Лекция Скоростные качества спортсменов
учебно-методический материал

Миронов Геннадий Васильевич

Скоростные качества спортсменов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_skorost_posl.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция № «Скоростные качества спортсмена» посл.!!!

Существуют понятия –скорость и темп. Понятия похожи, но не тождественны.

СКОРОСТЬ (быстрота)---способность спортсмена преодолевать расстояние (выполнять движения) в максимально короткий отрезок времени.

ТЕМП—способность спортсмена выполнять движение максимальное количество раз за определенное время.

Можно пробежать или проплыть одну и туже дистанцию за одно и тоже время, но с разной частотой шагов или гребков. Скорость одинаковая, а темп разный.

Темп (или частота) движений играет большую роль в циклических видах спорта, в беге, плавании, гребле и т.п.

Вместе с тем очевидно, что скорость бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Для каждого спортсмена имеет большое значение определение оптимального значения взаимоотношения частоты беговых шагов или гребков.

Скоростные качества спортсмена являются врожденными и поддаются тренировке примерно до 30%.

Лучше всего скоростные качества развиваются примерно в 7-11лет и 13-15летнем возрасте.

Скоростные качества спортсмена можно разделить

на ОБЩИЕ и СПЕЦИАЛЬНЫЕ.

ОБЩИЕ СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА –способность выполнять различные движения в максимально короткое время.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ скоростные качества ---непосредственно связанные со спортивной специализацией (скорость удара, старта, преодоление различных дистанций). Они во многом зависят от технической подготовки спортсмена, его тренированности

Можно выделить три формы проявления скоростных способностей:

1-Способность к быстрому началу движения (резкость)

2-Скоростно-силовая работа (отжимания, подтягивание и т. п в максимальном темпе)

3-Способность удерживать максимальную скорость (скоростная выносливость)

Для развития скоростных качеств в одной тренировке задания нужно выполнять в такой же последовательности.

Скоростные качества спортсмена зависят от:

-Состояния и тренированности нервной системы (т. е. быстроты протекания нервных процессов и их подвижности, количества мото нейронов в мышцах, силе сигнала от ЦНС)

-Взрывной силы мышц (градиента силы т.е скорости нарастания мышечных усилий, иннервации мышц, соотношения белых и красных мышечных волокон.)

-Технической подготовки спортсмена

- Умения быстро и в нужный момент, напрягать и расслаблять мышцы антагонисты (сгибатели, разгибатели) и нервные анализаторы

Попробуйте поймать муху, сконцентрировав все внимание на нее и с напряжённой рукой. Скорее всего, муха улетит. Вы будите на много ближе к успеху, если муха где-то рядом, вы ее даже толком не видите, рука расслаблена. И ВОТ ОНА МУХА.

Методический путь развития этой способности –повторное выполнение движений с возможно большей скоростью, но без лишнего напряжения.

При снижении темпа упражнение следует прекратить.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНА

Для развития скоростных качеств спортсмена применяются три основных метода:

-МЕТОД СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ

-ИГРОВОЙ МЕТОД

- СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

Существуют два типа двигательной реакции:

#1055;ростая –на определенный раздражитель-- определенное ответное действие.

#1057;ложнаяна определенный раздражитель –выбор наиболее оптимального действия, т.е. реакция на движущийся объект (мяч, игрок, шайба и т.п.)

РАЗВИТИЕ ПРОСТОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

Метод строго регламентированного упражнения --основной метод для развития простой двигательной реакции

А) Простая двигательная реакция в основном развивается методом ПОВТОРНЫХ упражнений «короткие отрезки». (быстрое многократное реагирование на ИЗВЕСТНЫЙ заранее сигнал, свисток в спринте, изменение движения или остановке по условному сигналу, атакующее действие по сигналу)

Б). Метод выполнения движения с увеличением скорости или нагрузки (ускорение в гору, выполнение работы в максимальном темпе с отягощением или по пеку, воде, плавание в специальных шортах «парашют»)

В). Метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты при прыжке, бросок облегченного мяча, манекена.)

Г). Метод контрастных упражнений (чередование максимально быстрого выполнения упражнений в обычных, облегченных или в затрудненных условиях. Например, в обычных или облегченных условиях

по песку, в воде, в гору, под гору)

Д) Методы использования лидирующих устройств. Например, задающий темп звуковой сигнал, «бегущая» световая дорожка, гонка за лидером и т.п.

Для совершенствования простой двигательной реакции необходимо

заставить мышцы как можно быстрее начать движение после сигнала. Исследование механизма реакции показывает, что он осуществляется по следующей цепочке:

СИГНАЛ—ВОСПРИЯТИЕ—ОЦЕНКА—ОТВЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Самое большое время занимает момент ОЦЕНКИ сигнала.

В связи с этим тренер должен настраивать ученика не на сигнал, а на моменте выполнения действия. За счет этого хороший спринтер может выиграть на старте около 1 метра.

Для совершенствования простой двигательной реакции спортсмен должен находится в отличном физическом и психологическом состоянии, только в этом случае он может выполнить каждое повторение с предельной скоростью. Поэтому выполнять упражнения в состоянии утомления не целесообразно.

РАЗВИТИЕ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

Сложная двигательная реакция связана с выбором оптимального ответа на поведение партнера, противника или окружающей обстановки.

Например, на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Скрытый период реакции на движущийся объект состоит из 4 элементов:

#1059;видел движущийся предмет (мяч, игрок и т.п.)

#1054;ценил направление и скорость.

#1042;ыбрал план действия

#1053;ачал его осуществление. Основная доля времени уходит на зрительное восприятие (более 80%).

Для сокращения этого времени применяют следующие упражнения:

-Постепенное увеличение скорости движущего объекта

-Сокращение дистанции между объектом и спортсменом.

-уменьшение размера движущегося объекта.

Важным значением для сокращения времени реакции имеет способность спортсмена угадывать движение мяча, шайбы, действия игрока или противника. Так в современном хоккее скорость полета шайбы в броске достигает свыше 50м/с. Вратарь с расстояния 10 метров практически не может среагировать на бросок. Однако многие вратари благодаря предугадыванию успешно защищают ворота даже с более близкого расстояния.

Время ответной реакции во многом зависит от запаса тактических и технических действий спортсмена, от его тренированности и умения наиболее рационально отреагировать в данной ситуации.

Для развития сложной двигательной реакции (быстроты реакции выбора)

следует:

#1055;остепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучающийся должен принять мяч от одного из 2-х игроков, потом от одного из 3-х,4-х, мяч может лететь со стороны спины и т.д. Постепенно увеличивая скорость бросков.

#1053;аучится предугадывать действия противника, как бы опережать их начало. Научится реагировать на малозаметные подготовительные движения, мимику и т. п.

ИГРОВОЙ и СОРЕВНОВАТЛЬНЫЙ МЕТОДЫ.

Для развития скоростных способностей большое значение имеют игровой и соревновательный методы. Они не только развивают скоростные способности, но и создают хороший эмоциональный фон, повышают стимул для максимального проявления скоростных способностей занимающихся, создают дух соперничества. Лучшими методами для развития с Применение этих методов очень полезно не только при работе с детьми, но и при тренировках более. Очень хорошо для этой работы подходят различные эстафеты.

СРЕДСТВАМИ развития скоростных качеств могут быть:

- любые упражнения, (циклические, гимнастические, акробатические, ОРУ)

-элементы техники и тактики избранного вида спорта.

-Могут применяться различные отягощения, собственный вес, специальные тренажёры.

-Использоваться лидирующие устройства. Например, задающий темп звуковой сигнал, «бегущая» световая дорожка, гонка за лидером и. п

Главное- выполнять упражнения с максимальной скоростью.

На практике нередко приходиться наблюдать остановку результатов в преимущественно скоростных видах спорта.

При длительной работе может образоваться так называемый «скоростной барьер».

Одной из частых причин этого явления является применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий.

В результате возникает динамический стереотип в ЦНС и стабилизация скоростных параметров движения, в силу чего скоростные качества поддаются дальнейшему совершенствованию с большим трудом.

Для предупреждения «скоростного барьера» при тренировках с начинающими следует:

  1. Не спешить с узкой специализацией в каком -либо упражнении.
  2. Применять упражнения не в стандартном виде, а в изменяющихся ситуациях и формах.
  3. Использовать различные подвижные и спортивные игры, соревновательные упражнения и эстафеты.

Для ослабления и разрушения «скоростного барьера» при тренировках квалифицированных спортсменов следует:

#1059;меньшить объем соревновательной нагрузки, заменив ее скоростно-силовыми, обще -подготовительными или специально-подготовительными упражнениями.
#1057;оздать облегченные условия, чтобы спортсмен мог превысить скоростной рубеж и сумел запомнить эти новые ощущения (например, тренировки на укороченной дистанции и т. п)

#1042; ряде случаев целесообразно на некоторое время прекращение занятий в ИВС и переключение на новые виды физических упражнений для развития скоростных способностей.

ВЫВОДЫ:

#1044;ля развития конкретных скоростных качеств (резкость, скоростно-силовая рабата, силовая выносливость) должны подбираться определенные конкретные упражнения(задания).

#1056;абота должна выполняться с МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ СКОРОСТЬЮ.

3. СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНА НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ, КОГДА ОРГАНИЗМ НАХОДИТСЯ В ХОРОШЕМ ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ.

4.СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА НУЖНО ТРЕНИРОВАТЬ ДО ТОГО МОМЕНТА,

КОГДА СКОРОСТЬ ЗАМЕДЛЯЕТСЯ или ИЗМЕНЯЕТСЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ.

В этом случае тренировку на развитие скоростных качеств нужно прекратить,

либо проводить в облегченном режиме

5.Продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы скорость выполнения упражнения не снижалась. Оптимальная продолжительность однократной нагрузки 8-10 сек., допустимая –до 20 сек.

3.Число повторений лимитируется началом снижения скорости. Дальнейшая работа для роста скоростных способностей НЕЭФФЕКТИВНА.

#1048;нтервалы отдыха должны быть полными, т. е позволять проводить очередную попытку без снижения скорости. Продолжительность отдыха зависит от возраста, уровня подготовки спортсмена, сложности и длительности упражнения. Однако не рекомендуется, чтобы отдых длился более 8-10 мин. т.к. снижается оптимальная возбудимость нервной системы и остывают мышцы. Предпочтителен активный отдых.

#1042; структуре одного занятия упражнения на развитие скоростных способностей целесообразно планировать в НАЧАЛЕ основной части занятия, пока не наступило утомление. В недельном цикле тренировки на развитие скоростных качеств рекомендуется проводить не менее 3 раз. При более редких тренировках эффективность снижается.

#1055;ри развитии максимальной скорости выполнения технических действий, применяются соответствующие упражнения (передача мяча, поворот в плавании, отработка броска в борьбе и т.п.). Однако следует учитывать, что прежде чем приступить к скоростному совершенствованию необходимо закрепить ТОЧНОСТЬ движения.

НЕПРАВИЛЬНО ЗАУЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ БУДЕТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЕШАТЬ ДОСТИЖЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ И КРАЙНЕ ТЯЖЕЛО ПОДДАЕТСЯ ИСПРАВЛЕНИЮ

9. Чтобы исключить травмы, скоростная работа должна проводиться только после хорошей, целенаправленной, разминки включающей в себя упражнения на гибкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения скоростно-силовых качеств и средства развития скоростно-силовых качеств.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития скоростно-силовых качеств ...

Методика развития силовых, скоростно-силовых качеств на уроках физкультуры в ГБОУ СПО Осташковском ветеринарном техникуме

Хорошая физическая подготовленность  является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности  учащихся. Труд студента - в основном труд умственный, требующий постоянной...

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.

ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ГАНДБОЛИСТОК.

Актуальность данной темы состоит в том, что юношеский возраст является самым благоприятным периодом для развития всех физических качеств. Однако в определенные возрастные периоды темпы естественного п...

Лекция 7 Контроль качества поверхностных вод. Установление места расположения створов, вертикалей и горизонтов в пункте контроля качества вод

Под створом пункта контроля следует понимать условное поперечное сечение водоёма, в котором производится комплекс работ для получения данных о количестве воды....

Конспект тренировочного занятия по боксу "Разучивание скоростно-силовых качеств боксеров"

Тема урока: Разучивание скоростно-силовых качеств боксеров.Цель: Разучить упражнения для повышения скоростно-силовых качеств .Задачи  урока:Разогреть организм для дальнейшей нагрузки.По...

Развитие скоростно -силовых качеств пловца

Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенст...