Методическая разработка Интегрированного занятия по Предметам «Информатика» и «Инженерная графика» по теме: “ Создание чертежа в программной среде Компас “
методическая разработка на тему

Князева Маргарита Леонидовна

Методическая разработка поможет преподавателю, ведущему учебное занятие по информатике, организовать практическую работу студентов по  теме «Создание чертежа в программной среде Компас». В предлагаемой методической разработке описывается  практическое занятие, посвященное отработке навыков построения чертежа в среде графического редактора. При разработке занятия особое внимание обращено на закрепление умений и навыков, полученных ранее по дисциплинам информатика и инженерная графика..

В данной работе предлагается вниманию методика создания  графического изображения на  интегрированном практическом занятии, в ходе которого необходимо применить знания и умения по двум дисциплинам «Информатика» и «Инженерная графика». Данная методика позволит студенту использовать компьютер в качестве «электронного кульмана» для создания чертежа с помощью графического редактора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени Е. Г. Трубицына»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Методическая разработка

Интегрированного занятия  по  

Предметам «Информатика» и

«Инженерная графика»

по теме:

“ Создание чертежа в программной среде Компас “

Автор: Князева М.Л.

преподаватель информатики


Смоленск


Содержание:

  1. Введение                                                стр. 4
  2. Цель методической разработки                стр. 5
  3. Цели занятия                                        стр. 6
  4. План занятия                                        стр. 7
  5. Ход практического занятия                         стр. 8
  6. Заключение                                        стр. 12
  7. Приложения                                        стр. 13

Введение

Методическая разработка поможет преподавателю, ведущему учебное занятие по информатике, организовать практическую работу студентов по  теме «Создание чертежа в программной среде Компас». В предлагаемой методической разработке описывается  практическое занятие, посвященное отработке навыков построения чертежа в среде графического редактора. При разработке занятия особое внимание обращено на закрепление умений и навыков, полученных ранее.

В данной работе предлагается вниманию методика создания  графического изображения на  интегрированном практическом занятии, в ходе которого необходимо применить знания и умения по двум дисциплинам «Информатика» и «Инженерная графика». Данная методика позволит студенту использовать компьютер в качестве «электронного кульмана» для создания чертежа с помощью графического редактора.


Цель методической

разработки:

Широкое внедрение вычислительной техники в различные сферы человеческой деятельности вносит свои специфические изменения в педагогические образовательные технологии. Компьютерные технологии используются для приобретения  умений и навыков, саморазвития личности обучающегося.

Методическая разработка содержит описание методики использования современных технических и информационных средств обучения, использования межпредметных связей на практическом занятии.


Тема занятия:

«Создание чертежа в программной среде Компас»

Цели занятия:

Обучающие:

  • Проверить усвоение материала теме «Графический редактор» дисциплины «Информатика»;
  • Сформировать умения применять знания  дисциплин «Информатика» и  «Инженерная графика» на практике;
  • Обобщить и систематизировать изученный материал  по темам «Информатики» и «Инженерной графики».

Развивающие:

  • Сформировать у обучающихся целостное представление о возможностях программы Компас;
  • Расширить знания по предметам;
  • Способствовать развитию познавательного интереса, формированию у обучающихся общих компетенций ОК2, ОК3, ОК5, ОК6, ОК8.

Воспитательные:

  • Выполнение заданий интегрированного учебного занятия;
  • Контроль уровня подготовленности студентов, оценка умений и навыков.

Вид занятия:

Интегрированное практическое занятие.

Обеспечение  занятия:

ПК и ПО «Компас», раздаточный материал: к.и.з., методические указания, приложения. Экран, проектор.

Литература:

  1. Ляхович В.Ф., Крамаров С.О., Шамарков И.П. Основы информатики. Ростов н/Дону: «Феникс», 2010г.
  2. Красильникова Г.А. Автоматизация инженерно-графических работ. Учебник. Питер, 2005г.
  3. Михеева Е.В.. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.


План  занятия

  1. Организационный момент                                                2  мин
  2. Актуализация знаний                                                6   мин
  3. Проверочный этап                                                10 мин
  4. Подготовительный этап                                                10 мин
  5. Основной этап: формирования умений и навыков                45 мин
  6. Подведение итогов, оценивание результатов                        15 мин
  7. Информационный этап                                                2   мин


Ход занятия

№ этапа

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент

Приветствует студентов. Проверяет присутствующих. Организует начало занятия. Сообщает тему занятия.

Преподаватель. Сегодня у нас практическое занятие по теме: «Создание чертежа в программной среде Компа». Это интегрированное занятие по двум предметам «Информатика» и «Инженерная графика».

Приветствуют преподавателя. Сообщают об отсутствующих. Слушают преподавателя.

2

Актуализация знаний

Предлагает вспомнить материал предыдущих занятий, задает вопросы по теме: «Графические редакторы» и по материалам дисциплины «Инженерная графика». Подводит к цели интегрированного занятия.

Преподаватель.

  • Давайте вспомним, с каким программным продуктом вы познакомились на прошлых занятиях?
  • К какому типу программ он относится?

  • Каково назначение этой программы?

  • В ходе изучения специальных предметов, например, «Устройство автомобиля», вам приходилось знакомиться  с графическими моделями реальных объектов?
  • Какие навыки вам потребовались для чтения чертежей?

  • Можем ли мы создать чертеж без этих умений и навыков, даже хорошо зная приемы работы в графическом редакторе?

  • Давайте сделаем вывод, что надо сделать, чтобы создать чертеж в среде Компас?

Отвечают на вопросы по теме «Графические редакторы» и по материалам дисциплины «Инженерная графика».

Ответы студентов:

  • Графический редактор Компас-график.

  • Относится к прикладным программам, т.е. позволяющим решать прикладные задачи.
  • Программа позволяет создавать графические изображения, сохранять, редактировать, распечатывать.
  • Это чертежи автомобиля, его узлов и деталей.

  • Нам потребовались навыки, полученные в ходе изучения предмета «Инженерная графика», навыки чтения чертежей.
  • Мы не сможем получить чертеж, не зная алгоритм его построения.

  • Необходимо объединить наши знания и умения по «Инженерной графике» и приемы работы в
  • графической среде  для получения качественного чертежа.

Совместно определяют цель интегрированного практического занятия «Создание чертежа в программной среде Компас»:

1. Проверка усвоения материала по теме «Графический редактор» дисциплины «Информатика».

2. Формирование умений применять знания по предметам «Информатика» и «Инженерная графика» на практике.

Эти цели можно реализовать во время построения чертежа средствами графического редактора. Компьютер в этом случае будет выступать в качестве «электронного кульмана», позволяющего автоматизировать процесс создания графического изображения.

3

Проверочный

Предлагает провести опрос по пройденному материалу дисциплины «Инженерная графика», чтобы вспомнить алгоритм построения чертежа и подготовить студентов к дальнейшей работе.

Преподаватель.

Приступаем к следующему этапу занятия. В практической части занятия вас ждет не механическое вычерчивание геометрических объектов, а творческая работа, в которой по двум видам модели надо будет построить третий вид. Поэтому необходимо вспомнить алгоритм таких построений. Предлагаю ответить на вопросы по темам «Инженерной графики»:

  • Назовите размеры форматов А3, А4.
  • Что называют главным видом?
  • Что называют комплексным чертежом?
  • Назовите назначение различных типов линий чертежа?
  • На каком расстоянии проводится размерная линия от линии контура?

Преподаватель раздает тестовые задания по темам инженерной графики, чтобы вспомнить правила построения чертежей.

Собирает тестовые работы, для дальнейшей проверки.

Студенты повторяют материал дисциплины «Инженерная графика».

Слушают отвечающего студента, корректируют.

Отвечают на вопросы теста, передают преподавателю (Приложение 2).

4

Подготовительный

Предлагает занять места ПК и вспомнить порядок настройки графической среды для последующей работы

Задает вопросы по алгоритму настройки графической среды.

Преподаватель. Давайте вспомним:

  • Каков порядок запуска программы Компас?
  • Каковы этапы настройки рабочей среды?
  • Задайте свойства примитивов.
  • Порядок заполнения штампа.
  • Подготовка и печать графического файла.

Занимают места за ПК.

Отвечают на вопросы преподавателя и демонстрируют этапы настройки среды на экране ПК.

Совместное ознакомление с алгоритмом работы и методическими указаниями к практической работе. По алгоритму выясняют со студентами, какие виды работ они будут выполнять. Ознакомление с оценочным листом (Приложение 1).

Преподаватель. Ваша подготовка к практической части закончена. Перед вами на столах находятся индивидуальные задания, содержащие изображение модели и двух видов, алгоритм работы и методические указания. Для подведения итогов занятия вложен оценочный лист, в который надо вписать № группы и Ф.И.

Оценочный лист содержит этапы вашей работы, которые оцениваются  определенным количеством баллов. В конце работы каждый должен будет оценить свой результат, просуммировать баллы. Затем будут подведены итоги занятия.

5

Основной: формирования умений и навыков.

Индивидуальный контроль деятельности каждого студента. Оказание помощи.

Выполняют задания, распечатывают чертеж.

6

Рефлексивно-оценочный.

Подводит итоги (собирает распечатки, оценочные листы) с фиксацией уровня выполнения работы в таблицу с выводом на экран.

Оценивает работу группы в целом.

Преподаватель. Заканчиваем работу и сохраняем файлы, пришло время оценить свой результат. Анализируя свой чертеж, заполняйте оценочные листы.

Давайте зафиксируем наши оценки на экране. У нас следующий итог:

«5» -      человек, «4» -       человек…

Проставляют баллы в оценочный лист за каждый этап работы. Подсчитывают результат, сообщают преподавателю и передают распечатки своих работ. (Приложение 1).

Совместно с преподавателем делают вывод о достижении целей интегрированного занятия.

7

Информационный.

Сообщает домашнее задание. Сообщает тему следующего занятия. Завершает работу.

Преподаватель. На следующем занятии вы продолжите работу в среде Компас. Необходимо будет выполнить деталировку по сборочному чертежу.

Обратитьcя к материалам дисциплины «Инженерная графика», вспомнить алгоритм таких построений, подобрать сборочный чертеж.

Слушают преподавателя. Записывают домашнее задание.


Заключение

На занятии использовалась специальная программная среда для построения графических изображений Компас, которая позволяет получать высококачественные чертежи. Выбор формы проведения в виде интегрированного практического занятия обусловлен широким использованием знаний и умений из предметной области «Инженерная графика».

Практическая часть интегрированного занятия обеспечивает выполнение поставленных целей: демонстрацию умений и навыков по двум дисциплинам «Инженерная  графика» и «Информатика», проверку качества достигнутых результатов. Творческо-воспроизводящие методы, используемые на занятии, направлены на активацию познавательной деятельности студентов, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.

Используемая литература

  1. Ляхович В.Ф., Крамаров С.О., Шамарков И.П. Основы информатики. Ростов н/Дону: «Феникс», 2010г.
  2. Красильникова Г.А. Автоматизация инженерно-графических работ. Учебник. Питер, 2005г.
  3. Михеева Е.В.. Информационные технологии в профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.

Приложение №1

Оценочный лист студента

 

группа __________ Ф.И.О. _______________________________________

№ п/п

Наименование этапа

Максимальный балл

Баллы

1

Построение главного вида модели

1

2

Построение вида сверху модели

1

3

Построение вида слева модели

1

4

Нанесение  осевых линий, линий невидимого контура. Нанесение размерных линий

1

5

Заполнение поля штампа (Ф.И.О. выполнившего и проверяющего)

0,5

6

Вывод графического изображения на печать

0,5

Итого:


Приложение №2

Тестовое задание. Вариант № 1

№1. Штриховая линия применяется для нанесения линий …

А). Видимого контура

Б). Невидимого контура

В). Штриховки

№2. Размерная линия проводится от линии контура на расстоянии …

А). 12 мм

Б). 10 мм

В). 15 мм

№3. Размеры формата А4 …

А). 420 х 297 мм

Б). 210 х 297 мм

В). 420 х 210 мм

№4. Главным видом называют …

А). Вид сверху

Б). Вид спереди

В). Вид снизу

№5. Комплексный чертеж - это …

А). Две проекции детали, связанные проекционной связью

Б). Три проекции детали, связанные проекционной связью

В). Рабочий чертеж детали

№6. Выберите главный вид для детали

А).

Б).

В).

№7. Выберите вид сверху для детали

А).

Б).

В).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, презентация, план урока по дисциплине "Tехническое черчение" по теме "Сборочный чертеж".

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Кроме того, этот мет...

Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"

Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Методическая разработка бинарного занятия по информатике и английскому языку на тему: Красоты Москвы

Методическая разработка бинарного занятия по информатике и английскому языку на тему: Красоты Москвы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ»

Цели методической разработки:Оказание методической помощи начинающим преподавателям;Углубление знаний учащихся;Активизация познавательной деятельности учащихся;Выявление индивидуальных способностей уч...

методическая разработка Олимпиада по дисциплине ОП.01 "Инженерная графика"

Методическая разработка по дисциплине "Инженерная графика" рекомендована для работы со студентами 2 курсов СПО по специальности 08.02.01 "СЭЗС"...

Методическая разработка открытого урока по Инженерной графике на тему «Выполнение разрезов на чертежах»

Методическая разработка открытого урока по Инженерной графике на тему «Выполнение разрезов на чертежах»...