доклад "Реализация программы «Доступная среда» на базе ГБОУ РМ СПО (CCУЗ) «РЖПТ имени А.П. Байкузова»: результаты и перспективы"
статья на тему

Абаева Елена Федоровна

Выступление на секции заместителей директоров по учебно-производственной работе о результатах и перспективах реализации программы "Доступная среда" в нашем учебном заведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dostupnaya_sreda.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия

 среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»

 Реализация программы «Доступная среда»

на базе ГБОУ РМ СПО (CCУЗ)

«РЖПТ имени А.П. Байкузова»:

 результаты и перспективы

Автор:

Абаева Елена Федоровна,

мастер производственного обучения

по профессии «Оператор электронного набора и верстки»

2015

В Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»  сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют равные со всеми права на образование.

Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Профессиональное образование маломобильных групп населения – важная составляющая системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности их трудоустройства и интеграции в общество.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Одной из задач которой является формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

Д.А.Медведев, Председатель Правительства РФ:

«Дети-инвалиды наравне со всеми должны получать хорошее и современное образование, быть максимально вовлечёнными в культурную, образовательную, а также спортивную жизнь. Это поможет им интегрироваться в общество, раскроет их потенциал, и, конечно, это в целом должно менять отношение самих людей к людям с ограничениями по здоровью».

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «РЖПТ им. А.П.Байкузова» является одним из первых участников в республике в системе среднего профессионального образования по реализации мероприятий  государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".

Доступная среда - это совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком окружающей среде (архитектурный дизайн, транспортная иинженерная инфраструктура), и информационной среде,позволяющей беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.

На сегодняшний день в техникуме проведены ремонтные работы в здании техникума и общежития, установлены пандусы, поручни, подъемные устройства, адаптированы санитарно-гигиенические помещения и территория, прилегающая к учебно-производственному комплексу и общежитию в соответствии с нормами доступности, произведено расширение дверных проемов во всех помещениях, установлена система автоматического открывания парадного входа, произведено оснащение образовательного учреждения специальным компьютерным оборудованием.

В общежитии также адаптированы комнаты с соответствующей мебелью и специализированным санитарным узлом.

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если  окружающая  среда  будет  абсолютно доступна  для  инвалида,  он  сможет пользоваться важными жизненными благами наравне  со  всеми.

Главная задача деятельности нашего техникума по созданию безбарьерной среды  - обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение профессии,  качественного образования,  полноценное участие в общественной жизни.

Учитывая специфику нашего техникума, где основной профиль железнодорожная сфера,мы имеем возможность обучать детей - инвалидов по профессии «Оператор электронного набора и верстки».

Профессия оператора электронного набора и верстки появилась недавно. Пока компьютеров не было, для изготовления печатных форм уходили многие часы, дни, недели и огромный цех верстальщиков! В эпоху металлического набора верстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную.

По мере развития цифровых технологий верстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х, были Adobe PageMaker, CorelDraw, Microsoft Publisher и Quark XPress, а в настоящее время и Adobe InDesign.

В современной типографии за 1 час можно сверстать и вывести готовые формы! И это все может сделать один человек – верстальщик со своим верным компьютером. Оператор электронной верстки создает прототип будущего издания. Он размещает текст, иллюстрации и элементы оформления на странице (полосе) в соответствие с утвержденным заранее макетом.  А именно с формы, выполненной с оригинал-макета,  печатается тираж в типографии.

Для того чтобы эту работу выполнить быстро, грамотно и квалифицированно, оператор электронной верстки  должен уметь работать слепым десятипальцевым методом, хорошо знать все технические правила набора и верстки книжно-журнальных, газетных и акцидентных изданий, а также свободно владеть редакционно-издательскими программами.

 Эта профессия очень интересная и  отличается творческим подходом. Ребята с удовольствием создают макеты будущих изданий, работают над дизайном, создают свои творческие проекты, плакаты, буклеты и т.д.  Очень большим стимулом для ребят к дальнейшей работе является конечный продукт их труда.

 Ну и одним из наиболее важных факторов является то, что работодатель,  а в Рузаевке это типография «Рузаевский печатник»  с удовольствием берет наших выпускников на работу.

Не секрет, что дети с ОВЗ «благодаря» своим ограничениям отличаются большим желанием к работе, ответственностью, старанием. И их творческий потенциал ничуть не меньше здоровых детей, и даже больше.

Поэтому именно эта профессия вполне подходит для детей с ограниченными возможностями.

С этой целью для данной профессии в нашем техникумеадаптирован учебный кабинет: установлена  интерактивная  доска, приобретены мультимедийные установки, звуковая аппаратура, 10 планшетов,  9 компьютеров с моноблоками и  с необходимым программным обеспечением.

Для электронного набора текста – это программа MSWORD, для верстки текста – программа MSPublisherи AdobePageMaker. А также сопутствующие программы для верстки публикаций – это программа векторной графики – CorelDraw и программа растровой графики – AdobePhotoshop. А также всевозможные  программы для построения графиков, чертежей и схем.

Учебные занятия будут проводиться в учебных кабинетах на первом и втором этажах учебного корпуса.

Учебная и производственная практика по профессии «Оператор электронного набора и верстки»  проходит в типографии «Рузаевский печатник» (где  и в дальнейшем студенты имеют возможность трудоустроиться)  и, где они, освоив необходимые программы в ходе производственного обучения и спецпредметов,  свободно могут осуществлять верстку нашей техникумовской газеты «Магистраль М», методических пособий для преподавателей и студентов, журналов учета успеваемости для техникумов, а также множество другой типографской продукции.

Вы видите газеты, блокноты. Все это -  продукция нашей учебной  типографии. Во всем этом производстве на практике большую помощь оказывают наши студенты. И студенты -  инвалиды также в полном объеме могут выполнять данную работу.

На данный момент детей - инвалидов в нашем техникуме  нет, но мы готовы принять их для обучения, дать им профессию, трудоустройство.

В перспективе,  с учетом набора детей с ОВЗ,  мы планируем подготовить адаптированные программы, психолого-педагогическое сопровождение, повышение квалификации педагогов на курсах для овладения  соответствующими приемами и методами обучения с данной категорий студентов. И конечно же обмен опытом с другими образовательными учреждениями по данной программе.

Верится, что государственная программа «Доступная среда» будет способствовать как созданию безбарьерной  среды для детей-инвалидов, так и их полноценной интеграции в жизнь общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Конституция Российской Федерации

2.  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года     №273-ФЗ.

3. Государственная  программа  Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.  Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.

4.  Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. - М: КНОРУС, 2010. -744 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" ГБОУ НПО ПЛ 100 МО

Данная программа учебной дисциплины «Английский язык» предназначена для изучения курса английского языка в профессиональном лицее № 100, учреждении начального профессионального образования, реализующе...

Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области

В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...

Новые технологии в образовании - доклад и презентация, подготовленные к научной конференции педагогов на базе ГБОУ СПО МО "Авиационный техникум"

Основным приоритетом развития образования становится его личностно-ориентированная направленность. Одним из способов превратить обучение в личностно-ориентированное является педагогическая технология ...

ПРОГРАММА организации самостоятельной работы обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Настоящая Программа разработана согласно:-        Федерального закона от 29.12.2012 N273.-        ФЗ «Об образовании в РФ&ra...