Методическая разработка занятия
методическая разработка

Методичсекая разработка занятия "Интерактивный зачет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnyy_zachet.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

   СОГЛАСОВАНО                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК                                                                Заместитель директора

                                                                                                  по УР

____________Н.И.Данцевич                                                 _______________А.В.Куликова

«___»_________2017 г.                                                         «___»__________2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ МО ПК «Энергия»

Методическая разработка урока

Предмет: «Ремонт автомобиля»

                   «Автомобили»

                   «Автомобильные эксплуатационные материалы»

                   «Управление коллективом исполнителей»

Тема:  «Дидактическая игра. Интерактивный зачет как итоговое занятие»

Преподаватель:  Смирнов Юрий Николаевич

 

                                                                 г. Реутов

Цели урока

  1. Образовательные задачи

-  Обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов и теорий, научных фактов (преподаватель описывает их возможные варианты)

-  Сформировать (продолжить формировать, закрепить) следующие специальные умения по данному предмету ( преподаватель приводит их возможный перечень)

-  Сформировать (продолжить формировать, закрепить) следующие общеучебные навыки и умения ( например, навыки планирования ответа, навыки самоконтроля и другие)

-  Формировать у учеников умение выделять главное, существенное в изучении материала, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли

(например, предусмотреть с этой целью в ходе занятия дополнительные контрольные вопросы, сравнение понятий, озаглавливание текста и др.)

-  Восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, общеучебных и специальных навыках и умениях учеников данной группы.

-  Обеспечить контроль знаний и умений по теме

-  Подвести учеников к пониманию сущности изучаемого материала

-  Сформировать навыки учебного труда: понимание задания; продумывание хода его выполнения; подготовка к активной работе; соблюдение рационального режима труда.

-   Сформировать навыки и умения учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя; наблюдение изучаемых предметов и процессов; установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений; связей и отношений между ними; запись результатов наблюдений. Работа с учебником и книгой – разучивание материала по учебнику, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного (план, конспект, тезисы, выписки, цитаты, аннотации). Ясное, точное, сжатое выражение наблюдений и мыслей в словах, в устной и письменной речи в той форме, которая определена заданием или требуется характером изучаемого материала. Решение задач, примеров и выполнение различных заданий письменного и графического характера. Конспектирование рассказа или лекции преподавателя. Пользование справочной литературой.

-  Сформировать навыки и умения практического характера: Проведение лабораторных работ, учебно-практических работ на взвешивание, определение расстояний, расчеты их, умение производить выбор необходимых приборов для измерений, изготовление различных наглядных пособий и прочее.

-  Обучить учеников наиболее рациональным видам труда. Это обучение имеет следующие этапы: разъяснение того или иного вида работ, показ преподавателем наиболее правильного способа работы на доступном для учеников материале и с очередной темой, упражнение учеников в выполнении данного вида работы под непосредственным контролем учителя, частичное самостоятельное выполнение учениками работ того же вида, самостоятельные работы учеников с применением усвоенного навыка умственного труда, анализ выполненной работы и степени овладения учениками навыков труда.

  1. Развивающие цели

-  Развивать мотивационные качества учеников, мотивы учебной деятельности

-  Развивать интеллектуальные качества учеников, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учебные дискуссии и т. д.

-  Развивать эмоциональные качества и чувства учеников, создавая на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности (а иногда и парадоксальности), используя яркие примеры, иллюстрации, демонстрации, воздействующие на учеников.

- Развивать волевые качества учеников, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе, окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и пр.

-  При работе с отстающими учениками обратить особое внимание на устранение недостатков в развитии интеллекта, воли, эмоций.

-  При работе с наиболее подготовленными учениками обратить особое внимание на поддержание интереса и положительных мотивов учебной деятельности.

-  Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения, видеть проявление изученных явлений в жизни, быту, производстве.

-  Формировать умения выделять существенные признаки явлений, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации, формировать умение наблюдать эксперимент, логически рассуждать, видеть взаимосвязь явлений, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.

-  Формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои мысли.

-  Развивать творческие способности учеников, их познавательную активность, например, при выполнении лабораторных, где необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению поставленной проблемы, анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать нужные формулы. При выполнении практических заданий: умение самостоятельно разобраться в инструкции, измерить нужные величины и произвести вычисления.

-  При изучении различных разделов предлагать ученикам делать доклады, рефераты, изготавливать приборы, несложные модели, что ведет к развитию творчества, к умению самостоятельно приобретать знания из различных источников.

-  Освещать излагаемый материал всесторонне, применяя знания, которые имеются у учеников из других наук и углубление этих знаний (межпредметные связи).

-  Развивать познавательный интерес к предмету на основе достижений науки и техники.

-  Формировать альтернативность мышления ( умение решать задачу несколькими способами и обосновывать рациональный вариант ее решения)

-  Формировать умение выделять главное от второстепенного.

-  Развивать самостоятельность

-  Формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и прочее)

-  Развивать учебно-организационные умения: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность; создавать благоприятные условия для деятельности: режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и прочее.

-  Развивать учебно-информационные умения: осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации; осуществлять наблюдения.

-   Развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

-  Способствовать формированию у учеников интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

-   Развивать умение раскрывать причинно-следственные связи, критически оценивать полученную информацию, корректно вести дискуссию, сравнивать и анализировать, делать выводы, умение работать с картой, документами, логически, последовательно излагать материал.

-   Умение давать оценку событиям, историческим деятелям.

-   Умение анализировать ответ товарища, дать оценку.

-   Умение слушать, выделять главное и второстепенное.

 

  1. Воспитательные цели

-   Содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей

(в зависимости от содержания занятий), например, материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей.

-   Обеспечить нравственное воспитание учеников (ознакомить учеников с необходимой литературой по этому вопросу для воспитания у них таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм, гуманизм и других

общечеловеческих ценностей)

-   Содействовать трудовому воспитанию учеников

-   Влиять на профессиональное самоопределение и помогать профессиональной ориентации учащихся.

-   Содействовать эстетическому воспитанию учеников ( например, знакомить с произведениями литературы и искусства, эстетикой труда, природы, науки, быта и прочее)

-   Содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о профилактике их утомляемости на уроке)

-   Обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т д.)

-   Содействовать Военно-патриотическому воспитанию, воспитании интереса к

труду

-   Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силу воли, настойчивость, упорство.

-   Добиваться систематического выполнения самоподготовки всеми учениками, посильности заданий на самоподготовку, на допускающих перегрузки.

 

                                           

                                             

Метод обучения – игра

          Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

         В современных образовательных учреждениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

         -  в качестве самостоятельных методов для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

         -  в качестве учебного занятия или его части (введение в деятельность, обработка умений, контроля и т. д.)

         Педагогическая игра (дидактическая) обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, который может быть основан и выделен в явном виде. Для любой игры важно не сам этап игры, а подготовка и подведение итогов.

         Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей и коммуникативных умений. Основная цель-усвоение нового материала на всех этапах (дача материала, усвоение, закрепление)

         Деловая игра имеет различные модификации:

  1. Имитационная – имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей, обстановка, условия в которых происходят события или осуществляется деятельность. Сценарий этого вида игры, кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Имитационная игра невозможна без сценария.
  2. Операционная – помогает обрабатывать конкретные специфические операции (например: методику выполнения чего – либо разбор конфликтной ситуации и т. д.)
  3. Исполнение ролей – обрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц.
  4. Игра – упражнение
  5. Игра – соревнование, состязание.

Дидактические возможности

    1.   Учебная игра – опыт действия.

    2.   Учебная игра дает возможность самим учащимся решать проблему, а не ждать.

    3.   Учебная игра дает более высокую возможность переноса знаний и опыта из учебной ситуации в реальную.

     4.  Учебные игры – учебная среда незамедлительно реагируется на действия учащихся.

     5.  Некоторые учебные игры акцентируют опыт учебной деятельности. А опыт всегда -искра полученных знаний. Материал учебных игр всегда более доступен, но требует дополнительного оснащения. Во время проведения игры повышается активность учащихся.

     6.  В некоторых играх количество учащихся ограничено, поэтому нужно подтягивать остальных к игровым ситуациям.

Любая игра – полноценное общение, поэтому нужно моделировать такие ситуации, в которых:

          -  снимается страх;

          -  развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

         

         

          -  должна быть ситуации в которых, прививается навыки анализировать свои

              поступки, то есть осознавать собственные ошибки.

          -  создаются условия, формируется умение ценить свою и чужую работы, то есть

              появляется радость за собственный труд.

          -  в процессе игры каждый участник проживает ситуацию, развивает способности к

             лидерству, творчеству, признание заслуг друг друга, строить убеждения, умение

             отстаивать свою позицию и подчиняться, то есть здесь можно узнать себя в  

             качестве партнера по общению.

   Диалог – взаимопонимание, взаимопроникновение позиций друг в друга.

   Одно из качеств ведущего игры, готовность к импровизации, поэтому нужно соблюдать следующие правила:

  1. Будь взрослым ребенком и в то же время мудрым наставником.
  2. Не скупиться на добрые слова, но не заискивать.
  3. Не отчаиваться, если что то получилось не так. ( это норма)
  4. Не бояться ошибиться, но стараться выходить из ошибок.
  5. Чтобы самому было интересно.

Технологическая схема игры

Этап подготовки

Разработка игры

  - разработка сценария

  - план игры

  - общее описание

  - содержание инструктажа

  - подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

  - постановка проблемы

  - условия, инструктажи

  - регламент, правила

  - распределение ролей

  - формирование групп

  - консультации

Этап проведения

(сама игра)

Групповая работа над заданием

  - работа с источниками

  - тренинг

  - мозговой штурм

  - работа с игротехникой

Межгрупповая дискуссия

  - выступление групп

  - защита результатов

  - правила дискуссии

  - работа экспертов

Этап анализа и обобщения

(подведение итогов)

  - вывод из игры

  - рефлексия игры

  - оценка и самооценка

  - выводы и обобщения

  - рекомендации

План проведения урока-зачета (учебная пара)

Тип урока: контроль знаний, умений и навыков по теме.

Вид урока: зачет – интерактивная игра.

Цель урока:

       1. Формирование формально-логических умений и навыков учащихся по теме;

2. Создать условия для самореализации и решения задач;

3. Создать условия для самореализации и решения задач

4. Создать условия для оценочных высказываний о значимости прикладных знаний, о достижениях своих и товарищей;

5. Развитие чувства товарищества, коллективизма при работе в группах;

6. Воспитание дружелюбия, деловитости, ответственности при выполнении заданий урока.

 

Организационная часть:   Устанавливаются правила работы (правило одного микрофона, уметь слушать и слышать другого, соблюдать регламент, уважать мнение товарищей), сообщается система оценивания, напоминается порядок работы.

     Ввод в игру.

 Общее описание плана игры (постановка проблемы). Преподаватель кратко излагает все вопросы по пройденному разделу.

8 минут. 

    Учащиеся разбиваются на четное количество групп по 3-5 человек, (но не более 4 групп) причем в каждый группу входят учащиеся из четырех типологических групп:

   Группа А) учащиеся, имеющие полные, глубокие и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения, умеющие пояснять аргументировать, доказывать, обобщать, которые могут приводить собственные примеры, использовать рациональные способы и приёмы решения задач;

   Группа В) учащиеся, имеющие хорошие, прочные знания основных фактов, но которые не всегда могут аргументировать, доказывать, обобщать, приводить собственные примеры, знающие основные методы решения задач, но не всегда рационально решают задачи;

   Группа С) учащиеся, обладающие минимумом знаний, умений и навыков достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации, умеющие отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств, которые могут воспроизвести текст учебника, решать стандартные задачи, но не обладают навыками рационального решения задач;

   Группа Д) учащиеся, которые с трудом усваивают факты, понятия, правила и способы решения задач, не могут воспроизвести определения, примеры или текст учебника, не всегда понимающие смысл математических предложений, условия задач.

  После этого каждая группа выбирает себе другую группу-оппонента.

2 минуты.

 

     Групповая работа над заданием.

  1 этап.  Заданием для каждой группы является работа над подготовкой определенного количества вопросов (тестов) по пройденному разделу предмета своим оппонентам.

20 минут.

  2 этап.  Каждая группа передает свои вопросы (тесты) группе-оппоненту. Групповая работа над заданными вопросами  (тестами).

20 минут.

      Межгрупповая дискуссия.

   Каждая группа приступает к изложению своих ответов на заданные вопросы (тесты), а участники группы-оппонента вступают в дискуссию по существу ответа на заданные вопросы (тесты), причем в дискуссию могут вступать участники и других групп.

   Следующими вступают в дискуссию другая пара групп-оппонентов.

   На данном этапе преподаватель может только наблюдать за ходом дискуссии и контролировать регламент.

   30 минут.

 

       Заключительная часть

1.Подведение содержательных итогов занятия.

Каждый участник группы персонально оценивает работу каждого участника своей группы и группы-оппонента по пятибальной системе.

Таким образом, каждый участник интерактивного зачета получает по две оценки.

2. Возвращение к ожидаемым результатам.

Учащиеся делают вывод о том, что получилось реализовать в ходе творческого зачета, а над чем еще следует работать.

3.Рефлексия.

Учащиеся высказывают свое мнение о том, что было интересным, новым, важным на зачете, насколько полезным оказалось занятие.

     10 минут.

Подведение итогов.

На основании оценок, выставленных учащимися в ходе игры, преподаватель выставляет данные оценки в журнал. В качестве поощрения возможна дополнительная оценка преподавателем каждого участника интерактивного урока-зачета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"

Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...