Методическая разработка урока производственного обучения «Техническое оснащение хозяйства грузовой и коммерческой работы на железнодорожных станциях» (Март 2018)
методическая разработка на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения

 «Техническое оснащение хозяйства грузовой и коммерческой работы на железнодорожных станциях»

                                                 Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                              Короткова С.А.

2018г.

Рассмотрено, обсуждено                                            Утверждаю:

и утверждено на заседании                                        и.о.зам.директора УР

ЦК №2                                                                          __________Абаева Е.Ф.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Председатель ЦК № 2

___________ Федотова С.Н.                                                                              

Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.02.01   «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».  

Производственное обучение проводится на базовом предприятии станция Рузаевка Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

В период прохождения практики ведется  следующая  документация:

-дневники;

-отчеты по производственной практике;

-график перемещения студентов по рабочим местам;

-производственные характеристики.  

2.Характеристика темы

     Грузовой район - территория на железнодорожной станции, оснащенная комплексом технических средств и устройств, предназначенных для выполнения погрузочно – разгрузочных работ и коммерческих операций, сортировки и хранения грузов. Грузовой район – это место общего пользования, где обслуживаются многочисленные грузоотправители, грузополучатели, другие физические и юридические лица, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта.

     Грузовые районы должны иметь соответствующее путевое развитие ( погрузочно – выгрузочные, выставочные и соединительные пути), грузовые устройства , склады, площадки, механизмы, вагонные весы, габаритные ворота, служебно-технические здания, средства автоматизации, связи, устройства освещения ,электроснабжения, водопровод, канализацию и другое оборудование, необходимое для выполнения работ.

     На территории грузового района  (в зависимости от рода перерабатываемых грузов, размеров и характера грузовой работы)  могут размещаться склады для тарно – штучных, тяжеловесных, сыпучих грузов, контейнеров, лесоматериалов, металла, минерально – строительных материалов и  угля;  площадки для перегрузки грузов  из вагонов на автотранспорт и наоборот; платформы для колесной техники и самоходных единиц, товарные конторы; санитарно – бытовые и другие вспомогательные здания и помещения; зарядные пункты для аккумуляторных погрузчиков, ремонтные мастерские, гаражи автомобилей; склады горючих и смазочных материалов.

3.Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

          Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы со студентами.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении студентов на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми студентами невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения студентов по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов.  Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места:

-учебно-производственных работ;

-выполнение установленных количественных показателей;

-степень самостоятельности выполнения заданий.

5.План – конспект

урока производственного обучения

 Тема программы: «Техническое оснащение хозяйства грузовой и коммерческой работы на железнодорожных станциях»  

 Тема урока: « Назначение, классификация, техническое оснащение грузовых районов и складов »

 Цели урока: образовательная – научить студентов  о назначении и классификации грузовых районов и складов.

                        развивающая – развить мышление у студентов в рамках  назначения грузовых районов и вкладов.

                        воспитательная – привить студентам  грамотность о назначении, классификации грузовых районов и складов.

                        методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

       Проверка наличия студентов.

    2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1. Каким образом расположен грузовой район на железнодорожной станции?

   Расположение грузового района на железнодорожной станции должно обеспечивать удобное сообщение с ближайшими населенными пунктами, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, свободный подъезд транспортных средств к складским помещениям с наименьшим числом пересечений железнодорожных путей, удобные стоянки транспортных средств на территории грузового района, а также в ожидании въезда на его территорию, выполнение санитарных норм.

   Большое внимание уделяется благоустройству грузового района. Его территория должна быть ограждена, оборудована охранной сигнализацией по всему периметру ограждения, противопожарными средствами и освещена. У ворот грузового района оборудуется контрольно – пропускной пункт для обеспечения пропускного режима.

   В зависимости от структуры грузооборота грузовые районы разделяют на универсальные (общего назначения), на которых перерабатываются различные грузы, и специализированные, предназначенные для погрузки и выгрузки грузов ограниченной номенклатуры: тарно-штучных или тяжеловесных, контейнеров, сыпучих и т.д.

Вопрос  № 2. На какие виды подразделяют грузовые районы?

     В зависимости от схем путевого развития грузовые районы подразделяют на тупиковые и сквозные. Более широкое распространение получили грузовые районы тупикового типа,  так как обладают определенными технико-экономическими  достоинствами по сравнению со сквозными. В конце тупикового проезда предусматривается площадка для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м. Для стоянки автомобилей перед въездом на грузовой район предусматривают специальную площадку, а на территории грузового района – площадку для стоянки (в ночное время) автомобилей и прицепов к ним.

     На территории грузового района предусматриваются водоотводные сооружения, обеспечивающие отвод поверхностных вод с территории.

     Грузовые районы оборудуются устройствами оперативной, технологической и информационной связи (телефоны, телетайпы, переносные радиостанции, мобильные телефоны).

     Грузовые районы станций с большим объемом работы проектируются с учетом высокого уровня механизации и автоматизации технологических процессов и носят название транспортно-складские комплексы (ТСК).

Вопрос №3. Назначение и классификация железнодорожных складов?

     Прирельсовые железнодорожные станционные склады предназначены для кратковременного хранения грузов в периоды между приемом их к перевозке и погрузкой в вагоны, а также выгрузкой из вагонов и вывозом на склады грузополучателей. Кроме того, в складах выполняются операции по приему и выдаче грузов, сортировке по направлениям, подборке повагонных партий .

     В зависимости от рода груза, подлежащего хранению, склады разделяются на специальные и универсальные. В специальных складах хранятся грузы только одного наименования, требующие особых условий хранения, например склады для хранения материально – строительных материалов. Универсальные склады предназначены для грузов самых различных наименований, не оказывающих вредного воздействия друг на друга.

Вопрос №4. Какие бывают склады по условиям хранения груза и конструкции?

 По условиям хранения груза и конструкции склады бывают: крытые, крытые и открытые грузовые платформы и площадки. Для тарно -  штучных грузов, требующих закрытого хранения,  предназначены одноэтажные крытые склады с внутренним или наружным расположением погрузочно - выгрузочных путей, оборудованные средствами механизации погрузочно - разгрузочных и складских операций – дизельными или электропогрузчиками, штабелерами и др., устройствами пожарной и охранной сигнализации, стеллажами, зарядными станциями.

     Одноэтажные крытые склады с внутренним вводом погрузочно - выгрузочных путей строят однопролетными (шириной 18, 24,30 и 36 м.), двухпролетными (30м+30 м) и трехпролетными (24м+30 м+24м). Эти склады строят с учетом объединения в одном здании приема, склады строят с учетом объдинения в одном здании приема, выдачи грузов, а также сортировки мелких отправок с использованием средней (островной) платформы в качестве сортировочной.

Вопрос № 5.  Для каких работ предназначены: крытая перегрузочная платформа, открытая платформа и открытые площадки?

     Крытая перегрузочная платформа предназначена для переработки грузов по прямому варианту «вагон – автомобиль», «автомобиль – вагон».

    Открытые платформы применяются для погрузки , выгрузки и хранения колесной техники и грузов, не боящихся атмосферных осадков и температурных колебаний (автомобили, сельскохозяйственные машины, кирпич и др.). Открытые платформы могут быть боковыми и торцовыми.

     Открытые площадки предназначены для погрузки, выгрузки, хранения контейнеров, тяжеловесных, длинномерных, лесных и других навалочных грузов. Площадки оборудуются козловыми или мостовыми кранами. Площадки для переработки среднетоннажных контейнеров оборудуются электрокозловыми контейнерными кранами грузоподъемностью не менее 6.3т. с автоматизированными захватами ( автостропами ) для застропки и отстропки контейнеров.

Вопросы  обучающихся и ответы на них.

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

                                7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
  3. ОАО «РЖД»  «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на  ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  4.  ОАО «РЖД»  «Инструкция по сигнализации и связи на ж /д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
  5. М.С.Боровикова «Организация движения на железнодорожном транспорте» г. Москва 2003 г.
  6. В.П. Перепон  «Организация перевозок грузов» г.Москва 2003 г.

8.Рецензия

На  методическую разработку урока производственного обучения в группе №44 по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте »  на тему «Назначение, классификация, техническое оснащение грузовых районов и складов».

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии и оценки, план-конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Организация пассажирских перевозок». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку студентов профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №2                                С.Н.Федотова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Организация и управление грузовой и коммерческой работой" на тему "Перевозка массовых навалочных грузов"

Методическая разработка на тему "Перевозка массовых навалочных грузов" содержитподробный план проведения учебного занятия и предназначена для колледжей железнодорожного транспорта...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» по профессии 23.01.03 Автомеханик...