«РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
методическая разработка на тему

Михайлова Татьяна Александровна

В ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж» о техническом творчестве судят не только как о способе организации активного досуга учащихся, но и как о самом эффективном средстве развития интеллектуальных способностей молодых людей, как о методе воспитания активности, самостоятельности и интереса к своей профессии и как о возможности повышения профессиональной квалификации наших воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИMain-logo

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»        

СООБЩЕНИЕ

 «РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИИ

«ПОВАР, КОНДИТЕР»

Подготовила:

мастер производственного обучения

высшей квалификационной категории

МИХАЙЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

          2015г

СОДЕРЖАНИЕ

        

Введение

1Роль творчества в профессиональном становлении молодого специалиста.

2Конкурс профессионального мастерства как средство повышения уровня подготовки учащихся.

Заключение

Список использованной литературы.

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное воспитание направлено на формирование учащихся интереса к изучаемой профессии, мастерства и нравственного облика молодого человека. Путем профессионального воспитания учащиеся учатся профессиональной гордости, привыкают ценить честь приобретаемой профессии.

Профессиональное воспитание начинается с приобщения молодого человека к работе по изучаемой профессии. Важно, чтобы выбор профессии был сознательным. В процессе этого воспитания учащиеся непрерывно повышают свои профессионально- технические знания, усваивают опыт трудовой деятельности, обмениваются приобретенным опытом между собой, совершенствуют свое профессиональное мастерство.

Одной из составляющих профессионального воспитания является развитие учащихся интереса к техническому творчеству.

В ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж» о техническом творчестве судят не только как о способе организации активного досуга учащихся, но и как о самом эффективном средстве развития интеллектуальных способностей молодых людей, как о методе воспитания активности, самостоятельности и интереса к своей профессии и как о возможности повышения профессиональной квалификации наших воспитанников.

Традиционным в нашем лицее стало проведение конкурсов профессионального мастерства по профессии « Повар, кондитер». Такие конкурсы устраиваются как в масштабе учебной группы, так и лицея. Для конкурса избираются объекты, посильные для выполнения учащимися и вызывающие у них интерес в процессе освоения профессии.

Важно детально разработать условия конкурса, форму поощрения победителей, обеспечить участников материалами, необходимым инвентарем, а также довести до сведения всех учащихся его результаты.

        

1РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

В современных условиях резко возрастает роль творчества в профессиональной деятельности специалистов. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на самых ранних этапах профессиональной карьеры. Подготовка будущего специалиста к творчеству в процессе получения им профессионального образования в УНПО складывается в определенную систему. Становление творческой и профессиональной деятельности учащихся необходимо осуществлять на личностной основе с максимальным развитием в них готовности к творчеству, находящем свое воплощение в различных сферах жизнедеятельности человека.

Под системой подготовки учащихся к творчеству в профессиональной деятельности следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов деятельности преподавателей, заключающейся в формировании учащихся опыта творческой деятельности. Вообще, понятие « творчество» подразумевает реализацию новых творческих рационализаторских идей в практической деятельности учащихся. В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют очень большое внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Задатки творческих личностей присущи любому человеку с раннего возраста. Но если их не развивать, личности будет нанесен ущерб, который трудно будет восполнить в последующие годы.

Педагогикой определены пути развития творческих способностей. Общим для них является включение учащихся в активную творческую деятельность, которая в процессе обучения формирует работника высокой квалификации и в конечном итоге положительно сказывается на характере личности будущего рабочего. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Это хорошо прослеживается в процессе производственного обучения учащихся и изучение материал от простого к сложному. Очень важна для воспитания творческих черт личности результативность творческого труда.

Данная тема представляется актуальной, т.к. в современных условиях к выпускникам УНПО предъявляются высокие профессиональные требования. Предприятия-заказчики и предприятия-работодатели запрашивают таких учащихся, которые могут быть конкурентно способными на рынке труда, которые объективный недостаток профессионального стаж могут восполнить творческим подходом к работе, желанием действовать не только по шаблону, но и рационализаторски, стремлением к повышению качества своих изделий, к повышению своей профессиональной квалификации.

Стремление к профессиональному творчеству и мастерству изначально закладывается при обучении профессии, поэтому данная работа как раз и рассматривает эту проблему.

Развитие творческой активности учащихся и повышение их профессионального мастерства в наиболее активных формах осуществляется на факультативных занятиях, кружках, а также при проведении конкурсов профессионального мастерства и различных внеклассных мероприятий.

2   КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Профессиональная подготовка рабочих кадров в профессиональном лицее складывается не только из теоретического и производственного обучения, но и включает в себе мероприятия по профессиональному творчеству, как одну из равноправных составляющих профессиональной подготовки учащихся.

Одной из задач работы методической комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» ГБПОУ БГК является повышение качества обучения и профессиональной подготовки учащихся.

Для реализации этой задачи члены методической комиссии выстроили систему мероприятий, в которую большим блоком входит проведение внеклассных мероприятий по профессии. Все они направлены на развитие у учащихся профессионального творчества.

Задачами этих мероприятий являются:

  •  повышение познавательной активности учащихся,
  •  расширение профессионального кругозора,
  •  развитие профессиональных навыков и умений,
  •  творческое применение полученных теоретических знаний в профессиональной практической деятельности, воспитание творчески мыслящего специалиста.

В целом система внеклассных мероприятий включает в себя:

  •  олимпиады,
  •  изготовление наглядных пособий,
  •  различные выставки, конкурсы,
  •  КВНы,
  •  конкурсы профессионального мастерства.

Творческие задатки, способности присущи любому из нас, в любом возрасте, начиная с самого раннего. Одним из путей их развития является включение в активную творческую деятельность, которая в конечном итоге положительно скажется на формировании личности будущего рабочего. Многое здесь зависит от профессионализма мастера п/о, его умения грамотно организовать учебный процесс, от его постоянного поиска новых форм и приемов, нетрадиционных походов к обучению. В процессе приобретения знаний и практических навыков под неустанным руководством мастера п/о у подростков появляется желание так выполнить производственную операцию, чтобы быстрее подняться на следующую ступень по лестнице движения в получении профессиональных знаний. На глазах происходит процесс самоуправления учащихся - прежняя роль середняка или отстающего (к этой роли они привыкли в школе) уже их не устраивает. У ребят появляется желание овладеть профессией только на «хорошо» и «отлично». Надев новенькую спецовку, каждый их них испытывает чувство великой гордости от сознания того, что он строитель, создатель, творец, что дело, которым он занимается, так важно и нужно людям. Три года мастер производственного обучения ведет за собой учебную группу, умело направляя и дирижируя этим хором детских душ. Еще раз приходишь к выводу, что профессиональная подготовка - это стержень формирования всего комплекса личности молодого человека.

На занятиях по производственному обучению активно использую элементы конкурсов профессионального мастерства, а по итогам года (полугодия) провожу конкурс профессионального мастерства в учебной группе «Лучший по профессии «Повар, кондитер», так как считаю, что это прививает интерес к профессии, развивает умение и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Ребята сами ищут интересный материал, составляют вопросы, кроссворды, что активизирует познавательную деятельность. В процессе коллективной работы формируются новые, партнерские отношения между мастером производственного обучения и учащимися. Учащиеся раскрепощаются, учатся слушать и анализировать, спорить и прислушиваться к мнению товарищей, сопереживать и искать быстрый выход из затруднительной ситуации.

Программа производственного обучения при всей своей обширности и ограниченности отведенных на нее учебным планом часов оставляет учащимся мало времени для проявления усвоенных знаний, умений и навыков. Решить эту проблему как раз и         помогают конкурсы

профессионального мастерства,        позволяющие         продемонстрировать

эрудицию, расширить кругозор, знания по приготовлению того или иного блюда. Считаю, что проводить их целесообразно в преддверии итоговых проверочных работ, когда учащиеся овладели необходимым объемом знаний, умений и навыков. Обязательно провести до конкурса профессионального мастерства предварительную беседу с учащимися, чтобы заинтересовать, вызвать желание участвовать в нем.

Конкурс профессионального мастерства провожу по следующей схеме:

  1.  Определение целей и задач конкурса.
  2.  Выбор темы.
  3.  Создание инициативной группы при подготовке к конкурсу.
  4.  Подбор и составление различных заданий:тесто, кроссвордов, вопросов и т.д.
  5.  Разработка и обсуждение на методической комиссии «Положения конкурса профессионального мастерства».
  6.  Рассмотрение кандидатур участников.
  7.  Проведение конкурса.
  8.  Подведение итогов конкурса.

В ходе конкурса обязательно представление участников, разминка домашнее задание - наиболее существенное звено конкурса, т.к. неограниченность времени работы над ним позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал, выполнение конкурсных заданий. Такие задания должны быть занимательными по форме, проблемными по содержанию, непродолжительными по времени, и обязательно учитывать межпредметные связи. Для заполнения неизбежных пауз необходимо предусмотреть какую- либо игру.

Конкурсы профессионального мастерства позволяют реализовать следующие педагогические цели: пробудить у учащихся интерес к учению, доходящий до азарта, углубить их знания с помощью дополнительных источников информации, подвести к осознанию гордости за свою профессию, развить потребность в творческом поиске, сплотить учебную группу, выявить лидеров.

Тематика конкурсов профессионального мастерства по профессии «Повар, кондитер» может быть самой разнообразной: «Хлеб - всему голова», «Рыба на вашем столе», «Диетическое питание», «Овощи - наше здоровье», «Пирожок, пончик и булочка», «Каша - пища наша», «Ох, уж эти салаты» и другие.

Остановлюсь более подробно на некоторых конкурсах профессионального мастерства.

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ОВОЩИ - НАШИ ДРУЗЬЯ»

Конкурс по нарезке овощей проводится между учащимися 1 курса. Формируется 2 команды по 7 человек. Целями конкурса являются: определение уровня профессионального мастерства и развития интереса к профессии, умений и навыков учащихся. Начало конкурса представляет собой игровой момент (название команды, приветствие, эмблема).

Дальнейшее проведение конкурса напрямую направлено на реализацию поставленных целей. Второй этап конкурса предполагает простую нарезку овощей: моркови, свеклы, картофеля. Предусмотренная форма нарезки: соломка, брусочки, кубики. Данный этап конкурса определяет уровень профессионального мастерства учащихся, которое определяется по следующим критериям:

  •  организация рабочего места,
  •  соблюдение правильности нарезки и размеров.
  •  соблюдение правил техники безопасности, соблюдение выделенного времени на нарезку,
  •  уборку рабочего места.

Третий этап конкурса не только определяет формирование профессиональных навыков, но и развивает умение и навыки учащихся, причем не только профессиональные, но и общеучебные, т.к. данный этап (вырезание цветов и составление букетов) предполагает помимо всего остального, развитие художественного вкуса и творческого мышления. На данном этапе предусмотрены дополнительные критерии оценки:

  •  изящность работы,
  •  оригинальность названия букетов,
  •  фантазия композиции.

Четвертый этап конкурса задействует болельщиков в течение выполнения творческого задания участниками конкурса. Он создает дополнительный информационный фон по теории конкурса. Таким образом, в процессе выполнения различных заданий от простого к сложному реализуются заявленные цели конкурса и, в целом конкурс направлен на повышение творческой активности учащихся.

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ»

Конкурс профессионального мастерства включает в себя две части теоретическую и практическую. Критериями оценки практической деятельности учащихся являются:

  •  внешний вид,
  •  организация рабочего места,
  •  соблюдение правил техники безопасности,
  •  соблюдение технологического процесса приготовления блюд,
  •  органолептические показатели блюд,
  •  подача и оформление блюд.

Критериями оценки теоретической оценки конкурса является правильность выполнения теста, за каждый правильный ответ, на вопросы которого каждый участник получает один балл.

Участники, набравшие максимальное количество баллов, становятся победителями конкурса.

В целом, конкурс профессионального мастерства наиболее серьезно, полно и глубоко оценивает знания. Умения и навыки учащихся по профессии. Конкурс учитывает не только уровень овладения профессионально значимыми умениями и навыками, но и уровень, и качество теоретических знаний учащихся по предметам профессионального цикла. Кроме того, учащиеся должны показать умение применять эти знания в профессиональной практической деятельности. Особенность конкурса состоит в том, что он оценивает все эти показатели в комплексе, неразрывно. Подобные конкурсы повышают у учащихся мотивацию на овладение профессией и поддерживают в них стремление стать лучшим в своей профессии.

Результаты конкурса профессионального мастерства складываются не только из участия учащихся в самом конкурсе, но из подготовки и их к этому конкурсу. Поэтому результатом конкурса можно считать не только победу в нем. Сопутствующими результатами являются: повышение мотивации учения учащихся, более глубокое знание предметов профессионального цикла, повышение профессионализма в практической деятельности и как следствие более высокий разряд по профессии и стремление к профессиональному росту.

В рамках конкурса профессионального мастерства учащиеся демонстрируют муляжи кондитерских изделий, изготовленных на занятиях кружка «Основы профессионального творчества». Общеизвестно, что в современных условиях нелегко найти средства на приобретение наглядных пособий по производственному обучению, поэтому изготовление муляжей руками учащихся является не только решением этой проблемы, но и одним из направлений профессионального творчества учащихся. Важно отметить, что, изготавливая наглядные пособия своими руками, учащиеся не просто занимаются прикладным творчеством, но и применяют теоретические знания по предметам профессионального цикла, а также развивают свое творческое мышление.

Одним из показателей успеха в работе кружка «Основы профессионального творчества» (руководитель Михайлова) является участие кружковцев в различных выставках и конкурсах: выставка технического творчества в рамках районного конкурса «Талант земли Борской», внутри лицейские конкурсы «Своими руками», учебно-методическая выставка в рамках колледжа «Итоги учебного года».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкурс профессионального мастерства является наиболее важным по силе воздействия на профессионализм учащихся и по определению уровня их профессиональной подготовки. Именно в нем учащиеся способны проявить свои теоретические знания по предметам профессионального цикла, профессиональные умения и навыки, а также способность проявить творчество и профессиональную смекалку.

Молодому человеку, который сегодня вступает в жизнь, предстоит строить и развивать новый мир, отличающийся от того, в котором выросли мы. И то, как он будет жить в новом мире, зависит от нас мастеров и преподавателей. Недаром народная мудрость гласит: «Не тот учитель, кто учит, а тот у кого учатся и чему учатся».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР. КОНДИТЕР»

Конкурс проводится между учащимися 1 и 2 курсов (2 группы), из каждой  группы по 3 человека....

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии повар, кондитер

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии повар, кондитер предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения...

Положение и программа конкурса профессионального мастерства учащихся по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»

В разработке даны положение и программа конкурса, тестовые задания, критерии оценивания...

Тестовое задание конкурса профессионального мастерства Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер

Тест был разработан для проведения теоретической части конкурса профессионального мастерства по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер". Может использоваться для тестирования обучающихся по про...

Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО

Конкусрсы  профессионального мастерства способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся в системе СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КУРСА КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФЕССИЯМ «АВТОМЕХАНИК»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА  СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  3 КУРСА  КОЛЛЕДЖА ПО ПРОФЕССИЯМ «АВТОМЕХАНИК»...