Методика диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д
материал

Н.Ф.Сенчило

Методика диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_motivatsii_po_dubovitskoy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

 В своей педагогической деятельности преподавателя  технической механики,   я столкнулась с необходимостью разработки методической системы обучения студентов, имеющих слабые знания по базовым предметам , часто пропускающих занятия, невнимательных на занятии. Я решила исследовать мотивационную сферу студентов т.к к деятельности побуждает мотив.

        Изучение  мотивационной сферы студентов является очень важной составляющей педагогической диагностики обучающихся.

В качестве методики была выбрана методика  Дубовицкой Т.Д

Методика диагностики направленности учебной мотивации

(по Дубовицкой Т.Д.)

        Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении в различных творческих объединениях (студиях, секциях)

Общая характеристика методики.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.

Инструкция

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-),

неверно (--).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе.

1. Занятие данным видом деятельности даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Заниматься данным видом деятельности мне интересно, и я хочу знать о нём как можно больше.

3. Занимаясь данным видом деятельности мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному виду деятельности мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует педагог.

5. Трудности, возникающие при занятии видом деятельности, делают его для меня ещё более увлекательным.

6. При изучении данного вида деятельности кроме книг и журналов, рекомендованных педагогом, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному виду деятельности можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному виду деятельности, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем педагога.

11. Изучаемый материал с интересом обсуждаю в свободное время (в школе, дома) со своими одноклассниками, друзьями.

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают.

13. По возможности стараюсь попросить кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания являются ценными и по возможности нужно знать об изучаемом виде деятельности как можно больше.

15. Оценка для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен(а), то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с видом деятельности, которым я занимаюсь в творческом объединении (студии, секции).

18. Данный вид деятельности даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия в творческом объединении (студии, секции), то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то не посещал бы творческое объединение студию, секцию), но родители меня заставляют его посещать.

Обработка результатов.

Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ:

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

Нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации

6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации

15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:

1. Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8).

2. Самостоятельность в виде деятельности – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6).

3. Пассивность – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6)

4. Трудность в изучении вида деятельности – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2)

5. Интерес к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6)

6. Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6)

7. Негативное отношение к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6).

Степень данных проявлений: 0 - 25% - низкая

30%-70% - средняя

75%-100% - высокая

Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.

Бланк ответов (Ф.И. ______________________________________________)

Наименование учебного предмета 1

Наименование учебного предмета 2

Наименование учебного предмета 3

Наименование учебного предмета 4

Наименование учебного предмета 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

Методика выявляет направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов...

Диагностика учебной мотивации

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированн...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д...

Диагностика учебной мотивации студентов

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также ут...