Психологическая безопасность детей и подростков. Что надо знать родителям».
консультация

Сухаревская Мария Александровна

В воспитательной работе взаимодействие с родителями это один из ключевых компонентов. Обеспечить условия психологической безопасности - это не только оберегать от разочарований и потокать желаниям... Родителям нужна и просветительская информация по вопросам воспитания, предоставленная специалистами. Развитие личности ребенка - это длительный период, в котором учавствуют взрослые, и психологическая безопасность занимает в нем важное место.

Психологическая безопасность личности – состояние психологической защищенности, способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное родительское собрание «Мы и наши дети. Безопасность детей – общая забота». « Психологическая безопасность детей и подростков. Что надо знать родителям». Сухаревская Мария Александровна, педагог-психолог МБОУ «ЦО №2 имени Короленко В.Г.» г. о. Богородский, 2022 год

Слайд 2

Психологическая безопасность личности – состояние психологической защищенности, способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Слайд 3

1.В нутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка: Внешние источники психологической угрозы. Нагрузки , не соответствующие возможностям ребенка (в том числе учебная). Авторитарный стиль воспитания. Отсутствия понятных правил взаимоотношений в семье/школе или не соблюдение взрослыми этих правил. Осознание ребенком своей неуспешности, ущербности в сравнении со сверстниками. Недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию общественно-полезных навыков. Манипулирование ребенком со стороны взрослых. Агрессивное поведение взрослых/родителей по отношению к ребенку. Враждебная агрессивная среда дома, на улице. Прямая зависимость от взрослых/родителей, что порождает комплекс неполноценности. Необоснованные запреты («все нельзя»). Нарушение личностных границ ребенка.

Слайд 4

2.В нутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка: В нутренние источники психологической опасности Негативные привычки, которые сформировались у ребенка. Низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Страх, беспомощность, отсутствие самостоятельности. Недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям). Ребенок не чувствует себя защищенным. Невнимательность и неконтролируемость своих действий, не развиты навыки самоконтроля. Отсутствие ответственности за свои поступки, вседозволенность. Болезненные эмоции и чувства. Неумение с ними правильно справляться, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия. Негативный опыт взаимодействия со внешним миром вследствие пережитых событий. Чрезмерная опека, излишнее, неограниченное рамками материальное обеспечение (безотказность) или наоборот попустительство со стороны родителей (законных представителей).

Слайд 5

Как родителям создать условия для психологической защищенности для детей и подростков в семье? «НЕ»: не критиковать ребенка постоянно, за все, что бы он ни сделал не высмеивать ребенка, от этого он становится замкнутым не лгут ребенку , он учится быть честным и справедливым «ЕСЛИ»: ребенка поддерживают, он учится ценить себя ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным ребенок растет в упрёках, он учится жить с чувством вины растет в терпимости, он учится понимать других ребенка хвалят, он учиться ценить и быть благородным растет в безопасности, он учится верить людям (миру) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить добро и любовь вокруг Ребенок живет в уважении его прав и свобод, он уверен, что будет услышан, что бы с ним ни произошло!

Слайд 6

З аметить проблему: с имптомы и признаки возможного нарушения психологической безопасности ребенка Проблемы со сном , питанием, личной гигиеной и самообслуживанием. Быстрая утомляемость. Отсутствие интереса ко всем происходящим вокруг событиям. Частые и беспричинные слезы . Беспокойство без видимых причин. Не умение организовать свое время для учебы и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться!». Беспричинное, длительное одиночество , когда вся семья собирается дома. Уединение предпочтительнее общению со сверстниками. Провокационные поступки, отклонение в поведении от социальной нормы. Ухудшение состояния физического здоровья (нервные тики, отсутствие аппетита, и т.д.).

Слайд 7

Первый шаг: как помочь? Проанализировать свое собственное родительское отношение к ребенку. Разговариват ь с ребенком, но, не читая нотации и ругая, а рассказывая о личном примере, который помог справиться с данной ситуацией/проблемой. Понимать и принимать любую эмоцию ребенка . Научиться самим и научить ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя! Защищать своего ребенка всегда. Давать ему поддержку ! Дома, в спокойной обстановке вы сможете разобраться в причинах и вместе исправить последствия! Обратиться к специалистам, если необходима помощь , а не обвинять себя и всех . Родителям надо быть с ребенком и в радости, и в беде . Не справляться/делать «за ребенка», а вместе с ребенком. Важно понимать, что ребенок специально не хочет быть плохим, злым, агрессивным и непослушным.

Слайд 8

Каждому родителю нужно знать: 1. С кем дружит его ребенок, в каких компаниях он бывает. 2. Кто его лучший друг или подруга. 3. Чем увлекается, какие у него интересы. Родителям нужно обратить внимание, если ребенок: 1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность. 2. Вам лжет. 3. Требует у Вас финансы (деньги). 4. Становится зависимым от алкоголя, курения, чрезмерно интересуется этим. 5. Перестаёт с Вами общаться и не реагирует на Ваши требования. 6. Не справляется со школьной программой из-за прогулов, не сделанной домашней работы, конфликтного поведения в школе.

Слайд 9

Рекомендации: профилактика нарушений психологической безопасности Сохраняйте и поддерживайте благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. ► Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. ► Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. ► Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни, в том числе и о преодолении Вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций. ► Не препятствуйте подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий. ► Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). ► Заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения. Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком. ► Поощряйте ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). ► Поддерживайте семейные традиции, ритуалы. ► Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. Эстер Селсдон



Предварительный просмотр:

Муниципальное родительское собрание

«Мы и наши дети. Безопасность детей – общая забота».

«Психологическая безопасность детей и подростков.

Что надо знать родителям».

   Слайд 1 – титульный.

Добрый вечер уважаемые участники родительского собрания.

В теме выступления я хотела бы коснуться важного вопроса – психологической безопасности.

Слайд 2:

   Психологическая безопасность личности – состояние психологической защищенности, способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

    Психологическая безопасность для ребенка заключается в отсутствии опасных условий психического развития ребенка, когда правильно и корректно исключаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.

О каких же именно угрозах идет речь?

Слайд 3:

Внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка.

     Внешними источниками психологической угрозы могут быть факторы, события или обстоятельства на которые мы, взрослые не всегда обращаем достаточное внимание:

- нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка

- излишне авторитарный, чрезмерно требовательный стиль воспитания

- недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию общественно-полезных навыков и навыков общения в социуме

- агрессивное поведение взрослых/родителей по отношению к ребенку, враждебная среда на улице

- манипулирование ребенком со стороны взрослых, необоснованные запреты («все нельзя») и также отсутствие понятных правил взаимоотношений в семье/школе или не соблюдение взрослыми этих правил

- собственное сознание ребенком своей неуспешности, ущербности в сравнении со сверстниками, которое усугубляется критикой со стороны взрослых

- полная и прямая зависимость от взрослых/родителей, что порождает комплекс неполноценности (отсутствие даже минимальной самостоятельности, нарушение личностных границ ребенка).

Слайд 4

      К внутренним источникам психологической опасности относятся «несформированность» или отсутствие определенных навыков, умений, те тревожные состояния, и внешние их проявления, которые есть у ребенка.

Взрослые иногда не придают им значения, или попросту не замечают, принимая за личностные особенности, характер, воспитания или временное явление:

- негативные привычки, которые сформировались у ребенка

- низкая самооценка, неуверенность в собственных силах

трах, беспомощность, отсутствие самостоятельности

- недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям), когда ребенок не чувствует себя психологически защищенным

- невнимательность и неконтролируемость своих действий, не развиты навыки самоконтроля

- отсутствие ответственности за свои поступки, вседозволенность

- болезненные эмоции и чувства, неумение с ними правильно справляться, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия, реагирования

- негативный опыт взаимодействия со внешним миром вследствие пережитых неприятных событий

- чрезмерная опека, излишнее, неограниченное рамками материальное обеспечение (безотказность) или наоборот попустительство со стороны родителей (законных представителей).

Это и есть негативные факторы или условия

психического развития ребенка.

Слайд 5

      Говоря о психологической защищенности (незащищенности) в конкретной жизненной ситуации детей и подростков, нужно сказать, что ребенок дошкольного возраста и младший школьник в большей степени находятся в поле зрения внимания родителей, взрослых. Дети этого возраста еще не так тесно контактируют с социумом, а общение с другими детьми и взрослыми людьми как правило проходит под присмотром родителей, педагогов и других взрослых.

     В подростковом возрасте все обстоит иначе. Как правило, подростки более самостоятельны в своих действиях, но не менее уязвимы с психологической точки зрения. Подростковый возраст - непростой этап перехода от детства к взрослости, для которого существуют свои возрастные особенности и закономерности, знание их важны родителям для предотвращения возможных угроз психологической безопасности ребенка.

Слайд 6

     Но какого возраста бы ни был ребенок, родителю важно увидеть, заметить проблему в самом начале. Так как дети и подростки в силу своего возраста, особенностей развития, страха или стресса иногда не могут сами обратиться за помощью. Кроме того, они могут бояться распространения информации о произошедшей с ними ситуации, воздействии тех или иных угроз, влияющих на их психологическое и физическое состояние. Из-за этого ребенок, часто остается один на один со своими проблемами.

      Обратить внимание нужно на симптомы нарушения психологической безопасности ребенка и вовремя принять меры для оказания ему помощи и поддержки:

- проблемы со сном, питанием, личной гигиеной и самообслуживанием

-быстрая утомляемость

-  отсутствие интереса ко всем происходящим вокруг событиям

-частые и беспричинные слезы, беспокойство без видимых причин

- не умение организовать свое время для учебы и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться!»

- беспричинное, длительное одиночество, когда вся семья собирается дома

- предпочтение уединения общению со сверстниками

- провокационные поступки, отклонение в поведении

- ухудшение состояния физического здоровья (нервные тики, отсутствие аппетита, и т.д.).

    Обеспечение со стороны взрослых среды для благополучного и безопасного детства, благоприятных жизненных обстоятельств является важным условием для обеспечения психологической безопасности детей и подростков.

Слайд 7

     Если родители увидели проблему, заметили симптомыКак помочь ребенку?

Проанализировать свое собственное родительское отношение к ребенку. (Обоснованны ли претензии, неудовольствия).

Разговаривать с ребенком, но, не читая нотации и ругая, а рассказывая о личном примере или ином примере, который помог справиться с данной ситуацией/проблемой.

Понимать и принимать любую эмоцию ребенка, говоря ему об этом: «Мне кажется, что ты сейчас злишься; негодуешь; обижаешься; грустишь; тоскуешь; горюешь, боишься и т.д. Да, так бывает! У меня так же было, я понимаю тебя! Что я сейчас могу для тебя сделать?»

Научиться самим и научить ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя!

Защищать своего ребенка всегда. Давать ему поддержку! Дома, в спокойной обстановке вы сможете разобраться в причинах и вместе исправить последствия! Сделать выводы и сформировать иной полезный опыт.

Обратиться к специалистам, если необходима помощь, а не обвинять себя и всех.

Родителям надо быть с ребенком и в радости, и в беде. Не справляться/делать «за ребенка», а вместе с ребенком.

Слайд 8

Рекомендации: профилактика нарушений психологической безопасности

   Родители, близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совла-

дания со сложными ситуациями, научить ребенка самостоятельно справляться с психологически сложными и стрессовыми ситуациями, родителям необходимо:

► Сохраняйте и поддерживайте доброжелательную атмосферу в семье.

► Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно.

► Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком.

► Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни.

► Не препятствуйте подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия этого решения.

► Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах.

► Заботьтесь о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения.

► Поощряйте ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети,

домашние питомцы).

► Поддерживайте семейные традиции, ритуалы.

► Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).

Слайд 9

Чтобы своевременно контролировать ситуацию, видеть те условия и обстоятельства в которых живет, учится и развивается ребенок каждому родителю нужно знать:

1. С кем дружит его ребенок, в каких компаниях он бывает.

2. Кто его лучший друг или подруга.

3. Чем увлекается, какие у него интересы.

И конечно, родителям нужно обратить внимание, если ребенок:

1. грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность

2. часто или постоянно говорит неправду (лжет)

3. требует деньги

4. становится зависимым от алкоголя, курения, чрезмерно интересуется этим

5. перестаёт с родителями общаться и не реагирует на их требования

6. не справляется со школьной программой из-за прогулов, не сделанной домашней работы, конфликтного поведения в школе.

Слайд 10

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личная безопасность детей и подростков.

Никто из нас и тем более наших детей не гарантирован от вероятности физического или сексуального нападения. И все-таки: что мы можем и должны сделать. Первое: научить ребенка соблюдать необходимые ме...

Консультация для родителей "««Что нужно знать родителям о безопасности жизнедеятельности ребенка»»

Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.По мере того, к...

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в информационно-коммуникационных сетях

В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической...

Психологическое здоровье детей и подростков. Рекомендации педагога-психолога. Презентация.

Рекомендации педагога-психолога о сохранении психологического здоровья....

Внеклассное мероприятие"Что надо знать о ВИЧ/СПИД"

Внеклассное мероприятие направлено,чтобы повысить уровень информации   у студентов о СПИД/ВИЧ.Это познавательная игра....

«Информационная безопасность детей и подростков в цифровом пространстве»

С каждым днем меняется мир, в котором мы живем, и, переходя в стадию информационного общества, изменяется жизнь людей, независимо ребенок это или взрослый. В современном мире достаточно трудно предста...