Методическая разработка "Клепка металла" январь 2018
методическая разработка по теме

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_klepka.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия  «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Клепка»

 

                                               Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                                Короткова С.А.

                                                    2017г.

Рассмотрено, обсуждено                                                       Утверждаю:

утверждено на заседании  ЦК №1                            и.о. зам. директора по УПР

                                                                                            _________Абаева Е.Ф.

Председатель ЦК №1                                        

___________В.М.Курдюкова                                                                                                                                          

                                     Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

   Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».  

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

  В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».

  В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:

  -журнал производственного обучения;

  -технологическая карта урока производственного обучения;

  -график перемещения по рабочим местам;

  -протоколы по охране труда и техники безопасности.

2.Характеристика темы.

    Слесарные работы применяются в различных видах производства, их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование, развертывание отверстий, нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка.                                                                                                                                                                          В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза  требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских  располагается  оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой  пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование.

     Клепкой называется процесс соединения двух или нескольких деталей с помощью заклепок. Этот вид соединения относится к группе неразъемных, так как разъединение склепанных деталей только путем разрушения заклепки.

    Заклепочные соединения широко применяют при изготовлении металлических конструкций мостов, ферм, рам, балок, а также в котлостроении, самолетостроении, судостроении и др.

3.Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся.  Основными общими показателями качества усвоения обучающимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

правильность приемов работы и рациональность организации труда и            

рабочего места;

          учебно-производственных работ;

выполнение установленных количественных показателей;

степень самостоятельности выполнения задания.

5.План – конспект урока

урока производственного обучения

Тема программы: «Слесарное дело»

Тема урока: «Клепка»

Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять клепку;                                                                                                  развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;

воспитательная – привить обучающимся  внимательность и грамотность  пользования инструментом;

 методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

                                                ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия обучающихся.

    2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1. Из каких операций состоит процесс клепки?

   Процесс клепки состоит из следующих основных операций:

   образование отверстия под заклепку в соединяемых деталях сверлением или пробивкой;

   зенкование гнезда под закладную головку заклепки (при клепке заклепками с потайной головкой);

   вставка заклепки в отверстие;

   образование замыкающей головки заклепки, т.е. собственно клепка.

 Вопрос  №2. На какие виды подразделяется клепка?

   Клепка разделяется на холодную, т.е. выполняемую без нагрева заклепок, и горячую, при которой перед постановкой на место стержень заклепки нагревают до 1000…1100 градусов. Выработаны следующие рекомендации по применению холодной и горячей клепки в зависимости от диаметра заклепок:

   до 8мм - только холодная;

   от 8 до 12 мм  - как горячая, так и холодная;

   больше 12 мм – только горячая.

   При выполнении слесарных работ обычно прибегают только к холодной клепке. Горячую клепку выполняют, как правило, в специализированных цехах. Холодная клепка широко применяется в самолетостроении.

   Преимущество горячей клепки заключается в том, что стержень лучше заполняет отверстие в склепываемых деталях, а при охлаждении заклепка лучше стягивает их.

Вопрос  №3. Какие  существуют типы заклепок?

   Заклепка – это цилиндрический стержень с головкой определенной формы. Головка заклепки, высаженная заранее, т.е. изготовленная вместе со стержнем, называется закладной, а образующаяся во время клепки из части стержня, выступающего над поверхностью склепываемых деталей, - замыкающей.

   Взрывные заклепки имеют в свободном конце стержня углубление, заполненное взрывчатым веществом, которое защищено от проникновения атмосферной влаги слоем лака.

   Клепка трубчатыми заклепками заключается в том, что в отверстие устанавливают заклепку с полным стержнем, затем специальным инструментом – пистонницей  - заклепку осаживают, подтягивают склепываемые детали друг другу и заклепывают.

   Заклепки с сердечником имеют полный стержень, в который помещен сердечник с утолщенной частью на конце.

   Заклепки ЦАГИ, как и заклепки с сердечником, состоят из двух частей – пистона и сердечника, который закаливается. Пистон с сердечником вставляют в отверстие, а затем ударами молотком забивают сердечник в пистон, у которого при этом отгибаются разрезанные концы, образующие замыкающую головку.

Вопрос №4. Виды заклепочных швов?

   Место соединения деталей заклепками называется заклепочным швом. В зависимости от характеристики и назначения заклепочного соединения заклепочные швы делят на три вида – прочные, плотные и прочноплотные.

   Прочный шов применяют для получения соединений повышенной прочности. Прочность шва достигается тем, что он имеет несколько ряда заклепок. Эти швы применяют при клепке балок, колонн, мостов и других металлических конструкций.

   Плотный шов применяют для получения достаточно плотной и герметичной конструкции при небольших нагрузках. Соединения с плотным швом выполняют обычно холодной клепкой.

   Прочноплотный шов применяют для получения прочного и вместе с тем непроницаемого для пара, газа, воды и других жидкостей соединения, например в паровых котлах и различных резервуарах с высоким внутренним давлением. Прочноплотные швы выполняют горячей клепкой с помощью клепальных машин с последующей подчеканкой головок заклепок и кромок листов.

Вопрос №5.  Инструменты и приспособления для ручной клепки?

   При ручной клепке применяют слесарные молотки с квадратным бойком, поддержки, обжимки, натяжки  и чеканы.

   Поддержки являются опорой при расклепывании стержня заклепок. Форма и размеры поддержек зависят от конструкции склепываемых деталей и диаметра стержня заклепки, а также от выбранного метода.

   Обжимки служат для придания замыкающей головке заклепки после осадки требуемой формы. На одном конце обжимки имеется углубление по форме головки заклепки.

   Натяжка представляет собой бородок с отверстием на конце; углубление по форме головки заклепки.

   Чекан представляет собой слесарное зубило с плоской рабочей поверхностью и применяется для создания герметичности заклепочного шва, достигаемой обжатием (подчеканкой) замыкающей головки и края листа.

Вопрос №6. Какие преимущества имеет машинная клепка?

   Машинная клепка имеет следующие преимущества:

высокая производительность труда;                                                                    высокое качество клепки – хорошее обжатие стержня и заполнение отверстия, а также формирование головки безукоризненной формы;                        незначительный процент брака;                                                                        почти полная ликвидация физического труда;                                              меньшее число занятых рабочих.

   Большой объем работ  по клепке выполняют на специальных клепальных машинах, пневматических и гидравлических прессах.

   Клепальные машины изготавливают стационарными и переносными. Первые имеют несколько большую производительность, но их недостатком является то, что изделие должно перемещаться по мере клепки; при громоздких конструкциях это требует устройства специальных конвейеров, а значит, дополнительных площадей.

   Ручной переносимый пневматический пресс широко применяют при одиночной клепке, особенно в труднодоступных местах. Его производительность в 5 раз выше производительности пневматического молотка.

   Пневморычажной стационарный  пресс применяют при одиночной клепке деталей стальными заклепками диаметров до 5 мм и заклепками из дюралюминия диаметров до 6 мм.

   

Вопросы  обучающихся и ответы на них.

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало  Бубнов»2010г
  3. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
  4.  Н.И.Макиенко  «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.

8.Рецензия

        на  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Машинист локомотива»  на тему: «Клепка»

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно - производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №1                                        В.М.Курдюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Студент СПО 2018"- февраль 2018

Презентация конкурса "Студент СПО 2018"https://yadi.sk/d/DzdkQ14H3SthP8...

Методическая разработка классного часа "Мое здоровье - в моих руках" апрель 2018

Классный час в форме брифинга о здоровом образе жизни....