Главные вкладки

    Реализация личносто-ориентированного подхода в обучении профессии
    статья на тему

    Ольга Борисовна Епатка

    В статье представлена сравнительная характеристика традиционного метода обучения и уроков с личностно-ориентированным подходом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.docx21.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация  личностно-ориентированной технологии в системе среднего профессионального образования

    ГБПОУ КК ПТПТ

    Епатка О.Б., мастер производственного обучения

    В современном мире на рынке труда требуется специалист не только высокой квалификации, но и  способный креативно мыслить, самостоятельно решать широкий круг профессиональных проблем, стремящийся к постоянному профессиональному росту, самосовершенствованию. поэтому ориентированность на личность в обучении считается аспектом приоритета.

    Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности обучающегося, развитие его неповторимой индивидуальности. В центре внимания личностно ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «творчество», «самостоятельность».                                                                                                            Личность - общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество. Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования. Свобода – отсутствие зависимости. Личностно ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к обучающемуся  в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации  личности.

    Основные характеристики традиционного урока и урока личностно-ориентированного

    Традиционный урок

    1. Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Учащиеся работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят, либо ничего не делают.

    2. Деятельность преподавателя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – преподаватель. Развитие обучающегося – абстрактное, попутное!

    3. Деятельность обучающегося: объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один преподаватель – обучающиеся нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима преподавателя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания  быстро улетучиваются.

    4. Отношения «Преподаватель - обучающийся» субъектно-объектные. Преподаватель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Обучающийся приспосабливается, лавирует, иногда учит. Обучающийся- лицо второстепенное

    Личностно-ориентированный урок

    1. Целеполагание. Цель – развитие обучающегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Обучающиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: преподаватель – обучающийся

    2. Деятельность преподавателя: организатор учебной деятельности, в которой обучающийся, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Преподаватель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – обучающийся! Преподаватель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет обучающегося.

    3.Деятельность учащегося: учащийся  является субъектом деятельности преподавателя. Деятельность идет от самого обучающегося. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

    4. Отношения «Преподаватель – обучающийся» субъектно-субъектные. Работая со всей группой, преподаватель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

    Но самой главной отличительной чертой личностно-ориентированного урока является отношения к своей деятельности и преподавателя и обучающегося.Позиция преподавателя –через сотрудничество, ориентирование на сильного, выравнивая слабого, обучая- воспитывать у обучающегося: самостоятельность, готовность определять цель, решать задачи.  Характер межличностных отношений изменяется к оптимальным условиям для развития личности. Учитывая личностно  психологические особенности обучающегося, можно отобрать методы, приемы, способы педагогической деятельности и воздействия на личность.

    Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности.

    Педагогу при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока надо знать характеристику субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.

    Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты, проблемные карты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

    Различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

    Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

    Педагогика, ориентированная на личности учащегося, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

    Проанализировав уроки, построенные на личностно-ориентированном подходе, можно сделать следующий вывод: использование этой методики организации и проведения занятий способствует более эффективному обучению, создает благоприятный микроклимат в учебной группе, повышает активность учащихся, помогает подготовить их к самостоятельной деятельности.

    Список литературы

    1. Алексеев  Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С. Новая профессия в педагогике. Учительская газета- 2014
    2. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентироаноого урока, Завуч – 2006- №2-с.5-21.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Характерной чертой современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой личности, способной не только реализоват...

    Реализация научно-методических подходов в обучении физике на уровнях среднего и профессионального образования.

    На основе научно-методических разработок автора по модернизации содержания обучения физике на уровнях общего и среднего профессионального образования проведе...

    Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

    В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

    Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

    Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

    Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературе. "А.А. Ахматова. Судьба и творчество". Из практического опыта работы преподавателя.

    Данная статья показывает как на практике преподаватель-словесник применяет системно-деятельностный подход в обучении....

    Реализация дифференцированного подхода к обучению во время занятий учебной практики

    Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи о...

    Реализация системно- деятельного подхода на уроке производственного обучения. Тема урока "Приготовление сырников"

    Как научить учащихся практическому приготовлению сырников из творога.Научить необходимым приемам и операциям приготовления блюд из творога.Предлагаю свой взгляд на решение этой проблемы....