Главные вкладки

    План-конспект занятия на тему:
    Конспект лекций по предмету "Грузовые перевозки "№3

    Конспект лекций по предмету "Грузовые перевозки "№3

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gruzovye_perevozki_lektsiya_3.doc405 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лекция №3

    Тема «Погрузка, выгрузка, выдача грузов. Обеспечение сохранности перевозимых грузов»

    Опципо прибытию и выгрузке грузов

    15.1мацодходе поездов и грузов

    Информирование железнодорожных станций и грузополучателей о подходе грузов в их адрес производится двумя видами информации: предварительная и точная.

    Предварительную информацию руководство станции получает вместе с заданием на смену, она содержит данные о предстоящем прибытии поездов и вагонов на 12 часов вперед с каждого направления с выделением вагонов, следующих под выгрузку на данную станцию.

    Точная информация поступает по каналам связи в виде телеграммы-

    натурного листа.  Выверив телеграмму-натурный лист, маневровый диспетчер дает распоряжение приемосдатчику приступить к предварительной информации грузополучателей.

    Получив сообщение с соседней станции об отправлении поезда, дежурный по станции информирует работников СТЦ, пунктов технического обслуживания и коммерческого осмотра и (при необходимости) ведомственную охрану о номере поезда, пути приема и времени его прибытия для встречи прибывающего поезда работниками, участвующими в его обработке.

    Перевозочные документы на груженые вагоны, прибывшие под выгрузку, поступают в станционный  технологический центр (далее СТЦ), где проводится натурная проверка наличия и соответствия документов вагонам и грузам.

    Оператор СТЦ на всех накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах ставит календарный штемпель с датой фактического прибытия груза, в вагонном листе дополнительно указывается номер поезда и время прибытия.

    Документы записываются в Книгу сдачи перевозочных документов (форма ГУ-48) по каждой отправке с указанием номера вагона и номера накладной. В товарной конторе все прибывшие под выгрузку грузы регистрируют на основании данных перевозочных документов в Книге прибытия грузов.

    В соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта, перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов.

    Если прибывший на станцию назначения груз находится под таможенным контролем, то помимо грузополучателя о прибытии такого груза уведомляется территориальный таможенный орган.

    О времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту выгрузки грузов грузополучателем железнодорожная станция уведомляет грузополучателя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров. Эти уведомления регистрируются в Книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.

    Поданное перевозчиком уведомление о подаче вагонов под выгрузку  считается уведомлением о прибытии грузов.

    Передача груженых вагонов, в том числе вагонов с контейнерами, происходит по наружному осмотру. При этом обращают внимание на исправность кузова вагона, контейнера, наличие и исправность ЗПУ, соответствие контрольных знаков на них данным, указанным в вагонном листе. По грузам в открытом подвижном составе необходимо убедиться в том, что тара или груз не поврежден.

    При выявлении вагонов без ЗПУ (если о них есть отметка в вагонном листе), неисправностей кузова вагона, которые могут свидетельствовать о возможности доступа к грузу, признаков недостачи, порчи или повреждения груза в открытом подвижном составе составляют акт общей формы. Перевозчик выдает грузы из таких вагонов с проверкой. До проверки груза на вагоны накладываются ЗПУ станции.

    Передача вагонов на железнодорожные пути необщего пользования удостоверяется распиской работников станции и принимающей стороны в Памятке приемосдатчика формы.

    В целях предотвращения проникновения посторонних лиц в грузовые помещения вагонов, контейнеров и обеспечения сохранности перевозимых грузов применяются запорно-пломбировочные устройства.

    Запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) представляют собой контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами. Они не допускают возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения их целостности либо несанкционированного проникновения внутрь вагона, контейнера.

    На территории Российской Федерации допускается перевозка отдельных грузов, перечень которых установлен Правилами пломбирования

    вагонов и контейнеров, без ЗПУ, но с обязательным наложением установленного типа закрутки для запирания дверей, люков.

    Рис.1 Виды ЗПУ

    Для пломбирования применяются различные типы ЗПУ, например:

    – ЗПУ «Спрут–Универсал»  (для крытых, рефрижератор-

    ных вагонов, цистерн, вагонов-хопперов, крытых вагонов для перевоз-

    ки легковых автомобилей, контейнеров);

    – ЗПУ «ЛаВР»  (для крытых вагонов и контейнеров);

    – ЗПУ «ЛаВР–Гарант М» (для крытых, рефрижераторных, цистерн,

    вагонов-хопперов, крытых для перевозки легковых автомобилей, кон-

    тейнеров);

    – ЗПУ «Клещ – 60СЦ» (для контейнеров);

    – ЗПУ «СКАТ» (для специализированных цистерн, загруженных сжи-

    женными газами, кислотами и другими жидкими химическими грузами).       Снятие ЗПУ производится клещами-кусачками,  специальными съемниками. Отправление с железнодорожной станции погрузки вагонов и контейнеров с неправильно установленными ЗПУ не допускается. Пломбирование вагонов и контейнеров должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к информации, нанесенной на ЗПУ. ЗПУ должны иметь следующие знаки: буквенное сокращенное наименование перевозчика; индивидуальный контрольный знак из семи цифр, товарный знак предприятия изготовителя, последнюю цифру года выпуска ЗПУ, название ЗПУ.стСрок доставки зависит от того, каким видом отправки (повагонной, мелкой, контейнерной, в рефрижераторном контейнере, отправительским маршрутом и т.д.) грузоотправитель предпочел перевести свой груз, а также какой скоростью (грузовой или большой) и в каком сообщении (прямом, прямом смешанном, международном).

    Сроки доставки грузов, исчисляются исходя из норм суточного пробега.

    Груз считается доставленным в срок, если на железнодорожной станции назначения он выгружен средствами перевозчика или если вагон, контейнер с грузом подан для выгрузки средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. Дата уведомления грузополучателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на станцию назначения является датой фактического срока доставки груза по назначению. В этом случае железная дорога не несет ответственность за задержку груза на станции назначения, связанную с таможенным оформлением груза.

    За просрочку доставки груза, а также порожних вагонов предприятий, перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 Устава).

    Перевозчик, заключая договор перевозки с грузоотправителем, принимает обязательства по перевозке на всем пути следования.

    Перевозчик несет отвественность за несохранность грузов. Несохранность груза означает его утрату, недостачу, повреждение (порчу).

    Под утраченным понимается груз, отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении.

    Недостача груза — это разница между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.

    Повреждение (порча) груза результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.

    Перевозчик несет ответственность за несохранность груза от момента принятия его для перевозки до выдачи его грузополучателю. Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину перевозчика в несохранности.

    Рис.2 Несохранный груз

    Перевозчик может обосновать отсутствие своей вины и иными обстоятельствами, которые он не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ими могут быть скрытые дефекты тары, подвижного состава, непреодолимая сила, военные действия, блокада и другие обстоятельства.

    Перевозчик освобождается также от ответственности в случаях, если:

    – недостача или повреждение (порча) груза,  произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза,  в открытом подвижном составе;

    – перевозка груза, осуществлялась в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;

    – недостача груза, не превышает норму естественной  убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза.

    Во всех перечисленных случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

    Несохранные перевозки — это перевозки, в результате которых происходят потери или ухудшение качества грузов при транспортировке, в том числе во время ожидания погрузки, собственно погрузки, перевозки, выгрузки и доставки к месту потребления.

    Сохранность грузов при перевозках — обеспечение доставки грузов от отправителя до получателя без ухудшения качества, указанного в перевозочных документах (с учетом норм естественной убыли).

    Причинами хищений являются необеспечение надлежащей охраны грузов в парках станций.  

    Как хищения учитываются недостачи грузов, установленные по сравнению с документами и выявленные при наложении и срыве ЗПУ; при обнаружении следов повреждения и подделки ЗПУ и перевозочных документов; при обнаружении проломов и прорубов пола, крыши вагона или контейнера, решеток вентиляционного люка, люковых решеток у крытых вагонов, через которые могло быть совершено хищение; при обнаружении следов насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест, транспортных пакетов; при обнаружении проломов стен, пола, крыши склада, через которые могло быть совершено хищение, вскрытия замков и срывов пломб складских помещений; при наличии признаков хищения груза, перевозимого в открытом подвижном составе (выемки, нарушение креплений, и т.п.) и др.

    Организация работы по обеспечению сохранности грузов возлагается на руководителей предприятий железнодорожного транспорта и подразделения ведомственной охраны.

    Ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых  органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, проведения противопожарной профилактической работы, осуществления пожарного надзора и тушения пожаров на федеральном железнодорожном транспорте.

    При оформлении несохранности перевозок составляется акт общей формы. В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся

    основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом удостоверяется коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

    Коммерческий акт (форма ГУ-22) является документом, удостоверяющим обстоятельства, которые служат основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей, иных организаций, пользующихся услугами транспорта, пассажиров при осуществлении перевозок по железным дорогам.

    Коммерческий акт необходим для предъявления к перевозчику претензии и иска в случае недостачи, порчи, повреждения груза или грузобагажа.

    Коммерческий акт составляется в день выгрузки груза или в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. В соответствующих случаях в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выдачи грузов грузополучателю.

    При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

    Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и три работника перевозчика, перечень которых устанавливается Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.

    Коммерческий акт составляется станциями в трех экземплярах. Первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

    Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй

    экземпляр выдается грузополучателю по его требованию в течение трех дней.

    При перевозках грузов с использованием электронной накладной коммерческие акты могут составляться в электронном виде. Коммерческий акт в электронном виде передается в ИВЦ дороги, в состав которой входит станция, составившая его.

    К коммерческому акту прилагаются: подлинный вагонный лист; акт о техническом состоянии вагона (контейнера), если несохранность произошла или могла произойти в связи с неисправностью вагона (контейнера); копия коммерческого акта попутной станции, копия сертфиката качества или удостоверения о качестве при перевозке скоропортящихся грузов, копия ветеринарного свидетельства при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, копия сертификата, удостоверяющая отсутствие в грузах карантинных организмов.

     Акты общей формы (форма ГУ-23) также служат основанием для ответственности участников железнодорожной перевозки. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых является исчерпывающим, акты общей формы удостоверяют обстоятельства, не связанные с изменением количества и качественного состояния груза и не требующие составления коммерческого акта.

    Например, утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, неочистка вагонов, контейнеров после выгрузки средствами грузополучателя.

    Рис.3 Примерное заполнение акта общей формы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект лекций по дисциплине "Введение в специальность"

    В данном разделе Вы можете получить необходимые материалы и задания для выполнения контрольных работ и подготовки к экзамену (зачету)...

    Конспект лекций по профессиональному модулю ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих 12680 Каменщик 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» углубленной подготовки

    Методическое пособие представляет собой конспект лекций для студентов дневного и заочного отделения по профессиональному модулю ПМ.05. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабоч...

    Конспект лекций по дисциплине "Основы философии" на тему: Античная философия "

    Методическая разработка направлена на практическое применение при проведении занятия. К данной методической разработке имеется презентация и фильмы...

    Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

    ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

    Конспект лекций содержит теоретический материал учебной дисциплины в ком­пактной форме и представляет собой тезисы лекции, расположенные в соответствии с планом лекции. Предназначен для студентов ...