Рабочая программа Пищевые добавки, применяемые в общественном питании (заочное отделение)
рабочая программа на тему

Чавыкина Елена Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_pishchevye_dobavki_zaochnoe_otdelenie.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства РФ

Мичуринский филиал

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Рабочая программа

дисциплины

Пищевые добавки, применяемые в общественном питании

(заочное отделение)

Специальность 19.02.10  Технология продукции общественного питания

Брянск, 2017

Согласовано:

Зав.библиотекой

________ Ильютенко С.Н.

«___»_______20___ г.

Одобрено:

ЦМК  профессиональных модулей

Протокол № ________

от «___»________20___г.

Председатель ЦМК:

__________ Демченко Н.И.

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе:

________Панаскина Л.А.

«_____»________20____г.

 ББК 74.57

  Р 13

               

 Р 13

Рабочая программа дисциплины  Пищевые добавки, применяемые в общественном питании  / Сост. Е.В.Чавыкина. – Брянск:  Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. – 11 с.

Рабочая программа дисциплины Пищевые добавки, применяемые в общественном питании  является частью  ППССЗ, выделенной из вариативной части часов, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 19.02.10  Технология продукции общественного питания.

Рецензент:

      Н.И.Осипова преподаватель  профессиональных модулей Мичуринского филиала Брянского ГАУ.

Печатается по решению методического совета Мичуринского филиала Брянский ГАУ

                            ББК 74.57

© Чавыкина Е.В., 2017

© Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный  аграрный университет», 2017


Содержание

1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Пищевые добавки, применяемые в общественном питании

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена СПО, выделенной из вариативной части часов, предусмотренных в ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания  базовой подготовки.

1.2        Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

        Дисциплина Пищевые добавки, применяемые в общественном питании входит в профессиональный цикл.

1.3        Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель преподавания дисциплины состоит в формировании знаний по применению пищевых и биологически активных добавках в общественном питании.

Основные  задачи  дисциплины состоят из: ознакомления  с целями, формами и методами использования пищевых добавок в пищевой технологии и структуре питания, формированием товарного предложения этой продукции, пищевым законодательством в отношении  пищевых добавок, их химическим составом, особенностями этикетирования и хранения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • находить информацию о пищевых добавках, разрешенных к использованию на территории России;
  • пользоваться санитарно-гигиенической и другой нормативной документацией по пищевым добавкам;
  • оценивать целесообразность применения пищевых добавок  в промышленности, общественном питании, оздоровительных программах;
  • оценивать правильность и полноту информации для потребителя на этикетке пищевых продуктов, полученных с использованием пищевых добавок;
  • контролировать адекватность сопровождающей документации на пищевые добавки;
  • определять степень соответствия рекламы пищевых добавок действующему законодательству.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • обоснование необходимости и принципы использования пищевых добавок;
  • принципы классификации и кодирования пищевых добавок;
  • методические подходы к оценке качества и безопасности пищевых добавок;
  • процедуру регистрации пищевых добавок.

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие общие компетенции:

        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

        ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

        ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

        ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

        ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

        ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

        ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие профессиональные  компетенции:

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

1.4.  Количество часов на  освоение рабочей программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 48 часов.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:

        

практические занятия        20

практические занятия        

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

РАЗДЕЛ  I. Общие сведения о пищевых добавках

4

Тема 1.1  

Введение.

Пищевые добавки в России и за рубежом

Содержание

2

1,2

История применения пищевых добавок (ПД) при развитии промышленности  торговли и этапы становления рынка  их  в России и за рубежом. Основы современной технологии отрасли. Основные требования к пищевым добавкам.

Тема 1.2

Российский рынок пищевых добавок и ингредиентов

Самостоятельное изучение

2

3

Структура питания современного человека. Влияние пищевых добавок и ингредиентов на здоровье человека. Функциональные свойства пищевых продуктов и возможность их изменения под действием пищевых добавок. Тенденции пищевого совершенствования.

Раздел II. Основные группы пищевых добавок и их функциональное назначение

40

Тема 2.1

Пищевые красители

Содержание

2

1,2

Классификация пищевых красителей. Характеристика  их свойств и особенности использования.

        

Практическое занятие

2

2,3

Определение пищевых красителей в продуктах питания.

Тема 2.2

Улучшители консистенции

Самостоятельное изучение

8

3

Эмульгаторы; стабилизаторы; загустители; разрыхлители; волокна пищевые (пектины, инулины, производные альфа-целлюлозы, камеди); агенты желирующие, желеобразователи (гелеобразователи); замутнители; соли-плавители (эмульгирующие соли); антислеживатели, антикомкователи,модефицированные крахмалы. Создание ассортимента продуктов эмульсионной и гелевой природы.

Гидрофильно-липофильный баланс и допустимое суточное потребление (ДСП) эмульгаторов. Химическое строение гидроколлоидов. Применение пектинов и желатина.

Определение эмульгаторов и стабилизаторов в пищевых продуктах.

Тема 2.3 Консерванты и антиоксиданты

Самостоятельное изучение

4

3

Классификация: консерванты и антибиотики. Использование смесей нескольких консервантов. Разработка конкретной рецептуры внесения консерванта в продукт. Природные и искусственные антиокислители, их дозировки в жировых продуктах.

Тема 2.4

Пищевые добавки, улучшающие вкус и аромат пищевых продуктов

Самостоятельное изучение

8

3

Классификация: вещества вкусоароматические; ароматизаторы пищевые; усилители, модификаторы вкуса и аромата; сахарозаменители; подсластители; кислоты пищевые; регуляторы кислотности. Природные ароматизаторы и вкусовые добавки, их химическая природа (эфирные масла, альдегиды, спирты, сложные эфиры). Олеорезины Идентичные натуральным ароматизаторы. Искусственные ароматизаторы, порошковые ароматизаторы. Усилители вкуса и аромата, нуклеотиды, мальтол и этилмальтол. Подсластители, сахарозаменители. Гигиенические регламенты применения добавок, улучшающих вкус и аромат пищевых продуктов.

Определение ароматизаторов в продуктах питания.

Тема 2.5

Комплексные пищевые добавки в составе важнейших групп продовольствия

Самостоятельное изучение

8

3

Применение пищевых добавок в технологии рыбной, мясной, кондитерской и прочей продукции. Комбинации пищевых добавок, обеспечивающих комплекс свойств (многофункциональные смеси пищевых добавок).

Определение консервантов в пищевых продуктах

Тема 2.6

Пищевые добавки и проблема подлинности пищи

Самостоятельное изучение

8

3

Критерии подлинности различных групп пищевых продуктов. Методы анализа подлинности продуктов и связь проблемы подлинности с использованием пищевых добавок.

Изучение состава пищевых продуктов с целью выявления пищевых добавок.

Раздел III. Кодификация, качество и информация о пищевых добавках

12

Тема 3.1

Цифровая кодификация пищевых добавок

Содержание

2

1,2

Цифровая кодификация ПД. Классификация ПД в соответствии с системой цифровой кодификации. Обозначение ПД как индивидуальных веществ или как представителей функционального класса в сочетании с номером Е.

Тема 3.2

Качество пищевых добавок и спецификации

Самостоятельное изучение

4

3

Экспериментальное определение качества и безопасности ПД. Оценка качества: показатели, градации. Методы оценки качества. Анализ химической структуры вещества, его прогнозируемого воздействия на организм, присутствия в качестве нормальных составных частей организма человека, использования в традиционных продуктах питания, знаний о его воздействии на организм. Компендиум спецификаций на ПД.

Тема 3.3

Особенности этикетирования пищевых продуктов, содержащих пищевые добавки, в России и за рубежом

Самостоятельное изучение

6

3

ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»  и интерпретация его требований к этикетированию пищевых продуктов, содержащих ПД. Методы оценки качества.

Органы, определяющие безопасные уровни пищевых добавок и особенности их использования в России и за рубежом.  Отличия государственного регулирования ПД. Причины отрицательного восприятия ПД зарубежными и отечественными  потребителями.

Раздел IV. Контроль безопасности пищевых добавок

2

Тема 4.1

Безопасное использованию пищевых добавок в структуре питания населения

Содержание

2

1,2

Понятие о состоянии пищевого законодательства за рубежом и в России. ПД – законодательные и аналитические подходы. Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Воздействие ПД на организм человека. Нормативные документы, регламентирующие использование ПД. Максимальные безопасные дозы ПД в пищевых продуктах. Дефекты: виды, причины возникновения, признаки, способы обнаружения.

Всего:

58

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  1. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  2. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины осуществляется в кабинете Технологического оборудования кулинарного и кондитерского производства.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебно-методическое обеспечение.

Средства обучения:

  • инструкционные карты к лабораторным занятиям;
  • опорные конспекты  по темам:
  • Пищевые красители;
  • Консерванты и антиоксиданты.

3.2.        Информационное обеспечение обучения 

Основные источники:

  1. Пищевые добавки, применяемые в общественном питании: учебное пособ./ Сост. Е.В. Чавыкина.–Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. –  128с.
  2. Пищевые добавки, применяемые в общественном питании: практикум. / Сост. Е.В. Чавыкина.–Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. – 16 с.

Дополнительные источники:

  1. Болотов, В.М. Пищевые красители: классификация, свойства, анализ, применение / В.М. Болотов, А.П. Нечаев, Л.А. Сарафанова. – СПб.: Гиорд, 2008. – 240 с.: ил.
  2. Булдаков, А.С. Пищевые добавки: Справочник / А.С. Булдаков. – М.: ДеЛи принт, 2003. – 436 с.
  3. Могильный, М.П. Пищевые и биологически активные вещества в питании / М.П. Могильный. – М.: ДеЛи  принт, 2007. – 240 с.
  4. Нечаев, А.П. Пищевые добавки: учеб.  / А.П. Нечаев, А.А. Кочеткова, А.Н. Зайцев. – М.: Колос, 2001. – 256 с.: ил. – (Учеб. и учеб. пособ. для студентов вузов)

Интернет-ресурсы:

  1. Вся правда о пищевых добавках [Электронный ресурс] / Интернет-Каталог продуктов питания: сайт // Режим доступа: http://www.goodsmatrix.ru/articles/Vsja-pravda-o-piwevyh-dobavkah.html. - Заглавие  с экрана. -Дата обращения: 22.03. 2017
  2. Пищевые добавки [Электронный ресурс] / Энциклопедия Кругосвет: сайт // Режим доступа:   http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/PISHCHEVIE_DOBAVKI. -  Заглавие  с экрана. -Дата обращения: 22.03. 2017
  3. Пищевые ингредиенты, добавки и пряности   [Электронный ресурс]     Выставка Ingredients Russia.- Режим доступа: http://www.ingred.ru/ свободный. Заглавие  с экрана. -Дата обращения: 22.03. 2017
  4. Таблица пищевых добавок Е [Электронный ресурс] / Интернет-Каталог продуктов питания: сайт // Режим доступа: http://www.goodsmatrix.ru/articles/Tablica-piwevyh-dobavok-e. - Заглавие  с экрана. - Дата обращения: 22.03. 2017

 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщения, докладов, а так же выполнения обучающимися индивидуальные задания.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

обоснование необходимости и принципы использования пищевых добавок; принципы классификации и кодирования пищевых добавок;

методические подходы к оценке качества и безопасности пищевых добавок; процедуру регистрации пищевых добавок.

ОК 1,2, 3, 4, 5,6,7,8,9

ПК 1.1.-1.3, ПК 2.1.-2.3, ПК 3.1.-3.4, ПК 4.1.-4.4, ПК 5.1.-5.2, ПК 6.1.-6.5.

экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы

Уметь:

находить информацию о пищевых добавках, разрешенных к использованию на территории России;

пользоваться санитарно-гигиенической и другой нормативной документацией по пищевым добавкам; оценивать целесообразность применения пищевых добавок  в промышленности, общественном питании, оздоровительных программах;

оценивать правильность и полноту информации для потребителя на этикетке пищевых продуктов, полученных с использованием пищевых добавок; контролировать адекватность сопровождающей документации на пищевые добавки; определять степень соответствия рекламы пищевых добавок действующему законодательству.

ОК 1,2, 3, 4, 5,8

ПК 1.1.-1.3, ПК 2.1.-2.3, ПК 3.1.-3.4, ПК 4.1.-4.4, ПК 5.1.-5.2, ПК 6.1.-6.5.

 внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, перекрестный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос, тестовые задания                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания» для студентов специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"...

Рабочая программа ОПД.04 "Документационное обеспечение управления" (для заочного отделения)

Рабочая программа по дисциплине "ДОУ" для спецальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт" (для заочного отделения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (заочное отделение)

Данная рабочая программа разработана для студентов заочного отделения специальности 08.02.09. "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"...

ИНТЕГРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ для обучающихся по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

ИНТЕГРИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО ДИСЦИПЛИНЕОБОРУДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯдля обучающихся по специальности 260807 Технология продукции общественного питания...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02.Физиология питания с основами товароведения подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки поваров....

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 8. Общественное здоровье и здравоохранение

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 8. Общественное здоровье и здравоохранение...