Прошлое, настоящее и будущее системы профтехобразования
статья на тему

Ирина Демьяновна Айдарова

Статья Прошлое, настоящее и будущее системы профтехобразования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_o_profes._obrazovanii.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Прошлое, настоящее и будущее системы профтехобразования

«Инженерные и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, в соответствии с этим РФ выстраивает систему современных профессиональных стандартов….

 "Важнейшая задача — это обновление и повышение качества среднего профессионального образования, укрепление его связи с реальным производством»…

                                                                                                                                       В.В. Путин

Профессиональное образование в России существует со времен Петра I, более 300 лет.. На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи. Перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и развития личности. В настоящее время две трети занятого населения РФ, составляют рабочие кадры. Система профессионально-технического образования в России прошла большой путь от курсов и школ ФЗУ до современных профессиональных образовательных учреждений.

У истоков профессионально-технического образования стоял В.И. Ленин. Им были разработаны принципиальные основы системы профессионального образования:

  • соединение обучения с производительным трудом;
  • единство профессионального, общего и политехнического образования.

Интенсивные изменения в современной экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, потребовали качественного преобразования характера и содержания труда:

  • расширения профессионального поля деятельности;
  • углубления мобильности человека в различных профессиональных сферах;
  • появления потребности в овладении появившимися на рынке труда новыми профессиями.

Данные изменения в экономической жизни России ставят новые, более сложные, задачи перед системой профессионального образования, требуют высокого уровня профессионализма от тех, кто обеспечивает процесс обучения.

Профессиональная подготовка современного специалиста включает в себя фундаментальные общеобразовательные, психолого-педагогические и специальные знания, изучение современных педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. Для процесса передачи накопленного опыта и понадобилось много тысячелетий,  чтобы общество сформировало коллективную форму обучения -  урок. Под влиянием общественного развития уроки совершенствовались,  и были направлены на совместную деятельность коллектива обучающихся  по приобретению знаний, умений и навыков под руководством преподавателей. Становится понятно, что знания ученика находятся в прямой зависимости от характера его деятельности на уроке, в учебных мастерских, на производственной практике. Поэтому через содержание учебных предметов в процессе приобретения знаний наиболее естественно и целесообразно осуществляется образование обучающихся и в том числе профессиональное

В работе по овладению знаниями заложены огромные возможности. Прочные,  глубокие знания являются необходимым источником, материальной основой убеждений обучающихся. Превращение знаний в убеждения наиболее эффективно происходит в ходе активного осмысления знаний на учебной и производственной практике. Следовательно, важной задачей профессиональной подготовки  является не только профессиональное образование, но и трудовое воспитание, а именно: воспитание трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели; воспитание любви к труду и людям труда, уважения к профессионализму.

Эффективность образовательной деятельности возрастает, если координировать действия всего преподавательского состава образовательного учебного заведения и иметь четкий план  работы. Образовательные и воспитательные цели вытекают из объективных потребностей государства и определены федеральными документами. В свою очередь высокий уровень сознательности и образованности обучающихся обеспечивает успешное решение задач профессиональной подготовки кадров, необходимых производству и стране.

Усиление роли профессиональной подготовки молодых кадров, идейной убежденности, политической сознательности в развитии способностей к профессиональному труду и его производительности обусловливает все возрастающую роль образования и воспитания учащихся профессиональных образовательных учреждений.

           Цели и задачи учебных профессиональных учреждений можно классифицировать:

  • в воспитании – знания и привычки;
  • в профессионально – техническом образовании – знания, умения и навыки;
  • в общем образовании – знания и умения.

Согласно последним государственным документам, понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей. Следовательно, профессиональное образование можно рассматривать как явление общественное, которое в то же самое время решает и задачи профессионального направления. Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание, которые представляют собой определенный законченный и сформированный процесс.

Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношения к своей профессиональной деятельности, изменения характера взаимодействия учителя и обучающегося в учебно-воспитательном процессе. Информационный поток в современном мире увеличивается глобально. Появляются новые технологии и новые профессии. При этих условиях большое значение имеет организация систематической работы по повышению профессиональной квалификации преподавателя и использование технологии развивающего обучения личности обучающегося. Результатом технологии развивающегося обучения является формирование у учащихся мотивации к глубокому развивающему обучению.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Следовательно, можно сделать вывод: современный преподаватель – это человек осуществляющий деятельность по обучению, воспитанию, развитию потенциала ученика. Ученики нуждаются в преподавателе, обладающем личным авторитетом, развитыми организаторскими способностями, высокой культурой поведения, хорошим знанием предмета и умением увлечь своими знаниями. Нельзя забывать, что если ученики усомнятся в нравственных качествах преподавателя, если они перестанут верить его словам, если станут подозревать его в нечестности, он не сможет быть для них авторитетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков-дебатов по физике на тему «Ядерная энергетика и ее настоящее и будущее»

Егоров В.И. преподаватель физики, Канашкого строительного техникума, I категория. Проведение уроков-дебатовПри проведении уроков необходимо не только обеспечить изучение программного материала на...

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ по ОБД.04 «Основы безопасности жизнедеятельности» ТЕМА: КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Лекционное  занятие «Курение и здоровье настоящего и будущего поколения» разработано в соответствии с программой учебной дисциплины ОУД. ОБВ.08 Основы безопасности жизнедеятельности общеобразоват...

Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее! ( обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию)

Мы много говорим о патриотическом воспитании подростающего поколения, говорим на педсоветах, педчтениях, на разного рода конференциях, но зачастую в наших учебных заведениях нет системы такого воспита...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИСТОРИЯ ККМ.

Лицею-90!  Сейчас это современное учебное заведение, в котором хорошо учить и учиться.  У нас есть современные спортивный зал, столовая, учебные классы и, конечно, компьютерный класс.А как б...

Проект "Молодежь ТОСа наше настоящее и будущее"

Проект: "Молодежь ТОСа - наше настоящее и будущее" дает возможность реализовывать основные направления воспитательного процесса такие, ка: здоровье, интеллект, нравственность, досуг.Актуальн...

Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"

Сценарий круглого стола по теме "Выпускник XXI века. Настоящее и будущее в свете партнерских отношений"для студентов ГБПОУ МСМТ...