статья февраль 2019
статья

КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЫХ РАБОЧИХ, КАК МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОГРАММ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЫХ РАБОЧИХ, КАК МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОГРАММ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 Современные образовательные реформы в России активизировали поиск новых методологических оснований, концепций и инноваций в деятельности среднего профессионального образования. Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования, является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение конкурсов и олимпиад. 157 В настоящее время изменяется система профессионального образования, которое больше должно быть ориентировано на потребности работодателей, выраженные в профессиональных стандартах, и на удовлетворение индивидуальных потребностей студентов в приобретении компетенций, как инвариантных к деятельности вообще, так и узкоспециализированных, способствующих трудоустройству. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста. А использование в процессе подготовки специалистов профессиональных конкурсов гарантирует их эффективную подготовку, т.к. эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления. Участие студентов в конкурсах профессионального мастерства можно назвать одним из приоритетных направлений работы. Они помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Конкурсы профессионального мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии. Участие в профессиональных конкурсах на региональном и федеральном необходимо, прежде всего, потому, что именно здесь сосредоточено всѐ ценное, новое, современное. 158 С целью формирования мотивационной готовности к труду по приобретаемой профессии и специальности, выявления наиболее одаренных студентов, определения уровня качества профессиональной подготовки выпускников, повышения престижа техникума студенты ежегодно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства, которые проводятся на различных уровнях: на уровне техникума, региональном, всероссийском, национальном чемпионатах, где занимают призовые места и места победителей. В нашем железнодорожно-промышленном техникуме проводятся такие конкурсы как «Лучший по профессии», «WorldSkills». Студенты техникума по профессии «Машинист локомотива» и по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» принимают участие в различных внеклассных мероприятиях по профессии и конкурсах, где так же демонстрируют свои профессиональные качества, проводят мастерклассы. На начальном этапе в техникуме проводятся внутригрупповые конкурсы профессионального мастерства с целью максимального вовлечения студентов в специальность, приобретения практических профессиональных навыков. По результатам отбираются студенты для участия в межгрупповых конкурсах по специальности, проведение которых позволяет обучающимся студентам применить полученные навыки, а также показать свое мастерство, что является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным примером для остальных. В конкурентной борьбе у студентов резко возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе по приобретаемой специальности. В процессе подготовки своего участника члены группы включены во все виды деятельности от оказания практической помощи до выработки креативных идей и моральной поддержки. Победители конкурса выдвигаются в наставники. Практика применения наставничества в образовательном процессе техникума показывает положительные результаты, студенты легче и быстрее осваивают практические навыки, так как сверстники объясняют сложные вопросы более доступным 159 языком, имеют возможность многократно повторить, показать на своем примере, рассказать о трудностях, с которыми сами сталкивались при приобретении данного профессионального навыка, а также об особенностях, важных при освоении профессии. Не следует упускать из виду и положительное влияние примера. Отобранные в конкурсе профессионального мастерства на уровне техникума наиболее способные студенты поощряются морально и материально и включаются в многоуровневую подготовку к различным конкурсам, а затем к региональному чемпионату WorldSkills. К участию в чемпионате WorldSkills отбираются лучшие из лучших. Данный факт широко освещается в техникуме, максимально привлекаются студенты третьих и четвертых курсов к волонтерскому движению чемпионата, с целью их включения в процедуру конкурса. Таким образом, формируются их мотивации к освоению и совершенствованию профессиональных навыков. Чемпионат проводиться ежегодно на протяжении четырѐх лет, и обычно к участию допускаются не только студенты старших курсов, прошедшие профессиональный цикл и производственную практику, но и применяется практика привлечения студентов 2 курса по специальности « Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», это является мотивирующим фактором к совершенствованию профессиональных навыков. Задания на чемпионатах Worldskills «Молодые профессионалы» разработаны таким образом, чтобы предоставить участникам безграничные возможности для самореализации, ориентирования на свободный выбор и творчество в решении предлагаемых нестандартных профессиональных ситуаций. А так же студенты техникума ежегодно принимают участие в Отборочных и Национальных чемпионатах Worldskills «Молодые профессионалы» в г. Красногорск 2016 год, 2017 в г. Краснодаре, в 2018г в г. Ожерелье Московской области учувствовал студент 2 курса. В Региональных чемпионатах Worldskills студенты нашего техникума занимают 1,2,3 места. Все конкурсы в техникуме проходят с приглашением работодателей, которые оценивают наших конкурсантов, а также позволяют работодателям найти для себя талантливые кадры. 160 Конкурсы профессионального мастерства являются действенным средством формирования мотивационной готовности студентов к работе по профессии. Опыт успеха обладает для молодого человека огромной жизненной значимостью, он убеждается в собственной компетентности, способности решать сложные профессиональные задачи в экстремальных условиях соревнования, что укрепляет его чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Чувство профессионального успеха выступает в данном возрасте ведущим эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду. Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует совершенствованию профессионального образования, внедрению новых форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций. Профессиональные конкурсы оказывают благоприятное влияние и на престиж профессии, и на раскрытие новых возможностей для профессионального совершенствования, творчества. Само участие в конкурсах обогащает студентов новыми практическими навыками, теоретическими знаниями, придает им уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы для дальнейшего профессионального роста и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья февраль 2018

Пути и методы педагогического опыта и его обобщение...

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps) февраль 2019

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps)...

Статья май 2019

laquo;Приглашаем в гости»Тема исследовательской работы                      «Пайга...