Методическая разработка открытого урока
учебно-методический материал

Методическая разработка открытого урока- мастер -класс  на тему "Приготовление халвы" для профессии Кондитер сахаристых изделий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Зам. директора по УР

________Т.Ю. Гужвина

«02» апреля 2019 г.

"Халва укротит любое сердце

и отвлечет врага от дурных деяний,

 утешит плачущее дитя и вернет молодость старцу,

ублажит любимую и подарит отчаявшемуся надежду"

                         

 /Иранская притча./

План мастер-класса

ПМ 02 Изготовление карамели, халвы

 МДК 02.02 Технология изготовления халвы

Группа: 318

Тема мастер - класса: Технология изготовления халвы

Цели:

Образовательная:

  • Сформировать профессиональные  и общие компетенции по изготовлению халвы.

Развивающая:

-Развить навыки и умения по приготовлению халвы, способность развитию  

таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие, глазомер,

зрительная  память.

-Способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию у учащихся  аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью и оборудованию
  • Содействовать развитию чувства коллективизма, личной и взаимной ответственности.    

 Валеологическая:

  •  Создание благоприятного психологического климата, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Формирование профессиональных компетенций:

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

 проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели  и

способов достижения, определенных руководителем

ОК3 Анализировать рабочую ситуацию , осуществлять текущий и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты своей работы

    ОК 6  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами

ПК 2.3 Изготавливать халву

Тип занятия: практический

Вид занятия: мастер - класс

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядно - демонстрационные, практические.

Материально-техническое оснащение:

Инструменты и приспособления: (измельчитель для ореха, противень, ложки,

 формы). Оборудование: электропечь, весы, холодильник; раздаточный материал,

технологические карты)

Средства обучения: эталонный образец «Арахисовой халвы», презентация «Приготовление арахисовой халвы».

Междисциплинарные связи: 

ПМ. 02 Изготовление карамели и халвы.

УД. Основы микробиологии санитарии и гигиены в пищевом производстве.

УД. Охрана труда.

  Прогнозируемый результат:  Удовлетворенность своей деятельности, заполнение таблицы (оценка качества)                                                                        

Ход проведения мастер - класса

№п/п

Этапы мастер - класса

Деятельность  мастера производственного обучения

Деятельность участников

Профессиональные и общие компетенции

1.

Организационный момент

Приветствие участников мастер класса.

 Проверка наличия обучающихся, внешнего вида

Проверка готовности рабочих мест.

Приветствуют. Настраиваются  психологически.

2.

Целеполагание и мотивация

Мотивация к занятию.

Слушают

Формулируют тему занятия

ОК 1.

3.

Теоретический этап (вводный этап)

Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Формирование ориентировочной основы деятельности

Предлагаю обучающимся провести проверку и закрепление пройденного материала в виде теста.

Разбор технологической карты и демонстрация практического задания:

1.организация рабочего места;

2. техника безопасности при работе.

3.Инструктаж студентам по выполнению самостоятельной работы.

4.дать анализ возможных ошибок при выполнении практического задания и способы их устранения.

5. Выбор бригадира

Отвечают на тест, самоконтроль ответа по эталону и оценивания по критериям.

слушают, воспринимают, взаимная беседа, визуальное наблюдение, практическое исполнение некоторыми обучающимися

Распределение технологических операций  бригадиром.

ОК 2

4.

Практический этап (текущий этап)

Самостоятельная деятельность обучающихся

Целевые обходы рабочих мест:

1.организация рабочего места;

2.техника безопасности при выполнении работ;

3.правильность технологической последовательности;

4.Выявление ошибок при выполнении задания;

5. выявление самоконтроля у обучающихся

Выполнение задания в соответствии инструкционной картой.

ОК 2,3; ПК 2.3

5

Информация о домашнем задании

Информирует  домашнее задание:

Приготовить подсолнечную халву по технологической карте и составить рабочую тетрадь.

Читают, задают вопросы по домашнему заданию.

ПК 2.3

6.

Заключительный этап

Рефлексия (подведение итогов)

1.Подведение итогов выполняемых работ;

2.анализ работ обучающихся, разбор типичных ошибок, недостатков, определение путей их предупреждения и устранения;

3. анализ соблюдения техники безопасности;

4. анализ лучших работ (синквейн);

5.комментария оценок обучающимся.

Слушают, участвуют  в разборе ошибок, делают самостоятельный анализ выполненных работ.

Читают, составляют стихи о халве (методом синквейн)

ОК 6.

 Преподаватель профессионального цикла:                  /Л.В. Бодрова /

Тест на тему:  Халва

1.Какие пенообразователи используют в производстве халвы?


а) экстракт мыльного корня;

б) экстракт солодкового корня;

в) белок куриного яйца.

2.Какое количество карамельной массы должно быть в халве хорошего качества?

а) 46%;

б) 54%.

в) 35%

3.По какой рецептуре готовят карамельную массу для халвы (соотношение сахара-песка и карамельной патоки)?

а) 100 : 50;

б) 100 : 125;

в) 100 : 190.

 4. В переводе с арабского слово «халва» означает…?

а) сладость

б) сладкая жизнь

в) вкусная еда

5. Родина халвы - ….…

а) Персия

б) Греция

в) Древний рим

6. Кондитеры научились готовить это лакомство ещё ...

а) 3 веке

б) 5 веке

в) 4 веке

7. В Европу халву завезли во времена Крестовых походов….

а) короли

б) рыцари

в) дамы

8. В России кунжутную и ореховую халву начали продавать в кондитерской, принадлежащей греку Кази, в городе …..?
а) Петербурге

б) Одессе

в) Казани

9. Для выздоравли-
вающих после болезни полезна халва …

 а) тахинная

б) арахисовая
в) фисташковая

10. В 100 граммах халвы в среднем содержится ….

а) 100-200 кал.

б) 500-600 кал

в) 300-400 кал

Эталон ответов на тест 1. а, б; 2. а; 3. в; 4. а; 5. а; 6. в; 7. б; 8. в; 9.б; 10. в.


Практический этап:

Для практической работы необходимы образцы арахисовой халвы

В начале работы нужно оценить качество образцов халвы,

а затем раздать студентам нарезанные на кусочки образцы.

Практическая работа выполняется в группах по 5-6 человек.

В группе: бригадир – руководит работой, делает вывод; заполняет таблицу.

                                                                                                                               Приложение 1

Технологическая карта

                           Наименования изделия: "Халва арахисовая».

Наименование сырья

     

      Расход сырья в  г.

1.

Мука пшеничная

300

2.

Сахар

160

3.

Вода

60

4.

Арахис

200

5.

Масло растительное

250

6.

Ванилин

   5

Выход изделия

500

                                                                                                                             

Приложение 2

Инструкционная  карта

Упражнения : Организация рабочего места: подготовка сырья; приготовление сахарного сиропа; вымешивание халвичной массы; формование; охлаждение; упаковка изделия; уборка рабочих мест.

Сырье: арахис, мука, сахар, вода, масло подсолнечное, ванилин.

Выход: 500 г.

Инструменты, инвентарь: Сито, сковорода,  миски, ложки, блюдо, тарелки, противни, формочки силиконовые, контейнеры.

Оборудование: электрическая плита, производственные столы, весы электронные, мясорубка, холодильник.

Технологические операции

                   Инструкционные указания

Операция №1

Организация  рабочего места

1. Проверить оборудование.

2. Подготовить инвентарь, инструмент, посуду.

Операция №2

Подготовка сырья

1. Муку просеять и обжарить до золотистого цвета.

2. Арахис обжарить.

3. Арахис измельчить.

Операция №3

Приготовление сахарного сиропа

1. Растворить сахар 160 г. в 60 мл воды.

Для этого соединяем сахар и воду, ставим  на средний огонь помешивая до полного растворения сахара.

2. Довести смесь до кипения ( сироп должен запениться),

 температура уваривания 120º С.

3. Охладить сироп до температуры 80ºС.

Операция №4

Вымешивание халвичной массы

1. В миску кладут измельченный арахис.

2. Добавляют муку, ванилин.

3. Тонкой струей вливают сахарный сироп.

4. Вливаем в массу растительное масло.

5.Вымешивают халвичную массу.

Операция №5

Формование

1. Развешиваем халвичную массу по 9, 15 г.на электронных весах.

2. Формуем халвичную массу в контейнеры или силиконовые формы.

Операция №6

Охлаждение

Ставим контейнеры и силиконовые формы в холодильник на 30-40 минут.

Операция №7

Упаковка

1. Вынимаем брикеты халвы из контейнеров и форм.

2. Упаковка брикетов халвы в фольгу, применяя завертку "в замок"

Приложение 3

Органолептические показатели (оценка качества) изделия

  Вид изделия

        вкус

        запах

        цвет

  поверхность

        Показатель качества

По органолептическим показателям халва должна    соответствовать следующим требованиям.

        Вкус и запах - ясно выраженные, соответствующие наименованию, без постороннего привкуса и запаха.

    Цвет- для арахисовой халвы- от кремового до  желтовато-серого

    Консистенция - легкорежущаяся, слегка крошащаяся

                  Дефекты

        К дефектам относятся: прогорклый, затхлый и другие неприятные  привкусы; неоднородный цвет; наличие утолщенных волокон карамельной массы; липкая поверхность; сильно выраженная крошливость.

Самоанализ открытого занятия

Мастер - класс «Технология изготовления халвы»

Мастер- класс проведен 313 группе  2 курса по профессии: Кондитер сахаристых изделий. Присутствовали 6 студентов 1подгруппа. Решали следующие цели:

Образовательная:

  • сформировать профессиональные  и общие компетенции по изготовлению халвы.

Развивающая:

  • Развить навыки и умения по приготовлению халвы, способность
  • развитию  
  • таких профессиональных способностей, как зрительное восприятие,
  • глазомер, зрительная  память.
  • Способствовать развитию художественного вкуса и творческих
  • способностей.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию у учащихся  аккуратности, наблюдательности, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональным обязанностям, к качеству изделий, бережному отношению к сырью и оборудованию
  • -содействовать развитию чувства коллективизма, личной и взаимной ответственности.    

 Валеологическая:

  • Создание благоприятного психологического климата, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Формирование профессиональных компетенций:

  • ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
  • проявлять к ней устойчивый интерес
  • ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели  и
  • способов достижения, определенных руководителем
  • ОК3 Анализировать рабочую ситуацию , осуществлять текущий и итоговый
  • контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
  • ответственность за результаты своей работы
  • ОК 6  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами
  • ПК 2.3 Изготавливать халву

Вид занятия: мастер – класс

Форма организации учебной деятельности: групповая (бригадная)

Методы обучения:

  • словесный: беседа, рассказ.  Наглядно – демонстрационный: использование  рабочих тетрадей, презентация, эталонные образцы халвы, демонстрация готовых блюд;  - практический: выполнение комплексных работ.

На каждом этапе занятия создаю положительную мотивацию о значимости и важности этой темы для будущей профессиональной деятельности.  

Для закрепления знаний мной разработан тест  с эталоном ответа и критериями и было дано опережающее задание для более сильных студентов в форме сообщения.

Для выполнения практической части были разработаны технологическая и инструкционная карты, таблица для определения качества изготовленного изделия.

На заключительный этап занятия приготовила задания с использованием метода «Синквейн» для рефлексии.

               Приготовление и подача изделия «Халва арахисовая» проведено на достаточно высоком уровне, студенты применяли профессиональные термины при защите изделия. Оценки за готовые изделия  высокие, что говорит о достаточно высоком результате реализации поставленных целей  занятия. Я, считаю, что студенты освоили следующие профессиональные и общие компетенции:

Занятие  цели достиг и  сформированы следующие компетенции:

  • ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели  и
  • способов достижения, определенных руководителем
  • ОК3 Анализировать рабочую ситуацию , осуществлять текущий и итоговый
  • контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
  • ответственность за результаты своей работы
  • ОК 6  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами
  • ПК 2.3 Изготавливать халву

Преподаватель профессионального цикла:                       /Л.В.Бодрова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...

Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»

Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором  представлено  формирование  значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....