Статья «Роль преподавателя в профессиональном становлении молодежи»
статья

Андреева Галина Николаевна

Мотивирующая роль педагога в профессиональном становлении детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedkonferentsiya.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль преподавателя в профессиональном становлении молодежи»

АНДРЕЕВА Галина Николаевна

Преподаватель спецдисциплин

Высшей квалификационной категории,

ГБПОУ ВО «БМТК»

Воронежская область, г. Бутурлиновка,

улица Блинова, 2

В настоящее время, когда экономика страны развивается большими темпами, растёт уровень благосостояния населения, требуются высококвалифицированные, конкурентоспособные, добросовестные специалисты. Квалификация, профессионализм и знания должны сочетаться с чувством ответственности за выполняемую работу. Формирование таких качеств является главной задачей среднего профессионального образования в России.

Порой педагог в процессе своей трудовой деятельности сталкивается с проблемой, когда студенты проявляют безразличие к учёбе, иными словами, не хотят учиться, просто проводят время в ожидании диплома, не задумываясь о том, что на их обучение государство затратило огромные средства. Студенты не задумываются о том, что упускают драгоценное время, необходимое для получения необходимых знаний и умений. Очень часто педагогов обвиняют в том, что они не могут вызвать интерес к изучению предмета, не применяют новых педагогических технологий и методик. Но факт в том, что пока сам студент не осознает необходимости получения знаний, ни один даже самый строгий контроль не исправит ситуации.

Мотивирующая роль педагога в профессиональном становлении детей и подростков заключается в том, чтобы раскрыть потенциал обучаемых, сформировать у них мотивацию успеха и самостоятельность. Главной задачей преподавателя заключается в том, чтобы создать ситуацию, в которой студент сам бы осознанно принял ответственность. Сегодняшний преподаватель играет огромную, более сложную роль в планировании учебного процесса и преподавания. Деятельность педагога ставит перед ним особые задачи и требования, как к его личности, так и деятельности.

Одним из благоприятных факторов эффективности учебного процесса является педагогически грамотно организованная и целенаправленная работа преподавательского коллектива, который имеет одну главную цель – подготовить высококвалифицированного, способного к конкуренции молодого специалиста, обладающего рядом отличительных качеств:

- должны быть активизированы сенсорные системы: внимание, память, мышление;

- должны отличаться аналитическим складом ума, гибко адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях;

- видеть самообразование как путь к самосовершенствованию;

- уметь критически мыслить, быстро реагировать на возникающие проблемы и, используя знания и современные технологии, искать пути их решения;

- подходить к работе творчески, предлагать новые идеи;

- быть эрудированным, пунктуальным, ответственным, коммуникабельным, активным, иметь способности работать в команде;

- объективно оценивать собственные и чужие поступки.

Преподавателю кроме передачи профессиональных знаний и навыков отводится ещё одна важная роль — это роль наставника, воспитателя будущего профессионала. Для того, чтобы на занятиях было интересно и задействованы все студенты следует активизировать внимание, давать оригинальные ситуативные задания с использованием различных форм общения обучающихся, уметь снимать позитив, прийти на помощь студенту в необходимый момент, любить и понимать шутки, не жалеть доброго слова, задавать ситуацию успеха.

В своей педагогической работе я использую следующие способы, которые помогают мне мотивировать и заинтересовывать студентов:

  • Создание проблемных ситуаций. При выполнении практических работ перед студентами ставятся задачи, а пути их решения предоставляется искать самим студентам, выявляя неисправности в технологическом оборудовании, находя причину этих неисправностей, а затем предлагая способы устранения. Это создаёт атмосферу, в которой студенты осознанно соотносят понятия «хочу» и «могу» и активно участвуют в учебном процессе.
  • Использование активных методов обучения. Позитивный настрой преподавателя, поддержка самостоятельной работы обучающихся, их инициативы и творчества оказывают сильное мотивирующее действие. Этот способ помогает организовывать и проводить со студентами различные внеурочные мероприятия, конкурсы профессионально мастерства, вызывая интерес к освоению будущей профессии.
  • Приведение примеров. При объяснении нового материала я привожу примеры, связанные с конкретными производственными ситуациями, это помогает убедить студентов в необходимости получаемых знаний, формируют у них мотивацию успеха при изучении профессионального модуля.
  • Поощрение индивидуальных склонностей и дарований. Участие студентов в конкурсах и олимпиадах, позволяет выявить лучшие качества, заложенные в каждом студенте. Такие мероприятия стимулируют развитие одарённых детей, дают возможность испытать себя в разнообразной деятельности, определить свои склонности, научиться общению и работе в команде. При этом важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития. В качестве поощрение я использую освобождение студентов от сдачи зачетов, выражения устной благодарности, выдачи дипломов за активное участие в жизни группы и колледжа.

Таким образом, педагог не только влияет на профессиональное самоопределение подростка, но и помогает ему вооружиться доступными и понятными средствами для реализации своих профессиональных перспектив.

Кроме того, на мотивацию студентов влияет ряд факторов:

  • Личностные особенности. Такие характеристики, как мотивы, ценности, убеждения, социальные установки и ожидания, влияют на то, как учащиеся воспринимают учебную деятельность и какие цели они ставят перед собой.
  • Авторитет преподаватель. Компетентный преподаватель может мотивировать студентов учиться, создавать благоприятную атмосферу в группе и стимулировать участие в учебном процессе.
  • Учебная среда. Учебное помещение и оборудование, а также учебный материал могут вызвать различные ассоциации и эмоции у студентов, что влияет на их учебную мотивацию.
  • Доступность учебного материала. Недостаточная доступность материала может снизить мотивацию к обучению, а слишком объёмный и несвязный материал может привести к чувству непонимания.
  • Семья. Воспитание в семье, подход к образованию и высокие ожидания от ребёнка играют ключевую роль в развитии учебной мотивации.
  • Возможности для самостоятельной работы. Самостоятельная работа помогает студентам расширить свои знания и умения, не завися от жёсткого контроля преподавателей.
  • Влияние общества. В современном мире социальные сети и окружение детей играют важную роль в формировании взглядов на обучение.

Мотивация к обучению может меняться под воздействием успехов, неудач, интереса к предмету или внешних обстоятельств.

Таким образом, для эффективного обучения важно подбирать задания и методы обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого студента и обеспечивать регулярную обратную связь и поддержку.

Современные преподаватели должны уделять больше внимания новым методам обучения, что сделает обучение более приятным. Вместе с изменениями появились новые ожидания в отношении специалистов среднего профессионального звена. В настоящее время мы должны научить своих студентов, как получить и выбрать информацию, а также правильно использовать её.

Преподаватель должен дать понять студентам, что его знания значительно уступают другим источникам информации, например книгам и компьютеру. Что ключевым требованием, предъявляемым к выпускнику, будет наличие профессионализма и что этому необходимо учиться уже сейчас. Тогда студент будет видеть в педагоге наставника, покровителя, ведущего, и их отношения будут доверительнее. Студент будет дорожить мнением преподавателя и ответственно выполнять задания. Это говорит о влиянии личности педагога на характер и профессиональное становление студентов. Говоря о важности грамотной, культурной, логически правильно построенной речи и её влиянии на исход диалога можно привести жизненные примеры. Если преподаватель кроме перечисленных выше качеств обладает и такими как личный пример ответственности, дисциплины и обязательности, то он сможет легко управлять аудиторией и добьется желаемого результата.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что отношения между педагогом и студентом складываются на основании личностных особенностей, знаний и профессиональных качеств. В первую очередь студенты обращают внимание на профессиональный уровень преподавания, а затем на личностные качества педагога. Преподавателя того или иного направления характеризуют не только знания и умения определённой сферы деятельности, но и общий уровень культуры, эрудированность, мировоззрение, жизненные ценности.

Таким образом, задачей педагога является не только передача профессиональных знаний и умений, а организаторские способности и приобщение студентов к определённой культуре учитывая специфику их профессиональной подготовки. Личность педагога играет немаловажную роль в развитии и становлении духовно-нравственных ценностей студентов. Личность педагога должна являться моделью профессионала для становления личности студента. Студенты в свою очередь уважают и высоко ценят в педагогах такие качества, как широкий кругозор, глубокое знание и увлеченность преподаваемой дисциплиной, доброжелательность и уважение, понимание и чувство такта, справедливость. Педагог с такими качествами становится уважаемой и значимой личностью для студентов. Отсюда вывод, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни.

Образ преподавателя будущего у современного студента формируется сегодня. Сегодняшние студенты — это будущие родители, которые будут формировать представление о педагоге у следующего поколения.

Педагог — это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

Список использованной литературы

1. Борытко Н.М., Колесникова И.А., Поляков С.Д. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 336 с.

2. Горелов А.А. Социология. М., 2002.

3. Иванов М. С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования, 2004. № 3 (11). С. 233-241.

4. Исаева Т.Е. Изменение роли преподавателя высшей школы в современном обществе // Интеграция образования. Саранск, 2003. № 1. С. 19-22.

5. Сокольская М.В. Субъективное благополучие студентов - парадоксы особенностей профессионального образования // Гуманитарность современного образования: психологопедагогические парадоксы: сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2009. С. 139-150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Роль преподавателя в профессиональном самоопределении студентов"

Статья посвещена  всестареннему воздействию педагога на личность студента, для формирования последующего профессионального самоопределения  будущего среднего медицинского персонала....

РАБОТА КУРАТОРА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

 Аннотация: куратор - профессиональная роль,  функции куратора, накопленный опыт работы куратора....

Конкурсы профмастерства, как фактор профессионального становления учащейся молодежи.

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах. В настоящее время основными к...

Статья «Роль преподавателя в формировании личности обучающегося»

laquo;Роль преподавателя в формировании личности обучающегося»  Лаптева Светлана Николаевна,преподаватель  английского языкаСПб Гб ПОУ «Петродворцовый колледж»Петродв...

Статья - "Стрессоустойчивость как фактор профессионального становления студента", г. Братск, межрегиональная студенческая конференция

На современном этапе развития отечественной системы среднего специального образования главной задачей является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, здоровой, успешной, кон...

Статья - Роль профессиональной компетенности преподавателя в обеспечении качества подготовки специалиста

Статья - Роль профессиональной компетенности преподавателя в обеспечении качества подготовки специалиста...