Методическая разработка конкурса профессионального мастерства
методическая разработка на тему

Будажапов Баир Будацыренович

Методическая разработка выполнена на основании Положения о методических разработках МД 05 ГАПОУ РБ БРТАТ. В разработке представлена программа проведения Конкурса профессионального мастерства среди   обучающихся по профессии «автомеханик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metdicheskaya_razrabotka_konkursa_prof._masterstva.docx49.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»

РАССМОТРЕНА на заседании

ЦК «ТЭПТСДМиО, АМ»

Протокол № 1 от «14» сентября 2018г

Председатель ЦК

_____________ /Э.С. Чимитова/

РАЗРАБОТКА

КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

СРЕДИ   ОБУЧАЮЩИХСЯ 1, 2 КУРСОВ

ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК» и 3 КУРСА ТЕХНИКУМА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЭПТСДМиО»

        

Улан-Удэ

2018 г.

Методическая разработка выполнена на основании Положения о методических разработках МД 05 ГАПОУ РБ БРТАТ. В разработке представлена программа проведения Конкурса профессионального мастерства среди   обучающихся по профессии «автомеханик»

Разработчик: 

Будажапов Б.Б., преподаватель профессионального цикла.

Рецензенты: Лыгденова Д.Д., заведующий по практическому обучению

 ИФ ГАПОУ РБ БРТАТ


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.  Введение                                                                                                        4

2.  Положение по подготовке и  проведению конкурса                                    5

3.  Программа проведения конкурса профессионального мастерства              9

4.  Список использованных источников                                                            11

5   Приложения                                                                                                    12


Введение

Дидактика профессионального образования рассматривает конкурсы профессионального мастерства как форму внеурочной работы обучаемых, которая имеет большое образовательное и воспитательное значение в подготовке квалифицированных кадров.

Конкурсы в сравнении с другими формами внеклассной и внеурочной работы более эффективно способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся в системе СПО и НПО. Планирование и организация конкурсов профессионального мастерства зачастую осуществляются в течение учебного года. Именно конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

Проведение конкурса профессионального мастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Они учат высокому профессиональному мастерству, воспитывают гордость за свою профессию, приобщают к секретам мастерства и являются хорошей проверкой формирования профессиональных и общих компетенций.

Разработка отражает цели, задачи, этапы и регламент конкурса.

Приложениями к разработке выступают конкурсные задания: тестовые задания, практические задания, оценочные листы.


Положение

о проведении практического конкурса профессионального мастерства

среди обучающихся ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»

 по профессии «Автомеханик»

Настоящее «Положение» определяет порядок проведения практического конкурса профессионального мастерства «Автомеханик».

С целью повышения качества профессионального обучения, пропаганды рабочих профессий, совершенствования форм, методов и средств производственного обучения в техникуме проводится практический конкурс профессионального мастерства, определяющий творческую молодежь, осваивающую рабочие профессии, а так же для повышения качества профессиональной подготовки автомехаников, пропаганды  профессии, повышения её престижа в современных условиях.

  1. Задачи
  1.  Определение  и повышение уровня приобретенных профессиональных и общих компетенций.
  2.  Пропаганда среди молодёжи рабочих профессий, возможности профессионального и личного развития обучающихся при обучении профессии «Автомеханик».
  3.  Развитие памяти, наблюдательности, творческого, логического и оперативного мышления, глазомера, технического слуха, скорости и точности сенсорных реакций.
  4.  Воспитание нравственных качеств  у обучающихся,  интереса  к  избранной профессии.

  1. Порядок проведения конкурса профессионального мастерства:

 2.1.  Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся  техникума   проводятся на основании совместного решения руководства и педагогического коллектива техникума.

2.2. Подготовку и проведение конкурса профессионального мастерства осуществляет организационный комитет, в состав которого входят руководители, преподаватели и мастера производственного обучения профессионального учебного заведения.

2.3. Организационный комитет конкурса разрабатывает и утверждает задание для участников конкурса на выявление лучшего по профессии.

2.4. Требования к заданиям конкурса профессионального мастерства:

- определение точной формулировки цели задания по теоретической подготовке участников конкурса в соответствии с содержанием учебно-программной;

  •  четкое определение содержания и количества учебных работ, которые должны быть выполнены участниками конкурса;
  •  учет особенностей технологического процесса при выполнении заданий, соответствие их техническим требованиям и мероприятиям по безопасности труда;
  •  установление нормы времени на выполнение работ;

3.        Организация конкурса профессионального мастерства

  1. Открытие конкурса профессионального мастерства проводится в торжественной обстановке. Время и место проведение конкурса определяется до его начала.
  2.  Перед началом конкурса проводится торжественная линейка (построение) участников. Председатель жюри объявляет участникам конкурса задачи конкурса, представляет членов жюри. Участники конкурса получают инструкции с заданиями и приступают к  их выполнению.
  3. На конкурсе профессионального мастерства, кроме участников, могут быть приглашены учащиеся техникума, представители предприятий и организаций.
  4. Члены жюри имеют право подходить к рабочему месту участников, задавать промежуточные вопросы участнику. Приглашенные мастера п/о и преподаватели не имеют право вносить коррективы в процессе выполнения заданий.
  5.  Конкурс мастерства на лучшего учащегося по профессии осуществляет жюри, которое утверждается приказом директора  техникума. Оценка выставляется при участии всех членов жюри конкурса. Условия выставления оценки (открытое голосование, тайное голосование) должны быть оговорены до начала конкурса.

3.6. Подготовка конкурсов профессионального мастерства включает систему организационно-педагогических мероприятий:

  • совершенствование учебно-материальной базы производственного обучения, в том числе подготовка мастерской для проведения практического этапа конкурса;
  • рациональный подбор учебно-производственных работ;
  • разработка и обеспечение обучающихся необходимой учебно-технической документацией;
  • организация самоконтроля и взаимоконтроля  обучающихся;
  • применение различных форм морального стимулирования, массовой работы по повышению качества учебно-производственных работ.

4. Определение и поощрение победителей конкурса профессионального мастерства.

  1. На жюри конкурса возлагается оценка практических работ, выполненных участниками конкурса, и уровня их теоретической подготовки в пределах, установленных конкурсными заданиями. Члены жюри контролируют правильность трудовых приемов, технологическую грамотность ведения работ, время выполнения заданий, соблюдения требований охраны труда и техники безопасности.
  2. Победители конкурса определяются по лучшим показателям выполнения конкурсных заданий.
  3. Общие компетенции для всех конкурсантов:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Ок2 Организовывать деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4. Организовать деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

4.4.Победители конкурса, занявшие призовые места награждаются грамотами. Конкурсанты, не занявшие призовых мест, награждаются  грамотами за участие в конкурсе.

4.5. По результатам конкурса  жюри выносит решение о рекомендации участника-победителя для участия в конкурсе профессионального мастерства более высокого уровня системы среднего  профессионального образования.

4.6.        Жюри конкурса оформляет и представляет протокол о проведении конкурса профессионального мастерства с сообщением результатов и указанием победителей.

5 Условия проведения конкурса

5.1. В Конкурсе принимают участие обучающихся 1, 2 курса «Автомеханик» и 3 курса «ТЭПТСДМиО»

5.2. Участники Конкурса должны иметь спецодежду, необходимые инструменты и материалы будут предоставлены техникумом.

5.3. Участник, допустивший нарушение правил техники безопасности

при выполнении любого задания практической части, снимается с соревнований.

5.4. Место проведения: лаборатория ДВС.

Программа

проведения конкурса профессионального мастерства

 среди обучающихся 1, 2 курсов по профессии «Автомеханик» и

3 курса техникума по специальности «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»

Дата проведения -  30 октября 2018 г.

Место проведения - каб. № 204 и лаборатория ДВС.

Участники конкурса: обучающихся 1, 2 курса «Автомеханик» и 3 курса «ТЭПТСДМиО»

Оборудование: автомобили ВАЗ 21074, ГАЗ 31105, КИА РИО, три комплекта для индивидуального задания (набор инструментов, автомобильная лампа, предохранитель, моющее средство, ветошь, крепежное изделие), комплект для командного задания (баллонный ключ, домкрат, страховочный упор, противооткатные упоры, запасное колесо), автомобильный компрессор, спецодежда, средства индивидуальной защиты, оценочные листы, инструкции.

Перед проведением конкурса проводится инструктаж по технике безопасности с внесением соответствующих записей в журнал по технике безопасности.

  1. Конкурс проводится в два этапа:

1 этап: командное задание (команда состоит из двух участников);

2 этап: индивидуальное задание.

  1. Соревнования практического конкурса:

1 командное задание: замена колеса автомобиля ВАЗ 2107 согласно инструкции. До начала выполнения задания участникам дают возможность ознакомиться с инструкцией (см. приложение 3). Оценочный лист 1 этапа в приложении 4.

2 индивидуальное задание: устранение указанных неисправностей при проведении ежедневного ТО. Для сохранения элемента неожиданности участникам для выполнения задания будут предложены три автомобиля одного типа (легковой седан) но различных марок ( ВАЗ 21074, ГАЗ 31105 ВОЛГА, КИЯ РИО). Перед началом конкурса участники проходят жеребьевку и выполняют задание одновременно (оценочный лист см. приложение 5).

3. Оценка результатов конкурса.

3.1. Результаты командного задания определяются по затраченному времени и суммой штрафных баллов, начисленных за невыполнение пунктов инструкции. 1 бал – 1 сек., 10 балов за невыполнение работ указанных в инструкции.

3.2. Результаты индивидуального задания определятся суммой штрафных баллов начисленных за каждую не устраненную  неисправность (10 баллов за не устраненную неисправность). Время на выполнение задания составляет 5 минут. В случае если все неисправности устранены раньше установленного времени, то победитель определяется по наименьшему затраченному времени. В случае если по окончанию установленного времени устранено равное количество неисправностей, то участникам дается дополнительное задание. Дополнительное задание (см. приложение 6): подкачать специально подготовленное колесо до требуемого значения с помощью автомобильного компрессора. Победитель определяется по наименьшему затраченному времени.

3.3. Победителем становится команда с наименьшим количеством набранных баллов в командном и индивидуальном заданиях.

 


Список использованных источников

1 Положение о методических разработках МД 05 ГАПОУ РБ БРТАТ

2 Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Наука, 2010, -97с

3 Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении», М: Просвещение, 1992г

4 Кругликов Г.И.  Воспитательная работа мастера производственного обучения.-М.Академия, 2008г.

5 Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. 6-е изд. Учеб.пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2014, - 388 с.

6 Автомеханик / сост. А. А. Ханников. — 2-е изд. — А22 Минск : Современная школа, 2010. - 384 с. — (Серия «Профессиональное образование»).

7 https://инструкция-по-охране-труда.рф/приснятии-и-установке-колес.html

8 https://infourok.ru/

9 http://howcarworks.ru/

Приложение 1

Участники конкурса

Команда №_____________________________________________________

№ п/п

Ф.И.О. участника

Шифр группы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Приложение -2

Сводная таблица результатов конкурса «Автомеханик"

Команда

Кол-во баллов за практику

Общее кол-во баллов

Занятое место

Команд.

Индивид.


Приложение -3

Инструкция по замене колеса

  1. Установить автомобиль на ровную твёрдую поверхность.
  2. Поставить автомобиль на ручной тормоз и включить первую передачу.
  3. Достать из багажного отделения запасное колесо, домкрат, баллонный ключ и противооткатные упоры.
  4. Установить под колесо, находящееся по диагонали от заменяемого, противооткатные упоры.
  5. Ослабить затяжку четырех колесных болтов крепления колеса.
  6. Установить домкрат в специальном месте и поднять автомобиль до момента когда  колесо  окажется приподнятым над опорной поверхностью.
  7. Установить страховочный упор.
  8.  Отвернуть болты крепления колеса, снять колесо и установить в багажное отделение.
  9. Установить запасное колесо на автомобиль  и от руки завернуть болты его крепления. «Баллонным» ключом равномерно, «крест — накрест» подтянуть болты, удерживая колесо от вращения. 
  10. Опустить автомобиль, снять домкрат и окончательно крест-накрест затянуть болты крепления колеса.
  11.  Убирать в багажное отделение домкрат, противооткатные упоры и «баллонный» ключ.

Приложение -4

Контрольная таблица по замене колеса

Команда __________________________________________________________

Порядок выполнения

Выпол.

Не вып.

Штраф.

баллы

1.        Установить автомобиль на ровную твёрдую поверхность.

2.        Поставить автомобиль на ручной тормоз и включить первую передачу.

3.        Достать из багажного отделения запасное колесо, домкрат, баллонный ключ и противооткатные упоры.

4.        Установить под колесо, находящееся по диагонали от заменяемого, противооткатные упоры.

5.        Ослабить затяжку четырех колесных болтов крепления колеса.

6.        Установить домкрат в специальном месте и поднять автомобиль до момента когда  колесо не окажется приподнятым над опорной поверхностью.

7.        Установить страховочный упор.

8.   Отвернуть болты крепления колеса, снять колесо и установить в багажное отделение.

9.        Установить запасное колесо на автомобиль  и от руки завернуть болты его крепления. «Баллонным» ключом равномерно, «крест — накрест» подтянуть болты, удерживая колесо от вращения.

10.        Опустить автомобиль, снять домкрат и окончательно крест-накрест затянуть болты крепления колеса.

Убирать в багажное отделение домкрат, противооткатные упоры и «баллонный» ключ.

Время выполнения

Итого


Приложение -5

Контрольная таблица по индивидуальному заданию

ФИО Участника _____________________________________________

Команда _____________________________________________________

Неисправности

Выпол.

Не выпол.

Штраф.

баллы

Нарушено положение водительского сиденья

Нарушено положение зеркала заднего вида

Загрязнено боковое зеркало заднего вида

Не горит фара

Не работают стеклоочистители (перегорел предохранитель)

Ослаблен колесный болт

Недостаточный объем охлаждающей жидкости

Отсутствует крепление гос. номера

Время выполнения

Время выполнения дополнительного задания

Итого


Приложение 6

Инструкция по подкачке колеса

1 Извлечь компрессор из чехла.

2 Установить компрессор на ровную твердую поверхность.

3 Подсоединить пневмошланг к ниппелю надуваемой шины.

4 Подключить зажимы проводов компрессора к клеммам аккумулятора.

5 Перевести клавишу выключателя компрессора в положение I.. Компрессор начнет работать.

6 Следить за давлением по манометру.

7 По достижению рекомендованного  давления, выключить компрессор, переведя выключатель в положение O.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР. КОНДИТЕР»

Конкурс проводится между учащимися 1 и 2 курсов (2 группы), из каждой  группы по 3 человека....

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии «Повар»

Данная методическая разработка содержит материалы проведения внутриучилищного конкурса профессионального мастерства  тема: «Поваров умелые руки могут чудо сотворить!» среди учащихся 1 курса, обуч...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства "А ну-ка, оператор связи"

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства для обучающихся по профессии "Оператор связи",содержит  сценарий проведения конкурса.Конкурсы разработаны для участия обучающихся 1 и...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства "Лучший по професии Повар"

На городском конкурсе обучающихся выступили отлично! Конкурсанты представили разную национальную кухню и десерт....

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии "Токарь-универсал"

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства, посвященного профессиональному празднику «День энергетика»

Конкурс профессионального мастерства, посвященного профессиональному празднику «День энергетика»...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии среднего профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)

Данная методическая разработка конкурса профессионального мастерства помогает определить уровень профессиональной подготовки обучающихся,  направлена на совершенствование качества профессионально...