Методическая разработка урока по теме "Трансмиссия тракторов"
методическая разработка по теме

В разработке приводятся основные цели и возможности использования учебного материала, дан план проведения урока и материалы, применяемые при проведении урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»

подразделение с. Тарасово

Методическая разработка урока по теме «Трансмиссия тракторов»

Разработал: преподаватель

Репенко Дмитрий Витальевич

Тарасово 2014

Содержание

Методические рекомендации …………….…..

4

План урока …………………….……………….

5

Ход урока ………………………………………...

6

Приложение ……………………………………...

9

Методические рекомендации:

Урок проводится по окончании прохождения темы «Трансмиссия тракторов», или как подготовительный урок к итоговой контрольной работе в конце курса обучения по теме «Устройство тракторов» - 1 курс со сроком обучения 2 года, 2 курс со сроком обучения 3 года.

Тематика урока предусматривает обобщение и систематизацию основных знаний по теме «Трансмиссия тракторов» в виде игры - соревнования, рассчитанного на один академический час. На повторение выносятся обобщенные вопросы по теме в рамках программы и ограниченные марками изучаемых тракторов.

При проведении урока необходимо следующее комплексное методическое обеспечение:

1. Урок проводится в специализированном кабинете по устройству тракторов и автомобилей;

2. Кабинет оформляется для работы групп (столы группируются по два);

3. На доске оформляется экран соревнования (бланк экрана на ватмане);

4. Подготавливаются раздаточные материалы по количеству рабочих групп (наименование команд, карточки – задания, у преподавателя – эталоны ответов).

В начале урока проводится жеребьевка для деления обучающихся на группы, присваивается группам названия. После этого разъясняются основные принципы работы в группе, правила проведения соревнования, учет баллов каждого конкурса, принципы оценки работы каждого учащегося.

Проведение каждого конкурса сопровождается обязательным объяснением условий проведения и оценки данного задания. По окончании конкурса, или через один конкурс проставляются баллы на экране соревнования.

По окончании урока подводится итог соревнования и проставляются оценки группам и каждому учащемуся в группе, путем голосования членов группы.

В качестве завершения урока предлагается анкета самооценки работы группы.

План урока

Группа №  _____

Дата проведения ____________г.

Тема урока: Трансмиссия тракторов

Цели урока:

Обучающая:

  • Обобщение и систематизация знаний по устройству и работе агрегатов трансмиссии.

Развивающая  

  • развитие памяти, мышления;
  • развитие ключевых компетенций общеучебных – умение выявлять главное, работать со схемами механизмов, быстро ориентироваться в различных вопросах.

Воспитательная

  • воспитание ответственности за свою деятельность перед другими.

Методическая

  • показать приемы активизации деятельности обучающихся в процессе игры.

КМО урока: карточки для жеребьевки, карточки – названия команд, экран соревнования, карточки – сравнения «Неисправности сцепления», записи на доске, карточка – схема «Устройство КПП МТЗ - 80», карточка – схема «Устройство дифференциала», перечень устных вопросов по разделу «Трансмиссия».

Тип урока: обобщение знаний.

Вид урока: урок - соревнование

Структура урока:

1. Орг. момент – 5 мин.

2. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

3. Мотивация учебной деятельности – 3 мин.

4. Проведение игры - соревнования – 30 мин.

5. Подведение итогов урока – 3 мин.

6. Завершение урока, обратная связь.

Ход урока:

Номер и наименование этапа

Содержание

1. Орг. момент

1. Задачи: организовать жеребьевку, рассадить команды по местам, определиться с названиями команд.

2. Форма обучения - фронтальная

2. Актуализация опорных знаний

1. Задачи: подготовить обучающихся к работе по теме, определить тему  

2. Методы и приемы – репродуктивный, с опорой на ранее полученные знания (беседа, запись на доске)

3. Форма обучения – фронтальная

КМО: запись на доске, карточки – названия команд

3. Мотивация учебной деятельности

1. Задачи: указать роль трансмиссии в работе трактора, вспомнить виды трансмиссий, агрегаты входящие в состав трансмиссии

2. Методы и приемы – репродуктивный, с опорой на ранее полученные знания

3. Форма обучения – фронтальная

КМО: запись на доске

4. Проведение игры - соревнования

Задачи: обобщить знания по теме «трансмиссия»

Методы и приемы – репродуктивный (выполнение конкурсных заданий)

Форма обучения – групповая

КМО: карточки – сравнения «Неисправности сцепления», записи на доске, карточка – схема «Устройство КПП МТЗ - 80», карточка – схема «Устройство дифференциала», устные вопросы по разделу «Трансмиссия»

5. Подведение итогов урока

Задачи: подвести итоги урока, выявить наиболее активных обучающихся, выставить оценки за работу на уроке

Методы и приемы – беседа, работа по экрану соревнований

Форма обучения – фронтальная.

6. Завершение урока

Получение обратной связи

№ по структуре урока

Действия преподавателя

Действия учащихся

1

Проведение жеребьевки, запись фамилий на доске.

Вытягивают номера, рассаживаются на предложенные преподавателем места.

2

Определение наименования команд и темы урока.

Участвуют  в определении темы урока.

3

Проводит беседу по названиям агрегатов трансмиссии, и назначении трансмиссии в целом. Вспоминают виды трансмиссий.

Участвуют в беседе, подсказывают ответы на возникающие вопросы.

4

Проведение игры - соревнования:

1 конкурс – дать определение назначению своего названия группы.

Оценивает ответ и проставляет баллы на экране. Правильный ответ – 1 балл.

Обучающиеся подготавливаются и дают устный ответ.

2 конкурс – объясняет условия выполнения задания, раздает карточки «Неисправности сцепления». Проверяет выполненные задания и выставляет баллы на экране.

Баллы определяются по карточке – max 2 балла.

Обучающиеся заполняют карточки, при заполнении проводят коллективное обсуждение.

Сдают карточки.

3 конкурс - объясняет условия выполнения задания, раздает карточки «Устройство КПП – МТЗ - 80». Проверяет выполненные задания и выставляет баллы на экране.

Баллы определяются по карточке – max 2 балла.

Обучающиеся заполняют карточки - схемы, при заполнении проводят коллективное обсуждение.

Сдают карточки.

4 конкурс - объясняет условия выполнения задания, приглашает по одному обучающемуся к доске. Оценивается скорость и правильность выполнения задания, выставляются баллы.

max 2 балла.

Обучающиеся на доске зарисовывают схему переключения передач трактора МТЗ – 80 на скорость.

5 конкурс - объясняет условия выполнения задания, раздает карточки «Устройство дифференциала». Проверяет выполненные задания и выставляет баллы на экране.

Баллы определяются по карточке – max 2 балла.

Обучающиеся заполняют карточки - схемы, при заполнении проводят коллективное обсуждение.

Сдают карточки.

6 конкурс – блиц - турнир: объясняет условия конкурса, задает вопросы по данному разделу, проставляет баллы ответившей команде. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Обучающиеся обсуждают в группе вопросы, поднимают карточки – названия при готовом ответе.

5

Подведение итогов конкурса, выставление оценок на доске.

Обсуждение оценок, при необходимости голосование.

6

Обратная связь: раздает анкеты самооценки работы группы.

Заполняют анкеты, убирают рабочее место.

 

Критерии оценки работы обучающихся на уроке:

- «Отлично» - более 9 баллов;

- «Хорошо» - 6 – 8 баллов;

- «Удовлетворительно» - менее 6 баллов.

Примечание: тестовые задания, вопросы по теме и эталоны ответов прилагаются.

Приложение

Приложение 1

Названия команд:

1. Сцепление

2. Коробка перемены передач

3. Ведущий мост

Эталоны ответов:

Сцепление – агрегат трансмиссии, передающий крутящий момент от двигателя на КПП, кратковременно разъединяющий двигатель и трансмиссию при переключении передач, а также для плавного трогания трактора с места.

КПП – механизм трансмиссии, предназначенный для ступенчатого изменения передаваемого крутящего момента (скорости движения), а также стоянки на месте с работающим двигателем.

Ведущий мост – агрегат трансмиссии разворачивающий, увеличивающий и распределяющий крутящий момент на движители (колеса, гусеницы).

 

Приложение 2

Команда _________________

Тест – сопоставление: Неисправности сцепления

Поставить цифры из второй колонки в клетки соответствующей неисправности.

Неисправность

Причины

Оценка проверяющего

Сцепление «ведет»

1. Замаслены фрикционные накладки

2. Большой свободный ход педали сцепления

Сцепление пробуксовывает

3. Поломка нажимных пружин

4. Сломан один из отжимных рычагов

5. Преждевременное включение тормозка

При выключении сцепление греется

6. Нет свободного хода педали сцепления

7. Коробление ведомых дисков

8. Тормозок сцепления недовключается

Итого:

Оценка: «2б» – 8-10 позиций;

«1б» – 6 - 7 позиций

Эталон

Тест – сопоставление: Неисправности сцепления

Поставить цифры из второй колонки в клетки соответствующей неисправности.

Неисправность

Причины

Сцепление «ведет»: 2,4,7,8

1. Замаслены фрикционные накладки

2. Большой свободный ход педали сцепления

Сцепление пробуксовывает: 1,3,6

3. Поломка нажимных пружин

4. Сломан один из отжимных рычагов

5. Преждевременное включение тормозка

При выключении сцепление греется: 5,7

6. Нет свободного хода педали сцепления

7. Коробление ведомых дисков

8. Тормозок сцепления недовключается

Оценка: «2б» – 8-10 позиций;

«1б» – 6 - 7 позиций

Приложение 3

Команда ____________________

Проставьте позиции с рисунка в таблицу:

Наименование

Позиция

Промежуточный вал

Шестерня включения 3,6,9 передач

Первичный вал

Шестерня переключения повышенных – пониженных передач

Вторичный вал

Шестерня включения 4,5,7,8 передач

Оценка: 2б – 5-6 позиций

1б – 4 позиции

Эталон

Команда ____________________

Проставьте позиции с рисунка в таблицу:

Наименование

Позиция

Промежуточный вал

5

Шестерня включения 3,6,9 передач

3

Первичный вал

1

Шестерня переключения повышенных – пониженных передач

6

Вторичный вал

4

Шестерня включения 4,5,7,8 передач

2

Оценка: 2б – 5-6 позиций

1б – 4 позиции

Приложение 4

Эталон задания «Схема переключения скоростей трактора МТЗ - 80»

Приложение 5

  1. Схема дифференциала:    

        1

        5

   

        2

        4

        3

Подписать наименование деталей:1 _____________________________

2 _____________________________

3 _____________________________

4 _____________________________

5 _____________________________

Команда ____________________

Оценка: 2б – 5 позиций;

1б – 3- 4 позиции

Эталон

  1. Схема дифференциала:    

        1

        5

   

        2

        4

        3

Подписать наименование деталей:1 Корпус дифференциала

2 Полуось

3 Сателлит

4 Полуосевая шестерня

5 Крестовина (ось) сателлитов

Приложение 6

Перечень вопросов по теме трансмиссия:

1. Перечислить диски двухдискового сцепления (ведущий, ведомые, промежуточный, нажимной).

2. Сколько валов в коробке передач ДТ – 75? (4)

3. На основании какого механизма работает раздаточная коробка МТЗ – 82? (обгонная муфта)

4. Какой механизм ведущего моста позволяет трактору двигаться без пробуксовки колес? (механизм блокировки)

5. С какой целью устанавливают сервопривод сцепления? (облегчение выжима сцепления)

6. Дайте характеристику КПП трактора Т – 150К. (двухвальная, с постоянным зацеплением шестерен, четырехступенчатая, с переключением передач на ходу)

7. Для чего устанавливаются конечные передачи в ведущих мостах тракторов? (для увеличения мощности, крутящего момента непосредственно на колесах)

8. Чем управляет двухпоточное сцепление трактора Т -40? (КПП, ВОМ)

9. Какое расположение валов в КПП трактора Т- 25? (поперечное)

10. Сколько передач у трактора Т – 150К, вместе с использованием раздаточной коробки? (12 передач переднего хода, 4 – заднего хода)

11. Какой механизм лежит в основе устройства ведущего моста трактора ДТ – 75? (планетарный механизм)

12. Назовите основные отличия КПП с поперечным расположением валов от  КПП с продольным расположением (компактность, совмещение с задним мостом в одном корпусе, реверс передач).

Приложение 7

Анкета для самооценки работы группы

  1. Как ваша группа работала сегодня? (Одно слово)
  2. Какой вам хотелось бы видеть свою группу? (Одно слово)
  3. Каждый ли член группы  активно участвовал  в работе?

Да, постоянно                     В основном

Иногда                                 Изредка

Никогда

  1. Старались ли вы  (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую обстановку?

Да, постоянно                     В основном

Иногда                                 Изредка

Никогда

  1. Старались ли вы  (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться?

Да, постоянно                     В основном

Иногда                                 Изредка

Никогда

  1. Выслушивали ли члены группы друг друга?

Да, постоянно                      В основном

Иногда                                  Изредка

Никогда

  1. Демонстрировали ли вы (и другие члены группы) кивком головы, что слушаете друг друга?

Да, постоянно                      В основном

Иногда                                  Изредка

Никогда

  1. Говорите ли вы (и другие члены группы) слова типа «здорово!», «замечательно!» друг другу, когда слышали предложения, которые вам нравились?

Да, постоянно                      В основном

Иногда                                  Изредка

Никогда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока "Проектирование схемы навесной гидросистемы трактора МТЗ-80"

Методическая разработка урока на тему "Проектирование схемы навесной гидросистемы трактора МТЗ-80" по МДК.01 «Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и стро...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...