План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
презентация к уроку на тему

Овчарова Татьяна Васильевна

План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Тема урока. Кузов полувагона, назначение, устройство. Знаки и надписи на кузове.

Цель урока: овладевать компетенцией умение выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава

Задачи:

формировать знания по умению выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава.

развивать память, внимание, умение работать в группе;

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по МДК 01.01. Конструкция, устройство, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Тема урока. Кузов полувагона, назначение, устройство. Знаки и надписи на кузове.

Цель урока: овладевать компетенцией умение выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава

Задачи:

формировать знания по умению выявлять неисправности основных узлов оборудования и механизмов подвижного состава.

развивать память, внимание, умение работать в группе;

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Метод: наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Наглядность и ТСО: мультимедиа, презентация, учебник, макет вагона, карточки-задания, учебный комплекс для осмотрщиков  вагонов  и слесарей-ремонтников.

Раздаточный материал: рисунок, карточки-задания.

        Межпредметные связи: МДК 02. 01. Виды и технология диагностики технического состояния узлов и деталей подвижного состава, производственная практика.

Литература: 

1. Быков  Б.В. Устройство и техническое обслуживание грузовых  вагонов. - М.: Желдориздат, Трансинфо, 2006. - 344с.

Ход урока

1. Организационный  момент.

а) построение, рапорт старосты;

б) приветствие;

в) проверка готовности к уроку.

2. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности.

Вся история развития железнодорожного транспорта связана со стремлением к повышению комфортабельности в перевозке  пассажиров, в сохранности перевозимого груза, обеспечению минимального времени нахождения в пути и, конечно, для безопасности движения. Я хочу вам предложить окунуться в  историю вагоностроения. 

3. Сообщение темы и постановка целей.

Запишите дату, тему урока.  Скажите мне, исходя из нашей темы,  какова будет цель урока? Цель формулируют сами обучающиеся. О чем мы сегодня будем говорить? О чем вы должны будете узнать?

Зная устройство кузова, легко определить его неисправности, которые мы будем изучать в дальнейшем. Также эти знания вам потребуются при прохождении производственной практики.

Чтобы нам приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, с чего мы начали изучать вагон.

4. Актуализация знаний.  

Дополните предложение  

1.  Для направления движения вагона по рельсовому пути служит ………..

2. Для восприятия нагрузок, передаваемых от веса вагона, служит ………..

3. Для снижения толчков и ударов, возникающих при движении вагона, служит ………...

4. Для гашения вертикальных колебаний вагона служит ………….

5. Из колесной пары, буксовых  узлов, рессорного подвешивания, рамы, надрессорной балки с опорой кузова  и тормозной передачи состоит ………..

6. Для опоры кузова служит ………..

Мы повторили, из чего состоит ходовая часть вагона. А теперь мы переходим к изучению верхней части вагона.

4. Изучение нового материала.

Назначение кузова вагона.

Кузов является неотъемлемой частью вагона. Конструкция кузова напрямую зависит от типа вагона. А какие типы вагонов есть у нас в кабинете? Существуют разные типы вагонов, и им будут соответствовать разные типы кузовов. В пассажирском кузове мы перевозим пассажиров, а в грузовом? Значит, для чего служит кузов? Кузов служит для перевозки грузов или пассажиров. Мы выяснили назначение кузова, давайте запишем его. Отличительными особенностями  полувагона  является то, что роль торцевых стен играют двухстворчатые двери, которые закрепляют в случае  перевозки длинномерных грузов. Какие вы можете назвать длинномерные грузы? Основной поставщик полувагонов - Алтайский вагоностроительный завод.

Записываем подзаголовок – Устройство кузова.

Работа по обучающей программе. Ваша задача – записать устройство кузова и его отдельных деталей.

Первичное закрепление.

Опрос по рисунку

1. Что является основанием пола?

2. Из каких основных частей состоит кузов полувагона?

3. Что находится на боковой стене вагона?

4. Из чего состоит боковая стена?

5. Из каких стоек состоит каркас и чем они связаны?

6. Для чего служит скоба лома?

7. Сколько толщина гофры на боковой стене?

2 студента выходят к доске.

Теперь переходим ко второму вопросу нашей темы «Знаки и надписи на кузове вагона». Мы с вами уже касались общих надписей на вагонах на первом уроке. Давайте их вспомним. Сегодня мы поговорим о знаках и надписях полувагона.

Работа по макету вагона.

Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи: технический знак Российских железных дорог, информация завода-изготовителя с указанием даты и места постройки, дату и место производства установленных видов ремонта, вес тары, грузоподъемность, номер.

На полувагонах и некоторых других типах вагонов наносится объем кузова.

На наружной поверхности хребтовой балки крепят табличку с указанием наименования предприятия-изготовителя, года постройки, марки стали кузова вагона и знак «К» - композиционные колодки. В нижней части кузова нанесен знак кронштейна для транспортировки вагона, а на хребтовой балке надпись «Авторежим».

О какой надписи я не рассказала?

Мы с вами записали все надписи, кроме номера вагона, его вы распишите самостоятельно. Открываем  в учебнике страницу 19. Вам нужно найти всю информацию, которая зашифровывается в номере вагона, в тетрадь. На это вам отведено пять-семь минут.

Ну а теперь немножко отдохнем.

Сядьте как вам удобно, расслабьтесь, следим за траекторией движения листочков глазами.

5. Закрепление материала.

Фронтальный опрос.

1. От чего зависит конструкция кузова вагона?

2. Для чего служит кузов?

3. Что является отличительной особенностью конструкции кузова полувагона?

4. Какой завод выпускает полувагоны?

5.Для чего служат гофры на металлических листах боковых стен?

13 минут остаток

Самостоятельная работа.

Теперь тетради отложили на край стола, и обратите внимание перед вами карточка-задание: в левой колонке  расписываем  устройство кузова, а в правой - надписи на вагоне, работаем самостоятельно. На выполнение дается 7-8 минут. За эту работу каждый  получит оценку.

6. Домашнее задание.  

В тетрадь  расписать устройство кузова цистерны для пищевых грузов. В.В. Быков «Конструкция, техническое обслуживание и технический ремонт грузовых вагонов» стр. 353 п. 10.4.3.

7. Подведение итогов  урока, выставление оценок.

8. Рефлексия.

Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока.

Посмотрим, достигли ли мы ее и можем ли двигаться дальше? Если вы все поняли, то поднимите зеленую карточку, а если остались вопросы, то красную.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы вагоностроения

Слайд 3

Первые грузовые вагоны

Слайд 4

Трехосный пассажирский вагона класса «микст» – 2-й/ З-й (Число осей – 3, изготовлен на Путиловском заводе, дорога начальной приписки – Рязанско-Уральская , год выпуска – примерно 1895, число спальных мест – 20. Вагоны такого типа всех классов строились по заказу частных дорог в 90-е годы XIX века. Это были последние трехосные вагоны, строившиеся «на заказ», до стандартизации пассажирского вагонного парка. Окрашивались в темно-желтый (золотистый) и зеленый цвет соответственно расположению мест 2-го и 3-го класса)

Слайд 5

Вагон-церковь (Изготовлен на Путиловском заводе в 1896 г. Вот что написано в фотоальбоме «Великий Сибирский путь» об этом вагоне: «Вагон-церковь сооружена на Путиловском заводе в ознаменование рождения Ее Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны. ...Освящение церкви последовало 1 июля 1896 года в Новом Петергофе.... Вагон-церковь имеет своим прямым назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях Сибирской железной дороги, расположенных вдали от селений»)

Слайд 6

Пассажирский четырехосный вагон 2 класса. Это было первое в отечественной практике применение несущего кузова. В России такие вагоны начали строиться с 1896 года для Владикавказской, Китайско-Восточной железных дорог . Нигде больше распространения не получили, поскольку были тяжелые и имели большую нагрузку на ось. Эти «аристократы» тоже вошли в историю, став личными вагонами видных военачальников и политических деятелей)

Слайд 7

Вагонов «Полонсо» был списан в начале 60-х годов XX века, но конструкция их оказалась настолько надежной, что некоторые вагоны-салоны дожили в пассажирском парке до конца 1980-х годов в качестве служебных у разного ранга руководителей железных дорог. Ныне они представлены в качестве экспонатов ряда железнодорожных музеев

Слайд 8

Пассажирский четырехосный вагон 1 класса на этих пассажирских вагонах стали устанавливать электрическое освещение (ранее устанавливали только в вагонах-салонах). Впоследствии из них, самых современных и комфортабельных для того времени, в 1931 году был сформирован экспресс «Красная стрела» Ленинград-Москва.

Слайд 9

Первый двухэтажный вагон Германии. В 1906 г. были построены двухэтажные пассажирские вагоны с тележками, имевшими продольно расположенные листовые рессоры.

Слайд 11

Двухместное СВ

Слайд 12

Современный плацкартный вагон

Слайд 13

Купейный

Слайд 15

Общий мягкий

Слайд 16

СВ люкс

Слайд 18

Повышенной комфортности «ЛЮКС»

Слайд 19

Общий пригородный

Слайд 20

Купе для инвалидов

Слайд 23

Штабной вагон