Организационно – педагогическое сопровождение группы обучающихся на примере геодезической практике
методическая разработка на тему

Подгурская Елена Юрьевна

Занятия в группах и значение практического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа в группах95.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

государственное  бюджетное профессиональное образовательное  учреждение

Воронежской области

«БОРИСОГЛЕБСКИЙ  ДОРОЖНЫЙ  ТЕХНИКУМ»

(ГБПОУ ВО «БДТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

по дисциплине

по МДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов»

 на тему

 «Организационно – педагогическое

сопровождение группы обучающихся на примере геодезической практике»

Автор: Подгурская Е.Ю.  

г.Борисоглебск

2017 – 2018 учебный год


Содержание

Введение…………………………………………………………………3

  1. Педагогическое сопровождение группы обучающихся …………5
  2. Анализ процесса и результата педагогического сопровождения группы обучающихся …………………………………………………………7
  3. Мониторинг в педагогическом сопровождении группы обучающихся…………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………17


Введение

Актуальность исследования. Модернизация образования одним из факторов предопределяет повышение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, мобильных в условиях изменяющихся производств и технологий, способных к непрерывному образованию в процессе выполнения трудовой деятельности. Готовность к переменам в условиях рыночной экономики определяется сформированностью личностных качеств, знаний и умений выпускника, позволяющих адаптироваться к динамично изменяющейся профессиональной среде.

Педагогические условия формирования личности студентов в учебно-воспитательном процессе традиционно рассматриваются в контексте организации подготовки будущих специалистов. Естественно, что в современных условиях требуются новые подходы к решению исследуемой нами проблемы, где реализация адаптации личности в динамично изменяющейся рыночной экономике занимает одно из ведущих мест.

В концепции непрерывного воспитания студентов подчеркивается необходимость воспитания культуры самопознания и саморегуляции личности. В связи с этим учреждения, обеспечивающие получение высшего образования, должны проводить работу по формированию навыков и умений эффективной адаптации к перемене условий существования и совершенствованию коммуникативных способностей. Также большое внимание должно уделяться формированию личной системы ориентиров и дифференцированию профессиональных намерений. Содержание воспитательной работы по формированию потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности заключается в воспитании у обучающихся навыков самоисследования, разработке программ самосовершенствования и проектирования своего будущего, воспитании потребностей к творчеству.

В современных условиях социально-экономических преобразований и развития средней, специальной и высшей школы необходим поиск путей, позволяющих создавать нужные условия для адаптации студентов к процессу обучения, опирающиеся на личностные особенности и творческий потенциал.

Система психолого-педагогических предпосылок развития и становления специалиста, базируясь на личностных факторах, должна быть обращена на активное творческое саморазвитие студентов как способ освоения профессиональной культуры и адаптации в условиях рыночной экономики.

Таким образом, умение адаптироваться к изменяющимся условиям учебной и профессиональной среды выступает важнейшим качеством современного выпускника.

Данные положения определили актуальность выбранной нами темы исследования: «Организационно - педагогическое сопровождение группы обучающихся».

Материалы исследования представлены на основе обобщения личного педагогического опыта автора, накопленного при осуществлении образовательного процесса в ГБПОУ ВО «Дорожный техникум» в рамках преподавания междисциплинарного курса 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» по специальности 08.02.05.

Цель исследования: выявить методы и формы анализа процесса и результата педагогического сопровождения группы обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.
  2. Подобрать методы и формы анализа процесса и результата педагогического сопровождения группы обучающихся.

База исследования: ГБПОУ ВО «Дорожный техникум»

Практическая значимость: представленное содержание педагогического сопровождения группы обучающихся может быть использовано при организации профессионального обучения.


1. Педагогическое сопровождение группы обучающихся

        

Сравнительно новое для отечественной системы образования понятие педагогическое сопровождение обучающихся все активнее входит в повседневную жизнь учебного заведения. Чаще всего их применяют в контексте воспитательной работы, а также в связи с профориентацией и профессиональным самоопределением старших подростков. На наш взгляд, педагогическое сопровождение должно занимать важное место и в методике технологического образования, особенно в организации проектной деятельности.

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профессиональным самоопределением обучающихся.

С позиции социально-профессионального самоопределения педагогическое сопровождение - это особая сфера деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Педагогическое сопровождение рассматривается как помощь обучающемуся в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание студента, на открытое общение.

Так же педагогическое сопровождение трактуют как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение студента к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

Педагогическое сопровождение считается системой профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Одним из средств обеспечения анализа педагогического сопровождения является педагогическое наблюдение.

В педагогическом словаре - «наблюдение»: - это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Основное требование к научному наблюдению - однозначность замысла, объективность, то есть, возможность контроля путем либо повторения наблюдения, либо принятие иных более мощных методов исследования. В этом контексте педагогическое наблюдение имеет общие с педагогическим мониторингом характеристики.

Так, мониторинг как процесс предусматривает:

– постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выяснения его соответствия желаемому результату или первоначальным предположением;

– наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Педагогическое наблюдение в процессе педагогического мониторинга аналогично выполняет определенные функции:

– ориентировочную (ориентация субъектов в жизненном пространстве на основе полученной и получаемой информации);

– конструктивную (с одной стороны, кристаллизация индивидуальной позиции каждой личности, с другой - расширение личностного пространства за счет установления позитивных контактов и взаимодействие с другими людьми);

– организационно-деятельностную (постоянная интеграция получаемой информации и научно - теоретического знания позволяет определить наиболее оптимальную позицию каждой личности в процессе выполнения той или иной деятельности);

– коррекционную (уточнение и при необходимости поправка выполняемых задач, позиции каждой личности в процессе деятельности);

– оценочно-прогностическую (дискретный процесс сличения и сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования; данная функция до некоторой степени определяет и предыдущую).

2. Анализ процесса и результата педагогического сопровождения группы обучающихся

Интерес тесно связан с активизацией обучения, развитием самостоятельности учащихся, он направлен на формирование их потребности к самообразованию, углублению к творческому применению знаний. Познавательный интерес не только помогает учащимся успешно учиться осваивать свою профессию, но, и главное, влияет на развитие личности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия внимание памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности. На первоначальном этапе развития интереса к учению легче всего вызвать интерес, любознательность, используя игровые ситуации, различные виды наглядности, занимательность, опираясь на жизненные наблюдения учащихся. Но они, привлекая внимание учащихся к учебному материалу, могут не вызвать у него подлинного интереса. Практика свидетельствует, что нельзя добиться глубоких и прочных знаний, выработать умения применять их на практике, если не воспитывать постоянно у учащихся познавательный интерес.

Учащиеся, зачастую, особенно на первых порах, не проявляют интереса к учению. На уроках они пассивны, не стремятся отвечать на вопросы преподавателя, не обращаются у нему, если материал не понятен, часто отвлекаются. Чем объясняется отсутствие у них интереса к знаниям ? Во-первых, недостаточным запасом знаний и невысоким уровнем формирования учебных и трудовых умений. Трудностями в общении с товарищами, с преподавателем.

Во-вторых, однообразием уроков, обилием заданий репродуктивного характера. Слабым учетом индивидуальных особенностей учащихся, неправильно выбранным стилем отношений преподавателей с учащимися.

Следовательно. В процессе обучения нужно уметь настроить учащихся на восприятие материала. Обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам осуществления. Необходимо также отметить, что для формирования познавательных интересов важно создать на уроках благоприятную эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку.

Непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой обучения, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения преемственность всех этапов обучения.

Задачами практических занятий являются получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

Практика для студентов в образовательном заведении является завершающим этапом обучения и направлена на овладение ими первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов к дипломному проекту.

Организация всех видов практик направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией; обучение производится путем включения студентов в состав производственных бригад и осуществляется специалистами предприятия методом индивидуально-звеньевого обучения.

Педагогическое сопровождение группы обучающихся методом индивидуально-бригадного обучения ярко проявляется в работе геодезистов. Изучение работы геодезистов в достаточном объёме часов обучения представлена в Борисоглебском дорожном техникуме, их методы изучают на дисциплине «Геодезия», МДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов», геодезической и производственных практик.

Проложение трассы на местности всегда начинают с рекогносцировки – полевого обследования. Эту работу выполняет звено трассировщика в составе начальника партии, инженера – геолога.

Начало трассирования осуществляют с контрольных точек, направление линии фиксируют постановкой вешки  на видимый ориентир. Вешение производят с помощью полевого бинокля.

За звеном трассировщика следует звено угломерщика в составе помощника начальника партии, старшего техника, рабочих. Основная задача звена – вешение линии, назначение и измерение углов поворота, определение геометрических элементов закруглений, закрепление основных точек трассы на местности.

При трассировании закрепляют основные точки трассы, такие, как начало и конец трассы, вершины углов поворота.

При плановом закреплении основных точек трассы используют теодолит и мерную ленту. Закрепление производится к 2-м-З-м находящимся вблизи точки местным предметам, таким как углы строений, деревья.

Измеряется азимут заданного направления.

Определяют азимут линии, по дальномеру расстояние.

При помощи мерной ленты (рулетки) производят промер расстояния от закрепляемой точки до объекта закрепления.

При измерении углов поворота теодолит устанавливают на вершину угла по отвесу. Отчеты записывают в угломерный журнал, угол определяют по расчету. Назначают радиус R и рассчитывают тангенс Т, кривую К, биссектрису Б, домер Д, переходную кривую L, определяют НЗ, СЗ, КЗ.        

По створу теодолита производят вешение линии вешками. Предусматривают промежуточные стоянки теодолита, с которых продолжают разбивку створа по прямой линии. Вешки устанавливают через 50 – 100м. Для временного закрепления трассы вместо снятых вех рабочие забивают колья высотой 1,5 – 2м. Через лес прорубают просеку шириной до 1м, спиливают деревья, убирают кустарники.

Начало трассы на местности закрепляют при помощи колышка – «точки», который забивают вровень с поверхностью земли, и колышка – «сторожка», находящегося рядом с «точкой» на расстоянии 20см.

На «сторожке» надписывают название данной точки и ее пикетажное положение.

Начало трассы закрепляют тремя выносными столбами, врытыми в землю, с указанием расстояния и азимутов от  точки до столба.

За группой угломерщиков следует звено пикетажиста в составе старшего техника (в горной местности – инженера) и рабочих. В своей работе  они применяют теодолиты, ленты, шпильки, рулетки. Основная задача звена – промер длины трассы, разбивка на 100 – метровые участки – пикеты, разбивка закруглений, установка реперов, съемка ситуационного  плана придорожной полосы, разбивка поперечников. Промер длины трассы должен быть двойной. Длину трассы определяют по горизонтальному  проложению с учетом поправок на наклон местности. В процессе промера фиксируют плюсовые точки между пикетами (тальвег, дно оврага, водораздел, ЛЭП, водоток). Пикетажисты выполняют детальную разбивку кривой по способу прямоугольных координат. Все записи ведутся пикетажистом в специальном журнале. В пикетажный журнал заносят границы болот, лесов, сельскохозяйственных угодий, ж/д, а/д. При пересечении водотоков указывают название водотока, направление стока, характеристику (река, ручей, суходол).

После завершения работ по измерению и закреплению точек трассы выполняют работы по определению высотного положения отметок земли по оси трассы. Работу выполняет звено нивелировщика в составе старшего техника – нивелировщика, техника – нивелировщика, рабочих.

Репер – известная высотная  отметка поверхности земли.

Репера бывают:

- постоянные (15 – 30км);

- временные  (1 – 3км).

Постоянные репера закладывают в каменной части здания, бетонных монолитах. Временные репера – стандартные столбы.

Нивелировочные работы осуществляют в звене двумя группами, применяют нивелиры, рейки, рулетку.

При инженерно-технических изысканиях цель нивелирования - определение высот ряда точек, знать которые необходимо для проектирования и строительства того или иного инженерного сооружения.

Продольное нивелирование представляет собой ряд станций, последовательно связанных между собой.

Нивелирование трассы следует начинать от постоянного репера, вычисляя абсолютные высоты.

Ι группа ведет нивелирование пикетных и плюсовых точек трассы и осуществляет привязку трассы к временным и постоянным реперам.

ΙΙ группа осуществляет контрольное нивелирование по связующим точкам трассы и нивелирование поперечников.

Все результаты измерений на станциях заносятся в журнал технического нивелирования, в котором отсчёты по рейкам и превышении записывают четырёхзначными числами.

Нивелирование с двухсторонними рейками. Вычисление высот по превышениям.

Первый отсчёт делают по чёрной стороне задней рейки, второй - по чёрной стороне передней. Третий отсчёт считывают по красной стороне передней рейки, а четвёртый - по красной стороне задней. По формуле вычисляют чёрные и красные превышения. По формуле вычисляют высоту передней точки.

Для правильного проектирования земляного полотна и подсчёта необходимо изучить рельеф местности. Минимальная длина поперечного профиля в каждую сторону от оси 20м. Точки установок реек не закрепляют запись отсчётов и вычисление высот следует вести в журнале поперечного нивелирования.

Обе группы работают независимо друг от друга с привязкой в начале работы к одной высотной точке. В конце дня при камеральной обработке сверяют отметки. Если есть ошибка, на следующий день проводят одиночное нивелирование с применением двухсторонних реек.

Нивелирование производят из середины участка при расстоянии от нивелира до рейки 75 – 150м. Связующими точками служат пикетные, плюсовые точки и репера. Нивелировщик обязан следить за правильной порядковой нумерацией пикетов, выборочно проверять расстояние между пикетами, пропуске пикетажистом характерных точек на местности, закреплять эти точки и нивелировать.

3. Мониторинг в педагогическом сопровождении группы обучающихся

Мониторинг – термин самый «модный» в педагогической среде сегодня. При проведении мониторинга осуществляется индивидуальный подход. Под этим термином имеется в виду одна из форм общения преподавателя и студента, когда все усилия направляются на выявление у обучающихся индивидуальных особенностей.

Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. Нам и раньше приходилось накапливать информационный материал, а при анализе работы группы все время сравнивать результаты, полученные по группам с государственным стандартом.

Целью мониторинга является анализ и обобщение результатов обучения. На основе полученной информации мониторинга мы имеем возможность управлять процессом обучения, следующим образом:

1) анализировать результаты контрольных срезов, имея абсолютный результат, принять оптимальное правильное решение по конкретному студенту.

2) результаты контрольных срезов, по содержанию в целом позволяют сделать вывод о необходимости организации повторения материала для достижения максимальной результативности.

3) мы можем проследить динамику обученности по дисциплине и своевременно делать вывод. О соответствии уровня заданий контрольных срезов возможностям студента в данный момент.

Мониторинг - это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния учебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной индивидуальной работы.

Задачи:

  • определение достижений обучающихся по темам изучаемого курса;
  • реализация индивидуальных возможностей обучающихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ.
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений обучающихся.
  • Проведение коррекционной работы.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации.

Мониторинг в педагогическом сопровождении группы обучающихся позволяет получить:

  • объективную динамику знаний обучающихся за определенный период обучения
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны обучающихся и группы в целом;
  • систематический контроль над качеством знаний, полученных обучающимися с учетом индивидуальных возможностей.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех обучающегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для каждого.

Таким образом, соотношение потенциальных возможностей обучающихся и реальных результатов позволяет нам оценить эффективность работы с обучающимися. Диагностика осуществляется на протяжении всего времени обучения, по ее результатам вносятся коррективы. Выясняются причины неуспеваемости обучающихся – намечается стратегия дальнейшей работы. Принимаются меры по коррекции:

- разработка индивидуального плана со слабоуспевающими.

- проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью доступного изложения трудного материала.

Практические материалы для мониторинга знаний и умений обучающихся по МДК 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов» специальности 08.02.05, представлены в Приложении. Заключение

Среди актуальных проблем, касающихся оптимизации процесса обучения и развития студентов в образовательной среде, выделяется проблема социально-психологической адаптации студентов к новым условиям их жизнедеятельности, постепенного вхождения во взрослую жизнь, принятия самостоятельных решений. У студентов  возникают трудности с социально-психологической адаптацией, приводящие к низкой эффективности усвоения учебной информации специальных дисциплин и профессиональных модулей, повышенной утомляемости при обучении, сосредоточенности, нехватке времени для самоподготовки и тому подобное. Психологическое состояние студентов характеризуется повышенной тревожностью, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности и низкой самооценкой, неуверенностью в своих силах для преодоления трудностей.

Чем успешнее студенты адаптируются к новым условиям обучения (междисциплинарные курсы, профессиональные модули, производственные практики, работы с оптическими приборами) в учебном заведении, к работе в команде, к новым нормам и ценностям студенчества, тем успешнее будет процесс их самореализации как в студенческой жизни, так и подготовки к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, актуализируется задача организации эффективного педагогического сопровождения, которое способствовало бы успешной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности. Социально-психологическая адаптация личности представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа поведения и ценностей личности. Процесс социально-психологической адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение. Во-первых, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения. А во-вторых, потому, что в ходе процесса адаптации формируется социально-психологическая общность студенческого коллектива, в котором студент обучается.


Список использованной литературы

  1. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. – 2014. - № 2. – С. 82-86.
  2.   Федотов Г.А. Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов: учебноге пособие: Г.А.Федотов, П.И.Поспелов  С.Н.Каменев; М, Высшая школа  2014г.– 646 с.
  3. Красильщиков И.М.Проектирование автомобильных дорог: учебное пособие:  Красильщиков И.М. -  М. 2009. -216с
  4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654755#1
  5. http://pu2.my1.ru/index/socialnoe_soprovozhdenie_uchashhikhsja/0-32
  6. mgvrk.by›en/system/files/lib/soc_ped.pdf
  7. zhukdoc.xost.ru›doc/2/6.doc
  8. nv-pk.ru›Педагогическое сопровождение
  9. http://www.superinf.ru/view_article.php?id=234
  10. http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
  11. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200801209
  12. http://psychologiya.com.ua/psixologicheskie-testy/27-psixologicheskie-testy-blankovye.html 
  13. rosavtodor.ru › ediucation/25.html
  14. edu-voronezh.ru › kursy-web-masterov
  15.   tech-it.ru
  16. kollege-fiz.ucoz.ru
  17. umc467.ucoz.ru
  18. cnit.ssau.ru
  19. www.academy.it.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма отчета по геодезической практике

Представлена форма отчета, который заполняют студенты за время учебной геодезической практики. в отчете три раздела: теодолитные работы, нивелирные работы и инженерно - геодезические работы....

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатац

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы»...

Рабочая программа "Геодезическая практика"

Рабочая программа практики является частью профессионального модуля ПМ.02,  входит в состав МДК.02.07 «Современные геодезические приборы при производстве строительно-монтажных работ» и составлена...

Рабочая программа "Геодезическая практика"

Рабочая программа практики является частью профессионального модуля ПМ.02,  входит в состав МДК.02.07 «Современные геодезические приборы при производстве строительно-монтажных работ» и составлена...

«Организационно – педагогическое сопровождение группы обучающихся»

Модернизация образования одним из факторов предопределяет повышение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, мобильных в условиях изменяющихся производств и технологий, сп...

Рабочая программа по геодезической практике

Рабочая программа по геодезической практике...

Организация группы обучающихся при проведении учебной практики

Из опыта работы мастера производственного обучения...