Научно-исследовательская деятельность
материал

Яковлева Галина Владимировна

Научно-исследовательская деятельность студентов и преподавателей занимает особое место в реализации образовательного процесса преподавателями "БРТАТ" по всем профилям подготовки специалистов СПО.

Приоритетная цель НИРС – создание условий, обеспечивающих развитие интеллектуального потенциала, личностных способностей студентов, навыков самостоятельных научных исследований. 

Конечная цель НИРС – подготовка технических кадров высокой квалификации.

1. Тезисы к НИР Яковлева Г.В.  "Использование метода игрового проектирования для формировния профессиональных компетенций студетнов технических специальностей"

2. Презентация. Педсовет " Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов Онохойского филиала "БРТАТ"

3. ВКР студента Абрамова И. Тема: "Устройство, принцип работы и техническое обслуживание  механизма газораспределения двигателя автомобиля ВАЗ 21-06"  23.01.03 "Автомеханик"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия ГАПОУ РБ

«Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»

Тезисы к научно-исследовательской работе по теме:

«Использование метода игрового проектирования для формирования профессиональных компетенций студентов технических специальностей»

Преподаватель: Яковлева Г.В.

          Изменения в социально-экономической жизни делают чрезвычайно важным вопрос о готовности выпускников средней профессиональной школы успешно трудиться в современных условиях хозяйствования, когда руководителю нужно не только овладеть глубокими знаниями в своей области, но и повседневно проявлять инициативу и предприимчивость.    Нужен специалист с мобильными творческими способностями, контактный, способный на оправданный риск. У такого выпускника резко сократится период адаптации на производстве, он сможет лучше руководить людьми, принимать наиболее выгодные решения. В определенной степени  профессиональные компетенции у студентов могут быть сформированы при использовании в учебном процессе метода игрового проектирования.

        Метод игрового проектирования позволяют реализовать теорию деятельностного подхода к усвоению знаний и значительно сгладить противоречие между формами организации учебно-познавательной деятельности и формами профессиональной деятельности.   

 В связи с этим, обоснованно растут требования к профессиональной подготовке специалистов в технической отрасли. Актуальными становятся: профессиональная компетентность, способность к постоянным изменениям в ответ на вызов изменяющейся среды, психологическая и социальная мобильность, способность в короткий срок обучится  новому виду профессиональной деятельности, динамическое самоопределение, осмысленный подход к внешней и внутренней реальности, виртуозное владение организационными способностями и самоорганизацией в любых условиях.

        Таким образом современное состояние и тенденции развития сферы строительства, поиск эффективных и интенсивных подходов к подготовке специалистов в технических учебных заведениях и требования к ним подтверждают актуальность исследования. Одновременно это позволяет выделить существующие противоречие между:

      - Необходимостью включения выпускников в высокотехнологичные динамичные процессы современной автомобильной отрасли и теоретическим характером подготовки специалистов.

       С учетом обозначенного противоречия была сформулирована

проблема исследования: использование метода игрового проектирования в учебном процессе, в целях повышения эффективности освоения профессиональных модулей в реальных условиях профессиональной деятельности.

       Проблема определила цель исследования, исследовать влияние использования метода игрового проектирования на формирование ПК у студентов технических специальностей.

Объект исследования: формирование профессиональных компетенций студентов технических специальностей.

Соответственно с целью и объектом исследования,

Предметом  исследования: является изучение использования метода игрового проектирования при формировании профессиональных компетенций студентов.

Цель определила задачи исследования:

1. Исследовать и определить классификацию, сущность и  понятие  «активное обучение» в профессиональной подготовки студентов

2. Определить место и роль метода игрового проектирования  в профессиональной подготовке студентов.

Доказать необходимость системного подхода в разработке и во внедрении игровых занятий. Создание дидактического комплекса.

3. Доказать, что использование метода игрового проектирования повышает эффективность учебного процесса при формирования профессиональных  профессиональных компетенций у студентов технических специальностей.

 Разработать методику определения эффективности игры.

4.  Разработать вариант занятия с использованием метода игрового проектирования.

       Гипотеза исследования: внедрение метода игрового проектирования приведет к эффективному формированию профессиональных компетенций студентов технических специальностей,

если будет выполнено следующее:

1) уточнено понятие "активные методы обучения», «игровое проектирование»,  «деловая игра», «игровое упражнение», с учетом особенностей профессиональной технической деятельности;

2) разработано содержание метода игрового проектирования, включающего  организационно-деятельностные и инновационные деловые игры, игровые упажнения, учебные занятия;

3) выявлены эффективные методы игровой деятельности, обеспечивающие формирование активной позиции и формирование ПК будущих техников-механиков.

Методы исследования включают в себя:

- анализ педагогической, социально-психологической, специальной профессиональной литературы по проблеме исследования;

- анализ продуктов деятельности и анализ материалов, содержащих данные о педагогических, методических и психологических основах в процессе подготовки профессиональных кадров, количественно-качественная обработка полученных результатов;

- педагогические наблюдения, эксперимент, игровое проектирование, прогнозирование, метод экспертных оценок.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что: уточнено понятие метода игрового проектирования и дано его определение. Под игровым проектированием мы понимаем комплекс современных игровых методов, которые базируются на идеях позиционного самоопределения, проблематизации, разработке инновационных методов, учитывающих специфику современных ситуаций; определены сущностные и содержательные  характеристики (системность, универсальность, проектность, перспективность) игрового проектирования в профессиональной подготовке обучаемых строительным специальностям,  как комплекс современных игровых методов, базирующихся на идеях позиционного самоопределения, проблематизации; методически обосновано и представлено эффективное решение образовательно-профессиональных проблем и задач с помощью их системного использования; обосновано содержание игрового проектирования; выявлены эффективные методы игровой деятельности студентов (например такие, как анализ ситуаций, новых ситуаций, постоянно меняющихся ситуаций, в которых необходимо вырабатывать новый порядок действия; деятельностное самоопределение, т.е. выработку позиции адекватной ситуации для эффективности и успешности дела; внедрение метода игрового проектирования, построенное таким образом, позволяет проимитировать их будущую деятельность.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке эффективных методов игровой деятельности студентов, позволяющих имитировать профессиональную деятельность и способствующих их профессиональному становлению через деятельностное самоопределение, развитие рефлексивного мышления и развитие способности к построению деятельности в условиях коммуникации и взаимодействия; в выделении и обосновании совокупности способностей и умений, необходимых современному специалисту и обеспечивающих его мобильность, целенаправленную и творческую активность, прогностичность и методологическую оснащенность для успешного включения в профессиональную деятельность

На защиту выносятся:

Содержание метода игрового проектирования используемого в профессиональной подготовке техников-механиков.

Совокупность метода игрового проектирования, формирующего  активную позицию в профессиональной сфере будущих специалистов-строителей.

Экспериментальная база исследования:

Опытно-экспериментальная работа, разработка и внедрение метода игрового проектирования для формирования профессиональных компетенций специалистов проводилась в Онохойском филиале «БРТАТ»

Апробация работы: Метод игрового проектирования прошёл апробацию: на занятиях по профессиональным модулям учебного плана по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».  

- элементы игрового проектирования внедрены в практику преподавания учебных курсов, что, несомненно, способствует самоопределению и росту самосознания обучаемых, развитию творческого мышления  и поисковой активности, самостоятельной постановке учебных и игровых целей и задач;

Игровой подход позволяет решить главную задачу педагогической системы – формирование профессиональных компетенций, формирование у него потребности и способности к самоуправлению, самоорганизации и саморазвитию. Для формирования творчески активного сознательного человека необходимо его участие в педагогическом процессе. Это возможно тогда, когда  участники педагогических процессов наделены полномочиями и ответственностью за результаты своего труда и учения. Только активная роль личности способствует формированию профессиональных компетенций, осознанию себя, определению своего места и целей в жизни, развитию творчества.

1. Исследовано понятие «активное обучение», определена  в средней профессиональной школе. Раскрыты сущностные характеристики понятий «игровое проектирование» «игровые занятия» - как существенная часть учебного процесса

2. Определено место и роль метода игрового проектирования для формирования профессиональных компетенций студентов строительных специальностей.

Доказана необходимость системного подхода в разработке и во внедрении игровых занятий.

3. Экспериментально доказана эффективность использования метода игрового проектирования. Разработана методика определения эффективности конкретной игровой разработки.

4.  Вплотную подошли к созданию дидактического комплекса. Разработано и внедрено  3 деловых игры,  2 игровых упражнения, 1 игровое занятие. Основная идея комплекса состоит в том, чтобы перестроить весь цикл специальной подготовки, включив в него наряду с традиционными и игровые формы занятий.

         Доказано: использование метода игрового проектирования повышает эффективность учебного процесса при формирования профессиональных и личных качеств студентов технических специальностей.

          Профессиональная направленность обучения формирует «человека профессиональной культуры» (A.M. Новиков). Это позволяет в условиях интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности обучаемого, достичь осознания каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования. Такой подход предполагает решение преемственности между сузом и будущей профессиональной деятельностью студентов (А.А.Вербицкий определяет эту форму как квазипрофессиональную деятельность. Осуществляется переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения как коллективной совместной деятельности.

        Важным этапом при проектировании игрового метода  является этап проектирования целей обучения, обеспечивающий развитие творческого потенциала студентов.

        В формировании профессиональных компетенций будущего специалиста особая роль отводится самостоятельной работе.

Критерием достижений целей обучения может быть принято умение решать задачи.  Умение решать творческие (нетиповые) задачи, анализировать и решать ситуационные задачи и кейсы в конечном итоге обеспечивает формирование профессиональных компетенций и творческое развитие обучаемого.

        Исследованиями показано, что существенное значение занимает использование метода игрового проектирования, учебно-творческих задач, заданий, кейсов в формировании профессиональных компетенций. Сформированность умения решать задачи является эффективным показателем профессиональной подготовки техника-строителя.

        Формирование профессиональных компетенций у обучаемого происходит в процессе игрового проектирования,  решения учебно-творческих задач, ситуационных заданий и кейсов.

         Разработаны деловые игры и упражнения на базе следующих методологических принципов: целостности, многоуровневости, многофункциональности и множественности.

        Для формирования профессиональных компетенций необходимы соответствующие средства обучения.  Профессиональные компетенции определены с учетом требований к выпускникам в ФГОС СПО,  вариативная часть путем бесед с руководителями, инженерами и техническими специалистами предприятий – социальных партнеров. Этот подход позволил определить виды и состав средств для формирования профессиональных компетенций на каждом этапе обучения студентов технических специальностей.

         Для формирования ПК при использовании метода игрового проектирования установлены необходимые требования:

- наличия в аудиториях достаточных посадочных мест для обучаемых и пространства для записи материала, выполнения схем чертежей, технологических схем, конструкций и т.д.;

- достаточных зрительных и слуховых связей между преподавателем и студентами;

- оптимального расположения дидактических и технических средств в аудитории;

-  естественного и искусственного освещения для выполнения учебных задач;

- оптимальности распределения яркости в поле восприятия и отражения информации (величина и равномерность освещения, цвет поверхности аудиторной доски и т.д.);

- оптимального температурного режима и состава воздуха в учебных аудиториях;

- учета психофизиологических и психологических особенностей личности обучаемого и т.д.

         Проанализирован опыт применения в учебном процессе метода игрового проектирования установлена их высокая эффективность. Игровые занятия повышают профессиональную направленность учебного процесса, студенты формируют профессиональные компетентности. Игры также помогают совершенствованию общения между их участниками. Выявлены диагностирующий и развивающий эффекты игры. Большое преимущество игровых занятий - обязательное включение в их сценарий процессов рефлексии.

           Технологический подход к разработке игровых занятий также повысил их эффективность. При этом создаются: технология игрового занятия, технология взаимодействия участников игры игровых команд, технология проведения, контроля и корректирования игры.

      Педагогический эксперимент показал, что внедрение метода игрового проектирования приводит к повышению академической успеваемости студентов,(приложение 2)  росту учебной успешности в усвоении профессиональных компетенций. Отмечено формирование положительного отношения к процессу обучения. Внедрение метода игрового проектирования в процессе всех лет обучения показало увеличение самостоятельности при выполнении дипломных проектов, рост результатов самооценки и самоконтроля, творческого саморазвития студентов.

       Мониторинг качества подготовки техников-механиков показал эффективность использования метода игрового проектирования. (приложение 3) Метод игрового проектирования обеспечивает успешное формирование профессиональных компетенций, творческую самореализацию студентов в процессе обучения и выполнения дипломных проектов, при проведении учебно-исследовательской, а впоследствии и профессиональной деятельности.

       Приведенный дидактический эксперимент подтверждает эффективность внедряемого метода игрового проектирования.  Его применение позволило сформировать у студентов умения решать нетиповые задачи, произведенные ситуации. Они найдут творческое применение в их будущей профессиональной деятельности.

       Обобщение результатов исследования представлено графически в диограммы исследования проблемы использования метода игрового проектирования для формирования профессиональных компетенций у обучаемых техническим специальностям.( Приложение 2)

      Можно сделать вывод, что игровые занятия, деловые игры и игровые упражнения, посвященные конкретным учебным целям, не должны рассматриваться как инструмент получения готовых решений. В процессе использования деловых игр мы часто приходили к необходимости их модификации, вводя в них новые роли или новые оценки промежуточных и конечных результатов.

      К настоящему времени сформировались вполне четкие представления о структуре и содержании игрового проектирования, однако конкретная педагогическая практика всегда богаче и разнообразнее теоретических положений. Поиск новых методов, приемов далеко не закончен и любой опыт в игровом моделировании может быть востребован.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет 09 апреля 2019 г Научно-исследовательская деятельность преподавателей и обучающихся: проблемы перспективы (из опыта работы)

Слайд 2

«Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» Адольф Дистервег

Слайд 3

Значение НИР В современных условиях наиболее совершенной формой является преобразовательная, инновационная, творческая деятельность специалиста. Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития образовательного заведения. От нее зависят и уровень преподавания, и творческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью.

Слайд 4

Виды научно-методической работы в техникуме 1.Научно- исследовательская (кандидатские, докторские диссертации) 2.Опытно-экспериментальная (нововведения) 3.Научно- методическая работа преподавателей (обобщение опыта, разработка методики преподавания) 4.Учебно-методическая работа (РУП, КТП, тесты, технологические карты и др.)

Слайд 5

План проведения научно-исследовательской работы преподавателей и студентов Организация работы СНО Занятия по курсу «Технологии исследовательской деятельности» для членов СНО Учебные занятия для студентов по дисциплине «Основы исследовательской деятельности» Индивидуальные консультации, практические занятия ( прикладные программы обработки текстовой, табличной, графической информации) Дни науки Студенческая научно-практическая конференция Научно- практическая конференция преподавателей Смотр-выставка методической продукции

Слайд 6

Методическая тема техникума: Совершенствование качества профессиональной подготовки обучающихся в условиях эффективной реализации ФГОС , внедрения требований профессиональных стандартов и стандарта WorldSkills

Слайд 7

НИР преподавателей Работают по индивидуальной методической теме: Жарникова О.А «Использование Интернет- ресурсов при обучении иностранному языку» Карбаинов Н.В « ГТО как эффективный показатель физического воспитания и развития молодежи» Сюсина Г.Д «Активизация познавательного интереса на уроках русского языка и литературы» Архипова В.А « МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ» Кибирева Т.М «Применение информационных технологий в учебно - исследовательской работе по безопасности жизнедеятельности» Васильева Л.М «Методы информатики в обучении математики»

Слайд 8

НИР преподавателей Яковлева Г.В «Использование метода игрового проектирования для формированию профессиональных компетенций студентов технических специальностей» Черных С.В «Применение игровых технологий в формировании профессиональных компетенций студентов техников- технологов» Мункуев В.И «Использование деловых игр с целью формирования ключевых технологий» Алексеев А.К «Проблемное обучение: теоретические основы и применение на уроках спецдисциплин »

Слайд 9

Метод проектов, как средство активизации познавательной деятельности студентов. Архипова В.А, преподаватель истории

Слайд 10

Проблема исследования - развитие познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения истории. Объектом исследования является активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории. Предмет исследования - метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории. Цель исследования - заключается в апробации метода проектов как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории.

Слайд 11

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы была определена рабочая гипотеза : активизация познавательной деятельности обучающихся будет происходить при условиях: - введения в образовательный процесс метода проектов: - педагогически целесообразных тем проектов, как объектов познавательной деятельности; - поэтапного формирования умений работы в проектах на основе правил, памяток; - разработки и использования в учебном процессе комплекса познавательных и творческих задач для работы по определённым темам проектов.

Слайд 12

Для достижения цели исследования, проверки гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу с целью выявления научно-педагогических основ развития, активизации познавательной деятельности учащихся, подходов к введению в образовательный процесс метода проектов. 2. Уточнить сущность и структуру процесса познания, познавательной деятельности в процессе обучения. 3. Разработать методические пути введения в образовательный процесс метода проектов, способствующего развитию, активизации познавательной деятельности учащихся. 4. Экспериментально проверить педагогическую эффективность метода проектов с учетом содержания программного материала.

Слайд 13

Экспериментальная база исследования - Онохойский филиал ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта». Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Слайд 14

Анализ психолого-педагогического исследования Посещаемость лекций:ОТОР-1 – 86,2%, ОАМ-1 – 79,1%. «Существует ли связь между посещением лекций и хорошим усвоением предмета?»: «да» - 30%, «все зависит от способностей студента» - 60%, «нет» - 10%. 4% студентов работают систематически, от задания к заданию, 70% учатся главным образом, во время сессии. Отвечая на вопрос: «Какие формы учебной работы удовлетворяют Ваши познавательные интересы, способствуют формированию готовности к исследовательской деятельности?», студенты на первое место поставили семинарские и практические занятия, ведь при изменении социальной позиции у студентов возникает дополнительная потребность в познании .

Слайд 15

Для выявления влияния метода проектов на активизацию познавательной деятельности был проведен эксперимент. В нем приняли участие 50 подростков, разделенных на 2 группы: Экспериментальная группа - подростки, обучающиеся в группе ОТОР-1, 25 человек (25 мальчиков), возраст 15-16 лет. Контрольная группа – подростки, обучающиеся в группе ОАМ-1, 25 человек (22 мальчика, 3 девочки), возраст 15-16 лет.

Слайд 16

Тема: Эпоха дворцовых переворотов Форма представления проекта: презентация «Эпоха дворцовых переворотов», буклеты «Марта Скавронская », «Петр II », «Анна Иоановна », «Иван Антонович», «Елизавета Петровна», «Петр III », «Екатерина Великая» .

Слайд 17

Тема: Три цвета Гражданской войны Форма представления проекта: презентация «Гражданская война в России», лэпбук .

Слайд 18

Тема: Сталинградская битва Форма представления проекта: презентация «Сталинградская битва», кейс.

Слайд 19

В процессе опытно-экспериментальной работы определено, что субъектная позиция студента в реализации работы над проектами позволяет более глубоко, личностно осмысливать прошлое и настоящее истории России, ведёт к формированию собственных оценок, развитию критического мышления. Подтверждено, что в процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки (И.С. Сергеев): 1.Поисковые (исследовательские) умения; 2.Навыки оценочной самостоятельности ; 3.Умения и навыки работы в сотрудничестве; 4.Коммуникативные умения; 5. Рефлексивные умения; 6.Презентационные умения и навыки.

Слайд 20

Разнообразные формы учебно –познавательной деятельности, а именно практическая, исследовательская деятельность, групповая работа, работа в парах сменного состава, коллективная способствовали формированию коммуникативных навыков, исследовательских умений, развитию воображения, мышления, более глубокому усвоению материала. Кроме того, теоретические знания и практические навыки по использованию проектной технологии при подготовке и проведении уроков включали в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования, понимание целей и задач проектной работы.

Слайд 21

Из опыта работы преподавателя физической культуры Карбаинова Н.В Республиканский конкурс молодежных проектов Номинация « Здоровье» « ГТО как эффективный показатель физического воспитания и развития молодежи» Цель: Создание эффективной системы и условий для физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепления здоровья студентов и обеспечение сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО

Слайд 22

Ожидаемый результат Увеличение количества спортивной молодежи в п.Онохой , привлечение родителей к занятиям спортом. Рост числа сдавших нормы ГТО разной ступени С введением новых условий по созданию эффективной системы физического воспитания обучающихся, активным использованием здоровьесберегающих технологий , реализации комплексной программы спортивно-массовой работы техникума у обучающихся появится достаточный уровень знаний о необходимости соблюдения здорового образа жизни, произойдет увеличение количества регулярно-занимающихся физической культурой и спортом , активное включение в спортивную и культурно- досуговую жизнь общества, а сдача нормативов ГТО приведет к результативности физического воспитания

Слайд 23

Методы оценки Успешная сдача норм ГТО участниками проекта. Анализ работы спортивных секций. Анализ количества участников флеш-моба молодежи Заиграевского района «До знака ГТО-лишь шаг»

Слайд 24

Результаты научно-методической деятельности преподавателей Качественные учебные программы КТП, УМК, рабочие тетради, методразработки по УД, МДК, ПМ; Качественный диагностический материал, средства электронного обучения по дисциплине, МДК; Участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня Публикации Гранты, проекты Творческие отчеты по НИР

Слайд 25

Современный мир предъявляет к выпускнику техникума высокие требования: - обладание высокой степенью компетентности, - творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. - чрезвычайно важный вопрос о готовности выпускников среднего профессионального обучения успешно трудиться в современных условиях, когда руководителю среднего звена нужно не только овладеть глубокими знаниями в своей области, но и повседневно проявлять инициативу и предприимчивость. - нужен специалист с мобильными творческими способностями, контактный, способный на оправданный риск. У такого выпускника резко сократится период адаптации на производстве, он сможет лучше руководить людьми, принимать наиболее выгодные решения. Все эти качества формируются у студентов при участии в учебно-исследовательской работе. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский навык, приобретенный в техникуме, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях

Слайд 29

Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности начинается с первого самостоятельно написанного реферата, составление кроссвордов, написание сочинений, отчеты по экскурсиям, участию в конференции, творческом отчете, олимпиаде, выполнению лабораторных и практических работ, участию в смотре-конкурсе профмастерства . Процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит как в учебной деятельности на уроке, так и во внеурочной, на занятиях в факультативах и кружках.

Слайд 30

Элементы исследовательской деятельности студентов должны водиться постепенно, усложняясь от курса к курсу: знакомство с методами научного исследования; индивидуальные предметные задания для написания рефератов, докладов, статей в местные и периодические издания; введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ; самостоятельная работа студентов по отдельным разделам учебного материала; непосредственное исследование какого-либо процесса, явления; выполнение выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований: студент самостоятельно разрабатывает и исследует темы, которые наработаны при прохождении производственной (технологической) и преддипломной практик

Слайд 31

Исследовательская деятельность Учебно-исследовательская деятельность подразумевает : ознакомление студентов с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Под термином "научно-исследовательская работа" понимается творческая работа, выполненная под руководством преподавателя. Она включает в себя: составление обоснованного плана действий, которые формируются и уточняются на протяжении всего периода выполнения работы. Результаты фиксируются в виде описания, изготовления технологических карт, графиков. Итоги работы студентов должны быть реалистичными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным решением, а практическая - ее результатом.

Слайд 32

Основными задачами научно-исследовательской работы формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач; развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний; использование творческого и интеллектуального потенциала студентов для решения актуальных задач.

Слайд 33

Организация учебно-исследовательской работы со студентами предъявляет и особые требования к педагогу: положительное отношение к студенту; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности студента, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей студента.

Слайд 34

Формы представления исследовательской работы научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления); стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); творческая или научно-исследовательская газета реферат проблемного характера. модель фотоотчет по исследовательской работе элементы исследовательской работы на учебных занятиях компьютерная презентация; видео- и аудиоматериалы

Слайд 35

Первый репродуктивный уровень. Вхождение в научно-исследовательскую деятельность Защита исследовательских курсовых проектов , видео отчет, стендовый доклад НПК, Олимпиады, СНО, проекты Второй уровень Исследовательский, экспериментальный Третий уровень Творческий, Продуктивно-деятельностный Выпускная квалификационная работа (с исследованием) Научная статья Защита творческих проектов, презентаций, курсовых , создание моделей Участие в работе Студенческого научного общества (Дни науки, лектории) Участие в НПК в филиале, районе и Республике Защита проектов по общеобразовательным дисциплинам Защита рефератов, презентации, доклады. тезисы

Слайд 36

В марте 2019 года прошел «Марафон Знаний» по инженерной графике, как одна из форм исследовательской работы где были даны творческие задания

Слайд 37

В «Марафоне» участвовали группы ОТОР-2, ОТОР-3, ОТОР-4

Слайд 38

Курсовая работа как элемент научно-исследовательской работы студентов Цель научно-исследовательской (курсовой) работы студентов профессиональное становление будущего специалиста приобретенные знания, умения и навыки НИР будут эффективно использоваться в будущем Курсовое проектирование включает в себя гностический компонент, и элементы НИР которые пригодятся в будущей работе.

Слайд 39

НИР студентов, в форме проектов стимулирует эффективную познавательную активность, способствует глубокому усвоению профессиональных знаний, формирует умение и навыки для практической деятельности. позволяет решать задачи, на которые нет готовых ответов.

Слайд 40

Курсовая работа (проект) документ, представляющий собой одну из форм отчетности, содержит систематизированные сведения по определенной тематике. Задачи выполнения курсовых работ систематизация, закрепление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по учебным дисциплинам и модулям.

Слайд 41

Учебная цель курсовой работы: освоение и закрепление навыков работы с научной и справочной литературой, анализа полученной информации; выработка навыков проведения научного исследования; овладение методами сбора и обработки информации, анализ данных, полученных в ходе исследования; обобщение имеющейся информации; формулировка выводов и предложений.

Слайд 42

При выполнении курсовых работ студент обязан провести: анализ и оценку вариантов решения поставленной задачи; систематизацию и анализ информации по теме; проанализировать полученные данные; самостоятельно выполнить поставленную задачу; сформулировать выводы и предложения. В зависимости от года обучения и дисциплины, задачи курсовой работы постепенно усложняются.

Слайд 43

Написание курсовых работ Первый этап - выбор темы. Традиционный подход- студентам предлагается примерная тематика курсовых работ. Обычно эта тематика обновляется с учетом развития науки, однако она не всегда удовлетворяет потребности студента. Предложенными темами пользуются студенты, у которых еще нет четкого представления о своей будущей работе. Второй подход - для более зрелого в социальном плане студента. Студент сам предлагает направление или проблему, которой хотел бы заниматься, а руководитель помогает сформулировать тему с позиций требований. Приветствуются реальные проекты.

Слайд 44

Второй этап работы разработка методологии исследования. Студент определяет: цель; формулирует задачи ; гипотезу исследования ; характеризует объект и предмет исследования ; отбирает методы и методики ; вырабатывает стратегию определения базы исследования .

Слайд 45

Третий этап подготовки курсовой работы изучение литературы и параллельное проведение исследования. Методическая ошибка - сначала пишется теоретическая часть работы, а затем проводится эмпирическое исследование, и в результате наблюдается рассогласование между теорией и эмпирикой. Ошибка второго плана - проводится эмпирическое изучение, и затем подбирается к данным исследования соответствующая теория.

Слайд 46

Четвертый этап оформление курсовой работы в соответствии со стандартом. ( нормоконтроль ) Заключительный этап Курсовая работа рецензируется научным руководителем студент публично защищает основные положения курсового исследования. В случае неудовлетворительной защиты студенту, после доработки проекта, предоставляется возможность повторной защиты. Критерии оценивания КР прописаны в методических рекомендациях по выполнению каждой КР.

Слайд 47

Руководитель проекта на протяжении всего проектирования осуществляет методическую помощь и контроль в соответствии с графиком анализирует результаты защиты работ проводит психологический анализ своей деятельности отмечает для себя просчеты в научном руководстве Важно в анализе обращать внимание на позитивное, на собственные успехи в руководстве научной работой студентов, чтобы эти успехи развить и закрепить в дальнейшей работе.

Слайд 48

Курсовая работа – один из основных видов самостоятельной НИР студентов, которая подготавливает к выполнению главной выпускной квалификационной работы – дипломной работы (проекта).

Слайд 49

Динамика посещаемости у обучаемых строительным специальностям

Слайд 50

Динамика успеваемости по ПМ, у обучаемых специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (%)

Слайд 51

Динамика качества знаний у обучаемых специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (%)

Слайд 52

Рейтинг усвоения профессиональных компетенций Обучаемых специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (%) По уровню усвоения

Слайд 53

Сводные итоги защиты курсовых работ по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» 2018- 2019 учебный год

Слайд 54

Итоги защиты выпускной квалификационной работы 2017- 2018 учебный год

Слайд 55

Предложения Преподаватель должен сам владеть методологией исследовательской работы. Нужна диагностика, практические семинары Чтобы работало Студенческое научное общество необходимо не формальное руководство, а оплата творческому педагогу Необходимо проводить тренинги творчества для мотивации студентов и преподавателей к занятиям НИР Проводить олимпиады и НПК внутри техникума

Слайд 56

Великие дела не делаются вдруг Софокл Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения нужна долгая, кропотливая работа педагога и студента. Главная задача педагога- научить обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГАПОУ РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

ОНОХОЙСКИЙ ФИЛИАЛ

                                                                                  23.01.03

                                                                                                                                (шифр, наименование профессии и специальности)

                                                                                                                                                             «Автомеханик»

                                                                     

ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

       

Тема работы:   Устройство, принцип работы и техническое обслуживание  механизма газораспределения двигателя автомобиля ВАЗ 21-06

    Выпускник:  Абрамов Иван Алексеевич Группа:       «ОАМ-2»

     

     Работа выполнена:      ____. ____. 2018г.                 ___________________                                                                                                                      

                                                                                                                             (подпись выпускника)

           

       Руководитель:                                 Яковлева Г.В.       ___.___. 2018г.                                      

     работы:                            (подпись)          (фамилия, инициалы)                    (дата)

             

                                                                     

Онохой, 2018г.

ОТЗЫВ

на выпускную квалификационную работу

Абрамова Ивана Алексеевича

Выпускника группы ОАМ - 2

«Устройство, принцип работы и техническое обслуживание механизма газораспределения двигателя автомобиля ВАЗ 21-06»

            Актуальность выбранной  темы выпускной квалификационной работы несомненна.  В транспортной сфере, автомобильной промышленности возросла проблема технического обслуживания и ремонта автомобилей отечественного производства. Необходимость разработок новых технологий технического обслуживания и ремонта автомобилей не вызывает сомнений и обучения в связи с тем, что возросли требования к специалистам технических специальностей, проблема подготовки высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов-техников на сегодня является одной из острейших.  

        Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с выбранной темой, в полном объеме.

       Квалификационная работа включает введение, содержание, три главы,  заключение, список используемой литературы. Методологический аппарат исследования (проблема исследования, тема, объект, предмет, цель исследования, гипотезу, задачи, методы исследования, научную новизну исследования, практическая значимость) выстроены верно, в логической последовательности. 

        В первой главе работы А.И. Абрамов  анализирует назначение, устройство и принцип работы механизма газораспределения двигателя автомобиля ВАЗ 21-06. Во второй главе  рассчитывает техническое обслуживание механизма газораспределения.  В третьей главе  рассматривает охрану труда и технику безопасности на производстве. В заключении подводит итоги выпускной квалификационной работы.

         Квалификационная работа А.И. Абрамова  является самостоятельным исследованием, имеет теоретическую и практическую ценность, соответствует требованиям, предъявленным к квалификационной выпускной работе. На основании вышеизложенного считаю, что выпускная квалификационная работа А.И. Абрамова  при успешной защите  заслуживает положительной оценки.

Руководитель работы                               преподаватель спецдисциплин

                                           ГАПОУ РБ «БРТАТ» ОФ                      

                                                                    ________________ / Г.В. Яковлева/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

 «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. по УМР ОФ «БРТАТ»

___________М.Ю. Максимова

                                                                                                                                            «15» января 2018г.

ЗАДАНИЕ

на выпускную квалификационную работу

по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Обучающийся:     Абрамов Иван Алексеевич     группа:       ОАМ - 2

ТЕМА:     Устройство, принцип работы и техническое обслуживание механизма газораспределения двигателя ВАЗ 2106

Введение

Рассмотреть актуальность выбора темы, определить цель и задачи работы.

Раздел 1. Технология ТО и ремонта узла, агрегата, детали

            1.1 Характеристика узла, агрегата, детали

Дать характеристику системы, узла, агрегата, детали: устройство, назначение и особенности работы.

Раздел 2. Техническое обслуживание механизма газораспределения автомобиля

ВАЗ 21-06

           2.1 Основные неисправности механизма газораспределения

           2.2 Регулировка зазоров клапанного механизма

           2.3 Натяжение и замена цепи механизма привода газораспределения

           2.4 Натяжка и замена цепи ГРМ ВАЗ 2106

Раздел 3. Техника безопасности и охрана труда

Безопасные приемы работы при ТО и ТР, охрана труда.

Заключение

Список литературы, в том числе интернет ресурсы

_____________________________________________________________________________

Рекомендуемая литература

  1. Вахламов, В.К., Шатров, М.Г., Юрчевский, А.А. Автомобили - М.: Академия,2016
  2. Дажин, В.Г. Техническая эксплуатация автомобилей: Методическое пособие с элементами НИРс по разработке технологического процесса текущего ремонта автомобилей и лесных машин для студентов специальностей 1502 и 1704 всех форм обучения. – Вологда-Сыктывкар, 2015.
  3. Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей– М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2015.
  4. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. проф. учебных заведений /В.И.Карагодин, Н.Н. Митрохин. — 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016.
  5. Фахрутдинова, Г.С. Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для технических специальностей. / Г.С.Фахрутдинова, В.В.Метелица, Т.П.Кулиш. – Курган: КТК, 2017. - 72 с.
  6. Слон Ю.М. Автомеханик. -Ростов-на- Дону «Феникс», 2016.
  7. Чумаченко Ю.Т. и др. Автослесарь. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». -Ростов-на- Дону «Феникс», 2016.
  8.  Шестопалов С.К. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей». М. ИРПО, Издательский центр «Академия», 2016.
  9. http://biblioclub.ru
  10. http://www.eastview.com/
  11. http://diss.rsl.ru/?lang=ru

Задание получил «___» января 2018г.______________И.А. Абрамов

Задание выдал      «___» января 2018 г._____________Г.В. Яковлева

СОДЕРЖАНИЕ

                                                       

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. ….3                                                                             

РАЗДЕЛ 1. НАЗНАЧЕНИЕ,  УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП

РАБОТЫ МЕХАНИЗМА  ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 2106

  1. Назначение  механизма газораспределения двигателя ……………..5
  2. Устройство и техническое обслуживание

механизма газораспределения автомобиля ВАЗ 2106……………………8

РАЗДЕЛ 2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 2106
2.1 Основные неисправности механизма газораспределения…………….11

2.2 Регулировка зазоров клапанного механизма………………………….15

2.3 Натяжение и замена цепи механизма привода газораспределения…19

  1.  Натяжка и замена цепи ГРМ ВАЗ 2106…………………………………23

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА

3.1 Техника безопасности и охрана труда при техническом

обслуживании автомобилей………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….27

РАЗДЕЛ 1. НАЗНАЧЕНИЕ,  УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ МЕХАНИЗМА  ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 2106

  1. Назначение  механизма газораспределения двигателя автомобиля

ВАЗ 2106

           Механизм газораспределения служит для своевременного впуска горючей смеси в цилиндры двигателя и выпуска из них отработавших газов. У двигателя ВАЗ-2106 он состоит из распределительного вала (рис.1), рычагов 18 с пружинами 17, впускных и выпускных 19 клапанов с пружинами и и деталями их крепления 5, 6, 9 и 10, деталей привода.

Пятиопорный чугунный распределительный вал с восемью кулачками установлен в корпусе 13, выполненном из алюминиевого сплава и прикрепленном к головке блока цилиндров шпильками с гайками. Распределительный вал приводится во вращение от шкива (рис. 13) коленчатого вала посредством зубчатого ремня 10, который одновременно через шкив 13осуществляет привод масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса. Шкивы коленчатого и распределительного валов, вала привода масляного насоса зубчатые.

Для натяжения зубчатого ремня имеется натяжной ролик 7, установленный на передвижном кронштейне 11. Ременная передача снаружи закрыта тремя пластмассовыми крышками 3, 5 и 8, детали ее работают без смазки.

Рычаг 18 (см. рис. 2) силой упругости пружины 17 прижат к торцу стержня клапана и сферической поверхности регулировочного болта 14, ввернутого в стальную втулку 15 головки блока цилиндров.

Впускные 2 и выпускные 19 клапаны расположены наклонно в один ряд. Впускной клапан целиком изготовлен из хромоникельмолибденовой стали, а выпускной - из хромоникельмолибденового стержня и приваренной к нему тарелки из хромоникельмарганцевой стали, причем на рабочую поверхность (фаску) тарелки наплавлен жаростойкий сплав.


https://xreferat.com/image/96/1307296398_3.png

Рис. 1 Механизм газораспределения двигателя автомобиля ВАЗ-2106:

1- стопорное кольцо; 2 — впускной клапан; — направляющая втулка впускного клапана; — маслоотражательный колпачок; 5 — опорная шайба наружной пружины; 6— опорная шайба внутренней пружины; 7 — внутренняя пружина; — наружная пружина; — опорная тарелка пружин; 10 — сухари; 11 — распределительный вал; 12 — упорный фланец; 13 — корпус подшипников распределительного вала; 14 — регулировочный болт; 15 — втулка; 16 — контргайка; 17 — шпилечная пружина рычага привода клапана; 18 — рычаг привода клапана; 19 — выпускной клапан; 20 — направляющая втулка выпускного клапана;  А — опорная шейка распределительного вала; Б — кулачок открытия выпускного клапана; В — кулачок открытия впускного клапана

         

           Для лучшего наполнения цилиндров горючей смесью головки впускных клапанов имеют больший диаметр, нежели выпускных. Седла клапанов, запрессованные в гнезда головки цилиндров, изготовлены из жаропрочного чугуна. Фаски тарелок клапанов и их седел имеют коническую форму; плотность прилегания тарелок клапанов к седлам достигается путем их шлифовки и последующей притирки.

         Стержни клапанов перемещаются в чугунных направляющих втулках и 20, запрессованных в головку блока цилиндров. У каждого клапана на стержне имеются две пружины — наружнаяи внутренняя 7. Установка двух пружин уменьшает вибрацию клапана при высоких частотах вращения распределительного вала и предупреждает падение клапана в цилиндр в случае поломки одной из пружин. Пружины удерживаются опорной тарелкой 9, закрепленной на стержне входящим в его выточку разъемными сухарями 10, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.

          Работа механизма газораспределения происходит следующим образом. При вращении распределительного вала его кулачок набегает на рычаг 18,который, поворачиваясь на сферической опоре регулировочного болта, другим концом нажимает на стержень клапана и открывает его. При дальнейшем повороте вала кулачок сходит с рычага, и последний возвращается в исходное положение, клапан под действием пружин 7 и закрывается. Между рычагом и затылком кулачка распределительного вала устанавливают тепловой зазор, который обеспечивает плотное закрытие клапана при его удлинении вследствие нагрева во время работы двигателя. При отсутствии или недостаточной величине зазора нарушаются фазы газораспределения, происходит неплотная посадка тарелки клапана в седло и, как следствие, пропуск газов, снижение мощности, быстрое обгорание фаски тарелки клапана. Восстановление зазора производится вращением регулировочного болта 14 при ослабленной контргайке 16.

1.2 Устройство и техническое обслуживание механизма газораспределения автомобиля ВАЗ 2106
         Распределительный механизм двигателя служит для регулирования процессов впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров (1-3-4-2), фазами газораспределения и числом оборотов. В двигателе автомобиля ВАЗ-2106 применен клапанный рас-пределительный механизм с верхним однорядным наклонным располо-жением клапанов и верхним расположением распределительного вала (рис.1)
Клапанный механизм двигателя:
1-клапан; 2-головка блока; 3-втулка клапана; 4-уплотнительный колпачок; 5-клапанная внутрен-няя пружина; 6-клапанная наружная пружина; 7-сухарь; 8-верхняя тарелка; 9-пружина рычага; 10-рычаг; 11-корпус подшипников; 12-кулочок распределительного вала; 13-гайка крепления корпуса подшипников; 14-крышка клапанного механизма; 15-сферическая опора рычага; 16-опорный болт; 17-гайка; 18-резьбовая втулка; 19-опорная шайба; 20-стопорное кольцо; 21-водяная рубашка.
          Механизм состоит из цепного привода, распределительного вала с корпусом, рычагов привода клапанов, опорных регулировочных болтов, клапа-нов с пружинами и втулками и ряда других деталей.
          Привод распределительного вала осуществляется двухрядной цепью с полуавтоматическим натяжителем и успокоителем (рис.2).
          Цепной привод распределительного вала:
1-ведомая звёздочка распределительного вала; 2-цепь двухрядная; 3-успокоитель; 4-ведомая звёздочка вала масляного насоса; 5-ведущая звездочка; 6-башмак натяжного устройства; 7-натяжное устройство.
          Чугунная ведомая звездочка распределительного вала проворачивается с помощью цепи, получающей вращение от стальной ведущей звездочки, установленной на носке коленчатого вала.

           Цепь одновременно приводит во вращение чугунную звездочку, закрепленную на валу привода масляного насоса, распределителя зажигания и бензонасоса.
          Для гашения колебаний цепи служит успокоитель, неподвижно закреплённый на торце двигателя. Компенсация люфтов, которые могут возникнуть при вытягивании цепи, вследствие её износа обеспечивается башмаком, прижимаемым к ней плунжером натяжителя. Корпус натяжного устройства неподвижно закреплен в правой части головки блока Распределительный вал двигателя – чугунный, литой. Он устанавливается в специальном корпусе подшипников, установленном на головке цилиндров. У вала пять шеек, наружные диаметры которых последовательно уменьшаются для облегчения установки вала в корпус. От осевых перемещений вал удерживается упорным фланцем, помещенным в проточке передней опорной шейки вала. Рабочая поверхность восьми кулачков закалена токами высокой чистоты, наружная поверхность вала фосфартирована. Вдоль оси вала сделано сквозное отверстие, которое служит для распределения масла к шейкам и кулачкам.
          Рычаги клапанов служат для привода клапанов и регулировки зазора клапанного механизма. При вращении распределительного вала его кулачок набегает на рычаг, заставляет его повернуться около сферической опоры головки болта. Опускаясь, рычаг нажимает на клапан и открывает его. Шпилечная пружина предназначена для создания постоянного натяга в точке касания кулачка с клапаном. Регулировочные болты изготовлены из стали. Изменение зазоров между кулачками и рычагами производится вращением болтов. Фиксация болтов осуществляется гайками.

           Впускные и выпускные клапаны расположены в головке блока в один ряд. Впускной клапан изготовлен из специальной стали, а выпускной состоит из двух частей, которые соединены стыковой сваркой. Оба клапана азотированы, а торцы их стержней закалены. В верхней части стержней имеются канавки для сухарей. Стержни клапанов перемещаются в чугунных направляющих втулках, запрессованных в головку блока цилиндров. На наружной части втулок прорезана кольцевая канавка, в которую устанавливают стопорное кольцо. От попадания в неё избытка масла через зазор между стержнем клапана и отверстием втулки случат маслоотражательные колпачки, надеваемые на верхнюю часть втулки и охватывающие стержень клапана. Колпачки изготовлены из специальной термостойкой резины. Каждый клапан снабжен двумя пружинами, опирающимися своими торцами снизу на стальные опорные шайбы. А сверху на стальную опорную тарелку, которая на стержне клапана удерживается стальными сухарями.

РАЗДЕЛ 2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ 21-06
2.1 Основные неисправности механизма газораспределения

           Основными элементами ГРМ считают распредвал с приводной системой, шестерни и клапаны. Так как механизм распределения цепного типа, то цепь требует взаимодействия с другими вспомогательными системами – натяжителем цепи ГРМ и успокоителем. Кроме того, такое устройство педполагает совершение дополнительных регулировок агрегата, таких. Как натяжение цепи ГРМ, использование успокоителя нужных размеров и т.п. В случае, когда, цепная передача не обеспечивает функционал силовой установки, производится регулировка или замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 для восстановления рабочих кондиций двигателя.

           Нарушение регулировок и износ деталей механизма газораспределения сопровождаются повышенной шумностыо и стуками при работе двигателя, потерей им мощности, а также повышенным дымлением и расходом масла (при износе маслоотражательных колпачков, когда масло начинает просачиваться в камеры сгорания цилиндров через клапаны). Необходимость ремонта или регулировки механизма газораспределения определяется по результатам проверки его технического состояния на автомобиле.

            Проверка технического состояния механизма газораспределения заключается в оценке состояния его деталей по шумам и стукам, расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, и компрессии, по измерениям

изменений разряжения во впускном трубопроводе, а также упругости клапанных пружин.

          По шумам и стукам определяются растяжение и износ цепи и звездочек привода газораспределительного механизма (на двигателях ВАЗ-2106, УЗАМ-331 и -412), износ подшипников и опорных шеек распределительного вала, увеличенные зазоры в клапанном механизме вследствие нарушения регулировки или износа его деталей.

           По расходу сжатого воздуха и падению компрессии устанавливают нарушение герметичности клапанов вследствие износа посадочных поверхностей их седел и головок (при наличии нормальных тепловых зазоров клапанов).

            Расход сжатого воздуха определяется с Помощью прибора К-69М, как это было описано выше. Поскольку Повышенный расход воздуха одновременно характеризует состояние как кривошипно-шатунного механизма, так и механизма газораспределения, для уточнения конкретной причины повышенного расхода сжатого воздуха производится повторное измерение расхода после заливки в цилиндр небольшого (25...30 г) количества моторного масла, так же, как и при измерении компрессии. Если при этом расход сжатого воздуха восстанавливается до требуемой величины, то детали клапанного механизма находятся в удовлетворительном состоянии, а если нет — то потребуется снять головку цилиндров для ремонта (притирки клапанов, замены изношенных деталей).

            По результатам измерений определяется необходимость разборки и ремонта механизма газораспределения (снятия и ремонта или замены головки цилиндров, распределительного вала, деталей клапанного механизма).

             Проверка упругости пружин клапанов производится как без снятия их с двигателя, так и после разборки клапанного механизма. Для контроля пружин непосредственно на двигателе необходимо снять клапанную крышку, установить поршень соответствующего цилиндра в ВМТ такта сжатия и с помощью прибора КИ-723 измерить усилие, необходимое для сжатия пружин. Если оно окажется меньше предельно допустимого, то производят замену пружин или подкладывают под нижнюю опорную тарелку дополнительную шайбу.

          Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов необходимы для обеспечения эффективной работы и долговечности двигателя. При увеличенном тепловом зазоре появляется частый металлический стук клапанов, хорошо прослушиваемый при малой частоте вращения на холостом ходу. При этом происходят усиленное изнашивание торцов стержней клапанов, наконечников стержней или регулировочных шайб, падение мощности двигателя, так как сокращается время нахождения клапанов в открытом положении и вследствие этого ухудшается наполнение горючей смесью и очистка цилиндров от отработавших газов. При малом зазоре или его отсутствии у выпускных клапанов появляются хлопки из глушителя, а у впускных — из карбюратора. При этой неисправности клапаны неплотно садятся в седлах, что приводит к снижению компрессии, уменьшению мощности двигателя и обгоранию головок клапанов.

Основными неисправностями механизма газораспределения являются:
- нарушение тепловых зазоров клапанов,
- износ цепи и звездочек привода,
- износ маслоотражательных колпачков,
- ослабление креплений крышек подшипников распределительного вала,
- неплотное закрытие клапанов ввиду износа их головок и седел,
- снижение упругости клапанных пружин,
- износ подшипников, шеек и кулачков распределительного вала.
         Нарушение регулировок и износ деталей механизма газораспределения сопровождается повышенной шумностью и стуками при работе двигателя, потерей им мощности. Повышенным давлением дымлением и расходом масла. При техническом обслуживании механизма газораспределения требуется выполнение ряда работ: регулировки зазоров клапанного механизма, проверки и установки фаз газораспределения, замены изношенных или поломанных деталей.
     Натяжение цепи привода распределительного вала производится через каждые 10 000 км пробега автомобиля. Необходимая величина его устанавливается автоматически действием натяжного устройства, для чего необходимо ослабить его гайку и затем провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой на 1-2 оборота. После проворачивания вала гайка должна снова быть затянута до отказа.
         Проверка и регулировка зазоров в механизме привода клапанов про-изводиться через каждые 10 000 км пробега и в том случае, если появятся посторонние стуки в клапанном механизме. Нормальная величина зазора между рычагом и затылком кулачка распределительного вала, замеряемая щупом на холодном двигателе составляет 0,15 мм как для впускных, так и для выпускных клапанов.

2.2 Регулировка зазоров клапанного механизма
         Регулировка зазоров производится при снятой крышке клапанного механизма в следующей последовательности:
1. Вращая коленчатый вал пусковой рукояткой, совместить метку на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников; Ослабить контргайку и вращая головку регулировочного болта, установить зазор 0,15 мм у впускного клапана 3 цилиндра и выпуск-ного клапана 4 цилиндра.
2. Провернуть коленчатый вал на 180 градусов, отрегулировать зазоры у впускного клапана 4 цилиндра и выпускного клапана 2 цилиндра.
3. Провернуть коленчатый вал на 180 градусов, отрегулировать зазоры у впускного клапана 2 цилиндра и выпускного клапана 1 цилиндра.
4. Провернуть коленчатый вал на 180 градусов, отрегулировать зазоры у впускного клапана 1 цилиндра и выпускного клапана 3 цилиндра.
         При регулировке зазоров следует пользоваться специальным щупом толщиной 0,15 мм и шириной 22 мм, который должен вытягиваться из зазора с усилием 2-3 кгс.
Проверка и установка фаз газораспределения производиться после разборки двигателя или для контроля. При этом необходимо:
1. Если цепь сломалась, то установить её так, чтобы вилка разъемного звена была направлена против вращения цепи.
2. Установить поршень 1 цилиндра в верхнюю мертвую точку. При этом оба клапана 1 цилиндра закрыты, а метка на ведущей звездочке привода распределения совпадает с меткой на блоке цилиндров.
3. Убедиться, что метка на ведомой звездочке распределительного вала совпала с риской на корпусе распределительного вала.
4. Окончательно закрепив ведомую звездочку, провернуть несколько раз коленчатый вал, отрегулировать натяжение цепи и проверит совпадение меток.

проверяйте зазоры "А”придерживаясь порядкаравномерным усилием в порядкеЧерез    Каждые 10000 км пробега, а на новом автомобиле после пробега первых 2000—3000 км. Проверяют зазоры "А” (см. рис.) между кулаками и рычагами, которые должны быть равны 0.15 мм на холодном двигателе для впускных и выпускных клапанов.

         На новом двигателе перед выполнением этой операции проверяют и подтягивают крепления головки блока, корпуса подшипников распределительного вала, впускной трубы и выпускного коллектора. Болты головки затягивают на холодном двигателе, предварительно опустив их на 30". а затем затягивают в два приема с равномерным усилием, придерживаются порядка, указанного на рис. 27:

- предварительно моментом 33.3 - 41,2 Н*м (3,4—4.2 кгс.м) болты 1-10;

— окончательно моментом 96— 118.4 Н*м (9,8—12,1 кгс.м) болты 1— 10 и моментом 31.4—39,1 Н*м (3,2— 4.0 кгс.м) болт 11.
          Гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала затягивают равномерным усилием в порядке, указанном на рис. 28. Окончательный момент затяжки гаек 22 Н*м (2.2 кгс*м).

         Для предотвращения этих неисправностей нужно периодически проверять и своевременно регулировать тепловые зазоры, а при износах клапанов и седел притирать их к седлам или заменять.  Проверка и регулировка зазоров в

приводе клапанов производится на холодном двигателе при температуре 15—20°С. Величина тепловых зазоров клапанов на рассматриваемых двигателях составляет: на двигателе ВАЗ-2108 — 0,15—0,25 мм у впускных и 0,30—0,40 мм у выпускных; на двигателе МеМЗ — 0,15 мм у впускных и 0,30 мм у выпускных; на остальных двигателях — 0,15 мм на всех клапанах.

      Регулировка зазоров клапанов двигателей ВАЗ-2106 осуществляется в определенной последовательности:

      1. Вывернуть свечи зажигания.

      2. Снять крышку головки цилиндров, отвернув гайки ее крепления. 

      3. Проворачивая коленчатый вал специальным ключом за шестигранник храповика, установить поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия, совместив показанные стрелкам, метки на звездочке распределительного вала и выступе корпуса подшипников.

      4. Для регулировки зазора нужно ослабить контргайку регулировочного болта и поворотом последнего установить по щупу необходимый зазор

между рычагом и затылком кулачка распределительного вала.

      5. Отрегулировать зазоры у остальных клапанов, проворачивая коленчатый вал каждый раз на 180° в следующем порядке:

Угол поворота коленчатого вала от ВМТ, град

0

180

360

540

Номер цилиндра, поршень которого

 

 

 

 

находится в ВМТ в конце сжатия

4

2

1

3

Номера регулируемых клапанов:

 

 

 

 

впускного

6

7

3

2

выпускного

8

4

1

5

 

   6. После регулировки установить на место ранее снятые детали.

           Техническое обслуживание механизма газораспределения. Ежедневно при контрольном осмотре автомобиля после прогрева двигателя необходимо на слух убедиться в отсутствии стуков при различной частоте вращения коленчатого вала.

          После первых 2000 км пробега, а в дальнейшем через 30 000 км на двигателях ВАЗ надо подтягивать гайки крепления крышки подшипников распределительного вала в установленной последовательности моментом 18,4—22,6 Нм (1,9—2,3 кгс-м).

         После каждых 15 000 км пробега необходимо проверять состояние и степень натяжения ремня привода распределительного вала и натягивать его. При наличии складок, трещин, расслоения, замасливания и разлохмачивания приводного ремня возникает опасность разрыва при работе двигателя, поэтому в этом случае он должен быть заменен ранее установленного срока (60 000 км пробега). В случае замасливания ремень тщательно протирают ветошью, смоченной бензином.

        На двигателе ВАЗ-2106 для предупреждения преждевременного изнашивания и снижения шума цепного привода распределительного вала необходимо первые две его подтяжки производить через 5000 км пробега, а последующие через каждые 10 000 км пробега.

           После каждых 30 000 км пробега (а при необходимости и раньше) надо проверять и регулировать тепловые зазоры клапанов. После каждых 60 000 км пробега рекомендуется производить замену зубчатого ремня привода распределительного вала и маслоотражательных колпачков.

 

2.3 Натяжение и замена цепи механизма привода газораспределения

           Штатный ГРМ ВАЗ 2106 служит для корректного направления воздушно-топливной смеси в систему цилиндров мотора «шестерки» и вывода газов через выхлопную систему. Это происходит в ходе эксплуатации системно отрегулированных клапанов, работающих на открытие и закрытие.  

Газораспределительный механизм ВАЗ 2106

Натяжка цепи

Ход работ

  1. Демонтируем крышку клапанной системы
  2. Отворачиваем на несколько оборотов натяжитель цепи справа от агрегета на ГБЦ
  3. Делаем вращательное движение коленвала, поварачивая его примерно на 720 градусов, что должно способствовать натяжению цепи.
  4. При этом цепь ГРМ должна принять необходимую степень натяжки. Надавливая на цепной провод, проверяем натяжку и закручиваем  натяжитель
  5. Монтируем все ранее снятые детали.

Звездочка ВАЗ 2106регулируйте натяжение цепиотверните гайки

           Через каждые 10000 км пробега, а на новом автомобиле после пробега первых 2000—3000 км, регулируют натяжение цепи 2 (см. рис. 56) механизма привода газораспределения.

Замена цепи ГРМ

Если проводится замена цепи грм на ВАЗ 2106, то для производства работ потребуется набор инструментов: комплект слесарных инструментов, специальный гаечный ключ «на 36», фиксаторный ключ для шкива универсального типа.

Порядок выполнения работ

  1. Демонтируют корпусную часть фильтра очистки воздуха.
  2. Прикрывают открытые камеры карбюратора ветошью, чтобы в коллектор не не попали посторонние предметы.
  3. Демонтируют топливный провод, отстёгивают крышку прерывателя и освобождают трос заслонки дросселя.
  4. Снимают клапанную крышку и донную защиту картера.
  5. Выливают тасол из бака радиатора и приоткручивают регулируемый верхний крепеж генераторного устройства.
  6. Демонтируют охладительный трубопровод, предварительно расслабив хомуты крепления.
  7. Освобождают радиатор от креплений с последующим съемом и демонтируют генераторный ремень.
  8. С помощью спецключа на «36» прокручивают коленчатый вал до совмещения рисок в парах «шкив-в-крышка» и «звездочка грм на распредвале-прилив постели этого изделия»
  9. Демонтируют крепеж шкива коленчатого вала с помощью спецключа а «36», ставят подготовленный стопор, исключающий вращение этой детали. При отсутствии стопора включают 5 передачу на КПП и, отжимая педаль тормоза, ключом демонтируют.
  10.  Также поступают и с кожухом привод распределительного вала.
  11.  Демонтируют крепеж натягивателя цепи грм и изделие.
  12.  В случае комплектации ВАЗ 2106 автонатяжителем снимают крепеж звездочки грм, само изделие, помечают центровочное отверстие.
  13.  Демонтируют предохранитель крепеж автонатяжителя, а также крепеж т.н. «поросенка»
  14.  Демонтируют цепь и звездочки
  15.  Тестируют установку меток грм, при этом шпонка коленчатого вала должна находиться против прилива на блоке мотора.
  16.  Проводят установку цепи на ранее смонтированные звездочки.
  17. Крепят цепь для удержания от сползания в блок силовой установки.
  18. Монтируют звездочку распределительного вала так. Чтобы против часовой стрелки часов были совмещены с метками цепи.
  19. Прокручивают распределительный вал на острый угол и возвращают движением коленвала назад. При этом добиваются натяжки цепи и сравниваем позицию рисок. При их несовпадении смещают цепную передачу на зуб и делаем повторение операции.
  20.  Стивят натяжитель цепи и закручивают её крепеж с последующей контровкой.  Проводят проверку: при вращении коленчатого вала на 720 градусов метки грм должны совпадать.
  21.  Проводят установку ремня грм в случае установки ременной передачи на такой двигатель «шестерки»
  22.  Сборка всех задействованных систем проводится в порядке, обратном процессу разьорки.

Такой элемент газораспределительного механизма, как разрезная шестерня ГРМ, предназначена для точного выставления фаз ГРМ.  Известно, что точность фазовых настроек газораспределительной системы вплотную связана с динамическими характеристиками силовой установки, а также её экономичностью при расходе топлива.

ГРМ в автомобиле ВАЗ 2106

  1.  Натяжка и замена цепи ГРМ ВАЗ 2106

           Штатный ГРМ ВАЗ 2106 служит для корректного направления воздушно-топливной смеси в систему цилиндров мотора «шестерки» и вывода газов через выхлопную систему. Это происходит в ходе эксплуатации системно отрегулированных клапанов, работающих на открытие и закрытие.

        Основными элементами ГРМ считают распредвал с приводной системой, шестерни и клапаны. Так как механизм распределения цепного типа, то цепь требует взаимодействия с другими вспомогательными системами – натяжителем цепи ГРМ и успокоителем. Кроме того, такое устройство педполагает совершение дополнительных регулировок агрегата, таких. Как натяжение цепи ГРМ,

3. Ремонт деталей газораспределительного механизма.
При ремонте и замене изношенных деталей механизма газораспределения производится разборка в следующем порядке:
1. Снять крышку механизма газораспределения;
2. Повернуть коленчатый вал пусковой рукояткой до совмещения меток на шестерне и корпусе распределительного вала;
3. Ослабить натяжение цепи;
4. Расконтрить стопорную шайбу под болтом, крепящим шестерню, отвернуть болт и снять шестерню вместе с валом;
5. Ослабить гайки упорного фланца распределительного вала, отвернуть гайки, крепящие корпус подшипников и снять его вместе с валом;
6. Снять рычаги, нажав на его конец, опирающийся на стержень клапана, повернуть его вокруг регулировочного болта;
7. Снять головку цилиндров, для чего необходимо слить охлаждающую жидкость, отсоединить провода от аккумуляторной батареи, свечей зажигания и от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости. Отсоединить трос привода воздушной заслонки от карбюратора, вывернуть свечи зажигания. Отсоединить шланги от карбюратора, впускного трубопровода и от выпускного патрубка охлаждающей жидкости рубашки головки цилиндров. Отсоединить от выпускного коллектора защитный щиток стартера и приемную трубу глушителей;
8. Установить головку цилиндров на доску;
9. Отсоединить выпускной коллектор и впускной трубопровод с карбюратором;
10. Отсоединить выпускной патрубок охлаждающей трубкой;
11. Отсоединить патрубок отвода жидкости к отопителю;
12. Ослабить контргайки и вывернуть регулировочные болты и втулки;
13. Специальным приспособлением сжать пружины клапанов и освободить сухари;

14. Снять пружины клапанов с тарелками и опорными шайбами. Повернуть головку цилиндров и вынуть с нижней стороны все клапаны. Снять маслоотражательные колпачки с направляющих втулок.

При ремонте газораспределительного механизма производиться проверка и шлифование седел клапанов, ремонт клапанов, направляющих втулок клапанов, маслоотражательных колпачков направляющих втулок, рычагов клапанов, пружин, прокладки головки цилиндров, герметичности головки цилиндров, проверка и ремонт распределительного овала, корпуса подшипников распределительного вала, цепи привода распределительного вала. На рабочих фасках седел клапанов не должно быть раковин, коррозии и повреждений. Небольшие повреждения устраняются как шлифованием вручную, так и с помощью шлифовальной машинки.

Клапаны не должны быть деформированы, иметь трещин; при повреждениях клапан меняется. При износе рабочей фаски клапана произво-дится шлифовка на станке. Проверяется зазор между направляющими втулками и стержнями клапанов при измерении диаметра клапана и отверстия втулки. Максимально допустимый предельный зазор не должен превышать 0,15 мм. Если увеличенный зазор между направляющей втул-кой и клапаном не может быть устранен заменой клапана, то меняются втулки клапанов, пользуясь оправкой. Запрессовывать втулки с надетым стопорным кольцом до упора кольца в плоскость головки цилинд-ров. После запрессовки развернуть отверстия в направляющих втулках развертками. Затем прошлифовать седло клапана и довести ширину ра-бочей фаски до нужных размеров.

У маслоотражательных колпачков не допускаются отслоение резины от арматуры. Трещины и износ рабочей кромки. При ремонте колпачки всегда заменяются новыми. Для напрессовки колпачков пользуются оправкой.

На рабочих поверхностях рычагов, сопрягающихся со стержнем кла-пана, с кулачком распределительного вала и со сферическим концом регулировочного болта не допускаются задиры и риски. В противном случае рычаг меняется на новый. Если обнаружена деформация и повреждения на втулке регулировочного болта или на самом болте, то детали меняются.
         Пружины клапанов и рычагов должны иметь достаточную упругость. Не иметь трещин. Для этого проверяется деформация пружин под нагрузкой.
        Поверхности прокладки головки цилиндров не должны иметь повреждений. Должны быть ровными, без вмятин, трещин, вздутий и изломов.       На окантовке отверстий не должно быть трещин. Прогаров и отслоений.
       Для проверки герметичности головки цилиндров внутрь головки нагнетается насосом вода под давлением 5 кгс/кв.см. В течение 2 минут не должно наблюдаться утечки воды из головки. При обнаружении трещин головка заваривается или меняется.

        На опорных шейках распределительного вала не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от корпусов подшипников. На рабочих поверхностях кулачков не допускается износ свыше 0,5 мм, а также задиры и износ кулачков в виде их огранки. Проверить его радиальное биение. Для этого надо распределительный вал опорными шейками (крайними) установить на две призмы и индикатором замерить радиальное биение средних шеек. Оно не должно превышать 0,02 мм. Зазор между шейками распределительного вала не должен иметь никаких повреждений. Если имеются повреждения, то необходимо заменить корпус подшипников распределительного вала.

          На роликах и щечках привода распределительного вала не допускаются сколы, трещины и другие повреждения. При работе двигателя цепь вытягивается. Она считается работоспособной, если натяжитель обеспечивает её натяжение, т.е. цепь вытянулась не более чем на 4м. Вытяжка цепи проверяется на приспособлении, имеющем два ступенчатых роли-ка, на которые одевается цепь. С помощью противовеса цепь растягивается усилием 30 кгс. Вытяжка цепи определяется по расстоянию между осями роликов. Если цепь вытянулась до 499,5 мм, то её заменяют.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

          Целью данной  выпускной квалификационной работы, обозначенная во введении, звучит следующим образом: «Рассмотреть устройство, принцип работы и техническое обслуживание механизма газораспределения двигателя автомобиля ВАЗ 21-06» 

          На основании поставленной цели были изучению следующие задачи:

В разделе 1 рассмотрено и изучено устройство и принцип работы механизма газораспределения двигателя  автомобиля ВАЗ 21-06. В разделе 2 рассмотрено и изучено техническое обслуживание и принцип работы механизма газораспределения двигателя ВАЗ 21-06. В разделе 3 изучены охрана труда и техника безопасности на предприятии.

         Тема письменной экзаменационной работы «Устройство, принцип работы и техническое обслуживание механизма газораспределения двигателя автомобиля ВАЗ 21-06» очень актуальной, соответствует современному состоянию и перспективам развития науки и техники в сфере технического обслуживания и ремонта отечественного автомобильного транспорта.

          Разработанная мной тема ВКР целесообразна для практического применения. В работе определено устройство, назначение и техническое обслуживание механизма газораспределения двигателя – как механизма входящего в устройство автомобиля.  Приведены основные сведения по техническому обслуживанию и ремонту механизма газораспределения двигателя, а также причины возникновения и способы устранения неисправностей системы газораспределения. Установлены требования безопасности труда и охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта.

         

        В Заключении следует сказать, что выпускная квалификационная работа, способствовала систематизации и закреплению знаний по профессии «Автомеханик» при решении конкретных задач, а также способствовала принятию самостоятельных решений.

          На примере автомобиля ВАЗ – 2106 приведено описание устройства, принцип действия работы механизма газораспределения двигателя.      

          Поставленные задачи выполнены в полном объеме значит  цель письменной выпускной квалификационной работы достигнута.

Список литературы

Основная литература:

  1. ЭБС «Znanium.сom» Савич, Е.Л. Ремонт кузовов легковых автомобилей: учебное пособие / Е.Л. Савич, В.С. Ивашко, А.С. Савич; под общ. ред. Е.Л. Савича - М.: Инфра-М; Мн.: Новое знание, 2012. - 320 с.: - Режим доступа:  http://znanium.com/
  2. ЭБС «Znanium.сom» Головин, С.Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования: учебное пособие / С.Ф. Головин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 288 с. - Режим доступа:  http://znanium.com/
  3. Вахламов, В.К., Шатров, М.Г., Юрчевский, А.А. Автомобили / В.К. Вахламов, М.Г. Шатров, А.А. Юрчевский. - М.: Академия,2016 — 816с.
  4. Дажин, В.Г. Техническая эксплуатация автомобилей: Методическое пособие с элементами НИРс по разработке технологического процесса текущего ремонта автомобилей для студентов специальностей всех форм обучения. – Вологда-Сыктывкар, 2015. – 26 с.
  5. Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей /  Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2015. – 280с.
  6. Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. проф. учебных заведений /В.И.Карагодин, Н.Н. Митрохин. — 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 496 с.

 Дополнительная литература:

          1. ЭБС «Znanium.сom» Диагностирование автомобилей. Практикум: учебное. пособие / А.Н. Карташевич и др.; под ред. А.Н. Карташевича - М: Инфра-М; Мн.: Новое знаие., 2013-208с. - Режим доступа:  http://znanium.com/

         2. ЭБС «Znanium.сom» Круглик, В.М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта: учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. - М.: Новое знание: ИНФРА-М, 2013. - 260 с. - Режим доступа: http://znanium.com/

         3. Крамаренко, Г.В. Техническое обслуживание автомобилей. / Г.В.Крамаренко, И.В.Барашков. – М.: Транспорт, 2016. – 340 с.

         4. Фахрутдинова, Г.С. Методические рекомендации по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для технических специальностей. / Г.С.Фахрутдинова, В.В.Метелица, Т.П.Кулиш. – Курган: КТК, 2017. - 72 с.

  1.  Слон Ю.М. Автомеханик. -Ростов-на- Дону «Феникс», 2016.

     6.Чумаченко Ю.Т. и др. Автослесарь. «Устройство, техническое

обслуживание и ремонт автомобилей». -Ростов-на- Дону «Феникс», 2016.

     7.Шестопалов С.К. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей». М. ИРПО, Издательский центр «Академия», 2016.

Интернет ресурсы

  1. http://biblioclub.ru
  2. http://www.eastview.com/
  3. http://diss.rsl.ru/?lang=ru
  4. https://e.lanbook.com
  5. http://holod.n-kah.com/
  6. http://www.avtoindent.ru/
  7. http://autoklass74.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста

Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

Методические разработки для студентов СПО в помощь изучению курса "Основы научно-исследовательской деятельности"

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов СПО по дисциплине "Основы научно-исследовательской деятельности" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управлен...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ общетехнических дисциплин ВИНОГРАДОВОЙ НЕЛЛИ ВЕНИАМИНОВНЫ

 В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет                                                                                                 анализировать св...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др....