Презентация к занятию по ОП.07 Семейное право на тему: "Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей"
презентация к уроку
В результате освоения темы обучающийся должен знать:
В результате освоения темы обучающийся должен уметь:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.35 МБ | |
| 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель занятия: В результате освоения темы обучающийся должен знать: основные понятия тем «Алиментные обязательства», «Формы устройства детей. Оставшихся без попечения родителей»; содержание основных глав Семейного кодекса РФ, регулирующих данные семейные правоотношения. В результате освоения темы обучающийся должен уметь: о риентироваться в Семейном законодательстве при необходимости решить поставленную задачу; применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; составлять алиментное соглашение; оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав; анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений и в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в частности.
План занятия: 1. Повторение содержание пройденного раздела: «Алиментные обязательства» 2. Проверка усвоенных знаний 3. Изучение нового материала 4. Блок практических заданий по вновь пройденному материалу 5. Систематизация и закрепление пройденного материала 6. Рефлексия
1. Повторение содержания пройденного раздела «Алиментные обязательства» Повторение основных понятий (тезисов) раздела: Алиментное обязательство – это правоотношение, возникающее на основании предусмотренных законом юридических фактов: соглашение сторон или решение суда, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать. Предусмотрено два порядка уплаты алиментов: по решению суда и по соглашению сторон. Соглашение об уплате алиментов (глава 16 Семейного кодекса РФ) – это заключенное в письменной форме, удостоверенное нотариально, соглашение между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем (или их законными представителями), определяющее размер, способы и порядок уплаты алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов – Глава 17 Семейного кодекса РФ. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, лицо вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов. Алименты присуждаются с момента обращения в суд, а за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока. Алименты могут быть взысканы в твердой денежной сумме, в долях или комбинированно. Супруги и бывшие супруги вправе взыскать алименты в порядке, установленном Главой 14 Семейного кодекса РФ. Существуют алиментные обязательства других членов семьи (Глава 15 Семейного кодекса РФ) : братьев, сестер, бабушек, дедушек, пасынков, падчериц, воспитанников – статьи 93-97 СК РФ. Прекращение алиментных обязательств: 1. в случае наступления совершеннолетия или приобретении полной дееспособности ребенком; 2. при усыновлении (удочерении ребенка, на которого взыскиваются алименты; 3. при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов; 4. при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга-получателя алиментов в новый брак; 5. в случае смерти лица, получающего алименты, или лица, обязанного их уплачивать.
2. Проверка усвоенных знаний Тестовые задания. Вариант 1 1. Особенностями алиментного обязательства являются: а ) личный характер; б ) длящийся характер; в ) акцессорный характер. 2 . По общему правилу на содержание двух детей суд взыскивает от ежемесячного заработка или иного дохода родителей долю в размере: а ) ¼ дохода; б ) ⅓ дохода; в ) ½ дохода. 3 . Суд взыскивает алименты: а ) со дня вступления решения суда в законную силу; б ) со дня обращения в суд. 4 . Иски о взыскании алиментов подсудны: а ) мировому судье; б ) районному судье. 5 . Алименты на содержание ребенка могут быть взысканы судом в твердой денежной сумме, если: а ) у родителя отсутствует заработок или иной доход; б ) доход родителя нерегулярен или меняется; в ) содержание ребенка, исчисленное из доли в доходе родителя, меньше прожиточного минимума. 6. Условиями взыскания алиментов с совершеннолетних детей в пользу родителей являются: а) нетрудоспособность родителей; б) нуждаемость родителей; в) наличие у детей достаточных денежных средств. 7. Алиментные обязательства родителя по содержанию несовершеннолетнего ребенка прекращаются: а) при лишении родительских прав; б) при усыновлении ребенка; в) при передаче ребенка в приемную семью. 8. Соглашение об уплате алиментов может быть заключено: а) в устной форме; б) в простой письменной форме; в) подлежит обязательному нотариальному удостоверению. 9. Соглашение об уплате алиментов не может предусматривать размер алиментов ниже размера, который мог бы быть взыскан по решению суда на содержание: а) несовершеннолетнего ребенка; б) нетрудоспособного супруга; в) нетрудоспособного родителя . 10. При взыскании алиментов на содержание ребенка одновременно с установлением отцовства алименты могут быть взысканы за период: а) со дня обращения в суд; б) со дня рождения ребенка, но не более чем за 3 года, предшествовавших обращению в суд; в) со дня вступления решения суда в законную силу.
Критерии оценивания: 9-10 правильных ответов – оценка «Отлично», «5» 7-8 правильных ответов – оценка «Хорошо», «4» 5-6 правильных ответов – оценка «Удовлетворительно», «3» менее 5 правильных ответов – оценка «Неудовлетворительно», «2» Тестовые задания. Вариант 2 1. При эмансипации несовершеннолетнего его право на получение алиментов, взысканных по решению суда: а ) сохраняется до возраста 18 лет; б ) прекращается с момента эмансипации. 2 . Алименты за прошедший период могут быть взысканы судом: а ) за весь период независимо от срока; б ) не более чем за последние 3 года; в ) алименты могут быть взысканы только со дня обращения в суд. 3 . Дополнительные расходы на детей могут быть взысканы судом: а ) в процентах к доходу родителей; б ) в твердой денежной сумме. 4 . При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, с виновного лица могут быть взысканы в пользу получателя алиментов: а ) неустойка; б ) убытки; в ) компенсация морального вреда. 5 . Задолженность по алиментам может быть: а ) зачтена другими встречными требованиями; б ) уступлена другому кредитору по договору цессии; в ) уменьшена по решению суда. 6 . За просрочку в уплате алиментов, взысканных по решению суда, виновное лицо уплачивает неустойку в размере: а ) 0,5% в день от суммы долга; б ) 1% в день от суммы долга; в ) законодательством неустойка не предусмотрена. 7 . Индексация алиментов, взысканных по решению суда в твердой денежной сумме, производится: а ) судом ; б ) судебным приставом-исполнителем; в ) бухгалтерией работодателя должника. 8 . Суд вправе освободить совершеннолетних детей от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что: а ) родители лишены родительских прав; б ) материальное положение детей не позволяет им содержать родителей; в ) родители уклонялись от выполнения своих обязанностей. 9 . Освобождение от уплаты задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетних детей или ее уменьшение возможно: а ) по соглашению родителей; б ) по постановлению судебного пристава; в ) по решению суда; г) невозможно ни при каких обстоятельствах . 1 0 . Нетрудоспособное лицо может иметь право на получение алиментов от бывшего супруга, если его нетрудоспособность (кроме случая выхода на пенсию) наступила: а ) до брака; б ) в период брака; в ) в течение 1 года после расторжения брака; г ) в течение 3 лет после расторжения брака.
3. Изучение нового материала Тема: Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей Ссылка на лекционный материал: Лекционный материал для проведения занятия.docx
4. Блок практических заданий по вновь пройденному материалу: Необходимо решить ситуационную задачу для проверки знаний Задача № 1 Полина Ермакова забеременела от своего сожителя. После рождения дочери Нади сожитель ее бросил. Проживая на съемной квартире и потеряв родителей в раннем возрасте, Полина оказалась без моральной и материальной поддержки. Ранним утром Полина принесла Надю ко входу в лечебное детское учреждение и скрылась. Девочку обнаружили работники учреждения, оказали ей необходимую помощь и передали в орган опеки и попечительства. Через 5 месяцев Полина поняла, что совершила ошибку, отказавшись от воспитания родной дочери, и решила ее найти. Наведя справки в органе опеки, она выяснила, что Надежда месяц назад была удочерена супругами Ефимовыми. Полина обратилась в юридическую консультацию с вопросом, можно ли оспорить решение суда об удочерении. Дайте юридическую консультацию по данному вопросу. Задача № 2 В 2005 г. в автокатастрофе погибли родители Евгения Наймушина 2000 г.р. и его брата Антона 2001 г.р. Супруги Федоровы хотели бы усыновить Евгения, но работник детского учреждения сообщила им, что возможно усыновление только обоих братьев, поскольку их нельзя разлучать друг от друга. Федоровы не решились усыновить обоих братьев, так как их материальное положение не позволяло содержать двух детей. Правильное ли разъяснение дал работник детского учреждения? Задача № 3 После смерти матери воспитанием несовершеннолетней Насти Скворцовой занимались ее отец и бабушка, с которыми проживала Настя. Через некоторое время отец женился на Надежде Тимофеевой. У Насти сложились хорошие отношения с мачехой, поэтому после смерти отца Надежда переехала от свекрови, забрав с собой 11-летнюю Настю. Вскоре после этого бабушка Насти была назначена опекуном Насти и предъявила иск к Тимофеевой об отобрании внучки и передаче ей. Свои требования она мотивировала тем, что является близким родственником ребенка, его опекуном, а потому внучка должна проживать вместе с ней. Судом было установлено, что Настя привязана к мачехе, называет ее мамой и не желает переезжать от нее к бабушке. Какое решение в данной ситуации должен принять суд? Задача № 4 Между органом опеки и попечительства и супругами Васильевыми был заключен договор о приемной семье сроком на 3 года, по которому Васильевым были передан на воспитание 12-летний Максим. Через 3 месяца Васильевы обратились в орган опеки с просьбой досрочно расторгнуть договор, так как Максим их не слушает, обижает их родного сына, 10-летнего Сергея. Какое решение следует принять органу опеки и попечительства в данной ситуации ? Каковы основания досрочного расторжения договора о приемной семье?
5. Систематизация и закрепление пройденного материала Для систематизации своих знаний и проверки качества их усвоения пройдите по ссылке и решите кроссворд: Ссылка: https:// learningapps.org/1892346 и ли отсканируйте код: Успеха в решении! Для систематизации своих знаний и проверки качества их усвоения пройдите по ссылке и примите участие в интерактивной игре: Ссылка: https:// learningapps.org/view2205550 или отсканируйте код: Успеха в участии!
6. Рефлексия Опишите одним предложением результаты сегодняшнего занятия: Например : Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне было трудно… Мне было непонятно… Теперь я знаю, что… Меня удивило… Я бы хотел узнать, почему …
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Лекционный материал для проведения занятия по ОП.07 Семейное право на тему
ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Усыновление (удочерение),
3. Опека (попечительство),
4. Передача в приемную семью.
5. Детский дом семейного типа (патронат).
1. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.
Граждане, должностные лица дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
После получения таких сведений органы опеки и попечительства в течение трех дней обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
Органы опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью, направляют сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 3 ст. 122 Семейного кодекса РФ орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.
За неисполнение вышеуказанных обязанностей, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица органов опеки и попечительства привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.
Процедура устройства детей, которые остались без попечения родителей, регламентирована статьей 155 Семейного Кодекса Российской Федерации.
В первую очередь, необходимо учитывать принцип приоритета семейного воспитания.
Исходя из данного принципа, приоритетом является передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Статья 123 Семейного Кодекса РФ представлена следующими семейными формами устройства
1. Усыновление (удочерение).
2. Опека (попечительство).
3. Приемная семья.
4. Патронатная семья.
Только при отсутствии вышеуказанных возможностей дети могут передаваться в организации, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве таких организаций выступают образовательные учреждения, в которых находятся на содержании (обучаются и воспитываются) дети-сироты.
Кроме этого, данные организации представлены детскими домами, интернатами для детей-инвалидов, социально-реабилитационными центрами, социальными приютами, а также учреждениями системы здравоохранения (в частности, домами ребенка).
Следует отметить, что статья 155 Семейного Кодекса РФ подразумевает расширение списка вышеуказанных учреждений.
В частности, в перечень организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также входят некоммерческие организации.
При этом в обязательном порядке должно быть выполнено условие, а именно - осуществление надзора за детьми не находится в противоречии с целями деятельности этих организаций.
Постоянное и временное пребывание: отличительные особенности.
Ребенок может быть передан в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на постоянное или временное пребывание. Если ребенок устроен в специализированное образовательное, медицинское или аналогичное учреждение на постоянной основе, то обязанности, связанные с содержанием, воспитанием, образованием ребенка, защитой его прав и законных интересов, полностью возлагаются на эти учреждения.
В той ситуации, когда ребенка устраивают в одно из перечисленных учреждений временно, то у родителей (усыновителей, опекунов либо попечителей) сохраняются все права и обязанности.
Пребывание может носить временный характер в том случае, если имеются уважительные причины, по которым родители (усыновители, опекуны или попечители) не исполняют свои обязанности в отношении ребенка. Например, в связи с тяжелой болезнью, длительной командировкой и т.д.
Вне зависимости от характера устройства (постоянный или временный), ребенок передается в специализированное учреждение путем оформления решения (акта) органа опеки и попечительства.
2.
Усыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Условия и порядок усыновления
В настоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).
В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. Усыновление братьев и сестер разными лицами, как правило, не допускается.
Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.
Согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):
- неизвестны,
- признаны судом недееспособными,
- лишены судом родительских прав,
- по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. При этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.
Отмена усыновления
Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:
- уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, - злоупотребления этими правами,
- жестокого обращения с усыновленными. При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.
Преимущества:
• Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
• Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
• Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
Особенности:
• Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
• Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей, но в некоторых регионах выплачивается ежемесячное пособие.
• Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку(попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)
Другие ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка:
• Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
• При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
• Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
• Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется. Иных ограничений, кроме перечисленных выше, нет.
Финансовая поддержка государства:
Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка.
Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.
3.
Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) – форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям.
Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.
Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.
Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени. Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства.
Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства. Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.
Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:
- достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,
- смерть опекуна (попечителя) или подопечного,
- возвращение несовершеннолетнего родителям,
- усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,
- отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
Преимущества:
• Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
• На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
Особенности:
• Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна. Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
• Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка. • Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Как опекуны, так и попечители обязаны:
• Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.);
• Обеспечивать подопечного уходом и лечением;
• Заботиться о воспитании ребенка;
• Обеспечить получение ребенком основного общего образования;
• Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
• Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
• Представлять и защищать права и интересы ребенка. Это фактические действия, которые ст.36 Гражданского Кодекса РФ обязывает совершать опекунов и попечителей несовершеннолетних.
Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
• В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца.
• Льгота на проезд, квартплату, санаторно-курортное лечение, при поступлении в учебное заведение.
• Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
• Право на бесплатное питание в школе и на бесплатное посещение кружков.
4.
Приемная семья – сравнительно новый институт в семейном праве– представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства). Такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.
Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек.
Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие. В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений.
Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.
Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ). К нему также применимы общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы.
В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами. Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. Постановлением от 17 июля 1996 г. N 829 о приёмной семье(в ред. Постановления Правительства РФ от N 49).
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
• лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.
В Семейном кодексе РФ институт приемной семьи прописан с 1996 года. Приемная семья в отличие от других «замещающих» (этот западный термин предполагает замещение биологических родителей) семейных форм принятия детей на воспитание – усыновления и опеки (попечения), отличается договорным характером отношений и оплатой со стороны государства не только содержания ребенка, но и родительского труда. В этом отношении приемная семья – принципиально новый институт, демонстрирующий необходимость оплаты «репродуктивного труда» и еще один показатель переориентации политики от преимущественно государственных форм социализации детей к семейным.
Помимо прав, закреплённых за всеми детьми, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют права на:
1) воспитание в семье опекуна или попечителя, заботу со стороны опекуна или попечителя, совместное с ним проживание (раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешением органа опеки и попечителя при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечных);
2) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
3) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия, другие социальные выплаты;
4) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на его получения в соответствии с жилищным законодательством;
5) защита от злоупотребления со стороны опекуна и попечителя.
Согласно статье 150 Семейного кодекса Российской Федерации опекун или попечитель ребёнка:
1) имеет право и обязан воспитывать ребёнка, находящегося под опекой или попечительством, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
2) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребёнка, находящего под опекой или попечительством, с учётом мнения ребёнка и рекомендации органа опеки и попечительства;
3) имеет право выбора с учётом мнения ребёнка образовательного учреждения и формы обучения ребёнка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребёнком основного общего образования;
4) вправе требовать по суду возврата ребёнка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребёнка беззаконных оснований, в том числе от близких родственников ребёнка.
Однако, не смотря на широкие полномочия, предоставленные законодательством опекун или попечитель не в праве препятствовать общению ребёнка с его родителями и другими близкими родственниками за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребёнка Обязанность по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, но на содержание ребёнка назначаются денежные пособия на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря. Однако денежные пособия выплачиваются не на всех детей, находящихся под опекой.
Не назначаются денежные пособия на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять родительские обязанности, но добровольно передают их под опеку другим лицам.
Не назначаются денежные средства на детей, которых находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Преимущества:
• Возможно взять в семью ребенка не имеющего статуса под опеку или усыновление и, в ином случае, обреченного жить в детском доме.
• Менее жесткие требования к кандидатам - такие же, как при опеке.
• На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
Особенности:
• Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
• Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
• Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
5.
Детский дом семейного типа (патронат) – форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи.
Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован.
Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие.
Супруги являются организаторами детского дома семейного типа.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.
Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.
В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Преимущества:
• Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют, детский дом.
• Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
• Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.
Особенности:
• Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
• Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
• Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.
• Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
• Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.
Финансовая поддержка государства:
• На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
• Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
• На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
• Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
Ребенок может жить в патронатной семье, пока не решится его судьба. Это дети-подкидыши, дети с неустановленным статусом, дети, чьи родители ограничены в родительских правах, дети, у которых единственный родитель попал в больницу, дети, чьи родители, несмотря на приговор суда о лишении родительских прав, борются за из возвращение, дети-инвалиды, которые не могут быть помещены в оздоровительный лагерь на время отдыха родителей, дети, убежавшие из дома и другие дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию.
Отличие патроната от других форм семейного устройства в распределении ответственности по уходу и воспитанию ребенка между тремя сторонами – государственное учреждение (с патронатной функцией), биологическая семья (в части случаев) и патронатная семья.
В патронатной семье осуществляется непосредственный уход и каждодневное воспитание. Решением юридических вопросов (определение статуса ребенка, жилищных и других вопросов, связанных с защитой прав ребенка) занимается госучреждение. Биологический родитель выполняет строго определенные функции – материальное обеспечение (алименты) и частичное участие в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Материал представляет собой разработанную инструкционную карту по выполнению практической работы по теме "Изучение влияния психологических факторов на развитие ребёнка-сироты и детей, оставшихся без п...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...

"Сохранность имущественных прав детей- сироти детей, оставшихся без попечения родителей"
В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекающей к себе внимание широкой общественности. Российская Федерация — социальн...

«Особенности работы социального педагога в сфере соблюдения требований законодательства по защите личных и имущественных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в ГАПОУ АО «СТСИ»
Выступление по теме самообразования на ПЦК...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...

