Урок производственного обучения"Регулировка тепловых зазоров"
методическая разработка по теме

Урок производсвенного обучения по теме "Регулировкка тепловых зазоров ГРМ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»

Методическая разработка урока производственного обучения

Аннотация

Урок разработан по теме: «Устранение неисправностей газораспределительного механизма  (Регулировка тепловых зазоров )» по  профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»  

Автор

Л.А.Алленых

Должность

Мастер производственного обучения

Количество часов

7.2

                                               Липецк  2017

                                      Профессия:  Слесарь по ремонту строительных машин

Вид практики: ПП.02 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей 

Тема:  «Устранение неисправностей газораспределительного механизма»

 «Регулировка тепловых зазоров»

                                                              Место проведения: учебная мастерская

Регламент  7.2ч.

Мастер п/о  Л.А.Алленых

План урока  

Методическая цель:  активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Цели урока:

Учебные: формировать профессиональные компетенции  обучающихся при выполнении работ по устранению неисправностей газораспределительного механизма; регулировке тепловых зазоров;

     ПК 1.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.

    ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.

Развивающие:  развивать познавательный и профессиональный интерес;  развивать самосознание и творческие способности обучающихся при выполнении работ по устранению неисправностей газораспределительного механизма; регулировке тепловых зазоров; соблюдать правила безопасности труда в  учебных мастерских.

Воспитательные   

ОК 1. Понимать сущность и социальную  значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Методы обучения:  словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация), практический, частично-поисковый, фронтальный.

Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.

Междисциплинарные связи: теоретические занятия  « Устройство, ТО и ремонт автомобилей».

Техническое и дидактическое оснащение урока:

Оборудование:  двигатель,  ГРМ

Инструменты

Наборы ключей, отвёрток, ключей торцовый, шарнирный, набор щупов

Дидактические материалы: плакаты, инструкционные карты.  

Ход урока:

1. Организационный момент:  5 мин.

- проверка наличия обучающихся;

- проверка одежды (соответствия норм охраны труда);

- организация внимания и  готовности  обучающихся к уроку;

2. Вводный инструктаж:  35 мин.

- Сообщение темы и цели урока

- Объяснение нового материала:  

Регулировка теплового зазора в клапанном механизме.

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает плотную посадку клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма в процессе работы двигателя.

Характерным признаком увеличенного теплового зазора является наличие резкого звонкого стука, который хорошо прослушивается при работе двигателя без нагрузки с малой частотой вращения коленчатого вала. При уменьшенном тепловом зазоре уменьшается герметичность посадки клапанов в седлах, а следовательно, и компрессия в цилиндрах, подгорают фаски клапанов и их седла, двигатель работает с перебоями и его мощность падает.

Признаком неплотного закрытия клапанов является наличие периодических хлопков в выпускном или впускном трубопроводе. Зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел следует систематически проверять и при необходимости регулировать.

*  значение техники проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма;

*  порядок проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма;

*   применяемые инструменты, оборудование, приспособления;  специфика проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма;

*  показ приемов работы; предупреждение  о возможных ошибках при выполнении работы;

*  организация рабочего места;

*  инструктаж по правилам техники безопасности;

* Закрепление уровня знаний и выяснение уровня знаний с использованием контрольных вопросов:

  1. Как проявляются неисправности механизма газораспределения двигателя?
  2. С какой целью производят регулировку клапанов?
  3. Признаки неплотного закрытия клапанов.

3. Самостоятельная работа обучающихся в соответствии с техкартой :

Инструкционная карта регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме двигателя автомобиля КАМАЗ-740:

■ снять крышки головок цилиндров;

■ проверить и при необходимости затянуть болты крепления головок  цилиндров (момент затяжки должен быть в пределах 40...50 Н-м);

■ снять крышку люка в нижней части картера сцепления;

■ вставить ломик в отверстия на маховике и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком (рис. 1);

Рис. 1 Положения ручки фиксатора маховика при эксплуатации (а) и в зацеплении с маховиком (б)

■ проверить положение рисок на торце корпуса муфты опережения впрыскивания и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Если риски оказались внизу, необходимо фиксатор вывести из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз на маховике;

■ установить фиксатор маховика в верхнее положение;

■ повернуть коленчатый вал на угол 60° (расстояние между соседними отверстиями на маховике соответствует повороту коленчатого вала на 30°). В этом положении регулируемые клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги этих клапанов легко поворачиваются от руки);

■ проверить щупом зазор между носками коромысел и стержнями этих клапанов (передние клапаны правого ряда цилиндров — впускные, левого — выпускные). Щупы толщиной 0,25 мм для регулировки впускного клапана и толщиной 0,35 мм для регулировки выпускного клапана должны входить свободно, а щупы толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного клапанов — с небольшим усилием;

■ ослабить гайку регулировочного винта и, вставив в зазор щуп требуемой толщины,  посредством вращения винта отверткой установить требуемый зазор (рис. 2);

Рис. 2 Выполнение регулировки теплового зазора в клапанах

■ поддерживая винт отверткой, затянуть гайку и еще раз проверить зазор;

■ далее регулировать зазоры в клапанных механизмах попарно по цилиндрам, т.е. в 4-м и 2-м, 6-м и 3-м, 7-м и 8-м (в соответствии с порядком работы цилиндров), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на угол 180°;

■ установить крышку люка картера, крышку маховика и крышку головки цилиндров. При этом фиксатор маховика должен находиться в верхнем положении.

Упражнение считается выполненным, если после запуска двигателя стуки в

механизме газораспределения не прослушиваются.

4. Текущий инструктаж

(самостоятельная работа обучающихся)

Инструктирование по безопасности труда на рабочем месте;

Инструктирование по организации рабочего места;

Индивидуальное инструктирование;

Контроль качества работ;

Приём выполненной работы

5. Заключительный инструктаж 15 мин.

1.Подведение   итогов  урока, сообщение  о достижении цели.

2. Анализ выполнения учебно-производственных работ

3. Анализ  ошибок допущенных при выполнении регулировочных работ.

4. Анализ выполнения правил техники безопасности.

5. Сообщение оценки качества  работ обучающихся.

6. Домашнее задание. Нерсесян В. И. Производственное обучение по профессии «Автомеханик» стр.53-56

7.Уборка рабочего места.

Мастер п/о                                                  Алленых Л.А.