Воспитательный час "Выбор спутника жизни"
классный час на тему

Методическая разработка для старшекурсников о выборе спутника жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp.chas_vybor_sputnika_zhizni.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение                                                                профессионального образования Республики Мордовия                                          «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

воспитательного часа                                                                          

на тему:

«Выбор спутника жизни»

                                                      Составил: мастер производственного

                                    обучения Короткова С.А. 

2016 год.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть

2.1 Характеристика темы

2.2.Результаты педагогического мониторинга

2.3.Нравственные основы семьи и брака

3. План-конспект воспитательного часа

4. Заключение

                                                                                                                          5.Список используемой литературы  

Введение

Данная методическая разработка воспитательного часа используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования.

Воспитательный  час проводился в группе обучающихся по специальности 43. 01.06. « Проводник на железнодорожном транспорте».

В результате его проведения обучающиеся получили высокий психологический уровень по отношению к своей семье, умению владеть собой, анализировать и понимать внутрисемейные отношения, современная молодежь должна приобретать соответствующие знания, для того , чтобы ответственно отнестись к рождению и воспитанию ребенка, а также бережно относится к своему здоровью.. Социально - психологическое воспитание предполагает, что формирует у молодых людей способность  понимания и уважения других людей, учитывая половые особенности.

2.1.Характеристика темы

Воспитание ценностного отношения к семье у обучающегося сегодня является одной из приоритетных педагогический проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

Проведенный анализ научной литературы позволил сформулировать сущность понятия « ценностное отношение к семье обучающегося». Под ним мы понимаем интегральное образование личности, которое характеризуется следующими признаками: понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание важности нравственных ценностей -  любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; потребность в рождении и воспитании детей как главной обязанности супругов; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; понимание необходимости сохранения иерархичности семьи в качестве фактора, гарантирующего ее стабильность; стремление к здоровому образу жизни; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботы членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, реализации потребности в общении; умение владеть собой, быть способным любить, жить по нравственным законам, анализировать и принимать важные жизненные решения. Реально оценивать внутрисемейные отношения, принимать активное участие в жизни семьи.

2.2.Результаты педагогического мониторинга

С целью выявления содержания, форм и методов воспитания ценностного отношения к семье у обучающихся в современной практике нами был проведен  педагогический мониторинг.

Полученные данные показали, что лишь 60 % педагогических работников  включают в план своей воспитательной работы формирование ценностного отношения к семье у обучающихся, мотивируя это тем, что считают семейные ценности общечеловеческими и осознают важность воспитания порастающего поколения на основе духовно- нравственных приоритетов. Для воспитания ценностного отношения к семье они используют разнообразные формы работы, проводят единичные мероприятия, такие, как беседы, уроки- лекции, сочинения- рассуждения, КВНы, диспуты, встречи с медицинскими работниками, родительские собрания и различные виды деловой игры. Остальные 40% полагают, что в их воспитательной деятельности или нет места формированию ценностного отношения  к семье, или такая работа ведется, но они не могут указать ее формы и методы. Это свидетельствует о том, что в воспитании ценностного отношения к семье обучающегося в современной педагогической практике отсутствует целенаправленный систематический подход.

Об этом говорят и ответы обучающихся, полученные в ходе мониторинга. Обучающимся  I - IV курсов для подтверждения или опровержения было предложено высказывание: « Техникум сегодня уделяет достаточно внимания воспитанию будущего семьянина». Полученные  данные таковы: 85% обучающихся считают, что техникум мало уделяет внимания такой воспитательной работе. Подтверждением тому служат высказывания : «Лекции на тему будущей семейной жизни проводятся раз в год- это не воспитание, а лишь необходимое мероприятие», 15% обучающихся  считают, что такая воспитательная работа в техникуме проводится, но их ответы весьма лаконичны: «Да, достаточно». Понятно, что такие данные не могут служить подтверждением воспитания ценностного отношения к семье.

2.3.Нравственные основы семьи и брака

Для решения проблемы воспитания ценностного отношения к семье за основу взят данный курс, содержание которого предполагает установление и осуществление связей с содержанием учебных предметов ( биология, обществознание, литература и др.).Преподавание может вести преподаватель, классный руководитель, любой педагог, компетентный в вопросах содержания и технологий воспитания ценностного отношения к семье.

Этот курс имеет 6 логически связанных между собой разделов.

1.Особенности межличностных отношений юношества.

2.Любовь как высшее человеческое чувство.

3.Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни.

4.Жизнь в браке.

5.Семья и ее ценности.

6.Нарушение семейных отношений и их профилактика.

Содержание курса и его методика усложняется от класса к классу. Его программа вариативна, изменчива и должна корректироваться в зависимости от задач и стратегии воспитания, особенностей отдельных обучающихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолого- педагогической  ситуации, а также от личностных возможностей педагогического работника.

 


3.План – конспект

воспитательного часа

Тема программы: «Воспитание ценностного отношения к семье обучающегося»

Тема воспитательного часа: «Выбор спутника жизни»

Цели: воспитательная -  донести до обучающихся о ценностном      

            отношении к семье;

            развивающая - развить мышление у обучающихся в рамках

            темы воспитательного часа;

            методическая - методическое повышение уровня      

            педагогического мастерства.

Ход воспитательного часа

1.Организационный момент.

             Проверка наличия обучающихся.

2.Ознакомление обучающихся с темой воспитательного часа и с целью его проведения.

Вопрос № 1. Особенности межличностных отношений юношества.

Понятие межличностных отношений - понятие о личности. Биологические и психологические особенности мужского и женского пола, трудности переходного возраста. Нравственные взаимоотношения юношей и девушек – понятия о женственности и мужественности, правила поведения, роль внешней привлекательности и моды в отношениях; культура поведения влюбленных – культура проявления чувств, целомудрие, ранние добрачные отношения и их последствия.

Вопрос№2. Любовь как высшее человеческое чувство.

Понятие о любви и влюбленности, источники и предпосылки любви; формы любви в древнем обществе. Философское обоснование любви, понимание любви в Древней Индии, Греции, в Иудеи – Ветхий Завет (« Песнь Песней»), христианская любовь. Любовь и нравственность – счастье взаимной любви, верность влюбленных, любовь и нравственные опасности, любовь и возраст, зрелая любовь.

Вопрос №3. Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни.

Творчество выбора – музыка семейной жизни, брак по любви или расчету, особенности добрачного периода. Факторы, влияющие на создание семьи: родительский дом, социальная разница, характер и темперамент, психологическая совместимость, профессиональная принадлежность супругов.

Вопрос №4. Жизнь в браке.

Основные причины вступления в брак. Безбрачие. Законодательные и нравственные нормы брака, порядок и условия его заключения, история брачного права, нравственные нормы брака в христианстве, « пробный» или фактический брак, негативные последствия стимулированных браков. Брак и семья в культурных традициях общества – нравственные устои русской семьи в древнерусской литературе. Брак и семья в еврейской традиции, брачно - семейные традиции мусульман, модель семьи тибетских народов (полиандрия), брак в индуизме, семейная культура Китая.

 Вопрос №5. Семья и ее ценности.

Понятие семьи и ее характеристики. Основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, воспитательная. Распределение обязанностей в семье, главенство в семье; нравственный климат семьи - семейная атмосфера. Культура и искусство общения – искусство быть вместе, способы выражения любви; организация семейного досуга. Здоровье супругов и будущего потомства, наследственность, вредные  привычки; интимные супружеские отношения.

Вопрос№6. Нарушение семейных отношений и их профилактика.

Проблемы молодой семьи  - «притирка»  характеров, конфликты и психологическая методика их предотвращения, дуэт поколений, психологические проблемы, связанные с рождение ребенка. Причины и последствия разлада семейных отношений – ревность, неверность и измена, несовместимость супругов. Развод и его причины. Дети и разведенные родители, бракоразводный процесс и ребенок, психологические последствия развода для детей. Повторный брак и повторный развод.

Эмоционально – личностному  восприятию курса способствует использование примеров из произведений литературы, классической и современной музыки, изобразительного искусства, фильмов и др.

 В качестве информации к размышлению о себе и других, и для создания двух важнейших составляющих , необходимого эмоционального тонуса и должной мотивации  было предложено обучающимся психологический практикум «Когда я встречу своего человека…»

Встречу своего Человека – это значит, встречу человека, который будет мне:  

Магнит – влекущий душевно (интересный) или физически (желанный);

Родной – гармоничный, свой, который легко меня понимает, с ним легко уживаться;

Ровня – человек моего круга и моего личного и социального уровня;

Нужный – человек, который помогает делать то, что вам важно;

Семьянин – тот, кто хочет и может создать семью. Это мужчина, уже многого достигший в жизни и стремящийся к стабильности; женщина, настроенная на семейные отношения и детей

Такой разбор по «кирпичикам» позволяет обучающимся легче понять, кого же, какого своего Человека каждый ищет.


4.Заключение

В конце воспитательного часа обучающимся заданы вопросы и задания для самоконтроля.

1. Назовите свои критерии выбора спутника жизни.

2. Что значит быть готовым к семейной жизни?

3. Прокомментируйте высказывание: «Супруга надо выбирать не только сердцем, но и умом»

4. Имеет ли значение штамп в паспорте?

5. Нарисовать свою «ромашку счастья» и на лепестках написать главные человеческие ценности, которые должен иметь ваш избранник.

Вопросы от обучающихся и ответы на них.

Отметка положительных и отрицательных моментов воспитательного часа.

Обсуждение и подведение итогов.

                                                                .

Литература

1.Зверева О,А.,Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» г.Москва,1999 г.

2.Добрицкая Е.А., Копылов И.Л. «Как создать и сохранить счастливую семью» г.Минск,1999 г.

3.Каган В.Е. «Подготовка девушки к супружеству» г.Москва, 1992 г.

4.Моруа А. «Письма к Незнакомке» г.Минск, 1998 г.

5. Рузумихша Г.П. «Будь пожалуйста, счастлив: беседы о семье» г.Москва, 1999 г.

6.Цельмер З. «Искусства быть вместе» г.Москва, 1999 г.

7.Хухлаева  «Психология подростка» г.Москва 2004 г.

     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа "Программа воспитательной деятельности "Здоровый образ жизни"

Содержание программы  охватывает  проблемы   формирования здорового образа жизни,  нравственного воспитания, культуры поведения, творчества.  В программе  представле...

Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".

В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...

Здоровый образ жизни как одно из направлений воспитательной работы в группе

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина,...

Воспитательное мероприятие "Путешествие в страну Здорового Образа Жизни"

Разработка воспитптельного мероприятия для классных руководителей...

"Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, особенности строения поверхности, спутники)"

Планеты, относящиеся к земной группе: Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы по сравнению с планетами гигантами, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходи...

ВИКТОРИНА «ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ»

laquo;Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.»Сергей Королев Одним из мероприятий первого Президентского дня форума «АРМИЯ 2022&ra...

Методическая разработка мастер-класса «Мой первый спутник»

В методической разработке систематизирован материал по подготовке и проведению занятия по компетенции «Инженерия космических систем», отражены цель и задачи, оснащенность, приведена подробная методика...