Мастер-класс "Основные неисправности агрегатов трансмиссии"
материал

Тема: "Основные неисправности агрегатов трансмиссии"

Возрастной диапазон учащихся (класс): 7

Время, отводимое на проведение урока: 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_14.doc802 КБ

Предварительный просмотр:

                                 «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель УП ГБПОУ «КАТ № 9»

___________________Э. Р. Ризванова

                                         «03» сентября 2018 г.

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

НАПРАВЛЕНИЕ: АВТОМЕХАНИК

1.Тема: Основные неисправности агрегатов трансмиссии

2. Возрастной диапазон обучающихся (класс): 7

3. Время, отводимое на проведение урока: 45 минут

4. Место проведения: ГБПОУ «Колледж автомобильного транспорта № 9», аудитория № 309

Цели:

- активизировать изученные учащимися в школе физические и технические процессы;

- ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе с агрегатами и узлами автомобиля;

- прививать профессиональные и этические нормы при работе и общении в профессиональной среде;

- воспитывать у учащихся чувство индивидуальной ответственности, способность к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.

Оборудование: интерактивная панель «Московской электронной школы», презентация

Ход мастер-класса:

  1. Оргмомент. Ребята готовятся к уроку. Педагог организует учебную среду. При проведении данного мастер-класса демонстрация основных неисправностей агрегатов трансмиссии возможна также и при показе презентации из мастер-класса № 13.

  1. Вступительное слово педагога. СЛАЙД № 1. Основные неисправности сцепления

Диагностирование сцепления. Исправность сцепления проверяют при работающем двигателе. Выжав педаль сцепления, поочередно включают передачи. Если включение передач затруднено и сопровождается скрежетом, то сцепление полностью не выключается («ведет»). Полноту включения сцепления проверяют, затянув ручной тормоз. Затем включают высшую передачу и плавно отпускают педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль управления дроссельными заслонками. Если двигатель при этом останавливается, то сцепление исправно. Продолжение работы двигателя указывает на неполное включение (пробуксовку) сцепления. Пробуксовка  проявляется и при движении автомобиля (медленный разгон и недостаточная тяга автомобиля с номинальной мощностью двигателя). При проверке сцепления могут быть обнаружены следующие неисправности: резкое  включение, чрезмерный нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки при включении. Диагностирование сцепления может проводиться на стенде для проверки тягово-экономических показателей с помощью стробоскопического устройства.

В таблице представлены основные признаки и соответствующие им неисправности сцепления.

Признаки  

Неисправности  

Сцепление «ведет»

Деформация ведомого диска.

Износ шлицев ведомого диска.

Износ или повреждение накладок ведомого диска.

Поломка или ослабление диафрагменной пружины.

Неисправность рабочего цилиндра.

 

Засорение гидропривода.

 

Нарушение герметичности привода.

 

Заедание, удлинение или повреждение троса.

 

Повреждение рычажной системы

Сцепление «буксует» 

Износ или повреждение накладок ведомого диска.

Замасливание ведомого диска.

Поломка или ослабление диафрагменной пружины.

Износ рабочей поверхности маховика.

Засорение гидропривода.  

 

Неисправность рабочего цилиндра.

 

Заедание троса.

 

Заедание вилки выключения сцепления

Рывки при работе  сцепления 

Износ или повреждение накладок ведомого диска.

Замасливание ведомого диска.

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах.

Деформация диафрагменной пружины.

Износ или поломка демпферных пружин.  

 

Коробление нажимного диска.

 

Ослабление опор крепления двигателя

Вибрация при включении сцепления 

Износ шлицев ведомого диска.

Деформация ведомого диска.

Замасливание ведомого диска.

Деформация диафрагменной пружины.  

 

Ослабление опор крепления двигателя

Шум при выключении  

 

Износ или повреждение выжимного подшипника износ  

http://avtorom.ru/data/mod/tree/1530706138_izh-21261-sceplenie.jpg

Устранение неисправностей сцепления производится регулировкой, заменой изношенных или поломанных деталей и восстановлением герметичности и уровня рабочей жидкости гидропривода. При замасливании фрикционных накладок их промывают бензином. Ослабленные соединения подтягивают.

  1. СЛАЙД № 2. Основные неисправности коробки передач и раздаточной коробки

Исправность коробки передач и раздаточной коробки проверяют в режиме движения автомобиля и при  внешнем осмотре. Внешний осмотр помогает определить наличие трещин и пробоин корпуса коробки. При осмотре и опробовании на ходу особое внимание обращают на отсутствие течи масла из уплотнений, на легкость и бесшумность переключения передач. В проверяемых агрегатах не должно быть посторонних стуков и шумов во время работы, передачи при включении должны фиксироваться (самопроизвольное выключение передач не допускается). Корпус коробки передач сразу после работы не должен вызывать ощущения ожога при касании рукой (т.е. степень нагрева – оптимальная).

При диагностировании определяют суммарный угловой люфт в коробке передач и раздаточной коробке от ведущего до ведомого вала. Люфт замеряется люфтомером. Люфт увеличивается в результате изнашивания деталей коробки передач (КП) или раздаточной коробки (РК) и увеличения зазора в сопряжениях. У новых обкатанных автомобилей суммарный угловой люфт коробки передач на различных передачах составляет 2,5…6º (наибольший люфт – на прямой передаче). Люфт от 5 до 15º свидетельствует о необходимости ремонта  коробки передач. При проверке автомобиля на тяговом стенде работа КП и РК прослушивается стетоскопом. При работе КП и РК не должно быть громких, резких и щелкающих звуков. По шумам в коробках и месту их возникновения определяют неисправности деталей коробки.                                                                Внешние признаки и соответствующие им неисправности механической коробки передач представлены в таблице.

Признаки

Неисправности

Шум в нейтральном положении

  • Износ подшипника ведущего вала.
  • Низкий уровень масла в коробке

Шум при включении передач

  • Износ или деформация блокирующего устройства.
  • Износ муфт синхронизаторов.
  • Ослабление резьбовых соединений крепление коробки передач.
  • Неполное выключение сцепления

Шум при работе коробки

  • Износ подшипников.
  • Износ муфт синхронизаторов.
  • Низкий уровень масла в коробке

Затрудненное включение передач

  • Износ муфт синхронизаторов.
  • Износ шестерен.
  • Низкий уровень масла в коробке.
  • Износ или повреждение штока переключения.
  • Ослабление крепления или повреждение троса (тяги) привода.
  • Неполное выключение сцепления

Самопроизвольное выключение передач

  • Ослабление резьбовых соединений крепление коробки передач.
  • Заедание троса (тяги) привода.
  • Износ муфт синхронизаторов.
  • Износ шлицевых соединений муфт синхронизаторов.
  • Износ шестерен.
  • Износ штока переключения.
  • Износ вилки переключения.
  • Износ подшипников ведомого (промежуточного) вала

Подтекание масла

 Ослабление резьбовых соединений крепления коробки передач.  Износ сальников

 

https://fs1.ppt4web.ru/images/95239/123837/640/img3.jpg

Неисправности коробки передач можно установить по внешним признакам: повышенный шум при работе и переключении передач, самопроизвольное выключение и затрудненное включение передач, самопроизвольное переключение передач или одновременное включение двух передач, чрезмерный нагрев и вибрацию, нарушение герметичности картера и течь масла.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/w/wyGfsN4nXPOtFc0EmbuaUC8xrYB2Ddk7IlV95Z/slide-4.jpg

  1. СЛАЙД № 3. Основные неисправности карданной передачи

Основные дефекты деталей карданной передачи: износ шеек, подшипников, сальников крестовины, отверстий в валиках, шлицев на валах и вилках, прогиб или скручивание валов, износ опорного подшипника промежуточного вала. Неисправности карданной передачи проявляются в вибрации и стуках. Вибрацию вызывают ослабление крепления деталей, деформации и дисбаланс карданных валов. Стуки в карданной передаче возникают из-за увеличения зазоров в шлицевых соединениях, между шипами крестовины и игольчатыми подшипниками, между обоймами игольчатых подшипников и отверстиями в вилках.  

Основным способом устранения неисправностей карданной передачи является замена изношенных деталей новыми. Изношенные шейки крестовины восстанавливают хромированием. Нельзя эксплуатировать игольчатые подшипники, в которых не хватает хотя бы одного ролика. Если на шейках крестовины имеются вмятины от роликов, то  следует  заменить  крестовину в сборе с подшипниками. Скользящие вилки шарниров должны свободно, без заедания, перемещаться вдоль шлицев карданного вала. При этом не должно быть ощутимого радиального люфта. Вилки с изношенными шлицами заменяют новыми. Валы, имеющие скручивание, износ и смятие шлицев, заменяют новыми. Карданные валы должны подвергаться динамической балансировке на стенде. Дисбаланс не должен превышать указанного в технических условиях значения.

http://www.autoprospect.ru/izh/2717-oda/images/408s.jpg

  1. СЛАЙД № 4. Основные неисправности механизмов ведущего моста.

Основные дефекты деталей главной передачи, дифференциала и полуосей: износ или поломка зубьев, неправильная регулировка зацепления шестерен, износ подшипников и мест их посадки, износ шеек крестовин и торцовых поверхностей сателлитов и полуосевых шестерен, износ шлицев и шпоночного соединения полуосей, сальников и мест их посадки, течь масла из картера моста, недостаточный уровень масла в картере моста.

Основные способы устранения неисправностей механизмов ведущего моста – регулировочные работы и замена изношенных деталей. Крестовина дифференциала имеет износ и задиры в основном на поверхности шипов, их устраняют шлифованием под ремонтные размеры, наплавкой, хромированием или осталиванием. Трещины картера моста заваривают. Скрученные полуоси заменяют новыми, а погнутые полуоси можно исправить на специальном прессе. Изношенные или поломанные шестерни заменяют новыми. Изношенные подшипники заменяют новыми. Изношенные посадочные места подшипников и шестерен восстанавливают хромированием, осталиванием или наплавкой.

Для демонтажа и монтажа подшипников и шестерен, устанавливаемых с натягом, применяют специальные съемники и оправки.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/s/sf8yt9Oxdg5CjH1zPTYXiaZEblQhmrJ4FSNkoU/slide-14.jpg

  1. Подведение итогов мастер-класса

Наше знакомство с общими сведениями о неисправностях агрегатов трансмиссии автомобиля подошло к завершению.

- Ребята, что вы сегодня для себя узнали нового в течение нашего занятия и как вам помогли знания, полученные в школе?

- Сегодня мы с вами изучили очень много новых терминов и определений, которые помогут вам в дальнейшем обучении, в том числе и профессиональном.

- Наше занятие окончено. Спасибо за участие в мастер-классе! До свидания!

Преподаватель                                                                Серёгина А. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план для повышения квалификации граждан рабочей профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» категории «F» (с гидростатической трансмиссией).

Учебный план для повышения квалификации граждан рабочей профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» категории «F» (с гидростатической трансмиссией)....

Методическая разработка урока по теме "Трансмиссия тракторов"

В разработке приводятся основные цели и возможности использования учебного материала, дан план проведения урока и материалы, применяемые при проведении урока....

- Контрольно-измерительные материалы по МДК 01.01 «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИ-ЛЕЙ». Раздел 1 «КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ», ПМ.01, специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», по теме «ТРАНСМИССИЯ».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение    Республики Крым «Симферопольский автотранспортны...

План занятия производственного обучения «Разборочно-сборочные работы с изучением трансмиссии автомобиля (сцепление)»

Представлен план занятия производственного обучения«Разборочно-сборочные работы с изучением трансмиссии автомобиля (сцепление)»...

План занятия производственного обучения «Разборочно-сборочные работы с изучением трансмиссии автомобиля (коробка передач)»

Представлен план занятия производственного обучения«Разборочно-сборочные работы с изучением трансмиссии автомобиля (коробка передач)»...

Мастер-класс "Изучение агрегатов трансмиссии"

Тема: "Изучение агрегатов трансмиссии"Возрастной диапазон учащихс:я (класс): 7Время, отводимое на проведение урока: 45 минут...