Методические указания для выполнения практических заданий по учебной дисциплине ОП.07 Основы социальной медицины специальности 39.02.01 Социальная работа
учебно-методический материал

Поплаухина Марина Сергеевна

Данные методические указания содержат задания для практических работ по дисциплине ОП.07. Основы социальной медицины, разработаны для специальности среднего профессионального образования: 39.02.01 Социальная работа в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины.

Для подготовки выпускника, по специальности 39.02.01 Социальная работа по дисциплине ОП.07.  Основы социальной медицины, проводятся 5 практических занятий, продолжительностью не менее двух академических часов каждое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_osnovy_sotsialnoy_meditsiny.docx40.27 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

ОДОБРЕНО

цикловой комиссией

Специальность 39.02.01

Социальная работа

Протокол № _______

От «____» _____2023 г.

Председатель

__________________

Буйских Е.А.

Методические указания

для выполнения практических заданий

по учебной дисциплине ОП.07 Основы социальной медицины

специальности  39.02.01  Социальная работа

Разработчик: Поплаухина М.С.

Шарья 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

Правила выполнения практических заданий

5

Критерии оценки выполнения практических заданий

5

Перечень практических занятий        

6

Список рекомендуемой литературы        

6

Практическое занятие № 1    

7

Практическое занятие № 2

9

Практическое занятие № 3      

11

Практическое занятие № 4

13

Практическое занятие № 5      

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические указания содержат задания для практических работ по дисциплине ОП.07. Основы социальной медицины, разработаны для специальности среднего профессионального образования: 39.02.01 Социальная работа в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины.

Для подготовки выпускника, по специальности 39.02.01 Социальная работа по дисциплине ОП.07.  Основы социальной медицины, проводятся 5 практических занятий, продолжительностью не менее двух академических часов каждое.

После выполнения всех практических работ курса и участия в семинарах студент должен уметь:

  • анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы;
  • осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения.

Практическое занятие по учебной дисциплине ОП.07. Основы социальной медицины, может проводиться в форме семинара согласно Положению о проведении лабораторных и практических занятий ГБПОУ РО «БГИТ».

Основным назначением семинара, как одного из видов практических занятий, является углубленное изучение дисциплины с целью практического применения теоретического знания.

Подготовка к семинарам и выполнение практических заданий не влечет за собой оформление отчетов. Практические задания выполняются на листах-заданиях и защищаются во время практического занятия.

Подготовка к практическому занятию в форме семинара проходит в свободной форме.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Выполнению практических заданий предшествует повторение теоретического материала по изученной теме.

Студент должен:

  • выполнять задания в полном объеме;
  • защищать практическую работу согласно требованиям;
  • в случае невыполнения практических заданий по уважительным и неуважительным причинам уточнить срок сдачи у преподавателя

Правила подготовки и участия в семинаре

Для самостоятельной подготовки к семинару студент должен в письменном виде подготовить материал по вопросам, озвученным преподавателем. Для подготовки студент может обратиться к лекционному материалу, дополнительной литературе, рекомендованной преподавателем.

Студент должен знать содержание темы семинара, уметь устно донести его до аудитории, орудуя понятиями по теме.

Студент должен уметь дополнить выступающего, высказать свое мнение по вопросу, употребляя термины по теме.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

5 (отлично)

активное участие в практических занятиях, полное выполнение заданий, употребление терминов по теме практического занятия во время практического занятия

4 (хорошо)

активное участие в практических занятиях, полное или частичное выполнение заданий, редкое употребление терминов по теме практического занятия во время практического занятия

3

(удовлетворительно)

слабое включенное  участие в практических занятиях, частичное выполнение заданий, редкое употребление терминов по теме практического занятия во время практического занятия

2 (не удовлетворительно)

безучастное присутствие на практических занятиях, не владение основными понятиями и терминами по теме практического занятия.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие №1 Выявление медико-социальных проблем клиента

Практическое занятие №2 Анализ видов деятельности составляющих ЗОЖ. Рациональное питание

Практическое занятие №3 Организация ПМСП в системе отечественного здравоохранения 

Практическое занятие №4 Организация медико – социальной помощи женщинам и детям

Практическое занятие №5 Организация работы РОКК и ВОЗ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Основы социальной медицины: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/Е.Е. Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272с.
  2. Назарова Е. Н. Основы социальной медицины: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 368 с.
  3. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов/Л.П. Храпылина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 – 415с.
  4. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред. проф. образования/Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 28с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Выявление медико - социальных проблем клиента.

Цель: формирование умения проводить обследование клиента с целью выявления его медико - социальных проблем; правильно формулировать выявленные медико - социальные проблемы, определять среди них приоритетную.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

  1. Этапы выявления и решения медико – социальных проблем клиента.
  2. Методы обследования клиента, субъективные и объективные.
  3. Основные медико – социальные проблемы клиента.
  4. Планирование путей решения медико – социальных проблем клиента.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводный инструктаж перед самостоятельной работой.
  3. Студентам предлагается схема обследования клиентов с целью выявления медико - социальных проблем.
  4. Самостоятельная работа. Студенты расспрашивают и осматривают клиентов., т. е. друг друга, меняясь ролями (каждый исполняет роль клиента по заданию преподавателя, который готовит к занятию варианты ситуаций).
  5. Затем составляют учебные медико - социальные карты, схема которой приведена ниже.
  6. Студенты устно представляют карту, как результат своей работы.
  7. Обсуждение в группе по итогам выполнения практического занятия.
  8. Анализ и подведение итогов занятия.

ЗАДАНИЕ

  1. Разбейтесь на пары, расспрашивайте и осматривайте клиентов., т. е. друг друга, меняясь ролями (каждый исполняет роль клиента по заданию преподавателя, который готовит к занятию варианты ситуаций)
  2. Составьте учебную медико - социальную карту клиента

Пример медико - социальной карты клиента

1. Возраст, группа инвалидности.

2. Жалобы.

3. Материально - бытовые условия.

4. Ближайшее окружение клиента.

5. История заболевания.

6. История жизни.

7. Данные осмотра.

8. Представленные документы и почерпнутая из них информация.

9. Описание трудной жизненной ситуации клиента: описание трудной жизненной ситуации, участники ситуации, отношение клиента к данной ситуации, обстоятельства и т. д.

10. Описание идеальной ситуации.

11. Медико - социальные проблемы клиента (медицинские, социально-бытовые, психологические).

12. Приоритетная медико - социальная проблема.

13. Пути решения медико - социальных проблем в процессе преобразования трудной жизненной ситуации: что есть и чего не хватает для преобразования ситуации на пути ее приближения к ситуации идеальной.

14. Какие вопросы необходимо решить в процессе преобразования трудной жизненной ситуации.

15. Первые шаги по преобразованию ситуации.

16. С кем нужно взаимодействовать для решения того или иного вопроса по решению медико - социальных проблем клиента.

17. Планируемый результат.

3. Представьте результат своей работе и анализ для обсуждения в группе.

ТЕСТ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Анализ видов деятельности составляющих ЗОЖ. Рациональное питание.

Цель: Формирование умений проводить анализ образа жизни клиента; намечать пути формирования здорового образа жизни клиента.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

  1. Понятие здоровья, болезни.
  2. Факторы определяющие здоровье.
  3. Факторы риска болезней.
  4. Деонтология и этиология болезни
  5. Качество жизни, уровень жизни, стиль жизни.
  6. Здоровый образ жизни, его составляющие.
  7. Санитарное просвещение в практике специалиста по социальной работе.
  8. Понятие рационального питания
  9. Значение рационального питания в профилактике заболеваний
  10.  Понятие режима питания и пищевого суточного рациона
  11.  Коэффициент физической активности.
  12.  Индекс Кетле, оценка его показателей.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Студенты опрашивают друг друга с целью оценки образа жизни своего «клиента».
  3. Выполняют малыми группами. Составляют план расспроса клиента с целью выявления факторов риска болезней.
  4. Определяют формы санитарного просвещения, для формирования у клиента установки на ЗОЖ.
  5. Заполняют тестовую форму для проведения санитарно – просветительской беседы.
  6. По итогам тестирования составляют рекомендации по формированию ЗОЖ.
  7. Обсуждение результатов выполнения заданий.
  8. Определение индекса Кетле, своего «клиента».
  9. Оценка количественной адекватности питания и корректировка его по калорийности. По схеме.

Задания

  1. Дайте оценку образа жизни своего «клиента», составьте план расспроса клиента с целью выявления факторов риска болезней.
  2. Определяют формы санитарного просвещения, для формирования у клиента установки на ЗОЖ.
  3. Заполните

ТЕСТОВАЯ ФОРМА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С КЛИЕНТОМ

  1. По итогам тестирования составьте рекомендации по формированию ЗОЖ.
  2. Определите индекс Кетле, своего «клиента», по какой формуле он определяется?
  3. Сделайте оценку количественной адекватности питания и откорректируйте его по калорийности. По схеме.
  4. Представьте к обсуждению в группе.

ТЕСТОВАЯ ФОРМА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С КЛИЕНТОМ

1.Профессионально-трудовая деятельность (25 баллов):

  • удовлетворенность — 5 баллов;
  • отношения в коллективе — 5 баллов;
  • творческая активность — 5 баллов;
  • материальное вознаграждение — 5 баллов;
  • возможность профессионального роста — 5 баллов.

2. Деятельность в быту (25 баллов):

  • отношения в семье — 5 баллов;
  • совокупный доход — 5 баллов;
  • жилищные условия — 5 баллов.
  • соблюдение режима труда и отдыха — 5 баллов;
  • досуг семьи — 5 баллов.

3. Культурно-образовательная деятельность (25 баллов):

  • уровень образования у членов семьи — 5 баллов;
  • наличие в доме книг и чтение книг — 5 баллов;
  • посещение храма — 5 баллов;
  • увлечения — 5 баллов;
  • посещение библиотек, музеев, театров и т.д. – 5 баллов

4. Медицинская активность (20 баллов):

  • своевременность обращения за медицинской помощью — 5 баллов;
  • своевременность медосмотров и ФПГ-обследования — 5 баллов;
  • профилактические прививки — 5 баллов;
  • личная гигиена и гигиенические навыки — 5 баллов.

5. Двигательная активность (10 баллов):

  • утренняя зарядка — 5 баллов;
  • еженедельные спортивные занятия — 5 баллов.

6. Отсутствие вредных привычек — 5 баллов.

7. Питание (25 баллов):

  • режим питания — 5 баллов;
  • кратность приемов пищи не менее 5 раз в сутки — 5 баллов;
  • разнообразие в питании — 5 баллов;
  • отсутствие переедания — 5 баллов;
  • ежедневное употребление овощей и фруктов — 5 баллов.

Итого: оптимальное число баллов при анализе образа жизни составляет 140 баллов.

План составления рекомендации по формированию ЗОЖ

  1. Введение (информация о значимости различных факторов, определяющих здоровье, в том числе образа жизни как основного фактора, определяющего здоровье)
  2. Расспрос клиента с целью выявления факторов риска в его жизнедеятельности (тестовая форма)
  3. Рекомендации клиенту по формированию здорового образа жизни по двум направлениям (имеется ввиду физическая активность, рациональное питание, медицинская активность):
  • Уменьшение отрицательных факторов образа жизни;
  • Усиление положительных моментов в образе жизни клиента

Определение индекса Кетле

Формула

Расчет:

Оптимальное значение индекса Кетле

Мужчины        Женщины

Среднее значение        22,0        20,0

Минимальное значение         20,1        18,7

Максимальное значение        25,0        23,8

Согласно рекомендациям ВОЗ оптимальным и у мужчин и у женщин является индекс Кетле 20,0 — 22,0.

О наличие ожирения свидетельствует ИК у мужчин более 30,3, у женщин более 28,6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Организация ПМСП в системе отечественного здравоохранения

Цель: Формирование умения организовывать взаимодействие клиента с учреждениями ПМСП (участковой поликлиникой, станцией скорой медицинской помощи, сельской амбулаторией и т. д).

Вопросы для подготовки к практическому занятию

  1. Типы и виды учреждений здравоохранения.
  2. Первичная медико – социальная помощь.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Составление и заполнение учебной медико – социальной карты амбулаторного больного.
  3. Подведение итогов

Задания:

  1. Опросите «клиента» составьте и заполните медико – социальную карту амбулаторного больного

ПРИМЕР МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ КАРТЫ АМБУЛАТОРНОГО БОЛЬНОГО

Паспортная часть.

1.Дата рождения.

2.Место проживания.

3.Семейное положение.

4.Вероисповедание.

5.Образование. Специальность.

6.Место работы и должность (для работающих). Для инвалидов — группа инвалидности.

Краткая характеристика здоровья клиента.

1.Физическое здоровье:

-жалобы;

-история заболевания;

-история жизни;

-данные медицинской документации, имеющейся на руках;

-данные осмотра.

2.Психическое здоровье (наличие видимых отклонений в психике и их характер, психологические нарушения).

3.Социальное здоровье (взаимоотношение с окружением, материально-бытовые проблемы).

Формулирование медико-социальных проблем клиента.

1.Описание трудной жизненной ситуации.

2.Описание медико-социальных проблем клиента.

3.Приоритетная проблема.

Планирование медико-социальной работы.

1.Определение путей решения медико-социальных проблем клиента.

2.Определение круга лиц, организаций и учреждений для совместной работы по преобразованию ситуации.

3.Вопросы, подлежащие решению в процессе преобразования грудной жизненной ситуации.

4.Первые шаги по решению медико-социальных проблем клиента.

5.Планируемый результат.

2. Карту и анализ представьте к обсуждению в группе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Организация медико – социальной помощи женщинам и детям

Цель: Формирование умение выявлять медико – социальные проблемы женщин.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

  1. Этапы медико – социальной помощи в системе охраны материнства и детства.
  2. Организация медико – социальной помощи беременным, детям, подросткам.
  3. Возможные медико – социальные проблемы в системе охраны здоровья материнства и детства.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Составление медико-социальной карты пациентки женской консультации с учетом медико-социальных проблем этой категории клиентов и заполнение учебной медико – социальной карты амбулаторного больного.
  3. Подведение итогов.

Задания:

  1. Опросите «клиента» и составьте медико-социальную карту пациентки женской консультации с учетом медико-социальных проблем этой категории клиентов и заполнение учебной медико – социальной карты амбулаторного больного.

ПРИМЕР МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТОК ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

1.Возраст, образование и профессия.

2.Беременность (срок, срок постановки на учет в качестве беременной).

3.Образ жизни (физическая и медицинская активность, питание, вредные привычки, санитарно-гигиенические навыки, состав семьи и отношения в семье, удовлетворенность профессиональной деятельностью и пр.].

4.Отношение к наступившей беременности (желанная, нежеланная).

5.Подготовленность к рождению ребенка (материально-бытовые условия, отношение к рождению будущего ребенка в семье).

6.Наличие трудной жизненной ситуации, ее описание, участники. Отношение к данной ситуации, обстоятельства.

7.Выявленные медико-социальные проблемы, приоритетная ситуация.

8.Пути решения выявленных медико-социальных проблем.

9.Первые шаги по преобразованию ситуации.

10.Системы взаимодействия по решению проблем.

11.Планируемый результат.

2. Карту и анализ представьте к обсуждению в группе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Организация работы РОКК и ВОЗ

Цель: Формирование умения взаимодействовать в структуре отечественной системы здравоохранения

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

  1. Какую миссию выполняют общества Красного креста и Красного полумесяца?
  2. Принципы деятельности Красного Креста
  3. В чем заключается деятельность РКК на современном этапе
  4. Составляющие деятельности ВОЗ

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Проверка подготовки к практическому занятию в форме фронтального опроса
  3. Посещение представительства РОКК в Белой Калитве
  4. Рефлексия
  5. Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине "Бухгалтерский учет"

Данные методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОП.07. Бухгалтерский учет предназначены обучающимся по специальности  СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)....

Методические указания для выполнения практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 «Основы поиска работы, трудоустройства» 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Методические указания для выполненияч практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОП.06 "Основы поиска работы, трудоустройства" 38.01.02 Продавец, контролер-кассир...

Методические указания к выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП. 01 «Экономика организации» для специальности социально- экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Методические указания к выполнению практических занятий по учебнойдисциплине ОП. 01 «Экономика организации» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация о...

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП 12 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания

      Методические указания к выполнению практических работ по Организации обслуживания на предприятиях общественного питания для  обучающихся  составлены  в соотв...

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП 03 Техническое оснащение и организация рабочего места

Методические указания к выполнению практических работ по Техническому оснащению и организации рабочего места для  обучающихся  составлены  в соответствии с требованиями федерального гос...

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культу...

Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОУД.01 Иностранный язык (английский), специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Практическая  работа студентов по иностранному языку является неотъемлемой составляющей процесса освоения программы обучения иностранному языку в колледже. Практическая  работа студентов охв...