ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте (Заочное отделение)
методическая разработка на тему

Усова Людмила Алексеевна

Предварительный просмотр:

Вопросы к экзамену

«Технические средства на автомобильном транспорте»

(заочное отделение)

1. Классификация подвижного состава. Маркировка и техническая характеристика. Безопасность подвижного состава. Общее устройство автомобиля.

2. Классификация основных типов автомобильных двигателей. Рабочий процесс четырёхтактного двигателя. Порядок работы двигателя. Конструкция двигателей.

3. Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм.

4. Смазочная система. Система охлаждения.

5. Система питания двигателей.

6. Электрооборудование автомобиля.

7. Назначение и типы трансмиссии (механические ступенчатые, гидрообъёмная, электрическая, гидромеханическая, электромеханическая, трансмиссия автопоездов).

8. Назначение и типы сцеплений (фрикционные однодисковые, однодисковые с периферийными пружинами, однодисковые с центральной диафрагменной пружиной, фрикционные двухдисковые, двухдисковые с периферийными пружинами).

9. Назначение и типы коробок передач (ступенчатые, двухвальные, трёхвальные, многовальные, гидромеханические).

10. Раздаточная коробка. Карданная передача.

11. Мосты автомобиля.

12. Несущая система автомобиля (назначение и типы, рама, конструкция рам).

13. Подвеска автомобиля (назначение, устройство и типы, конструкция подвесок, амортизаторы).

14. Колёса автомобиля.

15. Кузова автомобилей.

16. Рулевое управление.

17. Тормозные системы.

18. Автомобили и автопоезда с самосвальными кузовами.

19. Автомобили и автопоезда-цистерны.

20. Автомобили, автопоезда-фургоны и рефрижераторы.

21. Автотранспортные средства для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций.

22. Автомобили и автопоезда-самопогрузчики, контейнеровозы.

23. Тягово-динамические показатели автомобиля.

24. Топливная экономичность автомобиля.

25. Управляемость автомобиля.

26. Устойчивость автомобиля.

27. Проходимость автомобиля.

28.Плавность хода автомобиля.

29. Элементы погрузочно-разгрузочных работ.

30. Грузозахватные устройства.

31. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства.

32. Машины для погрузки и выгрузки навалочных грузов.

33. Машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов.

34. Погрузочно-разгрузочные пункты и склады.

Преподаватель                   Усова Л.А.



Предварительный просмотр:

Вопросы

к контрольной работе по дисциплине

«Технические средства на автомобильном транспорте»

(заочное отделение)

1. Классификация подвижного состава. Маркировка и техническая характеристика. Безопасность подвижного состава. Общее устройство автомобиля.

2. Классификация основных типов автомобильных двигателей. Рабочий процесс четырёхтактного двигателя. Порядок работы двигателя. Конструкция двигателей.

3. Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм.

4. Смазочная система. Система охлаждения.

5. Система питания двигателей.

6. Электрооборудование автомобиля.

7. Назначение и типы трансмиссии (механические ступенчатые, гидрообъёмная, электрическая, гидромеханическая, электромеханическая, трансмиссия автопоездов).

8. Назначение и типы сцеплений (фрикционные однодисковые, однодисковые с периферийными пружинами, однодисковые с центральной диафрагменной пружиной, фрикционные двухдисковые, двухдисковые с периферийными пружинами).

9. Назначение и типы коробок передач (ступенчатые, двухвальные, трёхвальные, многовальные, гидромеханические).

10. Раздаточная коробка. Карданная передача.

11. Мосты автомобиля.

12. Несущая система автомобиля (назначение и типы, рама, конструкция рам).

13. Подвеска автомобиля (назначение, устройство и типы, конструкция подвесок, амортизаторы).

14. Колёса автомобиля.

15. Кузова автомобилей.

16. Рулевое управление.

17. Тормозные системы.

18. Автомобили и автопоезда с самосвальными кузовами.

19. Автомобили и автопоезда-цистерны.

20. Автомобили, автопоезда-фургоны и рефрижераторы.

21. Автотранспортные средства для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций.

22. Автомобили и автопоезда-самопогрузчики, контейнеровозы.

23. Тягово-динамические показатели автомобиля.

24. Топливная экономичность автомобиля.

25. Управляемость автомобиля.

26. Устойчивость автомобиля.

27. Проходимость автомобиля.

28.Плавность хода автомобиля.

29. Элементы погрузочно-разгрузочных работ.

30. Грузозахватные устройства.

31. Погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства.

32. Машины для погрузки и выгрузки навалочных грузов.

33. Машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов.

34. Погрузочно-разгрузочные пункты и склады.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

по учебной дисциплине

ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности (специальностям):

23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

по программе базовой подготовки

Грязи 2014

Комплект контрольно-измерительных материалов по ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном) по программе базовой подготовки и рабочей программы.

Организация разработчик: Г(О)БОУ СПО Грязинский технический колледж

Разработчик:

Усова Людмила Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин

ОДОБРЕНО

Председатель цикловой комиссией

технических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

Е.В. Клименко

И.В. Савишина


СОДЕРЖАНИЕ

I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов………….4

1 Область применения……………………………………………………...…...4

2 Объекты оценивания – результаты освоения ОП……..……………………..4

3 Формы контроля и оценки результатов освоения ОП   ...………………..…6

4 Система оценивания комплекта КИМ текущего контроля .………………..7


I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

1 Область применения

Комплект контрольно - измерительных  материалов (КИМ) предназначен для проверки результатов освоения ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности  СПО  23.02.01 (190701).

2. Объекты оценивания – результаты освоения МДК

КИМ позволяет оценить следующие результаты освоения ОП.05 в соответствии с ФГОС специальности 23.02.01 (190701) и рабочей программой:

умения:

- различать типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин;

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин.

знания:

- материально-техническую базу автомобильного транспорта;

- основные характеристики и принципы работы технических средств автомобильного транспорта.

Вышеперечисленные умения, знания и практический опыт направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов: 

ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.

ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.

ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную переработку грузов.

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3. Формы контроля и оценки результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и формирующихся общих и профессиональных компетенций в рамках освоения ОП.

В соответствии с учебным планом специальности 23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), рабочей программой предусматривается текущий контроль.

3.1 Формы текущего контроля

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

Текущий контроль результатов освоения ОП.05 в соответствии с рабочей программой и календарно - тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:

– выполнение и защита практических работ;

- проверка выполнения самостоятельной работы;

- проверка выполнения контрольной работы.

Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, тестирование по темам отдельных занятий.

Выполнение и защита практических работ.

Практические  работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы студенты приобретают умения, предусмотренные рабочей программой ОП, учатся использовать формулы,  анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.

Список практических работ:

  • Практическая работа №1 «Устройство автомобиля»
  • Практическая работа №2 «Погрузочно-разгрузочные машины и механизмы» 
  • Практическая работа №3 «Элементы погрузочно-разгрузочных работ»

Содержание и этапы проведения практических работ представлены в методических указаниях по проведению практических работ.

Проверка выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная работа направлена на самостоятельное освоение и закрепление студентами практических умений и знаний.

Самостоятельная подготовка студентов по ОП.05 предполагает следующие виды и формы работы:

  • Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
  • Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций по учебной и специальной технической литературе.
  • Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.
  • Выполнение расчетных заданий.
  • Работа со справочной литературой и нормативными материалами.
  • Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.

Задания на выполнение самостоятельной работы представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.

Вопросы для устного опроса, примеры задач по темам отдельных занятий представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.

4 Система оценивания КИМ текущего контроля

При оценивании практической и самостоятельной работы студента учитывается следующее:

- качество выполнения практической работы;

- качество оформления отчета по практической работе;

- качество устных ответов на контрольные вопросы при защите работы.

Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.

«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Тест оценивается по 5-ти бальной шкале следующим образом: стоимость каждого вопроса 1 балл. За правильный ответ студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие баллы не начисляются.

Оценка  «5»  соответствует 86% – 100% правильных ответов.

Оценка  «4»  соответствует 73% – 85% правильных ответов.

Оценка  «3»  соответствует 53% – 72% правильных ответов.

Оценка  «2»  соответствует 0% – 52% правильных ответов.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Г(О)БОУ СПО Грязинский технический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по общепрофессиональной дисциплине

ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности:

23.02.01 (190701)

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

 

по программе базовой подготовки

        

        Грязи 2014

Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)  23.02.02 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Разработчик:        

Преподаватель спецдисциплин:                                    Л.А. Усова

        

Одобрено на заседании цикловой комиссии технических дисциплин ___________

(дата)

        

Председатель цикловой комиссии                                    Е.В. Клименко                                                                             

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе                     _______________И.В. Савишина

                                                                              (роспись)              


Введение

Согласно ФГОС: «При формировании ОПОП образовательное учреждение …обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения…»

Увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при реализация новых ФГОС, требует соответствующей организации учебного процесса и составления  учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала.

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте специальности  23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) по программе базовой  подготовки.

ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте изучается в течение одного семестра. Общий объем времени, отведенный на  выполнение самостоятельной работы по ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 106 часов.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте, закреплении теоретических знаний и умений.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС специальности  23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) транспорта и требованиям рабочей программы ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте:

умения:

- различать типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин;

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин.

знания:

- материально-техническую базу транспорта;

- основные характеристики и принципы работы технических средств автомобильного транспорта.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов: 

ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.

ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.

ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.

ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную переработку грузов.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Принимать  решения  в  стандартных  и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать как индивидуально, так и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственность за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться  в  условиях  частой  смены  технологий в профессиональной деятельности.        

Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам МДК

Наименование раздела, темы

Количество часов на ВСР

Раздел 1. Общее устройство автомобиля

Тема 1.1. Место и значение дисциплины в учебном процессе и его применяемость в профессиональной деятельности

42

Раздел 2. Транспортные средства автомобильного транспорта

Тема 2.1. Классификация подвижного состава по назначению. Классификация подвижного состава по техническим характеристикам. Маркировка и техническая характеристика автомобильного транспорта

22

Раздел 3. Погрузочно-разгрузочные средства

Тема 3.1. Основные типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин

42


Задания для самостоятельного выполнения

по ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте

Вопросы и задания составлены в соответствии с темами рабочей программы ОП.05 для удобства при выполнении самостоятельной работы студентов к учебным занятиям. 

Раздел 1. Общее устройство автомобиля

Тема 1.1.  Место и значение дисциплины в учебном процессе и его применяемость в профессиональной деятельности (42 часа ВСР)

  1. Работа с учебной литературой, запоминание и воспроизведение пройденного материала, составление конспектов по темам – 42 часа:

«Общие сведения об устройстве автомобиля»;

«Общее устройство и параметры двигателя»;

«Электрооборудование автомобилей»;

«Трансмиссия»;

«Ходовая часть»;

«Механизмы управления».

Раздел 2. Транспортные средства автомобильного транспорта

Тема 2.1. Классификация подвижного состава по назначению. Классификация подвижного состава по техническим характеристикам. Маркировка и техническая характеристика автомобильного транспорта (22 часа ВСР)

  1. Подготовка презентаций – 6 часов.

  1. Работа с учебной литературой, запоминание и воспроизведение пройденного материала, составление конспектов по темам – 14 часов:

«Грузовые автомобили общетранспортного назначения»;

«Пассажирские и грузопассажирские автомобили»;

«Специализированный подвижной состав».

  1. Изучение стандартов по маркировке автомобильного транспорта – 2часа.

Раздел 3. Погрузочно-разгрузочные средства

Тема 3.1. Основные типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин (42 часа ВСР)

1. Подготовка презентаций – 8 часов.

  1. Работа с учебной литературой, запоминание и воспроизведение пройденного материала, составление конспектов по темам – 34 часа:

«Погрузочно-разгрузочные машины и оборудование складов»;

«Организация погрузочно-разгрузочных и транспортных работ»;

«Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах».



Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Г(О)БОУ СПО Грязинский технический колледж

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте

технический  профиль

специальность 23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Грязи 2015 г.

Составитель: Усова Людмила Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин Г(О)БОУ СПО Грязинский технический колледж

        Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Г(О)БОУ СПО Грязинский технический колледж по специальности СПО 23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в соответствии с требованиями  ФГОС СПО третьего поколения.

        Методические указания по выполнению практических работ адресованы  студентам заочной формы обучения.

        Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок составления отчета о проделанной работе.

        


СОДЕРЖАНИЕ

Название практических работ

Страницы

1. Устройство автомобиля

5

2. Погрузочно-разгрузочные машины и механизмы

7

3. Элементы погрузочно-разгрузочных работ

10

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

        Методические указания по ОП.05. Технические средства на автомобильном транспорте для выполнения практических работ созданы Вам  в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

        Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

        Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

        Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму.

        Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к экзамену по ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

        Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!


Раздел  1 «Общее устройство автомобиля»

Название практической работы:

«Устройство автомобиля»

Учебная цель:   обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную перевозку грузов (ПК 3.2).

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

- различать типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин;

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин.

       знать: 

      - материально-техническую базу автомобильного транспорта;

            - основные характеристики и принципы работы технических средств автомобильного транспорта.

Обеспеченность занятия

  1. Учебно-методическая литература:

- Родичев, В. А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей [Текст] / В. А. Родичев. – 8-е изд., спер. - М. : Академия, 2011.

  1. Справочная литература:

- Библиотека автомобилиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.viamobile.ru/index.php , свободный. – Загл. с экрана

  1. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
  2. Ручка.
  3. Карандаш простой.
  4. Чертежные принадлежности.

Краткий теоретический материал

Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, кузова, шасси.

 Двигатель — источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу.

Кузов — часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или для размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины и грузовой платформы. К нему относят также капот, облицовку и крылья.

Шасси — опорное устройство, необходимое для передвижения автомобиля. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а также для управления и передвижения автомобиля. Шасси включает в себя: трансмиссию, ходовую часть, рулевое управление, тормозную систему.

Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению. Трансмиссия состоит из: сцепления, коробки передач, карданной передачи, ведущего моста.

Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и для плавного их соединения при трогании с места.

Коробка передач предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен.

Карданная передача служит для передачи вращения от вала коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.

Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.

Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.

Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля.

Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля.


        Вопросы для закрепления теоретического материала

1. По каким признакам классифицируются грузовые автомобили?

2. Какие марки и модификации автомобилей эксплуатируются в нашем регионе?

3. В каких отраслях экономики нашего города, района нашли применение автомобили большой и особо большой грузоподъемности?

Задание для практического занятия

                                       

Составить таблицу классификации автомобилей семейства ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, ГАЗ, Урал по назначению, грузоподъёмности.

Инструкция по выполнению практической работы

  1. Повторить теоретический материал по теме «Общее устройство автомобиля».
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Выполнить задание в форме таблицы.

Таблица Классификация автомобилей

Марка автомобиля (модельный ряд)

Тип

двигателя

Тип трансмиссии

Грузоподъёмность

Область эксплуатации

Порядок выполнения отчета

  1. Наименование темы.
  2. Название практической работы.
  3. Учебная цель.
  4. Задания для практического занятия.
  5. Таблица «Классификация автомобилей».

Раздел 3 «Погрузочно-разгрузочные средства»

Название практической работы:

«Погрузочно-разгрузочные машины и механизмы»

Учебная цель:   обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную переработку грузов (ПК 3.2).

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

- различать типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин;

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин.

 знать: 

 - материально-техническую базу автомобильного транспорта;

 - основные характеристики и принципы работы технических средств автомобильного транспорта.

Обеспеченность занятия

  1. Учебно-методическая литература:
  • Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. Учебник;
  • Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие;
  • Тростянецкий Б.Л. Автомобильные перевозки. Задачник. Учебное пособие.
  1. Рабочая тетрадь в клетку.
  2. Раздаточные материалы: инструкционные карты.
  3. Калькулятор.
  4. Ручка.
  5. Карандаш простой.
  6. Чертежные принадлежности.

Краткий теоретический материал

Производительность экскаватора в час:

Wэ = 3600 · V· z ·ŋи / Тц, м3/ч,

где V – объём ковша экскаватора, м3,

z – коэффициент наполнения ковша,

ŋи – коэффициент интенсивности использования экскаватора,

Тц – время цикла экскаватора, с.

Производительность за рабочий день:

Wдн = WЭ ·ТМ, т/день,

где ТМ – время работы на маршруте, ч.

Потребное число экскаваторов:

N = Qсут / Wдн ,

где  Qсут – суточный объём выемки грунта, м3.

Время погрузки автомобиля-самосвала:

tn = qн ·γс·60 / Wэ , мин.,

где qн – грузоподъёмность автомобиля-самосвала, т,

γс – статический коэффициент использования грузоподъёмности.

Время ездки:

 ,  

где  – коэффициент использования пробега на маршруте,

lег – среднее расстояние ездки с грузом, км,

tп-р – время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч.

Потребное число автомобилей-самосвалов:

 ,

где ŋн – коэффициент неравномерности поступления автомобилей под погрузку-разгрузку.

Потребное число зернопогрузчиков:

Nп1 = Qсут / Wэ Тм..

Потребное число автомобилей:

Аэ = Qсут tе / ТМ qн zе γс.

Время цикла погрузчика:

Тц = tз + tу + 4 h / vг + l /v1 +  l /v2, с,

где  tз – время на захват поддона, с,

tу – время на укладку поддона в кузов автомобиля, с,

h – высота подъёма и опускания груза, м,

vг – скорость подъёма и опускания груза, м/с,

l – длина пути перемещения поддона с грузом, м,

v1 - скорость перемещения автопогрузчика с грузом, м/с,

v2 – скорость перемещения автопогрузчика без груза, м/с.

Дневная производительность автопогрузчика:

Wэ = 3600 qн ŋи / Тц, т/ч,

где  qн – грузоподъёмность автопогрузчика, т.

Предельное расстояние рационального использования автомобиля-самопогрузчика:

lр = (qн2 tо - qн1 tс) vт  / (qн1 - qн2), км,

где tо – время простоя под погрузкой и разгрузкой обычного автомобиля, ч,

tс - время простоя под погрузкой и разгрузкой автомобиля-самопогрузчика, ч.

Вопросы для закрепления теоретического материала

  1. Для чего предназначены средства малой механизации?
  2. Что относится к средствам малой механизации?
  3. Назовите погрузочно-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем.
  4. Назовите основные параметры самоходных кранов.
  5. Назовите отличительные особенности автомобильных кранов.
  6. Назовите отличительные особенности пневмоколёсных и гусеничных кранов.
  7. Перечислите места эксплуатации и назначение мостовых и козловых кранов, кранов-штабелеров, стреловых и башенных кранов.
  8. Дайте краткую характеристику автопогрузчикам.
  9. Назовите особенности конструкции электропогрузчиков, электроштабелеров и электротележек.

Задание для практического занятия

                                       

Решить задачи.

Задача 1.

Определить потребное число экскаваторов Э 1251Б для выемки грунта из котлована и автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 тонн для их обслуживания, если известно: lег = 4 км, γс = 1, βе = 0,5, время разгрузки автомобиля-самосвала составляет 3 минуты, техническая скорость составляет 20 км/ч, время цикла экскаватора Э 1251Б Тц = 42 с, объём ковша экскаватора v = 1,5 м3, коэффициент интенсивности использования экскаватора ŋи = 0,8, плотность грунта δ = 1,6 т/м3, время работы экскаватора и автомобилей-самосвалов в течение дня Тм = 10 ч. Ежедневный объём выемки грунта Qсут в кубометрах из котлована 5000 м3, коэффициент наполнения ковша z = 0,9. Автомобили поступают под погрузку равномерно, ŋн = 1.

Задача 2.

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке зерна осуществляется на току зернопогрузчиками ЗПС-60 производительностью Wэ1 = 60 т/ч, а на элеваторе – автомобилеопрокидывателями типа БУМ-У4М-2 производительностью 130 т/ч. Зерно перевозят автомобили КамАЗ-5320 грузоподъёмностью qн = 8 т, γс = 1, Qсут =2600 т, βе = 0,5, υт = 28 км/ч. Время работы автомобилей на маршруте Тм = 10 ч, коэффициент неравномерности поступления автомобилей под погрузку и разгрузку ŋн = 1,3, длина ездки с грузом lег = 14 км. Определить число необходимых зернопогрузчиков, автомобилей и автомобилеопрокидывателей.

Задача 3.

Погрузка пакетированных грузов в рулонах на рубероидном заводе в автомобили осуществляется вилочным автопогрузчиком 4020 грузоподъёмностью qн = 1 т. Для перевозки используют плоские поддоны размером 1000 х 1200 мм, номинальная грузоподъёмность которых qн = 1 т. Погрузка осуществляется с комбинированным перемещением груза при следующих показателях работы автопогрузчика: высота подъёма и опускания груза h = 2,5 м, скорость подъёма и опускания груза υг = 16 м/мин. Скорость перемещения автопогрузчика с грузом υ1 = 10 км/ч, без груза υ2 =15 км/ч. Время на захват поддона tз = 30 с, а время на укладку поддона в кузов автомобиля tу = 1 мин. Длина пути перемещения поддона с грузом l = 50 м. Определить, сколько груза может погрузить автопогрузчик в автомобили в течение смены, если время его работы Тм = 8 ч, а коэффициент интенсивности работы в течение дня ŋи = 0,9.

Задача 4.

Определить рациональный тип подвижного состава (по равноценному расстоянию) для перевозок минеральной воды (ГАЗ – 331043, qн = 4085 кг, или автомобиль-фургон ГЗСА -3751 с грузоподъёмным бортом, qн = 3000 кг).

Условия перевозок: υт = 25 км/ч, β = 0,5.

При перевозках на автомобилях ГАЗ – 331043 минеральная вода перевозится в ящиках, погрузка и разгрузка осуществляются немеханизированным способом, tо = 52,5 мин. Погрузка минеральной воды на складе в автомобиль с грузоподъёмным бортом осуществляется в малотоннажных контейнерах, разгрузка в магазинах – со снятием контейнеров с автомобиля, tс = 24 мин.

Инструкция по выполнению практической работы

  1. Повторить теоретический материал по разделу  «Погрузочно-разгрузочные средства».
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Решить задачи.

Порядок выполнения отчета

1. Наименование темы.

  1. Название практической работы.
  2. Учебная цель.
  3. Задание для практического занятия.
  4. Дано, решение, ответ.

Раздел 3 «Погрузочно-разгрузочные средства»

Название практической работы:

«Элементы погрузочно-разгрузочных работ»

Учебная цель:   обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную переработку грузов (ПК 3.2).

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь: 

- различать типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин;

- рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин.

       знать: 

 - материально-техническую базу автомобильного транспорта;

- основные характеристики и принципы работы технических средств автомобильного транспорта.

Обеспеченность занятия

1.Учебно-методическая литература:

  • Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. Учебник;
  • Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. Учебное пособие;
  • Тростянецкий Б.Л. Автомобильные перевозки. Задачник. Учебное пособие.
  1. Рабочая тетрадь в клетку.
  2. Раздаточные материалы: инструкционные карты.
  3. Калькулятор.
  4. Ручка.
  5. Карандаш простой.
  6. Чертежные принадлежности.

Краткий теоретический материал

Длина фронта погрузки при торцовой расстановке:

,

где А – число автомобилей, которое можно установить на пункте по длине фронта погрузки и разгрузки;

Ва – ширина автомобиля, м,

в – расстояние между автомобилями, установленными у рампы, м.

Время оборота автомобиля:

Tо = lег / βе vт + tп-р, ч,

где βе – коэффициент использования пробега на маршруте.

Число постов погрузки:

где А – число автомобилей, которое можно установить на пункте по длине фронта погрузки или разгрузки.

Сменная выработка одного рабочего до применения тележек с гидравлическим подъёмом вил:

Потребное число рабочих до применения тележек:

Сменная выработка одного рабочего после применения тележек:

Вопросы для закрепления теоретического материала

  1. Назовите основные и вспомогательные операции процесса погрузки груза на автомобиль или его выгрузки.
  2. Расскажите о размещении и креплении грузов на подвижном составе.
  3. Охарактеризуйте механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и ручные работы при выполнении погрузки-разгрузки.

Задания для практического занятия

                                       

Решить задачи.

Задача 1.

Автомобиль-фургон ГЗСА -950 грузоподъёмностью 3,2 тонны с изотермическим кузовом перевозит яблоки в ящиках. За день автомобиль совершил 4 ездки. Фактическое время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой за рабочий день за все 4 ездки составило 300 минут. Способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ немеханизированный. Определить нормативный и сверхнормативный простой автомобиля за рабочий день.

Задача 2.

На сахарорафинадном заводе после реконструкции территории и устройства рампы появилась возможность торцовой установки автомобилей на посты погрузки. На завод прибывают ежедневно по 7 автомобилей КамАЗ – 5320 грузоподъёмностью 8 тонн, оборудованные тентами. Расстояние между автомобилями, установленными у рампы, 2,5 метра. Ширина автомобиля 2,5 метра. Определить длину фронта погрузки на заводе, а также число постов, обеспечивающих бесперебойную работу автомобилей. Коэффициент неравномерности прибытия автомобилей под погрузку ŋн = 1,2.

Показатели работы автомобилей: длина ездки с грузом lег = 10 км; коэффициент использования пробега на маршруте βе = 0,5; υт = 25 км/ч; время погрузки автомобиля tп = 24 мин., разгрузки tр = 30 мин.

Задача 3.

На макаронной фабрике ящики с макаронными изделиями в автомобили-фургоны ГЗСА – 891 грузоподъёмностью 2 тонны грузчики грузили вручную. Норма времени на 1 тонну груза составляет 16 минут (коэффициент, учитывающий перевыполнение норм выработки к = 1. После применения ручных тележек грузоподъёмностью 630 кг с гидравлическим подъёмом вил это время сократилось в 2 раза, то есть к = 2. Рассчитать, сколько высвободится грузчиков, если дневной объём переработки грузов составляет 120 тонн за смену (Тсм = 8 ч).  

Инструкция по выполнению практической работы

  1. Повторить теоретический материал по разделу  «Погрузочно-разгрузочные средства».

2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3.Решить задачи.

Порядок выполнения отчета

1.  Наименование темы.

  1. Название практической работы.
  2. Учебная цель.
  3. Задание для практического занятия.
  4. Дано, решение, ответ.

Усова Людмила Алексеевна

Преподаватель ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте

Г(О)БОУ СПО Грязинский технический колледж

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ОП.05 Технические средства на автомобильном транспорте

технический  профиль

специальность 23.02.01 (190701) Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ