Методическая разработка "Приготовление каш разной консистенции"
методическая разработка

Лелявина Светлана Петровна

Методическая разработка "Приготовление каш разной консистенции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mktod_razrabotka_prigotov._kash_raznoy_konsistentsii.docx70.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

                                      Луганской Народной Республики

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего           профессионального образования

«Луганский колледж технологий торговых процессов и        кулинарного мастерства»

Приготовление каш разной консистенции

методическая разработка

Мастер П/О Лелявина С.П.

г. Луганск


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретическая часть
1.1Урок производственного  обучения – как основная организационная  форма учебного процесса………………………………………………………..5
1.2Типы и виды уроков  производственного обучения ……………………….7
1.3.Структура урока производственного  обучения …………………………..10
1.4.Разработка планирующей документации и нормирование учебно-производственных работ…………………………………………………….….13
1.5.Разработка материально – технической документации……………….….17
1.6.Подготовка мастера к изучению темы программы и урока, составление плана – урока производственного обучения……………………………….….20
1.7. Разработка критериев оценивания учебных достижений учащихся…....24
1.8.Разработка методических рекомендаций по организации и методике проведения урока производственного обучения ……………………….…….29
1.9.Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы…………..….30
 ІІ. Практическая часть

2.1 Разработка урока по теме «Приготовление каш разной консистенции»...33
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы………………………………………………………………51
 
 
 
 
 
 

Введение

        Успех учебно-воспитательного  процесса, эффективность каждого  урока как его структурной  составляющей во многом зависит  от мастера производственного  обучения. Его квалификации и  педагогической готовности к  работе с учащимися. Именно  под его руководством учащиеся  приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в  создании, учатся творческому подходу  к трудовой деятельности, готовят  себя к самостоятельному труду.  Поэтому на современном этапе  возрастет роль мастеров, работающих  в профессиональных училищах.
        В данной работе рассматривается  одна из важнейших педагогических проблем - оптимизация урока производственного  обучения в учебных мастерских.
        Данная тема особенно актуальна  и в наше время, потому, что  именно в учебных мастерских закладываются  основы мастерства, здесь проявляется  интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность  в качественном выполнении порученной работе. Следовательно, организация  процесса воспитания и обучения в  учебных мастерских, методически  грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего  изучения эффективности и качества всего учебного процесса.
        В системе профессионально-технического образования молодого поколения  представляются высокие требования, что обусловлено несколькими  факторами.
        - лишь находясь на уровне  современных научных знаний, достижений  мировой культуры человек может  в полной мере реализовать  своё призвание;
        - необходимость повышения  уровня образования рабочих обуславливается потребностями 

развивающегося  производства, науки, техники, экономики.
        Современный квалифицированный  рабочий должен иметь высокий  уровень развития умений, общий и  технико-экономический кругозор, стремление и готовность активно участвовать  в процессе модернизации производства.
        А для того, чтобы подготовить  квалифицированных рабочих, конкурентоспособных  на рынке труда необходимо, чтобы  мастера производственного обучения, преподаватели имели достаточный  уровень знаний, профессиональных умений и навыков, применяли различные формы и методы производственного обучения и воспитания.
Профессионально – техническое  образование является составной  частью непрерывного образования. Образование  и развитие общества, профессионально-техническое  образование и развитие производства не только связаны между собой, но и взаимообуславливают друг друга. 
Наше государство стремиться добиться значительных успехов в  изменении к лучшему в экономике, поэтому необходимы изменения и  в системе профтехобразования. Мастер производственного обучения должен учить профессии, учиться сам, воспитывать гражданина и быть примером для подражания. Принятые государством Украины документы по улучшению работы системы профтехобразования стали той почвой, на которой сейчас функционирует профтехобразование.
         Целью дипломной работы является раскрытие сущности урока как  основной формы производственного  обучения. 
 
 
 

1 Теоритическая часть

1.1 Урок – основная форма производственного обучения

        Правильная организация  учебной работы создает условия  для систематического изучения и  прочного усвоения учащимися учебного материала, предусмотренного программой.
         Учебная, учебно-производственная и производственная деятельность учащихся училищ профтехобразования протекает в различных организационных формах. Под организационной формой производственного обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебно-производственной деятельности, формы руководства этой деятельностью, а также структуру построения учебных занятий. Основной формой как теоретического, так и производственного обучения является урок производственного обучения.
        Урок производственного  обучения  - организационная форма, обеспечивающая главным образом  фронтальное обучение всей группы учащихся, находящиеся в одинаковых учебно – производственных условиях (в учебных мастерских, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и т. д.). Выбор формы организации производственного обучения зависит от основных факторов, определяющих процесс вооружения учащихся профессиональными знаниями, умениями, навыками, его конечной цели и ближайших дидактических задач, содержание и методов, а также учебно-материальных условий.
        Правильный выбор организационных  форм деятельности учащихся и процесса обучения, а также методов и дидактических средств практической подготовки обеспечивает: целенаправленное использование теоретических знаний для обоснования выбора оптимальных вариантов технологических процессов изготовления деталей или последовательности выполнения работ; многосторонний показ мастером, учащимся способов выполнения отдельных приемов, операций, технологических процессов, применения контрольно – измерительных приборов и аппаратов, характерны для изучаемой профессии, а также использование опыта передовиков производства; систематическое и последовательное овладение профессии в соответствии с учебными планами и программами; более быстрое включение учащихся в производственный труд.
         Важную роль в системе  различных организационных форм  учебной работы играет и самостоятельное  выполнение учащимися 

обязательных  учебных домашних заданий. В  некоторых случаях 

приходится  организовывать дополнительные  учебные занятия с 

отдельными  учащимися или небольшими группами  для оказания 

помощи пропустившим  уроки или испытывающим затруднения  в 

овладевании определенной частью учебного материала.
        Урочная система производственного  обучения наиболее полно реализуется  в начальный, операционный и комплексный  периоды, когда приобретенные учащимися  навыки выполнения основных операций закрепляются в работах начальной  квалификации. Однако урок – не единственная форма организации учебной работы в училищах профтехобразования: в теоретическом обучении проводятся учебные лекции, экскурсии, семинары, практикумы, в производственном обучении при неопределенных условиях применяют формы учебной работы, приближающиеся к бригадному и индивидуальному обучению.
        Мастер производственного  обучения училища может использовать в отдельности каждую из указанных  форм организации учебной работы, при необходимости – менять и  сочетать их, обеспечивая при этом выполнение учебной программы, подготовку учащихся к самостоятельной работе на производстве, изучение ими новой  техники, технологических процессов  и организации труда.
        Исходя из учебно-воспитательных задач обучения на определенном этапе, т.е. в данный период обучения, содержания учебного материала и учитывая характер производства, мастер намечает наиболее рациональные формы организации  производственного обучения группы. В частности, при урочной, фронтально – групповой форме, характер для  большинства профессий в первый период обучения, все учащиеся группы изучают одновременно один и тот  же материал учебный, выполняя однотипные производственные работы. Эта форма  создает 

благоприятные условия  для обучения, и поэтому ее следует  использовать в первую очередь.

1.2 Типы и виды уроков производственного обучения

        Производственное обучение учащихся в начальный период осуществляется в учебные мастерские колледжа а также на специально выделенных предприятием участками. 
        В зависимости от вида выполняемых учащимися работ при обучении в учебных мастерских можно рассматривать такие типы уроков: уроки упражнений, самостоятельного выполнения учебно-производственных заданий, смешанные, индуктивные и  контрольно – проверочные. 
        Уроки упражнений используются в тренировочный период; преобладающим элементом на них является повторное выполнение учащимися упражнений в  производственных действиях и операциях. 
        Уроки самостоятельного выполнения учебно-производственных заданий проводятся с использованием индивидуальной, бригадной  и фронтальной форм организации  учащихся. При последней форме  мастер осуществляет лишь общее руководство  группой. Самостоятельная работа учащихся может и при бригадной форме, когда каждый учащийся выполняет  в бригаде самостоятельное задание. 
        Смешанными может быть назван урок, на котором применяются  элементы, свойственные указанным типам  уроков.
         Инструктивные уроки  обычно используются при обучении  профессиям операторского характера,  когда демонстрируются аппараты  или механизмы, объясняются их  устройства, работа и взаимодействие  отдельных частей или узлов. 
        Контрольно – проверочные уроки проводятся, как правило, в конце учебного периода для контроля оценки способности учащихся к самостоятельной работе, их успеваемость, а также учета недостатков и положительных сторон в учебно-производственной деятельности не только учащихся, но и мастера.
        В производственном обучении можно отметить следующие основные типы уроков:
1) Урок по формированию умений;
2) Урок по формированию навыков;
3) Урок самостоятельной работы учащихся;
4) Урок по разбору выполненных учащимися работ;
5) Урок проверки умений и навыков.
        Урок по формированию умений в производственном обучении проводится  с целью научить учащихся правильно  выполнять трудовые приемы по данной операции. Такие уроки нужны при  изучении операционных тем, занимающих много времени в процессе производственного  обучения учащихся. Урок этого типа обычно проводится следующим образом. Мастер с помощью активной беседы воспроизводит в памяти учащихся усвоенные знания по специальной  технологии и общетехническим предметам, сообщает тему и цель урока, объясняет  новый материал, сопровождая его  показом трудовых приемов.         После  повторения несколькими учащимися  изложенного 

материала и показа группа преступает к упражнениям  и самостоятельной 

работе. В конце  занятий мастер проводит итоги работы учащихся за учебный день.
        Урок по формированию навыков  имеет целью закрепить 

профессиональные умения и навыки, приобретенными учащимися  при изучении предшествующих операций. Урок такого типа проводится при выполнении учащимися комплексных работ. Урок характерен следующим построением. Мастер сообщает цель предстоящей работы, разбирает вместе с учащимися  чертеж, а также способ и последовательность выполнения работы. Постепенно учащиеся, выполняя комплексные работы, приобретают  навыки и производственный опыт. Это позволяет мастеру предоставить больше самостоятельности учащимся. Последнее с помощью мастера выбирают наиболее рациональный способ и последовательность выполнения задания. Мастер наблюдает за работой каждого учащегося и индивидуально инструктирует. В конце дня подводит итоги.
        Урок самостоятельной  работы учащихся имеет целью закрепить  и совершенствовать приобретенные  ими умения и навыки, научить их самостоятельно выполнять производственные работы, соответствующие по сложности  периоду обучения.
        Урок строится примерно так. Мастер разбирает с учащимися  технологический процесс обработки  деталей, взятых из перечня учебно-производственных работ и различных заказов  соответственно периоду обучения. Умелой постановкой вопросов он вызывает активное участие в обсуждении выбора способа, режимов и последовательности обработки, режущих инструментов, приспособлений и тд. После этого учащиеся самостоятельно выполняют задания, а мастер их индивидуально инструктирует. Урок завершается подведение итогов рабочего дня.
        Урок по разбору выполненных  учащимися работ  имеет целью  показать результаты их учебного труда  за определенный срок обучения. Время  проведения его зависит от характера  выполненных 

производственных заданий, их качества и степени формирования профессиональных умений и навыков.
        Урок такого типа имеет  такую структуру. Мастер сообщает результаты работ, выполненных на предыдущих уроках  в процессе производственного 

обучения, подробно разбирает допущенные ошибки и их причины. После этого он организует упражнения учащихся. При этом мастер следит за работой всей группы, и  особое внимание уделяет тем учащимся, которые допустили ошибки.
        Урок по  проверки усвоенных  умений и навыков имеет целью  установить, насколько учащиеся научились  выполнять производственную работу в соответствии с требованиями учебного периода.         Такой тип урока проводится в конце полугодия в виде проверочных  и пробных работ. Каждая их них  выполняется учащимися самостоятельно в течении времени, предусмотренного программой. Кроме того, в конце обучения учащиеся выполняют квалификационную работу.

1.3 Структура урока производственного  обучения

        Урок в теоретическом  и производственном  обучении имеет  логический порядок, или, как говорят, структуру. Она зависит от поставленной цели и содержания учебного материала. Однако независимо от этого главным  на уроке является сообщение знаний, формирование новых и совершенствование  усвоенных  умений и навыков. Чтобы  вооружить учащихся новыми знаниями, необходимо их к этому подготовить. Это значит подвести учащихся к пониманию  нового учебного материала на основе уже имеющихся знаний. С другой стороны, сообщений новых знаний требует последующего его построения.
        Таким образом, урок в производственном обучении имеет структуру:
сообщение мастером учебного материала программы, сопровождаемое личным показом трудовых приемов ,самостоятельная работа учащихся, выражающаяся в выполнении упражнения или работ, и текущий инструктаж мастера, подведения итогов за учебный день
        Урок производственного  обучения состоит из вводной, основной и заключительной частей. 
        Вводная часть урока включает: 
- проверку и отметку в журнале явки учащихся; 
- вводный инструктаж;
-  выдачу инструментов, технической документации, заготовок, материалов и т.д.; 
- расстановку учащихся по учебным местам и проверку состояния техники безопасности. 
        В основную часть урока  входят: 
- выполнение учащимися учебно-производственных работ;
-  текущий индивидуальный инструктаж; 
- текущий коллективный инструктаж; 
- проверка и оценка учебно-производственных работ, выполненных учащимися.
         Заключительная часть  урока – это организационная  уборка учащимися учебных мест; проверка правильности хранения  материалов, инструментов, документации, проведение заключительного 

инструктажа.
        Производственные инструктажи  являются важным педагогическим средством  для сознания у учащихся ориентировочной  основы деятельности, т.е. формирование представлений и понятий о  задачах, средствах, условиях и способах выполнения изучаемых трудовых действий.
        Вводный инструктаж начинается с ознакомлением учащихся с целями и задачами данного урока. Поэтому  в предварительно разрабатываемом  плане урока его задачи следует  формулировать конкретно. На вводном  уроке  мастер обязательно останавливается  на правилах безопасного 

ведения  работ, которые следует соблюдать  на данном уроке.         Мастеру следует  подробно рассказывать об организации  рабочего места при выполнении заданных работ, обратив внимание учащихся на его особенности. После этого  сообщает критерии оценок, разъясняет и распределяет задания среди  учащихся, говорит об ученическом  норме времени, сравнивая ее с  нормой времени квалифицированного рабочего.
        Практика показывает, что  на вводную часть отводится примерно 0-12% времени всего занятия.
        Текущий инструктаж, в этой части урока учащиеся выполняют  задания, подобранные мастером заранее. В ходе их выполнения учащиеся осваивают  заданные приемы и действия. В процессе выполнения работ учащиеся учатся применять  свои знания в конкретных практических ситуациях. Важными моментами трудовой деятельности учащихся на этой части  урока являются следующие:
1. Организация рабочего  места;
2. Выбор и применение  правильных приемов работ;
3. Использование учебно-технологической  документации;
4. Соблюдение правил безопасности  труда;
5. Контроль выполнения  приемов и действий;
        Деятельность учащихся проходит под непосредственным руководством мастера. Мастер наблюдает за учащимися  с рабочего места, а также в  ходе целевых обходов. Результаты наблюдений рекомендуется записывать, это поможет  квалифицированно провести заключительную часть занятия. Контроль осуществляется мастером, как в процессе трудовой деятельности учащихся, так и при  приеме готовых изделий. В основу контроля должно быть положено выполнение тех или иных сочетаний приемов  и действий в качество выполнения всего задания.
        В процессе текущего инструктирования мастер направляет и корректирует трудовой деятельность учащихся. Индивидуальные инструктажи проводятся при обходе рабочих мест учащихся. Мастер заранее  продумывает и определяет цель каждого  обхода. Количество их зависит от содержания. Сложности учебного материала и  особенностей учебной группы.
        В заключительном инструктаже  подводят итоги занятия. На основе анализа  выявляются степень обученности учащихся, слабые стороны обучения, указываются причины появления недостатков и способы их устранения. Заключительная часть занятия состоит из итогового инструктажа, домашнего задания и уборки рабочих мет. В итоговом инструктаже мастер кратко рассказывает об успехах и недостатках каждого учащегося, анализирует их причины. Он подробно разбирает причины появления типичных ошибок, отмечает, как учащиеся использовали передовые приемы и способы работы, и прогрессивную технологию. Особое внимание мастер обращает на соблюдение каждым учащимся правил безопасного ведения работ. После подведения итогов мастер говорит о содержании будущего (следующего) занятия и выдает задание на дом.         Домашнее задание может содержать выполнение небольших работ, вычерчивание различных эскизов и чертежей, подготовку маршрутной карты, чтение основной и дополнительной учебно-технической литературы. На заключительную часть занятия отводится примерно 5-7% времени всего занятия.

1.4 Разработка планирующей документации  и нормирование учебно – производственных работ 
        Основными планирующими документами  производственного 

обучения являются:
- перечень учебно-производственных работ по профессии
-  план производственного обучения группы
- планы уроков производственного обучения.
        В перечне учебно-производственных работ определяются работы, выполняемые  учащимися для овладения профессиональными  знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения. При подборе работ для изучения приемов выполнения операций прежде всего нужно, чтобы работа имела производственное значение и выполнялась за одну операцию или чтобы изучаемая операция в работе преобладала.
        При подборе учебно-производственных работ следует 

руководствоваться  выработанными практикой обучения требованиями: соответствие работ учебным  задачам, т.е. при их выполнении учащиеся должны осваивать приемы, предусмотренные  учебной программой; изготовление учащимися  изделий (выполнение работ), имеющих  производственную ценность, что повышает интерес учащихся к обучению и  дает экономический эффект; соблюдение дидактических принципов перехода от простого к сложному, от легкого  к трудному, постепенное усложнение учебных заданий; соответствие работ  физическим возможностям учащихся и  уровню их технических знаний и навыков  на определенной стадии обучения; учет психологических особенностей учащихся , в частности неустойчивости их внимания при однообразной работе в  течении длительного времени и, наоборот, интереса к обработке разнообразных изделий; соответствие объема робот, предусмотренных перечнем, количеству часов, отведенных на изучение темы (за вычетом времени на инструктаж и упражнения).
        Подбор работ для изучения операций имеет определенную специфику, так как на этом этапе обучения учащиеся осваивают приемы и способы  выполнения в основном одной определенной операции, в то время как работы в большинстве случаев комплексного характера. Поэтому при подборе  работ для изучения операций надо обращать внимание на то, чтобы данная операция применялась как единственная или преобладающая. Рекомендуется, чтобы учащиеся первого курса  выполняли, например, заготовительные  или первоначальные операции, а второго  курса - завершающие (или отделочные). Комплексные работы следует подбирать  так, чтобы они соответствовали  периоду обучения, требуемой сложности  и точности, позволяли дифференцированно  подходить к определению количества работ, выдаваемых учащимся, в зависимости  от их трудности.
        Перечни учебных работ  составляются мастерами производственного  обучения под руководством старшего мастера. Если в училище несколько  параллельных групп одной профессии, составление перечня учебных  работ поручается наиболее опытному мастеру. Перечни одобряются педагогическим советом училища и утверждаются директором или заместителем директора  по учебно-производственной работе перед  началом полугодия.
        Перечень учебно-производственных работ по профессии необходим  мастеру для планирования процесса производственного обучения, а планирование в свою очередь, способствует созданию условий, необходимых для рациональной организации учебного процесса, обеспечению  полного и своевременного выполнения учебных планов и программ учебными группами, заблаговременной и тщательной подготовке и проведению каждого  занятия; наиболее полному и рациональному  использованию учебного оборудования и помещений училищ.
        План производственного  обучения (а это фактически план производственной деятельности группы) устанавливает конкретное содержание, последовательность и организацию  выполнения учебно-производственных заданий  для группы учащихся. Составляется мастером производственного обучения на месяц на основе программы 

производственного  обучения, перечня учебно-производственных работ для данной профессии и  фонда приведенного времени на производственную деятельность.
        Объем производственной деятельности определяется в тех профессионально-технических  училищах, в которых в процессе производственного обучения учащиеся выполняют производственные задания  и изготавливают продукцию.
        При составлении плана  производственного обучения группы на месяц используют «Положение о  планировании учебно-производственной деятельности профессионально-технических  учебных заведений 

и нормировании учебно-производственных работ учащихся».
        Нормирование учебно-производственного труда учащихся является важным педагогическим средством формирования у учащихся одного из показателей основ их профессионального мастерства - производительности труда. Нормирование тесно связано с развитием скоростных навыков учащихся, анализом их работоспособности, влияния режима труда на утомляемость, соотношения количественных и качественных показателей их учебно-производственного труда.
        Умелое применение нормирования труда учащихся способствует формированию их ответственного отношения к выполнению заданий, стимулирует активность в процессе работы, помогает формированию очень важного в производственной деятельности умения экономно расходовать рабочее время, побуждает осваивать высокопроизводительные способы труда, воспитывает настойчивость в достижении цели, развивает творческие способности.
        Цель нормирования учебно-производственных работ – улучшить качество профессиональной подготовки рабочих кадров.
        Задачи нормирования:
- получение исходных данных  для планирования учебно-производственной  деятельности;
- обеспечение постепенного  освоения учащимися приемов и  методов работы;
- обучение учащихся умению  ценить время, экономно и правильно  его расходовать для достижения  высокой производительности труда; 
- воспитание у учащихся  настойчивости в достижении цели, развитие творческих способностей, стимулирование их активности;
- способствование получению  учащимися навыков планирования  и самоконтроля деятельности, совершенствованию  профессионального мастерства, успешному  освоению передовых способов  труда; 
- создание условий для  объективной оценки учебно-производственной  деятельности учащихся.
        Нормирование учебно-производственного труда учащихся имеет определенные особенности. Нормативно-расчетный метод, применяемый при техническом нормировании производственных работ, при нормировании труда учащихся неприемлем, так как не учитывает специфики педагогического процесса: учащиеся еще не имеют сформированных профессиональных умений и навыков; они еще недостаточно физически и психологически подготовлены к выполнению работ, требующих значительного напряжения в течение длительного времени; значительное время затрачивается на получение учащимися инструктивных указаний и советов мастера в процессе выполнения работы.
        Поэтому для учащихся в  процессе их производственного обучения устанавливаются значительно большие нормы времени (или понижаются нормы выработки) на выполнение производственных работ по сравнению с квалифицированными рабочими, специалистами.
        

1.5 Разработка учебно-технической документации

        Планирование производственного  обучение – важное средство учебного руководства процессом формирования профессионального мастерства будущих  квалифицированных рабочих.
        Задачи планирования производственного  обучения:
- определение соответствия  требований производственного обучения  учебным программам, фактическим  условиям обучения в учебных  мастерских и на полигоне, учебных  участках;
- разработка планирующей  документации в зависимости от  учебных задач, периода обучения, материально-технической базы;
- оказание помощи мастерам  п/о в подготовке к проведению уроков;
- обеспечение полной и  равномерной загрузки всех учащихся  объектами работ в течение  учебного дня;
        При планировании производственного  обучения составляются следующие основные документы:
- перечень учебно-производственных  работ по профессии;
- план и график производственного  обучения группы;
- план работы мастера  производственного обучения на  день;
- график перемещения учащихся  по местам.
        Основным документом по планированию является перечень учебно-производственных работ. Требования, при подборе учебно-производственных работ. Учащиеся же в начальный период обучения не обладают требуемыми навыками или недостаточно владеют ими. Их производственный опыт крайне ограничен. По этим причинам учащиеся не могут  выполнять работы по технологическим  нормам принятым для квалифицированных рабочих.
        Следует учитывать и отсутствие у учащихся достаточной физической приспособленности к условиям выполнения ряда работ, требующих значительного  напряжения в течении продолжительного времени. Кроме того, затрачивается время на получение учащимися инструктажа в процессе выполнения учебного задания. В связи с этим сведена единая система – шкала поправочных коэффициентов по каждой профессии, которая позволяет на основе рабочих норм времени определить ученические.
        Существуют различные  методы нормирования. Важно решить, когда следует применить метод  нормирования.
При определении технической  нормы времени работ, с преобладанием  ручных операций и действий применяется  метод нормирования наблюдением (хронометр, фотохронометраж).
        В условиях профтехучилищ  этот метод нормирования ремонтных  и монтажных работ вполне приемлем. Возможно применение метода суммарного нормирования (опытным путём).
        В тех случаях, когда нет  возможности или нецелесообразно  организовать фронтальное (одновременное) обучение всех учащихся учебной группы одинаковым видам работ на постоянных рабочих местах, применяется перемещение отдельных бригад (звеньев), а тогда и отдельных учащихся по соответствующим видам работ или рабочим местам. Планирующим документом в таких случаях является график перемещения.
        Графики перемещения составляются с таким расчетом, чтобы дай  учащийся группы освоил все виды чередующихся работ, шел обучение на всех предусмотренных  графиком видах оборудования, на всех рабочих местах в соответствии с  программой производственного обучения. Это основное требование к подобным документам.
        Графики перемещения являются основными документами 

планирования производственной практики учащихся. На их основе учащиеся перемещаются по цехам, участкам, рабочим местам, осваивая виды производственных работ, предусмотренные  программой практики.
Немалую роль в производственном обучении играет удобная инструкционно-технологическая документация. Необходимо, чтобы учащиеся с первых дней работы приучались выполнять производственные задания по учебно-технической документации. Для этого заблаговременно разрабатывают инструкционные и инструкционно-технологические карты, которые в сжатой форме содержат сведения о характере выполняемого задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудованию и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а так же о приёмах организации труда, возможных ошибках, неполадках их устранении. Объём этих сведений может быть различным, в зависимости от уровня подготовки учащегося. 
        Располагая инструкционными  и инструкционно-технологическими картами, учащиеся в ряде случаев могут обойтись без объяснения мастера. Поэтому мастер больше внимания может уделить выполнению отдельных операций, правильности применения новейших приёмов работы, соблюдению правил безопасности труда. Кроме того, такие нормы приучают учащихся самостоятельно выполнять работу.
        Инструкционные карты  могут быть выполнены в виде описании порядка обработки деталей, т.е. они, как операционные. В этом случае не требуется ни специальных бланков, ни эскизов переходов.

1.6  Подготовка мастера к изучению темы и урока, разработка плана – урока производственного обучения

        Сложный и многогранный учебно-воспитательный  процесс осуществляемым на уроках  производственного обучения в  учебных мастерских будет успешным, если он всесторонне осмыслен  и подготовлен. Мастер обязан  продумать процесс обучения и  воспитания, отчетливо представлять  цель взаимосвязанных тем программы.          Практика показывает, что к изучению  очередной темы нельзя 

приступить, не усвоив содержания учебного  материала предшествующих 

тем.  В то же время надо знать  и содержание последующих тем,  чтобы, изучая очередную тему  готовить учащихся к восприятию  учебного материала, который будет  изложен в дальнейшем.         При планировании  совей работы мастеру необходимо  строго учитывать фонд времени,  отпускаемый на изучение каждой  темы учебной программы. Все  это дается основание утверждать, что решающим фактором успешного  обучения и воспитания является  систематическая и тщательная  подготовка мастера к занятию,  она складывается из трех последовательных  этапов: подготовки к учебному  угоду, подготовки учащихся к  изучению темы и к конкретному  занятию (уроку).
        Подготовка к учебному году всегда начинается с изучения квалификационной характеристики. Мастер уясняет требования к объему теоретических  знаний, профессиональных и общетрудовых умений и навыков, которые должен овладеть учащийся в предстоящим учебном году.
Зная и представляя  эти требования, мастер производственного  обучения определяет содержание учебного материала, его объем и последовательность изучения. Эти сведения представлены в водно-тематическом плане и  учебных программах производственного  обучения специальной технологии.         В  этих документах изложено содержание учебного материала с разбивкой  его на темы. В них указано также  время, отводимое на изучение отдельных  тем, определен период, к которому приурочивается прохождение каждой темы программы. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. Руководствуясь перечнем учебно-производственных работ и разработанной учебно-технической документацией мастер заблаговременно продумывает материально - техническое оснащение занятий. В необходимых случаях он заказывает недостающие материалы, полуфабрикаты, комплектующие сборочные единицы, детали. В ходе подготовки мастер знакомится с информацией, отраслевой литературой и инструкциями. Подготовка к проведению конкретного занятий (урока производственного обучения) - завершающий этап многогранной подготовительной деятельности мастера. Он охватывает методическую, техническую подготовку мастера. Мастер знакомиться с методическими материалами - пособиями и разработками, разъясняющие наиболее целесообразные приемы и способы подачи учебного материала.         Мастеру необходимо заранее определить содержание т и последовательность показа приемов и способов работы, ход объяснений. Эффективность урока во многом зависит от умения мастера подобрать и объяснить факты и примеры, иллюстрирующие связь изучаемого материала. Плану рока разрабатывается в соответствии с программой обучения. Разработка плана урока всегда должна начинаться с анализа результатов предшествующего занятия. Мастер устанавливает, в какой мере решены задачи прошедшего урока анализирует недостатки и недочеты. Определяет на основе результатов анализа, какие изменения требуется внести в следующие занятие. При этом мастер должен стремиться, чтоб оно соответствовало современному уровню техники, технологии и организации труда. Очень важно чтобы содержание было связано с предыдущими занятиями, а также подготавливало учащихся к усвоению учебного материала последующих уроков и способствовало решению воспитательных задач, далее мастер определяет структуру урока и дозировку времени каждой его части. Необходимо учитывать уровень сформированности умений и навыков учащихся, следует учитывать индивидуальные особенности.         Подбирая индивидуальные задания мастер стремиться к тому, чтобы работы в наибольшей мере способствовали дальнейшему росту мастерства каждого учащегося. Выполнение заданий может проводиться фронтально, бригадами и индивидуально, окончательно определив структуру урока, мастер намечает методы руководства деятельностью учащихся на протяжении всего занятия, он планирует, как будет организованы индивидуальные инструктажи, когда и с какой целью будут проводиться целевые обходы. Устанавливает порядок приема выполненных работ, выделяет время для помощи слабым и отстающим ученикам. Продумывает порядок проведения заключительной части урока. Все это фиксируется в плане урока. Очень важно полностью реализовать разработанный план урока, т.е. выполнить все намеченное в нем. Успешность обучения следует рассматривать в нескольких сторон: качество и время выполнения задания, уровень профессиональной самостоятельности, соответствие освоенных движений, приемов и действий учебной программе. Результативность определяется контролем и оценкой трудовой деятельности учащихся.
        Изучение квалификационной характеристики, учебного плана, программы, педагогической и технической литературы;
участие в работе школ передового опыта, педагогических конференций, стажировка; участие в профориентационной работе, в комплектовании учебной группы и училища; Подготовка учебных мастерских, лабораторий училища, учебных участков и рабочих мест на предприятиях в соответствии с требованиями учебных программ, норм и правил охраны труда и техники безопасности.
        Участие в работе по подготовке перечней учебно-производственных работ, перспективных планов учебной и  воспитательной работы, разработке норм и технических требований на учебно-производственные работы;
разработка учебно-технической  документации, критериев оценки, детальной  программы производственной практики.
        Подготовка к изучению темы Изготовление образцов (эталонов) учебно-производственных работ. Изучение методической и технической литературы, информационных материалов по теме; подготовка или разработка документации письменного инструктирования, межпредметных комплексных заданий для домашней работы учащихся. Определение и подготовка учебно-производственных работ для изучения темы;
проверка наличия и  подготовка к использованию учебно-материального  оснащения, а также учебной документации, применяемых при изучении темы
Анализ знаний учащихся по теме, полученных при изучении специальных  и общетехнических предметов; распределение  материала темы на подтемы и уроки, определение межпредметных связей, передовых приемов, характерных для темы
        Подготовка к уроку изучение методической и технической литературы, информационных материалов, материалов по передовому опыту работы;
подготовка к показу трудовых приемов и способов. Подготовка и проверка заготовок и материалов для выполнения на уроке учебно-производственных работ; подготовка учебно-технической документации, наглядных пособий, технических средств обучения; подготовка и проверка исправности оборудования, инструментов, приборов, приспособлений. Анализ итогов предыдущих занятий, уточнение содержания, темы, учебной и воспитательной целей предстоящего урока; определение структуры урока и времени на каждый его элемент; определение методов и методических приемов проведения вводного инструктажа; определение системы упражнений и самостоятельных работ учащихся, методов текущего инструктирования; составление плана урока и конспекта вводного инструктажа, определение конкретных домашних заданий учащимся.

1.7 Разработка критериев оценивания учебных достижений обучающихся

        Оценка  учебно-познавательной деятельности  учеников выражается в оценочных  суждениях и выводах мастера  производственного обучения, которые  отображают качественную 

характеристику  общего уровня подготовки учащихся, их успехов 

и недочётов, а  также путей их улучшения.
        Учёт успеваемости учащихся проводится для того, чтобы выяснить, в какой степени они усвоили  навыки выполнения выданных видов работ, оценить умение самостоятельной  работы по установленным нормам и  соответствие с техническими и технологическими условиями, а так же определить достижения каждым учащимся уровня квалификации.
        Правильность рационального  и качественного решения учебно-воспитательных задач определяется на основе общих  критериев оценок, приведённых в  «Инструкции по планированию и учёту  учебной работы в ПТУЗ».
        Основными показателями качества усвоения являются:
- правильность приёмов работы;
- рациональная организация  работы и рабочего места;
- придерживание (соблюдение) механических и технологических требований;
- соблюдение правил техники  безопасности и пожарной безопасности;
- ступень самостоятельности.
С 2001 года установлена 12 балльная система оценивания учебных достижений учащихся.
  
I УРОВЕНЬ – НАЧАЛЬНЫЙ
        1 Учащийся с помощью мастера производственного обучения воспроизводит, на уровне узнавания, отдельные элементы профессиональных знаний по работе с опиливанием. С постоянной помощью мастера выполняет только отдельные элементы приемов пайки проводов, и элементы контроля качества и надежности монтажа. Результат выполнения работы полностью не соответствует требованиям квалификационной характеристики электрослесаря  действующим качественным показателем (неисправимый брак), не владеет приемами подготовки инструментов для работы по опиливанию При выполнении приемов работы по опиливанию существенные ошибки в организации рабочего места, требует постоянной помощи и контроля в соблюдении правил техники безопасности.
        2 Учащийся с помощью мастера воспроизводит, на уровне узнавания, отдельные фрагменты профессиональных знаний выполнения работы по опиливанию, слабо владеет приемами пользования рабочими   измерительными инструментами.  Результат работы существенно не соответствует требованиям квалификационной характеристики, требуемым качественным показателям. При выполнении по опиливанию допускает  существенные ошибки в организации рабочего места, планировании действий. Требует помощи и контроля в соблюдении правил безопасности труда.
        3 Учащийся бессистемно на уровне узнавания воспроизводит отдельные компоненты профессиональных знаний приемов работы по опиливанию. При выполнении упражнений допускает много  ошибок в приемах работы с рабочим слесарным инструментом для выполнения приемов работы с проводами и монтаже квартирной проводки.
          Результат роботы не соответствует требованиям квалификационной характеристики требуемого уровня разряда и действующим показателям качества
При выполнении по опиливанию допускает много ошибок в организации  рабочего места, требует помощи и  контроля в соблюдении правил безопасности труда.
 
II УРОВЕНЬ – СРЕДНИЙ
        4 Учащийся с недостаточным пониманием воспроизводит отдельные компоненты профессиональных знаний приемов выполнения по опиливанию . Недостаточно сознательно выполняет упражнения по работе с проводами для монтажа квартирной проводки. Не может объяснить сущность операций разделки и пайки проводов, приемов самоконтроля и методов контроля качества. С частичной помощью мастера планирует действия и выполняет упражнения по опиливанию с использованием инструкционных карт. Допускает значительное количество ошибок, которые не может самостоятельно исправить. Результат работы соответствует минимальным действующим требованиям квалификационного разряда и показателям качества.  С частичной помощью мастера осуществляет организацию рабочего места, планирует действия. В отдельных случаях требует помощи и контроля в соблюдении правил безопасности труда.
        5 Учащийся с недостаточным пониманием воспроизводит новые компоненты профессиональных знаний по работе с напильником и недостаточно сознательно выполняет основные приемы по опиливанию.С частичной помощью мастера планирует действия и выполняет упражнения, пользуясь инструкционными картами, неосознанно применяет приемы контроля качества и самоконтроль при выполнении упражнений. Допускает ошибки, которые самостоятельно исправить не может.  Результат работы минимально соответствует требованиям П квалификационного разряда при низком качестве выполнения операций по работе с напильниками С частичной помощью мастера организует рабочее место, планирует действия. В отдельных случаях требует помощи и контроля в соблюдении правил безопасности труда.
        6 Учащийся с недостаточным пониманием воспроизводит значительное количество компонентов профессиональных знаний элементов работы с напильниками. С консультациями мастера планирует и выполняет упражнения по опиливанию сприменением инструкционных карт. Неосознанно применяет приемы контроля качества и самоконтроль в процессе выполнения упражнений. Допускает ошибки, которые частично может исправить с помощью мастера.
Результат работы минимально соответствует требованиям П квалификационного разряда при низком качестве выполнения операций по работе и монтажу квартирной проводки.   Используя консультации мастера, организует рабочее место, планирует действия. В отдельных случаях требует консультативной помощи в организации рабочего места и соблюдения правил безопасности труда.
  
III УРОВЕНЬ – ДОСТАТОЧНЫЙ
        7 Учащийся с пониманием воспроизводит основные профессиональные знания и правильно выполняет приемы и операции по работе с напильниками.Планирует производственные действия и с помощью инструкционных карт выполняет упражнения с незначительными ошибками. Сознательно использует техническую документацию по опиливанию, применяет основные приемы самоконтроля и методы контроля качества. Допускает несущественные ошибки и неточности, которые частично может исправить сам.   Результат работы в целом соответствует требованиям качественных показателей планируемого уровня квалификации          Организует рабочее место, планирует действия. Придерживается требований правил безопасности труда.
        8 Учащийся с пониманием воспроизводит основные профессиональные знания и правильно выполняет приемы и операции работы с напильниками и опиливанием металла. Самостоятельно планирует и выполняет с использованием инструкционных карт упражнения по работе с напильниками и опиливанием металла. Сознательно пользуется технической документацией. В работе допускает несущественные ошибки, которые может исправить сам. Результат работы соответствует требованиям качественных показателей планируемого уровня квалификации
Самостоятельно организует рабочее место, планирует действия. Придерживается требований правил безопасности труда.
        9 Учащийся владеет основными профессиональными знаниями и правильно выполняет большинство приемов и операций по работе с напильниками и опиливанием металла. Самостоятельно планирует и выполняет с использованием инструкционных карт упражнения. В работе допускает несущественные ошибки, которые исправляет. Результат работы соответствует требованиям качественных показателей планируемого уровня квалификации
        Самостоятельно в целом  правильно организует рабочее место, планирует действия. Придерживается норм безопасности труда.
 
IV УРОВЕНЬ – ВЫСОКИЙ
        10 Учащийся владеет профессиональными знаниями в объеме учебной программы и самостоятельно, правильно, уверенно выполняет приемы и операции по работе с напильниками и опиливанием металла.. Самостоятельно в полном объеме выполняет упражнения и задания в соответствии с инструкционными картами, в соответствии с учебной программой и планом производственного обучения. Проявляет элементы профессиональной культуры, стремление и способность к производительному творческому сотрудничеству в коллективе учащихся. В процессе работы может допустить отдельные неточности, которые самостоятельно исправляет.  Результат выполненной работы полностью соответствует показателям качества и квалификационному 2разряду           соблюдаются технические требования.  Рационально организует рабочее место и соблюдает правила безопасности труда.
        11 Учащийся владеет профессиональными знаниями в полном объеме.  Уверенно выполняет все приемы по работе  с напильниками и опиливанием металла в соответствии с учебной программой. Самостоятельно в полном объеме выполняет задания в соответствии с инструкционными картами. Умеет самостоятельно разрабатывать отдельные виды документации и выбирать оптимальный вариант выполнения приемов и операций. Владеет основами профессиональной культуры, проявляет стремление и способности к производительному и творческому сотрудничеству в коллективе учащихся. Правильно и сознательно применяет все приемы самоконтроля и методы контроля качества. В работе допускает  неточности, которые самостоятельно находит и исправляет Результат работы полностью соответствует требованиям качества соответствующего квалификационного разряда   (П разряд)  Обеспечивает высокий уровень организации труда и соблюдения правил безопасности труда
        12 Учащийся владеет системой профессиональных знаний в полном объеме и безупречно выполняет все приемы и операции по работе с напильниками и опиливанием металла. в соответствии с программой. Самостоятельно выполняет задание в полном соответствии с требованиями ИК. Самостоятельно разрабатывает различные виды ТД, находит оптимальный вариант решения производственной ситуации, управляет качеством выполняемой работы. Проявляет стремление и способности к производительному и творческому сотрудничеству в кол-ве. Результат работы полностью соответствует требованиям качества соответствующего квалификационного разряда.  Обеспечивает высокий уровень организации труда и рабочего места, образцового соблюдения правил безопасности труда.

1.8 Разработка методических рекомендаций по организации и проведению урока

             Содержание подготовки мастера  производственного обучения к  проведению занятий по производственному  обучению различно для опытного  и начинающего мастера; однако  этот этап обязательный для  каждого мастера, независимо от  его работы.
        Подготовка мастера производственного  обучения к уроку включает в себя следующие моменты:
- изучение методической и технической литературы;
-  информационных материалов;
-  материалов по передовому опыту работы;
- подготовка к показу трудовых приёмов и способов выполнения работ.
        Подготовка и проверка заготовок и материалов для выполнения на уроке производственного обучения учебно-производственных работ, подготовка учебно-технической документации, наглядного пособия, технических средств обучения, инструментов, приборов и приспособлений; анализ итогов предыдущих занятий, уточнение  содержания, темы, учебной и воспитательной целей предстоящего урока; определение  методов и методических приёмов  проведения вводного инструктажа; определение  системы упражнений и самостоятельных  работ учащихся; составление плана урока и конспекта вводного инструктажа, определение конкретных домашних заданий.
        Основным планирующим  документом для проведения конкретного  урока является план урока.

1.9 Воспитательная работа мастера в процессе изучения темы

           Воспитательная работа с учащимися в процессе обучения и во вне учебное время является важнейшей задачей руководителей и педагогических коллективов училищ. Непосредственно в группе воспитательную работу с учащимися проводят мастера производственного обучения.
В процессе изучения тем мастер п/о, одновременно с формированием предусмотренных программой знаний, умений и навыков, должен постоянно воспитывать у учащихся любовь к труду и своей профессии, культуру труда, сознательную дисциплину, а также умения планировать свой труд, при решении трудовых задач проявлять творчество. Мастер должен формировать у учащихся высокие моральные качества, научное мировоззрение, трудолюбие, прививать интерес к знаниям, всемерно развивать их общественную активность.
        Для достижения этих целей  мастер должен приучать учащихся к  планированию своего труда, самоанализу, самоконтролю, самооценке; вырабатывать у учащихся навыки работы со справочной литературой 

и технической документацией; привлекать учащихся к выполнению поручений  общественного характера; организовывать взаимопомощь между учащимися; проводить  групповые производственные совещания.
        Перечисленные вышестоящие  задачи в воспитании учащихся исходят  из того, что мастер должен подготовить  для экономики страны всесторонне  развитых, технических, образованных и  культурных молодых 

квалифицированных  рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим требованиям  современного производства, социального  и научно-технического прогресса  и перспективам развития.
        Исходным для практической реализации этих задач является комплексный  подход к постановке всего дела воспитания, т.е. обеспечения единства трудового, морального и гражданского воспитания.
        Первые уроки следует  начинать с бесед, которые нацеливают учащихся на продуктивную и безопасную деятельность и предупреждают нарушения  ими дисциплины.
        В период обучения нашей  темы у учащихся необходимо воспитывать  следующие качества:
- Бережное отношение к оборудованию к инструментам и приспособлениям.
- Самостоятельность и само организованность при организации рабочего места, обеспечения качества работы.
- Настойчивость и целеустремленность при соблюдении норм времени и выработки.
- Активность при участии в общественной жизни группы и при выполнении коллективных форм работы.
        Воспитательная работа дает положительные результаты в случае, когда сами учащиеся понимают важность формирования тех или иных качеств для дальнейшей деятельности. Вот почему мастеру важно научить учащихся производить самооценку результатам своей деятельности.
        Воспитание ответственности  и надежности достигается в основном высокой степенью самостоятельности  учащихся при выполнении трудовых приемов  и операций, а также осознанием того, что как они выполнят это  задание, зависит их оценка и, в конечном итоге, качество профессиональной подготовленности.
        Для обучения будут применяться  деловые игры, на которых имитируется  реальность профессиональной деятельности, где учащиеся с полной ответственностью могут почувствовать зависимость  результата их деятельности и ответственность  перед всем коллективом и заказчиком.

2. Практическая часть

Разработка урока по теме «Приготовление каш разной консистенции».

Характеристика и учебно-воспитательная задача темы урока.

Цель учебного заведения – подготовить конкурентоспособных работников и специалистов. Уроки производственного обучения побуждают учеников творчески мыслить и приходить к выводу о том, что есть необходимость развиваться и творчески мыслить, а не только осваивать классические основы приготовления блюд.

Урок производственного обучения по теме: «Приготовление каш разной консистенции» проводится исходя из того, что учебная деятельность учеников базируется на знаниях, полученных на уроках теоретичного обучения.

Учебная цель урока – формирование и углубление знаний, умений и навыков по приготовлению каш разной консистенции: рассыпчатых, вязких, жидких. Успех урока зависит от подготовки мастера. Это подготовка состоит из прочтения специальной литературы, изучения учебного материала по теме, изготовления раздаточного материала и разработки материалов в электронном виде.

На урок подготовлено: видеозапись, презентация «Каши», технологические карты, инструкционные карты  для самостоятельной работы учащихся, критерии оценивания учебных достижений учеников.

На уроке используются разнообразные методы обучения, а именно:

  • традиционные (беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация наглядных приборов, показ операций и процессов, наблюдение учеников, упражнения, практическая робота).
  • интерактивные ( конкретная ситуация, презентация, конкурс), которые предоставляют возможность заинтересовать и активизировать деятельность учеников, убедить их в необходимости качественного и глубокого изучения материала.

План – конспект урока

По производственному обучению

Профессия: повар  

Квалификация: 3 разряд

Дата проведения: ________________

Место проведения: учебная мастерская

Тема: «Приготовление блюд из круп, макаронных изделий и бобовых»

Тема урока: «Приготовление каш разной консистенции»

Цель урока

Учебная: формирование умений и навыков по:

  • расчету сырья для приготовления заданного количества порций;
  • организации рабочего места;
  • технологии приготовления каш;
  • предупреждении недостатков в приготовлении блюд и проведении бракеража;
  • экономическому использованию сырья, электроэнергии, воды;
  • соблюдению правил санитарии, гигиены, бюджету времени, технических условий безопасности труда.

Воспитательная: Воспитание в учащихся бережного отношения к инструментам и материалам, а также творческого отношения к работе, умение организовать взаимопомощь  и взаимоконтроль в процессе работы; соблюдения санитарно- гигиенических условий и правил безопасности труда.

Развивающая: Развивать навыки работы в группе,  любознательную активность учащихся, творческое отношение к работе, умение анализировать, сравнивать, работать самостоятельно, употреблять научную организацию труда.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, объяснение, инструктаж);
  • Наглядные (демонстрация наглядного оборудования, операций и процессов производства);
  • Практические (выполнение упражнений, практическая робота);
  • Интерактивные (работа в группах, конкретная ситуация, презентация, конкурс).

Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.

Объекты труда:

1.Приготовление и отпуск каш разной консистенции:

-    Каша рассыпчатая гречневая № 378

-    Каша вязкая пшеничная № 384

-    Каша жидкая овсяная «Геркулес» № 390

2. Определить оценку качества приготовленных блюд.

 3. Выполнить исследовательские задания.

Межпредметные связи:

  • «Технология приготовления пищи с основами товароведения», «Крупы, бобовые, макаронные изделия: обработка, технология приготовления блюд»
  • «Оснащение предприятий питания», тема «Оснащение для варки еды»
  • «Гигиена и санитария производства», тема «Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов»
  • «Охрана труда», тема «Основы электробезопасности»
  • «Организация производства и обслуживания», тема «Организация производства на предприятиях ресторанного хозяйства», «Посуда для заведений ресторанного хозяйства»
  • «Учет, калькуляция и отчетность», «Нормативно- технологические документы: виды, назначение, использование»

Учебно-материальное оснащение урока:

  • Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проэктор.
  • Оборудование: Электрическая плита, электрические весы, производственные столы.
  • Инвентарь: Кастрюли емкостью 1-2 л, лотки, деревянная копистка, ложка гарнирная, ложка разливная, ножи поварские, шумовка.
  • Посуда для отпуска: тарелки мелкие, тарелки глубокие, ложки столовые
  • Сырье для приготовления блюд.
  • Учебные средства: опорный конспект для учащихся, технологические карты, инструкционные карты приготовления блюд с круп.

Продолжительность урока – 6 часов

Структура урока

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Вступительный инструктаж и тренировочные упражнения–60 мин.
  3. Самостоятельная работа учащихся и поточне инструктирование учащихся – 193 мин.
  4. Заключительный инструктаж – 10 мин.
  5. Домашнее задание-5 мин.

Ход урока

І. Организационная часть – 2 мин.

Взаимное приветствие

Проверка мастером производственного обучения:

  • Присутствие учащихся согласно списку, причини отсутствия (если есть отсутствующие);
  • Внешний вид учащихся, состояние специальной одежды;
  • Присутствие учебной документации (производственных дневников).

ІІ. Вступительный инструктаж  - 60 мин.

2.1Мотивация: показ фрагменту мультфильма « Маша и медведь»

2.2 Сообщение теми и цели урока.

Мастер производственного обучения:

Тема урока: «Приготовление каш разной консистенции»

Цель урока:

  • Получить умения и навыки в приготовлении каш разной консистенции;
  • Научиться организовывать рабочее место;
  • Научиться предотвращать недочеты в приготовлении каш и проведению бракеража;
  • Выработать навыки соблюдения требований санитарии и гигиены, бюджета времени, технических требований безопасности труда.

Объекты труда:

1. Приготовление и отпуск каш:

-    Каша рассыпчатая гречневая № 378

-    Каша вязкая пшеничная № 384

-    Каша жидкая овсяная «Геркулес» № 390

2. Выполнить исследовательские задачи:

а) взвесить сырую крупу и готовую кашу, объяснить разницу в массе ;

б) исследовать где в воде или в молоке каша сварится быстрее.

п/п

Наименование деятельности учащихся (команд)

Баллы за деятель- ность

Требования к деятельности

Бал-лы

1.

Уровень обученности учащихся по теоретическому материалу.

2

Обладает основными профессиональными знаниями из учебного материала

2.

Самостоятельная 

работа

8

 Результат выполненной работы соответствует достаточным действующим качественным и количественным показателям

3.

Творческая работа (исследовательская работа)

2

Выполняет исследовательскую работу, делает выводы и обобщения

Балл за работу на уроке

       Ваши действия на уроке оцениваются по следующим критериям:

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по профессионально - практической подготовки

2.2 Активизация мышления учащихся (проверка знаний учеников из материала изученного на предыдущих уроках теории и производственного обучения связанных с материалом данного урока)

Мастер производственного обучения:

На предыдущем уроке мы договорились провести проверку знаний теоретического материала в форме турнира. Для этого вы должны объединиться в команды по четыре ученика.

Находки археологов свидетельствуют, что каша была известна нашим предкам более 1000 лет назад - именно такой возраст каши, которая была найдена в кувшине под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине. Свадебный пир у славян называли «кашей». Варить кашу на пиру поручали наиболее уважаемым и почетным гостям. Молодых посыпали зерном, а на самой свадьбе кормили кашей. Без каш у славян не обходилось никаких рождественских праздников, крестин и других событий в жизни народа.

Особое место у славян отводили кашам. На Руси каша всегда занимала важное место в питании, она была одним из основных блюд, как бедных так богатых людей. Поэтому каша часто упоминается в колыбельных, песнях и частушках.

Турнир І.- домашнее задание. Подготовить загадки и пословицы по теме «каша»

Пример ответов:

- «Каша - мать наша».,

- «Кашу маслом не испортишь».

-  Черная, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест - похвалит.

(ответ: гречневая каша)

-Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(ответ: каша)

(подведение итогов І турнира)
Мастер производственного обучения:

Турнир ІІ.- «Отгадай меня».

Вам предлагается продукт. Определите его и используя теоретические знания по предмету «Технология приготовления пищи с основами товароведения» предоставьте информацию: химический состав продукта и его использования.

Ожидаемый  ответ:

Овсянка

Содержит много ценного растительного белка и жира, фосфора, железа и магния. Благодаря последнему микроэлементу ее можно назвать средством для поддержания душевного равновесия, нормализации давления крови и укрепления костей.

Но самое главное, овсяная каша «выгоняет» из организма токсины и примеси тяжелых металлов. Но надо знать, что постоянное употребление овсянки понижает гемоглобин крови. Овсянка полезна в случае заболевания почек, печени и кишечника.

Гречка

Недаром говорят, что гречневая каша сама себя хвалит. Содержит много пектина, который способствует пищеварению, и лецитина, необходимого печени и поджелудочной железе. Хорошее средство для утоления ночного голода - легко усваивается, минимум калорий. Полезна в случае возникновения атеросклероза, гипертонии и болезней сосудов, так как имеет свойство разжижать кровь. Она богата железом и кальцием. Гречку советуют употреблять как антистрессовый продукт.

Пшеница

Тарелка этой каши на завтрак придаст вам силы на весь день. В состав пшеницы входят такие важные микроэлементы, как серебро, цинк, железо и тому подобное. Самые, конечно, ростки проросшей пшеницы.

(подведение итогов ІІ турнира)

Турнир ІІІ.- «Экспресс -ответ»

Мастер производственного обучения:

Дайте ответы на вопросы.

Учащиеся отвечают.

№ п/п

Вопрос

Ожидаемый ответ

Вопросы І команде

1

Какие каши различают по консистенции?

Каши по консистенции бывают: рассыпчатые, вязкие, жидкие.

2.

Как провести первичную обработку гречневой крупы?

Первичная обработка гречневой крупы включает в себя: переборка, поджаривания.

Вопросы ІІ команде

3

От чего зависит консистенция каш?

Консистенция их зависит от соотношения круп и жидкости.

4

С чем можно подать вязкую кашу?

Вязкую кашу можно подать с:

  1. жиром
  2. сахаром

Вопросы ІІІ команде

5.

Для чего промывают крупу?

Крупу промывают для удаления пыли, отрубей, пустых зерен.

6

Какой выход рассыпчатой каши?

Выход рассыпчатой каши:

  1. с жиром 215
  2. с сахаром 220
  3. с молоком 390

Подведение итогов турнира.

  1. Помощь и показ трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ, организации рабочих мест.

Повторение требований техники безопасности в горячем цехе.

Мастер показывает организацию рабочего места, трудовые приемы и способы приготовления каш различной консистенции:

Мастер производственного обучения:

Последовательность организации рабочего места при приготовлении каш:

1.  Получить необходимую посуду, инвентарь, инструменты, а именно: кастрюли емкостью 1-2 л, лотки, деревянные копистки, сито, ложки столовые, ложки гарнирные, ножи поварские, шумовки.

2.   Организовать рабочее место, а именно:

а) сырье выложить в подготовленную посуду, соблюдая товарное соседство;

б) Справа расположить необходимые инструменты, инвентарь, посуду.

3. Ознакомиться с технологическими картами.

4. Соблюдать правила санитарии и гигиены, технических требований безопасности труда.  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Рецептура № 378

КАША РАССИПЧАТАЯ

Сырье

Расход сырья на 1000 гр

Технологические требования к сырью и п/ф

Брутто

Нетто

Крупа гречневая

476

476

Сырье и п/ф должны соответствовать требованиям существующих ДСТУ

Масло сливочное

75

75

Вода

710

710

Соль

10

10

Выход

-

1000

Технология приготовления

Гречневую крупу просушивают. В кипящую подсоленную воду засыпают подготовленную крупу, размешивают, удаляют шумовкой всплывающие пустые зерна и варят ее в открытой кастрюле (до того пока крупа не впитает всю жидкость). Кладут половину сливочного масла, хорошо размешивают, закрывают кастрюлю крышкой и уменьшив нагрев, продолжают варить до готовности. Перед отпуском кашу заправляют остатком сливочного масла.

Контроль за готовностью

Каша доведена до готовности, зерна крупы легко отделяются друг от друга

Характеристика готового блюда

Внешний вид: зерна крупы хорошо разбухли, в большем количестве сохранили форму.
Консистенция  крупы мягка.

Цвет соответствует цвету крупы.

Вкус и запах соответствует гречневой крупе, без признаков затхлости и горечи.

Инвентарь: Кастрюли емкостью 1-2 л, лотки, деревянная копистка, сито, ложка гарнирная,  ножи поварские, шумовка.

Посуда для отпуска: тарелки мелкие, тарелки глубокие, ложка разливная, ложки столовые.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Рецептура № 384

КАША ВЯЗКАЯ

Сырье

Расход сырья на 1000 гр

Технологические требования к сырью и п/ф

Брутто

Нетто

Крупа пшеничная

250

250

Сырье и п/ф должны соответствовать требованиям существующих ДСТУ

Масло сливочное

75

75

Вода

800

800

Соль

10

10

Выход

-

1000

Технология приготовления

        Подготовленную крупу засыпают в подсоленную кипящую воду, размешивают, удаляют шумовкой всплывающие пустые зерна, добавляют 50% сливочного масла и варить до готовности. Перед отпуском кашу заправляют остатком сливочного масла.

Контроль за готовностью

Каша доведена до готовности, зерна крупы хорошо разваренные.

Характеристика готового блюда

Внешний вид: однородная масса без комочков
Консистенция вязкая.

Цвет соответствует виду крупы.

Вкус и запах соответствует пшеничной крупе, без признаков затхлости и горечи.

Инвентарь: Кастрюли емкостью 1-2 л, лотки, деревянная копистка, сито, ложка гарнирная,  ножи поварские, шумовка.

Посуда для отпуска: тарелки мелкие, тарелки глубокие, ложка разливная, ложки столовые.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА

Рецептура № 390

КАША ЖИДКАЯ

Сырье

Расход сырья на 1000 гр

Технологические требования к сырью и п/ф

Брутто

Нетто

Крупа овсяная «Геркулес»

154

154

Сырье и п/ф должны соответствовать требованиям существующих ДСТУ

Масло сливочное

75

75

Вода

340

340

Молоко

540

540

Соль

5

5

Выход

-

1000

Технология приготовления

Подготовленную крупу засыпают в подсоленную кипящую воду с молоком, размешивают, добавляют 50% указанного по рецептуре сливочного масла и варят до готовности при слабом кипении. Готовую кашу заправляют остатком сливочного масла.

Контроль за готовностью

Каша доведена до готовности, зерна крупы хорошо разваренные.

Характеристика готового блюда

Внешний вид: однородная масса без комочков
Консистенция: жидкая.

Цвет соответствует виду крупы.

Вкус и запах соответствует овсяной крупе, без признаков затхлости и горечи.

Инвентарь: Кастрюли емкостью 1-2 л, лотки, деревянная копистка, сито, ложка гарнирная,  ножи поварские, шумовка.

Посуда для отпуска: тарелки мелкие, тарелки глубокие, ложка разливная, ложки столовые.

Следующими этапами вводного инструктажа является:

1) Закрепление и проверка усвоения материала вводного инструктажа в форме опроса учеников;

2) Помощь ученикам, в какой последовательности будет проходить дальнейшая работа на уроке;

3) Знакомство учащихся с объектом труда;

4) Распределение учащихся по рабочим местам и выдача им инструментов и сырья

5) Доведение правил техники безопасности.

Мастер производственного обучения:

        Вам предлагается выполнить задания по приготовлению каш различной консистенции. В раздаточном материале являются технологические карты. Качество выполнения каждой задачи оценивается в 8 баллов.

Объект  труда учащихся

1 команда

1.Приготовление и отпуск каши:

-    Каша рассыпчатая гречневая № 378

2 команда

2. Приготовление и отпуск каши:

-    Каша вязкая пшеничная № 384

         3 команда

3. Приготовление и отпуск каши:

-    Каша жидкая овсяная «Геркулес» № 390

          При приготовлении блюд вы должны пользоваться технологическими картами.

ІІІ. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование учащихся – 193 мин.

Ученики на своих рабочих местах выполняют учебно-производственные задачи.

Учебная деятельность мастера на этом основном этапе урока осуществляется путем текущего инструктирования учеников. Текущее инструктирование мастером проводится индивидуально - целевые обходы рабочих мест учащихся.

Проводится бракераж качества блюд, взаимооценивание блюд. Качество тренировочных задач оценивается учениками и мастером. Полученные баллы ученики выставляют в таблицу оценки учебных достижений. Подводятся итоги работы учеников на вводном инструктаже.

Ученики отчитываются об итогах исследовательской работы.

ІV. Заключительный инструктаж – 10 мин.

Мастер сообщает о достижении цели урока, подводит итоги и анализирует выполнение учебно-производственных задач группой и ученическими бригадами, разбирает типичные ошибки и рассматривает пути их предупреждения и устранения, анализирует выполнение учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест; сообщает оценки.

  1. Домашнее задание – 5 мин.

1. Повторить теоретический материал по теме: Приготовление блюд из макаронных изделий.

2. Рассчитать количество сырья для приготовления 3 порций блюд из макаронных изделий:

- Макароны отварные с жиром или сметаной № 414

- Макароны с сиром № 415

3.  Творческая работа: подготовить реферат о разновидности макаронных изделий.


Критерии оценивания учебных достижений учащихся по профессионально - практической подготовке

Ф.И.О. учащегося________________________

з/п

Наименование деятельности учащихся (команд)

Баллы за деятель-ность

Требования к деятельности

Баллы

1.

Уровень обученности учащихся по теоретическому материалу.

2

Обладает основными профессиональными знаниями из учебного материала

2.

Самостоятельная работа

8

 Результат выполненной работы соответствует достаточным действующим качественным и количественным показателям

3.

Творческая работа (исследовательская работа)

2

Выполняет исследовательскую работу, делает выводы и обобщения

Балл за работу на уроке

🕮✍Полезные советы

* Рис, пшено и перловая крупа могут горчить, так как в них содержатся продукты окисления жиров. Поэтому их промывают сначала в теплой воде, а затем в горячей.

*Перловая крупа набухает медленно, поэтому ее перед варкой замачивают в холодной воде.

* При варке каши засыпайте крупу в кипяток, иначе крахмал выделится из крупы, осядет на дно посуды, и каша пригорит.

* Рассыпчатая каша при упревании не подгорит, если посудину с ней поставить на противень с водой.

* Если каша пригорела, быстро переложите ее в другую чистую посуду.

* Не перемешивайте рассыпчатую кашу при варке, от этого могут помяться зерна.

👉✀Типичные ошибки и пути их предупреждения при приготовлении каш

№ п/п

Проблема

Причина

Пути

попередження

1.

Каша гречневая не рассыпчатая, а вязкая.

Взяли воды больше нормы, или варили кашу в больших котлах или перемешивали после загустения.

Для поджаренной гречневой крупы взять воды в соотношении     1: 1,9; после поглощения воды крупой перемешивания прекратить. Для варки рассыпчатых каш не использовать большие котлы.

2.

Каша рассыпчатая, но не

доведена до

готовности.

Взяли мало жидкости,

мало варили, не оставили кашу для упревания.

Определить необходимое

количество жидкости, после поглощения крупой всей воды котел закрыть крышкой, уменьшить нагрев и оставить для упревания.

Заключение

              При реализации задач курсовой  работы я убедилась в важности  избранной темы. Потому что, педагог  реализует запрос общества на  формирование личности будущего  специалиста по основным структурным  компонентам. Обеспечение выполнения  этого запроса общества связано  с непосредственным качеством  профессионального обучения, которое  обеспечивается мастером на уроках  производственного обучения.
        В курсовой работе рассмотрено: структура урока производственного  обучения, его типы и виды, рассмотрен вопрос о воспитательной работе мастера  в период изучения темы, также разработана  учебно-техническая и планирующая  документация, произведен расчет по подготовке материально-технической базы, произведена  разработка критериев оценивания учащихся по данной теме.

Список используемой литературы

1. Жиделев М.А. Организация и методика производственного обучения. -  М.: Высшая школа, 1978. – 230с.
2. Заславская С.А. Подготовка мастера производственного обучения к занятиям (методические рекомендации). -  Донецк, ДИПО ИПП. - 2003. – 34с.
3. Коваленко Е. Є. Методика профессионального обучении. – Харьков, 2003. – 358с.
4. Кострыкин М.И., Лукашин Т.Д., Дубинский И.М. Слесарное и              электромонтажное дело. - М.: Высшая школа, 1974. – 340с.
5. Круглянский М.С., Барц Е.Г. Справочник молодого электромонтажника. – М:. Высшая школа, 1969. - 205с.
6. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического обучения. - М.: Высшая школа,1983. – 324с.
7. Семушина Л.В., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних и специальных учебных заведениях.- М.: Высшая школа,1990. – 180с.
8. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1990. – 180с.
9. Скакун В.А. Методика преподавания курса Организация и методика производственного обучения.- М.: Высшая школа, 1991. – 284с.
10. Силаева И.Е. Методы профессиональной практической подготовки. Методические рекомендации. – Донецк: ДИПО ИПР, – 2006. - 52с
11. Силаева И.Е., Шевчук С.С. Современный урок в профессиональной школе: проектирование, организация, анализ. – Донецк. 2007.  - 170с

Список литературы, использованной при подготовке урока:

  1.  «Технология приготовления пищи»: Учебник для профессионально-технического учебного заведения./ М.С.Косовенко. – К.: «Факт», 2003р.
  2. «Сборник рецептур и кулинарных изделий»/ Авт.-сост.: А.И. Здобнов, В.А. Циганенко, М.И. Пересичний.-К.:А.С.К., 1999.-656с.:ил.
  3. «Оснащение предприятий народного питания»: Учебник для учащихся профессионально- технических учебных заведений./Н.П.Саенко. – К.: «ЛДЛ», 2005р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пищевые добавки, изменяющие структуру и консистенцию

описание пищевых добавок, изменяющих структуру и консистенцию продукта (лекция и презентация)...

методические указания по выполнению практической работы по теме Определение точки рыночного равновесия разными способами по учебной дисциплине Основы экономической теории

Методические указания по выполнению практической работы составлены  в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практической работы и подготовки к семинарским занятиям, предусмотренных...

Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»

Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...

Разные темпераменты – разные профессии!

Разные темпераменты – разные профессии!Рано или поздно перед подростком возникает вопрос «кем быть?», поиск которого, является жизненно важным не только для него лично, но и, в последующем, для общест...

«Разный темперамент – разные дети»

laquo;Разный темперамент – разные дети»...

Консультация "Папы разные нужны, папы разные важны!"

Консультация "Папы разные нужны, папы разные важны!"...