Лекция Скоростные качества спортсменов
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Лекция № «Скоростные качества спортсмена» посл.!!!
Существуют понятия –скорость и темп. Понятия похожи, но не тождественны.
СКОРОСТЬ (быстрота)---способность спортсмена преодолевать расстояние (выполнять движения) в максимально короткий отрезок времени.
ТЕМП—способность спортсмена выполнять движение максимальное количество раз за определенное время.
Можно пробежать или проплыть одну и туже дистанцию за одно и тоже время, но с разной частотой шагов или гребков. Скорость одинаковая, а темп разный.
Темп (или частота) движений играет большую роль в циклических видах спорта, в беге, плавании, гребле и т.п.
Вместе с тем очевидно, что скорость бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Для каждого спортсмена имеет большое значение определение оптимального значения взаимоотношения частоты беговых шагов или гребков.
Скоростные качества спортсмена являются врожденными и поддаются тренировке примерно до 30%.
Лучше всего скоростные качества развиваются примерно в 7-11лет и 13-15летнем возрасте.
Скоростные качества спортсмена можно разделить
на ОБЩИЕ и СПЕЦИАЛЬНЫЕ.
ОБЩИЕ СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА –способность выполнять различные движения в максимально короткое время.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ скоростные качества ---непосредственно связанные со спортивной специализацией (скорость удара, старта, преодоление различных дистанций). Они во многом зависят от технической подготовки спортсмена, его тренированности
Можно выделить три формы проявления скоростных способностей:
1-Способность к быстрому началу движения (резкость)
2-Скоростно-силовая работа (отжимания, подтягивание и т. п в максимальном темпе)
3-Способность удерживать максимальную скорость (скоростная выносливость)
Для развития скоростных качеств в одной тренировке задания нужно выполнять в такой же последовательности.
Скоростные качества спортсмена зависят от:
-Состояния и тренированности нервной системы (т. е. быстроты протекания нервных процессов и их подвижности, количества мото нейронов в мышцах, силе сигнала от ЦНС)
-Взрывной силы мышц (градиента силы т.е скорости нарастания мышечных усилий, иннервации мышц, соотношения белых и красных мышечных волокон.)
-Технической подготовки спортсмена
- Умения быстро и в нужный момент, напрягать и расслаблять мышцы антагонисты (сгибатели, разгибатели) и нервные анализаторы
Попробуйте поймать муху, сконцентрировав все внимание на нее и с напряжённой рукой. Скорее всего, муха улетит. Вы будите на много ближе к успеху, если муха где-то рядом, вы ее даже толком не видите, рука расслаблена. И ВОТ ОНА МУХА.
Методический путь развития этой способности –повторное выполнение движений с возможно большей скоростью, но без лишнего напряжения.
При снижении темпа упражнение следует прекратить.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНА
Для развития скоростных качеств спортсмена применяются три основных метода:
-МЕТОД СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ
-ИГРОВОЙ МЕТОД
- СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
Существуют два типа двигательной реакции:
#1055;ростая –на определенный раздражитель-- определенное ответное действие.
#1057;ложная –на определенный раздражитель –выбор наиболее оптимального действия, т.е. реакция на движущийся объект (мяч, игрок, шайба и т.п.)
РАЗВИТИЕ ПРОСТОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ
Метод строго регламентированного упражнения --основной метод для развития простой двигательной реакции
А) Простая двигательная реакция в основном развивается методом ПОВТОРНЫХ упражнений «короткие отрезки». (быстрое многократное реагирование на ИЗВЕСТНЫЙ заранее сигнал, свисток в спринте, изменение движения или остановке по условному сигналу, атакующее действие по сигналу)
Б). Метод выполнения движения с увеличением скорости или нагрузки (ускорение в гору, выполнение работы в максимальном темпе с отягощением или по пеку, воде, плавание в специальных шортах «парашют»)
В). Метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты при прыжке, бросок облегченного мяча, манекена.)
Г). Метод контрастных упражнений (чередование максимально быстрого выполнения упражнений в обычных, облегченных или в затрудненных условиях. Например, в обычных или облегченных условиях
по песку, в воде, в гору, под гору)
Д) Методы использования лидирующих устройств. Например, задающий темп звуковой сигнал, «бегущая» световая дорожка, гонка за лидером и т.п.
Для совершенствования простой двигательной реакции необходимо
заставить мышцы как можно быстрее начать движение после сигнала. Исследование механизма реакции показывает, что он осуществляется по следующей цепочке:
СИГНАЛ—ВОСПРИЯТИЕ—ОЦЕНКА—ОТВЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Самое большое время занимает момент ОЦЕНКИ сигнала.
В связи с этим тренер должен настраивать ученика не на сигнал, а на моменте выполнения действия. За счет этого хороший спринтер может выиграть на старте около 1 метра.
Для совершенствования простой двигательной реакции спортсмен должен находится в отличном физическом и психологическом состоянии, только в этом случае он может выполнить каждое повторение с предельной скоростью. Поэтому выполнять упражнения в состоянии утомления не целесообразно.
РАЗВИТИЕ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ
Сложная двигательная реакция связана с выбором оптимального ответа на поведение партнера, противника или окружающей обстановки.
Например, на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Скрытый период реакции на движущийся объект состоит из 4 элементов:
#1059;видел движущийся предмет (мяч, игрок и т.п.)
#1054;ценил направление и скорость.
#1042;ыбрал план действия
#1053;ачал его осуществление. Основная доля времени уходит на зрительное восприятие (более 80%).
Для сокращения этого времени применяют следующие упражнения:
-Постепенное увеличение скорости движущего объекта
-Сокращение дистанции между объектом и спортсменом.
-уменьшение размера движущегося объекта.
Важным значением для сокращения времени реакции имеет способность спортсмена угадывать движение мяча, шайбы, действия игрока или противника. Так в современном хоккее скорость полета шайбы в броске достигает свыше 50м/с. Вратарь с расстояния 10 метров практически не может среагировать на бросок. Однако многие вратари благодаря предугадыванию успешно защищают ворота даже с более близкого расстояния.
Время ответной реакции во многом зависит от запаса тактических и технических действий спортсмена, от его тренированности и умения наиболее рационально отреагировать в данной ситуации.
Для развития сложной двигательной реакции (быстроты реакции выбора)
следует:
#1055;остепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучающийся должен принять мяч от одного из 2-х игроков, потом от одного из 3-х,4-х, мяч может лететь со стороны спины и т.д. Постепенно увеличивая скорость бросков.
#1053;аучится предугадывать действия противника, как бы опережать их начало. Научится реагировать на малозаметные подготовительные движения, мимику и т. п.
ИГРОВОЙ и СОРЕВНОВАТЛЬНЫЙ МЕТОДЫ.
Для развития скоростных способностей большое значение имеют игровой и соревновательный методы. Они не только развивают скоростные способности, но и создают хороший эмоциональный фон, повышают стимул для максимального проявления скоростных способностей занимающихся, создают дух соперничества. Лучшими методами для развития с Применение этих методов очень полезно не только при работе с детьми, но и при тренировках более. Очень хорошо для этой работы подходят различные эстафеты.
СРЕДСТВАМИ развития скоростных качеств могут быть:
- любые упражнения, (циклические, гимнастические, акробатические, ОРУ)
-элементы техники и тактики избранного вида спорта.
-Могут применяться различные отягощения, собственный вес, специальные тренажёры.
-Использоваться лидирующие устройства. Например, задающий темп звуковой сигнал, «бегущая» световая дорожка, гонка за лидером и. п
Главное- выполнять упражнения с максимальной скоростью.
На практике нередко приходиться наблюдать остановку результатов в преимущественно скоростных видах спорта.
При длительной работе может образоваться так называемый «скоростной барьер».
Одной из частых причин этого явления является применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий.
В результате возникает динамический стереотип в ЦНС и стабилизация скоростных параметров движения, в силу чего скоростные качества поддаются дальнейшему совершенствованию с большим трудом.
Для предупреждения «скоростного барьера» при тренировках с начинающими следует:
- Не спешить с узкой специализацией в каком -либо упражнении.
- Применять упражнения не в стандартном виде, а в изменяющихся ситуациях и формах.
- Использовать различные подвижные и спортивные игры, соревновательные упражнения и эстафеты.
Для ослабления и разрушения «скоростного барьера» при тренировках квалифицированных спортсменов следует:
#1059;меньшить объем соревновательной нагрузки, заменив ее скоростно-силовыми, обще -подготовительными или специально-подготовительными упражнениями.
#1057;оздать облегченные условия, чтобы спортсмен мог превысить скоростной рубеж и сумел запомнить эти новые ощущения (например, тренировки на укороченной дистанции и т. п)
#1042; ряде случаев целесообразно на некоторое время прекращение занятий в ИВС и переключение на новые виды физических упражнений для развития скоростных способностей.
ВЫВОДЫ:
#1044;ля развития конкретных скоростных качеств (резкость, скоростно-силовая рабата, силовая выносливость) должны подбираться определенные конкретные упражнения(задания).
#1056;абота должна выполняться с МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ СКОРОСТЬЮ.
3. СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ, КОГДА ОРГАНИЗМ НАХОДИТСЯ В ХОРОШЕМ ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ.
4.СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ ДО ТОГО МОМЕНТА,
КОГДА СКОРОСТЬ ЗАМЕДЛЯЕТСЯ или ИЗМЕНЯЕТСЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ.
В этом случае тренировку на развитие скоростных качеств нужно прекратить,
либо проводить в облегченном режиме
5.Продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы скорость выполнения упражнения не снижалась. Оптимальная продолжительность однократной нагрузки 8-10 сек., допустимая –до 20 сек.
3.Число повторений лимитируется началом снижения скорости. Дальнейшая работа для роста скоростных способностей НЕЭФФЕКТИВНА.
#1048;нтервалы отдыха должны быть полными, т. е позволять проводить очередную попытку без снижения скорости. Продолжительность отдыха зависит от возраста, уровня подготовки спортсмена, сложности и длительности упражнения. Однако не рекомендуется, чтобы отдых длился более 8-10 мин. т.к. снижается оптимальная возбудимость нервной системы и остывают мышцы. Предпочтителен активный отдых.
#1042; структуре одного занятия упражнения на развитие скоростных способностей целесообразно планировать в НАЧАЛЕ основной части занятия, пока не наступило утомление. В недельном цикле тренировки на развитие скоростных качеств рекомендуется проводить не менее 3 раз. При более редких тренировках эффективность снижается.
#1055;ри развитии максимальной скорости выполнения технических действий, применяются соответствующие упражнения (передача мяча, поворот в плавании, отработка броска в борьбе и т.п.). Однако следует учитывать, что прежде чем приступить к скоростному совершенствованию необходимо закрепить ТОЧНОСТЬ движения.
НЕПРАВИЛЬНО ЗАУЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ БУДЕТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЕШАТЬ ДОСТИЖЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ И КРАЙНЕ ТЯЖЕЛО ПОДДАЕТСЯ ИСПРАВЛЕНИЮ
9. Чтобы исключить травмы, скоростная работа должна проводиться только после хорошей, целенаправленной, разминки включающей в себя упражнения на гибкость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения скоростно-силовых качеств и средства развития скоростно-силовых качеств.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития скоростно-силовых качеств ...

Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры в ГБОУ СПО Осташковском ветеринарном техникуме
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Труд студента - в основном труд умственный, требующий постоянной...

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.
ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ГАНДБОЛИСТОК.
Актуальность данной темы состоит в том, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного п...

Лекция 7 Контроль качества поверхностных вод. Установление места расположения створов, вертикалей и горизонтов в пункте контроля качества вод
Под створом пункта контроля следует понимать условное поперечное сечение водоёма, в котором производится комплекс работ для получения данных о количестве воды....

Конспект тренировочного занятия по боксу "Разучивание скоростно-силовых качеств боксеров"
Тема урока: Разучивание скоростно-силовых качеств боксеров.Цель: Разучить упражнения для повышения скоростно-силовых качеств .Задачи урока:Разогреть организм для дальнейшей нагрузки.По...

Развитие скоростно -силовых качеств пловца
Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенст...
