используемых символов, здесь можно встретить и египетскую, и христианскую и кельтскую символику. Основной символ готов — египетский ангх, означавший вечную жизнь. «Анх» (Анкх)вошел в субкультуру после выхода на экраны «вампирского» фильма «Голод» (с Дэвидом Боуи). Также часто употребляются и другие египетские символы — такие как «Глаз Ра». Христианская символика используется реже, по большей части в виде обычных распятий (только в более «стильном» исполнении). Широко используются кельтские кресты, различные кельтские орнаменты. Достаточно обширно представлена оккультная символика — используются пентаграммы(как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, — множество различных их изображений (связь с вампирами и с готами очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в интернете или же служат украшением самим готам.

В конечном итоге, каких то определенных, используемых всеми знаков или символов не существует, — здесь определяющим является эстетический аспект, а также стремление ко всему необычному (отсюда зачастую и происходит увлечение всякого рода «мрачной» символикой).

Выделяются готы- андрогины, кибер-готы, готы-вампиры.

Вот уже несколько лет готы в столице собираются на Чистых прудах. Известно также, что готы питают особую слабость к кладбищам и частенько совершают там прогулки. Причем в этом вопросе они очень взыскательны, и абы какое кладбище им не подойдет. В Москве представители этого течения облюбовали Введенское кладбище, а следовательно, туда предстояло пойти и нам.

 Эмо

Субкультура эмо связана с эмо-музыкой, но она также распространяется на внешность, поведение, и взгляд на жизнь. Впервые появление замечено в 1983-84 гг. в США. Связано с музыкальным течением хардкор-панковской сцены. Большая часть эмо любит андеграунд, индии музыку.
Стиль эмо уходит корнями и в панк и гот-культуру. Носят узкие джинсы, обтягивающие футболки с символикой эмо-групп на них, ремни с шипами, и старую, черную изношенную пару кроссовок. Также помогают толстые очки в роговой оправе.
Прическа. Перекрасься в черный. Подстриги волосы до короткой прически "под бобика", но челку оставь длинной, откинутой на одну сторону, и закрывающей глаз. Подкороти затылок, и отрасти спереди. Ты также можешь выкрасить челку/пряди в более светлые цвета, чем остальные волосы.
Большую часть времени эмо находятся в состоянии горечи, депрессии, обиды и неуверенности.,

Стиль эмо

Эмо любят носить черную одежду с небольшим количеством шокирующе ярких цветов, особенно что касается волос, но не ограничиваясь ими. Эмо предпочитают стрижки, закрывающие один глаз. Кто-то верит, что эта нелепая прическа возникла от недостатка самоуважения, но наиболее распространено мнение, что у них только один глаз. Их легко можно узнать по нелепо узким джинсам на парне (стянутым из шкафа сестры, или купленным у Macy's) или по количеству металла на брюках, большему, чем в оружейном магазине. У них совершенно отсутствует здравый смысл и самоуважение, в случае девушек.
Они носят нарукавники, которые закрывают нанесенные самим себе раны, но в таком случае они могут быстро снять их и "нечаянно" показать шрамы, или быстро и успешно порезать себя. (Эмо склонны к тому, чтобы себя резать.)
Они так же любят фотографироваться, показывая только одну сторону лица, как если они стыдятся быть ими. Они никогда не улыбаются на фото, и иногда делают в сторону знак мира.

 

Они носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками эмо. Среди эмо вы можете увидеть парня в узких джинсах, но так же можете встретить молодежь эмо которые предпочитают носить много железных заклепок на джинсах. Браслеты на руках с черепами, ногти черного или серебристого цвета.
Макияж распространен как у девушек так и парней, эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом, но не сильно обильно.
Прически не делятся на женские и мужские, вы часто можете увидеть одинаковые стильные прически как у парней так и у девушек. Челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности, при этом дает четко понять что вы видите перед собой настоящего Эмо.

История развития эмо

В конце 1983 года распался Minor Threat и полная жизнь Вашингтонской хардкор-панковской сцены стала терять запал и свежие идеи. Последний диск Minor Threat “Salad Days” вышедший в 1984 году стал завершающим в жизни вашингтонского хардкора. Все группы страны начали искать что то новое в различных направлениях, экспериментировать и пробовать что то новое оригинальное. DRI и Bad Brains начали играть легкий метал, 7Seconds ушли в U2 джангл-альтернатив и т.д. Вашингтонский стиль стал изменяться ближе к мелодичному року с панковской чувствительностью.

В 1984 году вышел в свет альбом “Zen Arcade” группы Husker Du из Миннеаполиса, этот альбом продемонстрировал новый сочный звук, который сочетал в себе мягкую, негативную вокальную подачу и средние гитары с замедленными роковыми темпами и мягким хаотичным написанием песен.

Весной 1984 года сформировалась новая группа Rites Of Spring из бывших членов группы The Untouchables, Faith и Deadline. Эта новая группа сохранила панковскую скорость исполнения её бешенство и добавило в свое исполнение новую вокальную технику. Певец Guy Picciotto сохранил неистовый панковский стиль, время от времени добавляя личную лирику, эмоции и духовные искания. В кульминационных моментах голос вокалиста становился сиплым, похожим на девичий стон.

Первая волна в Эмо Музыке пришлась на 1985 год. Лето 1985 года стал “Революционным летом”. В Вашингтоне появилось много групп с различным роковым звучанием, музыкальность, ориентированную на рок-темп, мелодичный вокал. Группы Gray Matter, Soulside, Ignition, Marginal Man, Fire Party, Rain, Shudder to Think  и другие. Некоторые из групп сохранили в своем исполнении хардкоровое звучание  с новыми элементами вокала, исключением можно считать Dag Nasty. Вокалист Minor Threat, Айен Маккей (Ian MacKaye), поет для группы Embrace, лирика группы эмоциональна и самоаналитична. В музыкальном плане группа пишет шумную музыку в среднем темпе, с большим числом гитарных поп-приемов. фирменный вокал Маккея отличается произношением с эмоциональной передачей. Но главная заслуга Айен Маккей это то что он стал основателем sXe движения, которое стало очень популярно в рядах эмокорщиков и хардкорщиков. Звучание этих групп стало известно как “классическое вашингтонское звучание”, часть звучания была названа “Эмо” как сокращение от “Эмоциональный”. После этого вашингтонские группы получили ярлык “Эмокор”.

В 1986 году некоторые из групп стали акцентироваться на элементе “Эмо”. Первыми после Rites of Spring это сделали The Hated в Аннаполисе, потом появились Moss Icon. Именно они разбивают ЭМо-элементы до самого ядра и добавляют изощренной гитарной мелодии, с акцентом на громких и мягких переходах. Вокал так же всех покоряет, то взлетая до крика на пределе легких в кульминациях песен.

В 90-х годах стиль преобретает известность в музыкальной среде и выделился в отдельную субкультуру и начали появляться новые подвиды этого стиля.

-”Хардкор Сан-Диего” (появился в Сан-Диего в 1992 году) - смесь классического хардкора и Эмо.

- “Скримо” - утяжеленный вариант Эмо, в нем больше криков и жесткости.

- “Фрэнч Эмокор”- более мягкий и мелодичный вариант “скримо”

Все перечисленные стили за исключением “Хардкора Сан-Диего” активно развиваются и по сей день. Широкому кругу слушателей Эмо стал известен в 1994 году после выхода в свет дебютного диска группы Sunny Day Real Estate “Diary”.  Как раз в это время стали появляться новые группы, эмо стал попадать на радио и телевидение.

В последнее время Эмо прочно держат свои позиции в молодежной культуре, появляется все больше успешных коммерческих проектов, например как The Used, Funeral For A Friend, но все они далеки от изначальных Эмо коллективов. Эмо стиль распространился не только в музыке но так же и в одежде. Появились так называемые Эмо-дети, которые носят одежду в черно-розовых тонах с двухцветными узорами и стилизованными значками. Как и в случаях с другими субкультурами, порой это превращается в дань моде и никак не связано с мировоззрением и музыкальными предпочтениями. Стиль Эмо отличается от изначального и совсем не похоже на sXe, diy, иногда они имеют смутное представление об источниках Эмо.

Хип-хоп культура. Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультура  создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

В СССР первая волна хип-хоп культуры прокатилась в середине 1980-х годов. Источником информации о хип-хопе были фильмы, которые привозились из-за границы частными лицами. Появившиеся первые команды, ориентированные на хип-хоп, не встречают сопротивления власти в условиях социальной аномии и поддерживаются демократической общественностью. Проводятся фестивали брейк-данса, образцы брейка появляется в фильмах В настоящее время хип-хоп культура в России не воспринимается как контркультурное образование. Часто молодежные хип-хоп коллективы приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями (в частности, Российский союз молодежи разработал программу «Хип-хоп старт»). В Чебоксарах на протяжении ряда лет проводятся международные фестивали хип-хоп культуры «Кофемолка» (VIII фестиваль — 2007) при организационной и финансовой поддержке федеральных и региональных структур. В Якутии проходят фестивали «Hip-hop live». На регулярной основе проводятся Московский открытый фестиваль по брейк-дансу «OPEN», международный рэп-фестиваль «RAP-music», официальный отборочный тур чемпионата мира по брейк-дансу для команд из России и стран СНГ «BOTY — Russia» и др.

Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») — вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов.

В СССР/России брейк-данс стал известен в середине 1980-х годов. В 1985 г. возникли первые команды брейкеров «Меркурий» и «Магический круг». Началось проведение фестивалей брейк-данса (Таллин, 1985; Москва, 1986; Рига, 1987 и др.). Вновь интерес к танцу в молодежной среде распространяется в 1990-х годах.

Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb — «бомбить») — практика писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Исполнители таких надписей получили название «райтеры» (от англ. write — «писать). Особо важным для истории граффити считается 1970 г., когда 16-летний негр Demetrius стал метить стены нью-йоркского метро своей кличкой «Taki 183». Эта метка называлась «тэгом» и представляла собой типичное прозвище би-боя, состоящее из псевдонима и номера улицы, где проживает райтер.. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. К концу 1990-х гг. утвердились другие формы соревнования мастеров граффити (при арбитраже третьей стороны): конкурс двух групп, рисующих на своей части стены, для выяснения кто лучше; выделение кварталов, которые претендующая на первенство группа должна освоить за определенное время (учитывается количество надписей) и т. д. Проигравший обычно расплачивается с победителем красками и материалами для работы. Во многих городах для создателей граффити были отведены специальные места для их творчества. Стили и техники граффити быстро распространились в Европе, на других континентах. Появился «граффити-туризм» — поездки молодежи в другие города и страны с целью написать там свои имена.

В СССР/России с приходом моды на брейк-данс определенной частью молодежи начали осваиваться и практики граффити. Это увлечение сохраняется, хотя столь массового характера, как в европейских странах, не имеет.

 Рэперы.В крупных российских городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в широких штанах (а часто просто в узких с карманами)», изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

3. Романтическая компенсация повседневной рутины.

 «Тяга к опасному» реализуется в различных формах молодежных сообществ и не обязательно имеет криминальный оттенок. Фактически субкультурными образованиями стали группы, объединяемые интересом к экстремальным видам спорта. Некоторые сообщества сформировали довольно развитую идеологию на перекрестке актуальных общественных проблем и практику испытания волевых качеств личности в экстремальных условиях.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры — исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно — не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником — образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими  проблемами, с российским менталитетом.

 Начало движения относится примерно к 1992 г. Толкинисты появились на физическом факультете Московского университета. Особенностью времяпрепровождения толкинистов стало соединение популярных в то время ролевых игр с художественным миром Толкиена (детальная разработка этого мира  породила разные игровые ситуации). Местами сбора толкинистов в Москве стали «Эгладор» (Нескучный сад) и Царицыно. Заранее известно время встреч: в «Эгладоре», например, в четверг после 6 вечера, общение шло почти до утра. В Царицыно встречи такие были по субботам. Есть и другие места встреч (например, на Арбате в центре Москвы, а также на квартирах).

На встречи в конце 1990-х годов собиралось по несколько сот человек, одетых в экзотические самодельные одежды: «по-эльфийски», «по-гномовски» , «гоблины» и другое черное воинство. Фенечки, колокольчики не снимались, и толкинисты узнавали друг друга в любой обстановке. Один из лозунгов: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде».

Участники встреч имели экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Бои — основное занятие, они шли постоянно в течение вечера по всей территории, часто — стенка на стенку (бои на мечах). В ходе встреч дрались на деревянных мечах, сделанных из клюшек или из лыж. Были и доспехи — поначалу из картона, дерева, железа (кастрюльки, крышки от сковороды), позже — специально изготовленные. При встрече все общались и вели себя соответственно героям Толкиена, с которыми себя идентифицировали. Ставили пиво или сигареты на выигрыш в боях. Очень много курили. Наркотики, по всей видимости, принимать было не принято.Новых приводит кто-нибудь из «ветеранов», он обычно и становится «родственником». Каждый, кто приходит, берет себе имя, заимствованное у Толкиена, сочиняет историю своей жизни. Девушки вначале обычно эльфийки. История увязана с историей «родственника», потом она может измениться, когда появятся «мать», «отец». Этикет общения — ориентированный на «аристократический» («Что вам угодно, милостивый государь?»).Все объединены в семьи (мамы, братья и сестры), проводятся «свадьбы», где жрец, орудуя мечом как крестом, произносит перед «новобрачными» ритуальную фразу: «Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртнаго духа». На венчание испрашивается согласие «родителей», надо пригласить всю «семью». Когда «жених» целует «невесту» — вслух ведется счет, и сколько насчитают, столько бутылок пива надо поставить собравшимся в случае «развода» («Поэтому развод невыгодное дело»).

В последнее время толкинисты с большим стажем («старики») уже не ходят на «Эгладор» («там гниль, новенькие»). Важными организационными формами движения стали «кабинетки» — ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из них, а также выездные игры, которые проводятся по предварительно разработанному сценарию (обычно по мотивам одной из книг Толкиена) нередко в лесу, с ночевками в палатках. У игр есть рейтинг, на хорошие можно попасть по личному приглашению. Каждый раз для участия в выездных играх шьются новые костюмы.

Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конференции «мастеров» региона для координации их действий на следующий игровой сезон и составления графика игр.

Индеанисты - это движение зарождалось как увлечение индейской культурой, скорее не реальной, а "киношной или книжной". Молодежь называет друг друга индейскими именами, образовывает племена. Летом индеанисты устраивают свои лагеря на природе, ходят там в (самосшитых) индейских нарядах, устраивают ярмарки по продаже индейских "фенечек" (вышитой одежды, амулетов, головных уборов), проводят "индейские" обряды. Индеанисты пропагандируют то, что представляется им духовными ценностями индейцев: аскетический образ жизни, слияние с природой, мужественность. Они похожи на ролевиков, но попасть в их тусовку довольно сложно.

Флешмоберы – это одна из разновидностей компьютерных организаций. Через сеть Интернета они рассылают какое-то задание , которое как правило лишено какого-нибудь смысла ( поцеловаться, выйти с определенным плакатом, взяться  за руки и т.п.), определяют место  и время действия ( например, Пушкинская площадь, 19.00)

В последнее десятилетие возникло еще одна субкультура, которую можно охарактеризовать зависимостью от компьютера, так называемая Интернет – зависимость. Увлечение ролевыми компьютерными  on-line играми  : Lineage II ( Лайнэйдж)  , World of Warcraft (Ворлд оф Воркрафт), Eve on Line ( Ив он-лайн), Ever quest II (Эверквест), породило определенное сообщество людей , которые объединены по ролевой значимости в игре ( кланы, семьи). Причем данная субкультура не имеет возрастных границ  ( от 8 до 40 лет). В ней наблюдается  полный уход от реальности и перенос игровых ситуаций на реальную жизнь ( убийство в клубе при встрече игровых партнеров) . Отрыв от действительности и полное погружение в нереальность игры, которую  они уже воспринимают как существующую реальность.

Подведем некоторые итоги.

Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Молодежные субкультуры

Слайд 2

Субкультура –совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышление определенных групп людей .

Слайд 3

Российская специфика социальная и экономическая неустойчивость российского общества и обнищание основной части населения особенности социальной мобильности в российском обществе аномия в российском обществе

Слайд 4

Основные черты российских молодежных субкультур связь с субкультурами криминала влиянием западной молодежной моды феноменом романтической компенсации повседневной рутины воспроизводством некоторых черт советского прошлого

Слайд 5

Криминализация молодежных субкультур

Слайд 6

Совершено преступлений среди молодых людей в возрасте 18-24 года: 1990 г. - 189,5 тыс.человек 2006 г. - 465,4 тыс.человек В 2006 г.среди преступников – 932,8 тыс. молодых россиян (53,6%)

Слайд 7

Число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2006 г. составило 5576,3 тыс. человек

Слайд 8

В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. группировок криминального характера

Слайд 9

Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность как модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии.

Слайд 10

«Ремонт» — совместные действия по «оздоровлению» общества

Слайд 11

Гопники они ходят на дискотеки в дешевых спортивных костюмах, они агрессивны, невоспитанны и нетолерантны.

Слайд 12

Влияние западных молодежных субкультурных феноменов

Слайд 13

Скинхеды Первая волна – 60-е года, Великобритания Вторая волна – 70-е года, Великобритания Наци-скины – 70-е года, Великобритания

Слайд 14

Скинхеды в России

Слайд 15

Появление в России – начало 90-х гг. 1992г. – около десятка скинхедов 1999г. – свыше 20 тысяч человек

Слайд 16

Организации скинхедов В Москве – «Скинлегион», « Blood&Honor -Русский филиал», «Объединенные бригады 88» В Петербурге – «Русский кулак», «Коловрат» В Нижнем Новгороде – «Север» В Ярославле – « White Bears »

Слайд 17

Футбольные болельщики фанаты московского «Спартака»: 85 тыс. человек «Ред-уайт хулиганс»,«Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» «Правые» «Колдырь бой-фронт»

Слайд 18

Экологисты Экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада.

Слайд 19

Байкеры , мотоциклисты В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди Мотоциклисты - движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком.

Слайд 20

Рейверы Рейв -«дикая вечеринка ( a wild party ), танцы или ситуация отчаянного поведения». В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке.

Слайд 21

Готы Стилистическая основа - "готическая эстетика", музыка - "готический, dead металл". Любимые темы - вампиризм

Слайд 22

Хип-хоп культура -«уличная культура» Брейк-данс Рэп Граффити Ди-джеинг Стритбол Роллинг

Слайд 23

Романтическая компенсация повседневной рутины Диггеры -исследователи подземных коммуникаций Толкинисты – движение основанное на проведение ролевых игр, которые основываются на сюжетах книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион» Индеанисты -увлечение индейской культурой

Слайд 24

Флешмоберры

Слайд 25

Итоги Субкультуры – это выход социальной активности молодежи Субкультуры могут служить платформой как для негативных тенденций, так и иметь позитивное общественное значение Изучение молодежных субкультур позволяет лучше понимать устремления современной молодежи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейк данс как часть молодежной субкультуры (теория)

В этой части работы  освещаются теоретический апспекты данной темы....

Классный час по теме: «Молодежные субкультуры».

Цель: познакомить с молодежными субкультурами и их направлениями....

Современные субкультуры

Внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Молодежные субкультуры"

Материал предназначен для студентов первого курса в качестве внеклассного мероприятия  ( для проведения классного часа)...

«Методы продвижения молодежных проектов в учреждениях молодежной политики»

В данной презентации мною представленны материалы по метадам продвижения молодежных проектов. Молодежные проекты очень актуальны на сегоднишний день....

Классный час "Молодежные субкультуры"

Открытый классный час.Группа: №12 «Автомеханик»Преподаватель: М.В. ХаеваТема: Молодежные субкультуры.Цели классного часа:1.Обучающая:Познакомить с молодежными неформальными объединениями и...