Методическая разработка (апрель)
методическая разработка на тему

Методическая разработка по производственному обучению по профессии "Машинист локомотива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrab_ploskostnaya_razmetka.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия  «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Плоскостная разметка» 

                                               Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                                Короткова С.А.

2016 год

Рассмотрено, обсуждено                                                       Утверждаю:

утверждено на заседании  ЦК №1                                  Зам.директора по УПР

                                                                                            _________Паркина Н.В.

Председатель ЦК №1                                        

___________В.М.Курдюкова                                                                                                                                          

                                     Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».  

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».

    В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:

-журнал производственного обучения;

-технологическая карта урока производственного обучения;

-график перемещения по рабочим местам;

-протоколы по охране труда и техники безопасности.

2.Характеристика темы.

   В современном машиностроении роль слесарных работ чрезвычайно велика: ни одна машина, механизм или прибор не могут быть собраны и отрегулированы без участия слесарей.

  Слесарные работы применяются в различных видах производства , их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка и гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование и зенкерование, развертывание отверстий. Нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка, притирка и доводка, пайка, лужение и склеивание.                                                                                                                                                                       В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза  требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских  располагается  оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой  пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование.

   Плоскостной разметкой называется операция  нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащей обработке.

   Разметку выполняют точно и аккуратно, потому что ошибки, допущенные при разметке, могут привести к тому, что изготовленная деталь окажется бракованной. Может быть и наоборот: неточно отлитую и поэтому забракованную заготовку можно исправить тщательной разметкой. Перераспределив припуски для каждой разметочной поверхности.

3.Рекомендации по подбору учебно -

производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно - воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся.  Основными общими показателями качества усвоения обучащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

Правильность приемов работы и рациональность организации труда и            

рабочего места;

          Учебно-производственных работ;

;

Выполнение установленных количественных показателей;

Степень самостоятельности выполнения задания.

5.План – конспект урока

урока производственного обучения

Тема программы: «Слесарное дело»

Тема урока: «Плоскостная разметка»

Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять плоскостную разметку;                                                                                   развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;

 воспитательная – привить обучающимся  внимательность и грамотность  пользования инструментом;

  методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

                                                ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия обучающихся.

    2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1.На какие виды делится разметка в зависимости  от формы размечаемых заготовок и деталей?

   В зависимости от формы размечаемых заготовок и деталей разметка делится на плоскостную и пространственную (объемную).

   Плоскостная  разметка, выполняемая обычно на поверхностях плоских деталей, на полосовом и листовом, материале, заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий  (рисок), окружностей, дуг, узлов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам.

Приемами плоскостной разметки нельзя разместить даже самое простое тело, если поверхности его прямолинейны. При плоскостной разметке невозможно нанести на боковую поверхность цилиндра горизонтальные риски, перпендикулярные его оси, так как к этой поверхности нельзя приложить угольник и линейку. Но если бы и нашлась гибкая линейка, которую удалось бы обвить вокруг поверхности цилиндра, представило бы большие трудности.

   Пространственная разметка наиболее распространена в машиностроении; по приемам она существенно отличается от плоскостной. Трудность пространственной разметки заключается в том, что приходится не просто размечать отдельные поверхности детали, расположенные в различных плоскостях и под различными углами друг к другу, а увязывать разметки этих отдельных поверхностей между собой.

Вопрос №2. Какие существуют инструменты при плоскостной разметке?

   При плоскостной разметке существуют такие инструменты как чертилка, которая служит для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольника или шаблона. Широко применяют четыре вида чертилок – круглую, с отогнанным кольцом, со вставленной иглой и карманную.

Также применяют  кернер - слесарный инструмент. Применяющийся для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях ( керны делают для того, чтобы  риски были отчетливо видны и не стирались в процессе обработки детали). Существуют несколько  видов кернеров: обыкновенный;  специальный  для накернивания малых отверстий и закруглений небольших радиусов; для шаговой разметки; с лупой; пружинный; электрический; пневматический «пистолет»; пневматический портативный.  

Циркули используют для разметки окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей, а также геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Штангенциркуль предназначен для точной разметки прямых линий и центров и для разметки окружностей больших диаметров.

Рейсмас является основным инструментом для пространственной разметки и служит для нанесения параллельных, вертикальных и горизонтальных линий, а также для проверки установки деталей на плите. Для более точной разметки применяют рейсмас с микрометрическим винтом.                            

Вопрос №3. Как осуществляется  подготовка к разметке?

    Перед разметкой необходимо выполнять следующее:

очистить заготовку от пыли, грязи, окалины, следов коррозии стальной щеткой и др.;

тщательно осмотреть заготовку; при обнаружении раковин , пузырей. Трещин и т.п. точно измерить их и. составляя план разметки, принять меры к удалению этих дефектов в процессе  дальнейшей обработки;

изучить чертеж размечаемой  детали, выяснить  ее особенности и назначение, уточнить размеры, особое внимание уделить припускам на обработку;

изучить чертеж размечаемой детали, выяснить ее особенности и назначение4 уточнит размеры; особое внимание уделить припускам на обработку; подготовить поверхности к окрашиванию.

   Окрашивание поверхностей. Для окрашивания используют различные красители.

   Состав, представляет собой мел, разведенный в воде (1:8), доводят до кипения. Затем, чтобы слой красителя не стирался, в него добавляют жидкий столярный клей (50 г. на 1 кг. мела) и еще раз кипятят.

  Обыкновенным сухим мелом натирают размечаемые поверхности. Окраска получается менее прочной. Этим способом окрашивают необработанные поверхности  мелких неответственных заготовок.

  Очищенную от пыли, грязи и масла поверхность либо покрывают раствором медного купороса (кистью), либо смачивают водой и натирают куском медного купороса. Разметку делают после высыхания купороса.

   Окрашивание спиртовым лаком, представляющим собой раствор шеллака в спирте с добавлением фуксина, применяют только при точной разметке обработанных поверхностей небольших изделий.

   Быстросохнущие лаки и краски применяют для покрытия поверхностей больших обработанных стальных и чугунных отливок.

 Вопрос №4.В какой последовательности наносят разметочные риски?

  Сначала  проводят горизонтальные разметочные риски, затем - вертикальные, после этого – наклонные и последними – окружности, дуги и закругления.

Прямые риски наносят чертилкой , которая должна быть наклонена по направлению ее перемещения и в сторону от линейки.

Перпендикулярные риски наносят с помощью угольника. Деталь кладут в угол плиты и слегка прижимают грузом, чтобы она не  сдвигалась в процессе разметки. Первую риску проводят по угольник,  полку которого прикладывают к боковой поверхности разметочной плиты . После этого угольник прикладывают полкой к боковой поверхности и проводят вторую риску, которая будет перпендикулярна первой.

Параллельные риски наносят с помощью угольника, перемещая его на нужное расстояние.

Отыскание центров окружностей осуществляют и помощью центроискателей и центронаметчиков.

Разметка углов и уклонов производится с помощью транспортиров, штангенциркулей, угломеров.

Вопрос №5. Накернивание разметочных линий.

Керном называется углубление (лунка) , образовавшиеся от действия острия (конуса) кернера при ударе по нему молотком. Масса молотка должна быть соразмерна массе кернера.

При работе кернер берут тремя пальцами левой руки и ставят острием точно на разметочную риску так, чтобы острие кернера было строго на середине риски. Сначала наклоняют кернер в сторону от себя и прижимают к намеченной точке, затем быстро ставят в вертикальное положение, после чего по нему наносят легкий удар молотком массой 100…200 г.

Для разметочных работ используют оригинальный молоток В.М.Гаврилова .Его особенность состоит в том, что в уширенной части головки молотка имеется круглое сквозное отверстие , в которое на резиновых амортизационных кольцах вставлена четырехкратная линза. Во избежание выпадания линза удерживается пружинными разрезными кольцами из стальной проволоки.

Молоток В.Н.Дубровина может одновременно использоваться в качестве лупы, линейки и пенала для кернера, чертилки и т.п. Молоток удобен в работе, избавляет слесаря или разметчика от необходимости перехватывать рукой молоток и лупу для нанесения удара, повышает культуру производства.

Вопрос №6. Какие существуют способы разметки?

Разметка по шаблону обычно применяется при изготовлении больших партий одинаковых по форме и размерам деталей, но иногда этим способом размечают даже малые партий, но сложных изделий .Целесообразность применения шаблона состоит в том, что разметочная работа, на которую затрачивается много времени, выполняется только один раз при изготовлении шаблона. Все последующие операции разметки представляют собой только копирование очертания шаблона.

Разметка по образцу  отличается тем, что не требует изготовления шаблона. Этот способ широко применяют при ремонтных работах, когда размеры снимают непосредственно с вышедшей из строя детали и переносят на разметочный материал .При этом учитывают износ.

Разметку по месту чаще применяют при сборке больших деталей. Одну деталь размещают по другой в таком положении, в каком они должны быть соединены.

Разметка карандашом производится по линейке на заготовках из алюминия и дюралюминия. Размечать последние с помощью чертилки не разрешается

так как при нанесении рисок разрушается защитный слой и создаются  условия для появления коррозий.

Точную разметку выполняют по тем же правилам, что и обычную, но применяют более точные измерительные и разметочные инструменты.

Разметка должна точно соответствовать размерам, указанным на чертеже; разметочные риски должны быть хорошо видны, не стираться в процессе обработки заготовки, не ухудшать внешний вид и не снижать качество детали, т.е. глубина рисок и керновых углублений должна соответствовать техническим требованиям.

Вопросы от обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

- правильности организации рабочего места;

- правильности приемов самоконтроля;

- соблюдение обучающимися правил техники безопасности;

- проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало  Бубнов»2010г
  3. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
  4.  Н.И.Макиенко  «Слесарное дело» г. Москва 2011 г.

8.Рецензия

        на  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Машинист локомотива»  на тему: «Плоскостная разметка»

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно - производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №1                                        В.М.Курдюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Мое здоровье - в моих руках" апрель 2018

Классный час в форме брифинга о здоровом образе жизни....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....