Работа мастера
материал

Федорова Раиса Геннадьевна

Информационная культура

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Т.49 КБ
Microsoft Office document icon Д.343.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа мастера производственного обучения по

 формированию информационной культуры учащихся.

 

Перспектива развития нашего образовательного учреждения в    огромной    степени    зависит    от    педагогов    и    мастеров производственного обучения, от их творчества и способности практически решать  проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

В условиях научно-технической цивилизации сегодняшнего дня, когда полученная информация устаревает в течение 3-5 лет, важную роль приобретает необходимость обладать каждому человеку информационной культурой.

Многие годы при подготовке к итоговой аттестации учащихся не было системы работы по развитию навыков и умений, учащихся достойно себя презентовать.      

Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации из года в год по профессии   «Машинист подъёмно – транспортных и строительных машин» выявлял отсутствие или недостаточную сформированность таких общеучебных навыков учащихся как:

  • Конспектирование;
  • Работа с первоисточниками, учебной литературой;
  • Работа с планами;
  • Умение обрабатывать и систематизировать информацию;
  • Умение выступать перед аудиторией;
  • Вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Поэтому, одной из главных задач своей профессиональной деятельности   я поставила задачу создания условий для того, чтобы учащиеся уверенно чувствовали себя на итоговой аттестации.

Так за последние годы в моей практике сложилась определённая система подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.

К данной работе я приступаю с 1 курса обучения, начинаю с изучения элементарных понятий источников информации, приёмов  и методов их использования и объяснения того, как систематизировать и переработать информацию.

По моему глубокому убеждению, эту задачу невозможно решить без тесного контакта с библиотекарем,  поэтому  почти 5 лет тому назад началось наше сотрудничество с заведующей кабинета №1 нашего лицея Котомцевой И.Н.,    с которой у нас наработан определённый  алгоритм нашей совместной деятельности, начиная с библиотечных уроков и заканчивая тем, что Ирина  Николаевна помогает учащимся в поисках информационных источников для курсовых  работ,  используя свои связи с библиотеками города и техническими библиотеками предприятий.

Уж в первом  учебном полугодии, кроме проверочной работы (изготовление металлической щётки) мои учащиеся сдают письменную работу в виде реферата,  кроссворды и карточки-задания «Блиц-опрос»  по слесарному делу, которые закрепляют навыки, полученные в результате первых этапов освоения информационной культуры.

 Во II полугодии 1 курса  мои  учащееся выполняют домашнее задание по оформлению карточек-заданий (блиц-опрос).  Итоговая письменная работа на первом курсе - это реферат.

Письменную работу учащиеся защищают на занятии, отвечая на дополнительные вопросы мастера п/о и товарищей по группе и получают оценку,  которая выставляется на основе коллегиального решения ребят и мастера.

В результате такой совместной кропотливой работы учащиеся могут без труда сами находить нужные источники информации,  систематизировать её и грамотно оформлять свои письменные работы уже в полугодии.

Во втором полугодии первого курса я выдаю учащимся темы курсовых работ. Данная курсовая работа выдаётся после прослушивания на уроках устройства автомобиля всех тем по устройству двигателя внутреннего сгорания.

Темы   разрабатываются   и   согласовываются   с   преподавателем спецдисциплин по автоделу Платоновым В.Г. перед выходом учащихся во 2 полугодии на производственную практику, причём учащимся предоставляется возможность самим выбрать тему.                                                                           

Требования к оформлению и содержанию курсовых работ сначала излагались в устной форме.

В связи с этим у ребят возникло очень много вопросов: где найти материал, как выбрать материал из учебника и т.д. Приходилось с каждым индивидуально беседовать, показывать, подсказывать. Так появилась необходимость создания методического пособия по написанию и оформлению курсовых работ.

В конце производственной практики учащиеся выполняют проверочную практическую работу по теме своей курсовой работы. Защита курсовой происходит непосредственно на рабочем месте в присутствии механика или наставника и мастера производственного обучения.

В связи с разработанной этой системой практических и письменных работ сама собой возникла необходимость отслеживания результатов этой работы с последующим анализом этих результатов и внесением коррекции в сформированность информационной культуры учеников.

Так возник мониторинг мастера производственного обучения, где нашла своё отражение система полного учёта всех достижений учащихся.

        Показателями мониторинга являются:

  1. Посещаемость учащимися производственной практики;
  2. Учёт успеваемости (количество и качество выполненных работ);
  3. Учёт выполнения письменной работы  (карточки-задания, реферат, курсовая работа);
  4. Защита письменной работы;
  5. Выполнение практической работы.

При подведении итогов за полугодие или за год все эти показатели суммируются, и выставляется итоговая оценка.

За весь период учащимися  выполняются карточки-задания по слесарному делу, реферат,  курсовая  работа.

Проделав такой большой объём работы, учащиеся группы значительно основательнее подготовлены для написания дипломной работы  на третьем курсе.

А поэтому результаты при выпуске первой группы  где эта система внедрилась, были, на мой взгляд, высокими, благодаря проведённой кропотливой работе.

Из 24 человек: выпущено с 6 разрядом 16 человек, 6 человек с 5 разрядом, 2 человека с 4 разрядом.

Процесс формирования информационной культуры учащихся я продолжаю с группой следующего набора. Подведение итогов по производственному обучению на 1 и 2 курсе  провожу по той же схеме.

После публичной защиты курсовой работы второй группы, настала необходимость доработать методические рекомендации по выполнению курсовой работы, что было и сделано.

В методичке второго поколения мною были расписаны конкретно темы курсовых работ по устройству автомобиля и автомобильного крана для 1 и 2 курса по профессии «Машинист подъёмно-транспортных и строительных машин».

В дополнение к этому был выполнен большой объём работы на компьютере  по составлению карточек-заданий по устройству и техническому обслуживанию автомобиля.

Так, эта  система работы постоянно  совершенствуется, пополняясь новыми видами работ. 

 В  связи с новыми требованиями НРК ГОС НПО возникла необходимость: 

  1. Разработки тестов по слесарному делу;
  2. Пополнения  комплексно-методического обеспечения мастерской по производственному обучению;
  3. Продолжается  работа  по организации соревнования между учащимися внутри группы при подведении итогов.  

В перспективе на основании карточек-заданий, кроссвордов, блиц-опросов, рефератов, я планирую разработать инструментарий по организации устных зачётов учащихся на каждом занятии по слесарному делу, а также разработку рабочей тетради мастера производственного обучения, которая требует постоянного усовершенствования

А коль пределов совершенству, как известно, нет, то работы предстоит ещё много, так как сегодня нельзя стоять на месте, иначе жизнь оставит тебя позади.

        



Предварительный просмотр:

«Интеллект-карта как метод формирования общих

               и профессиональных компетенций обучающихся»

Автор: Федорова Р.Г., мастер

производственного обучения

 

В современных условиях информационного общества требуется принципиальное  изменение организации образовательного процесса, где смещение наибольшего внимания должно произойти в сторону сокращения на занятиях пассивного слушания и возрастания доли самостоятельной работы обучающихся.

Этому виду учебно-познавательной деятельности ФГОС уделяет особое внимание, что вызывает у учащихся трудности, связанные с переходом к новым формам обучения, требующим от них навыков анализа, умения работать с учебной литературой, ясно и логично излагать свои мысли, успешно применять свои знания в практической деятельности.

Все эти навыки необходимы учащимся, так как в процессе учебно-познавательной деятельности им необходимо не только понять новый материал и запомнить его, но и воспроизвести его, а затем применить на практике.

Иногда, даже хорошо уяснив новую информацию, многие из них в решительный момент не могут воспроизвести усвоенное, так как не владеют приёмами запоминания, не умеют выделить главное, не ставят своей целью прочное запоминание.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой памяти, включающей в себя запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В процессе самостоятельной работы для запоминания учащиеся чаще всего используют прием повторения, что занимает много времени и при этом не всегда даёт ожидаемый  результат.

Чтобы сделать процесс запоминания более эффективным, необходимо обучить учащихся  приёмам смыслового структурирования информации, помочь не только запомнить, но и воспроизвести  информацию.

С воспроизведением информации связан процесс мышления, оперирующий такими общеучебными навыками, как анализ, сравнение, обобщение, синтез.

Важной стороной мышления в процессе самостоятельной работы является самооценка и рефлексия, направленные на осмысление своей учебной деятельности.

Учащемуся, работающему самостоятельно, необходимо владеть приемами управления своей деятельностью, приёмами самоконтроля  и саморегуляции.

Все эти приёмы помогут учащемуся в дальнейшей его жизни и профессиональной деятельности.

В значительной степени эти проблемы формирования у учащихся необходимых навыков самообразования и саморазвития решают интеллект - карты, апробацию  которых на занятиях и в самостоятельной работе учащихся я начала в этом учебном году в своей группе.

                  Интеллект – карта как метод формирования

                учебно-познавательных  компетенций обучающихся

        В книге «Шок будущего» американский писатель Элвин Тоффлер выдвинул тезис, определяющий, на мой взгляд, стратегическую цель современного  образования и его  ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

        В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   инновационных методов обучения.  Одним из таких методов является метод интеллект - карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.

Эффективность и результативность использования интеллект - карт тесно связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, за представление образов, размеры и пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного и креативного мышления.

Тони Бьюзен создал интеллект-карты, являющиеся  инструментом, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Бьюзен писал: «Создавая интеллект - карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которыми мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации». 

        Таким образом, интеллект-карта - не просто другой способ воспринимать и выводить информацию,  это абсолютно другой способ мышления. Неслучайно эти карты получили сразу множество вариантов своего названия: ментальные карты, карты ума, карты сознания, интеллектуальные карты, ассоциативные карты, карты мыслей…

 Метод интеллект – карт как метод формирования учебно-познавательной деятельности  обучающихся, как нельзя лучше, органично вписывается в новые деятельностные и практикоориентированные подходы к организации образовательного процесса, вызванные к жизни новым поколением стандарта профессионального образования.

Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является устойчивая тенденция изменения организации учебной  деятельности обучающихся, в которой значительно возросла доля их самостоятельной как аудиторной, так и внеаудиторной работы, управляемой преподавателем.

При этом преподаватель является  организатором, одним из источников информации, консультантом и помощником, а учащийся занимает ответственную и творческую позицию в получении и освоении индивидуального познавательного опыта.

         Метод использования интеллект-карт вооружает преподавателя инновационным способом решения актуальных проблем их профессиональной и социальной деятельности, что способствует

  • повышению мотивации, а, следовательно, и качества  знаний обучающихся,  конкурентоспособности  их в образовательном процессе;
  • развитию креативности обучающихся, их предметных,   коммуникативных и социальных  компетенций в процессе их учебно-познавательной деятельности;
  • активизации самостоятельной (аудиторной и  внеаудиторной) деятельности учащихся.

    Для учащихся же интеллект-карта дает возможность   перестроить свое

     мышление на принципиально новый способ:

  • быстро и эффективно охватывать суть сказанного или прочитанного;
  • структурировать информацию по сложности, концентрировать своё внимание, выстраивать логические и смысловые связи;
  • учиться быстро и легко запоминать и вспоминать при необходимости  нужную информацию с помощью интеллект - карты;
  • лучше охватывать происходящее и более четко планировать и контролировать свою деятельность;
  • развивать навыки визуализации информации, учиться использовать ассоциации;
  • учиться приёмам генерирования идей (мозговой штурм, «дождь идей»);
  • развивать  креативное мышление.

Общие правила  создания интеллект - карты

        Интеллект-карта должна соответствовать требованиям, чтобы  оправдать своё  название, иначе она будет всё тем же текстом, только чуть-чуть приукрашенным и слегка структурированным.

        Составление интеллект-карты требует соблюдения определённых правил:         1. Для создания интеллект-карты удобнее всего рисовать на бумаге    формата А4 (не большой, не маленький). Расположение должно быть горизонтальное, цвет бумаги — белый.

        2. Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делать маленьким, маленькое- большим и т.д.) С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы в первую очередь, интеллект-карта нравилась самому автору

         3. Структура интеллект - карты может быть

Радиальна: основная идея, задача или объект внимания - в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в виде веток от центра к периферии интеллект- карты.

Понятная:  из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета.

Создание целостного, структурного блока информации с понятной последовательностью – это то, к чему стоит стремиться.

        4. Разнообразие интеллект - карты предполагает

использование различных по виду картинок, изменение размера шрифта, масштаба, т. к. однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

        5. Применение кодирования: более важное рисовать красным или зеленым цветом, использовать общепринятые коды, придумать собственные коды для выделения той или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.

        6. Использовать картинки везде, где только можно, так как трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют построить  перспективу. Символы использовать  как собственные, так и общепринятые. Идея такая: "говорящие" картинки, которые вызывают эмоции, лучше воспринимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ рисовать нужно всегда, он должен  содержать 3 и более цветов и быть  желательно объемным.

        7. Слова использовать не больше одного-двух на ветке.

Это позволяет расширить возможности потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые:  1-2 слова, увидев которые,  можно  вспомнить всю картину целиком. Буквы должны быть печатные: так их  проще читать. Лучше если буквы будут трехмерные: такие  буквы привлекают внимание.

        8. Использовать  разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и лучшего последующего их запоминания.  С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, нужно  помнить о целостном восприятии и соотношениях цветов. Если интеллект- карта будет пестреть 20-30 разными оттенками, получится полифония и целостное восприятие нарушится.

        9. Линии смысловых и логических связей изображаются по принципу: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи  одного блока информации с другой. Для указания направления связи необходимо  использовать  стрелки.

  1.                    Интеллект-карты  имеют следующие отличительные свойства:
  • наглядность – вся проблема (идея) с её многочисленными сторонами и гранями должна быть видна с первого взгляда;
  • привлекательность – интеллект-карта должна быть эстетична, интересна, приятна, оригинальна на вид. Тони Бьюзен призывал «Настраивайтесь на создание красивых  интеллект-карт»;
  • запоминаемость – благодаря визуальным образам, символам, цвету, своеобразному  стилю, интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременность - интеллект-карта наводит на мысли о новых, более современных идеях, позволяет эффективно и результативно решать проблемы по мере их поступления или прогнозировать их;
  • творчество – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач;
  • возможность пересмотра – интеллект-карта позволяет  при необходимости  вставить в неё  недостаток информации и понять, что ещё не хватает.

Применение интеллект-карты в учебном процессе

        Поскольку  интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения  творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, то для более эффективного применения данного метода обучения я советую учащимся  следовать трём принципам:

         «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь  как можно больше интеллект-карт в разных областях: обучение, запоминание, презентации, мозговой штурм, принятие решений.  

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты можно составлять как  индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным тема и поводам.

Составление интеллект-карт подходит любому человеку, и может использоваться в учебном процессе во всевозможно разнообразных приёмах, методиках,  педагогических формах   обучения и на разных их этапах, а также и в нашей повседневной жизни.

На учебных занятиях я  апробировала в этом году интеллект-карты  в процессе групповой работы учащихся, прежде всего  на этапе изучения нового материала,  распределив деятельность учащихся  по следующим этапам.

1 этап:

- знакомство с интеллект-картой, с принципами и правилами её создания;

2 этап:

- обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название раздела и темы, содержащиеся выводы, иллюстративный материал);

- определение объёма материала, выделение главных его составляющих, оценивание его сложности;

-  свободное групповое предложение идей и ассоциаций по теме;

-  построение индивидуальных интеллект-карт;

-  обсуждение первичных представлений и найденных ассоциаций по изучаемой теме;

          -  составление предварительной интегральной интеллект-карты

3 этап:

-  индивидуальное обстоятельное (чтобы ничего не упустить из внимания) прочтение элементов текста;

-  обсуждение результатов повторного  чтения материала;

-  дополнение и при необходимости коррекция индивидуальных интеллект-карт;

4 этап:

-  при необходимости ещё одно прочтение и обсуждение наиболее сложных или непонятных фрагментов текста;

          -  завершение коррекции индивидуальных интеллект-карт;

          - групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение;

 - окончательное завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт.

По мере работы от темы к теме у каждого учащегося вырабатывается свой стиль, свой почерк создания интеллект-карт.              

Заключение

        Опыт использования интеллект-карт даже в такой короткий срок позволил мне добиться, на мой взгляд, значительных успехов.

         И прежде всего это выразилось в том, что у моих учащихся повысился интерес к занятиям, что привело  и к  повышению мотивации их учения. Следствием этого стало резкое повышение уровня индивидуальных достижений учащихся. Хорошие успехи одних давали повод другим добиваться лучших результатов.

Так мне пришлось внедрять рейтинговую систему оценки интеллект-карт. Результаты по оцениванию интеллект-карт бурно комментировались и обсуждались в группе.

Для самих же обучающихся работа над созданием интеллект-карт помогла приобрести опыт самостоятельной, активной и творческой познавательной деятельности, эффективность которой выразилась в следующих результатах:

  • началось постепенное формирование  общеучебных умений и навыков, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией;
  • мои учащиеся почувствовали  уверенность в своих силах и способностях, стали чаще проявлять творческий подход и ассоциативное мышление;
  • повысилась результативность их  познавательной деятельности;
  • ими приобретались навыки самостоятельного выявления слабых мест в усвоении учебного материала  и навыки проведения самоанализа своих недочётов и осуществления адекватной самооценки.  

Библиография:

  1. Мюллер Хорст (пер. нем. В.В. Мартыновой, М.М. Дрёмина), Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей, М., издательство «Омега-Л»,2007
  2. Тоффлер  Элвин, Шок будущего, ООО «Издательство АСТ», 2002

Интернет – ресурсы:

Программы:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Физическое воспитание как средство укрепления и правильного развития подростка. Рекомендации к работе мастеров производственного обучения.

Исследования ученых показали, что двигательная активность учащихся, несмотря ни на что, продолжает неукоснительно снижаться. Чем старше ребята, тем больше времени они сидят за партами в учебных заведе...

воспитательная работа мастера п/о

описание воспитательной роли мастера п/о...

Бинарный урок "Основные виды общеслесарных работ и их применение в работе мастера ЖКХ"

Цели и задачи урока:Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных видах слесарных работ;Закрепить умения проводить слесарные работы в процессе ремонта систем ЖКХ;Формировать профессионал...

Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»

Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

Конспект занятия «Технология оштукатуривания внутренних элементов зданий» МДК 01.01 Технология штукатурных работ «Мастер отделочных строительных работ»

В конспекте занятия предложены вопросы по естественным дисциплинам (химия), показана возможность интеграции, разработан кроссворд....