Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: БДД"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: БДД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shkola_yunogo_avtomobilista_bdd_2020.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»
Одобрена на заседании ПЦК Общеобразовательных и социально-экономических дисциплин Протокол № ____ от «____» ____________ 20___ г. Председатель ПЦК ____________О. А. Дорофеева | Утверждаю Заведующий отделением Дополнительного образования и профессионального обучения ___________ Р. С. Галанцев «____» ___________ 20___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ЮНОГО АВТОМОБИЛИСТА: БДД»
Направленность: техническая
Уровень программы: углубленный
Возраст учащихся: 15-17
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Автор-составитель:
В. Н. Корнева
педагог дополнительного образования
Москва,
2020 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста.
Проблема безопасности дорожного движения носит многогранный характер, напрямую связана с экономической и социальной сферами жизни общества. Со всей определенностью можно сказать, что от уровня решения этой проблемы во многом зависит стабильность нашего общественного организма, его нормальное функционирование.
Актуальность программы:
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растёт число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть подростки.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда подростки с раннего детства знакомятся со сложной техникой и становятся участниками дорожного движения, встаёт проблема их обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения. Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования.
Новизна программы:
Предупреждение автотранспортных преступлений, снижение тяжести их последствий, эффективное устранение причин и условий, влияющих на аварийность, наказание виновных за их совершение, предполагают комплексное решение одновременно социально-экономических, организационных, идейно-воспитательных, технических и ряда других проблем с учетом многообразия и сложности тех процессов и явлений, которые связаны с дорожным движением и могут оказать влияние на уровень его безопасности.
Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на дороге.
Цели, задачи и планируемые результаты освоения программы.
Цели программы:
Обучающая:
- дать начальное представление о Правилах Дорожного Движения (ПДД);
- дать представление о видах ответственности за нарушение ПДД;
- дать представление о законодательстве в сфере дорожного движения;
- создание обучающей среды, которая позволит учиться через свой опыт и опыт других, находить технически грамотные решения в дорожных ситуациях.
Развивающая:
- формирование интереса к технике и истории её создания, развитие технического мышления и кругозора;
- развивать логику, техническое мышление, творческие способности;
- развивать умения анализировать и обобщать знания;
- умение применить знания, умения, навыки в практической жизни;
- создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности как участников дорожного движения.
Воспитывающая:
- воспитывать интерес к технике и личностные качества;
- воспитывать познавательный интерес;
- воспитывать интерес к новым технологиям;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил Дорожного Движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе;
- воспитание законопослушного водителя транспортного средства.
Задачи программы:
Обучающая:
- основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила Дорожного Движения;
- виды ответственности за нарушение Правил Дорожного Движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха водителей, правила и нормы охраны труда и технике безопасности;
- основы безопасного управления транспортными средствами;
- приёмы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате освоения программы обучающиеся должны:
знать:
- причины дорожно-транспортных происшествий;
- зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;
основы законодательства в сфере дорожного движения
уметь:
- пользоваться дорожными знаками и разметкой;
- ориентироваться по сигналам регулировщика;
- определять очерёдность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
- организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.
Режим занятий: продолжительность учебного занятия 2 академических часа, количество занятий в неделю 1, количество учебных часов в год 72.
Категории обучающихся: учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте 15-17 лет.
Формы организации образовательной деятельности: в ходе освоения программы предусмотрены следующие формы организации образовательной деятельности: теоретические и практические занятия в групповой форме.
Сроки реализации, трудоёмкость программы: программа рассчитана на 72 академических часа и предполагает поэтапное изучение разделов в соответствии с поэтапным учебным (тематическим) планом.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | |
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения | 4 | 4 | |
Тема 1.1. Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы | 1 | 1 | |
Тема 1.2. Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения | 3 | 3 | |
Раздел 2. Правила дорожного движения | 38 | 26 | 12 |
Тема 2.1. Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Обязанности участников дорожного движения | 2 | 2 | |
Тема 2.3. Дорожные знаки | 5 | 5 | |
Тема 2.4. Дорожная разметка | 1 | 1 | |
Тема 2.5. Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части | 6 | 4 | 2 |
Тема 2.6. Остановка и стоянка транспортных средств | 4 | 2 | 2 |
Тема 2.7. Регулирование дорожного движения | 2 | 2 | |
Тема 2.8. Проезд перекрестков | 6 | 2 | 4 |
Тема 2.9. Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | 6 | 2 | 4 |
Тема 2.10. Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов | 2 | 2 | |
Тема 2.11. Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов | 1 | 1 | |
Тема 2.12. Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств | 1 | 1 | |
Раздел 3. Психофизиологические основы деятельности водителя | 12 | 8 | 4 |
Тема 3.1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки | 2 | 2 | |
Тема 3.2. Этические основы деятельности водителя | 2 | 2 | |
Тема 3.3. Основы эффективного общения | 2 | 2 | |
Тема 3.4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов | 2 | 2 | |
Тема 3.5. Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) | 4 | 4 | |
Раздел 4. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии | 16 | 8 | 8 |
Тема 4.1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи | 2 | 2 | |
Тема 4.2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения | 4 | 2 | 2 |
Тема 4.3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах | 4 | 2 | 2 |
Тема 4.4. Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии. | 6 | 2 | 4 |
Экзамен | 2 | 2 | |
Итого | 72 | 46 | 26 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объём часов | |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения | 4 | ||
Тема 1.1. Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы | Теоретические занятия | 1 | |
Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующее отношения в сфере взаимодействия общества и природы: общие положения; права и обязанности граждан, общественных и иных организаций в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды | |||
Тема 1.2. Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения | Теоретические занятия | 3 | |
Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушения в сфере дорожного движения: задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации; понятие преступления и виды преступлений; понятие и цели наказания, виды наказаний; экологические преступления; ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях; административное правонарушение и административная ответственность; административное наказание; назначение административного наказания; административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; административные правонарушения в области дорожного движения; административные правонарушения против порядка управления; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; размеры штрафов за административные правонарушения; гражданское законодательство; возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав; объекты гражданских прав; право собственности и другие вещные права; аренда транспортных средств; страхование; обязательства вследствие причинения вреда; возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность при отсутствии вины причинителя вреда; общие положения; условия и порядок осуществления обязательного страхования; компенсационные выплаты. | |||
Раздел 2. Правила дорожного движения | 38 | ||
Тема 2.1. Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения | Теоретические занятия | 2 | |
Общие положения, основные понятия и термины, используемые в Правилах дорожного движения: значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения; структура Правил дорожного движения; дорожное движение; дорога и её элементы; пешеходные переходы, их виды и обозначения с помощью дорожных знаков и дорожной разметки; прилегающие территории: порядок въезда, выезда и движения по прилегающим к дороге территориям; порядок движения в жилых зонах; автомагистрали, порядок движения различных видов транспортных средств по автомагистралям; запрещения, вводимые на автомагистралях; перекрёстки, виды перекрёстков в зависимости от способа организации движения; определение приоритета в движении; железнодорожные переезды и их разновидности; участники дорожного движения; лица, наделённые полномочиями по регулированию дорожного движения; виды транспортных средств; организованная транспортная колонна; ограниченная видимость, участки дорог с ограниченной видимостью; опасность для движения; дорожно-транспортное происшествие; перестроение, опережение, обгон, остановка и стоянка транспортных средств; тёмное время суток, недостаточная видимость; меры безопасности, предпринимаемые водителями транспортных средств, при движении в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости; населённый пункт: обозначение населённых пунктов с помощью дорожных знаков; различия в порядке движения по населенным пунктам в зависимости от их обозначения | |||
Тема 2.2. Обязанности участников дорожного движения | Теоретические занятия | 2 | |
Обязанности участников дорожного движения: общие обязанности водителей; документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам полиции; обязанности водителя по обеспечению исправного технического состояния транспортного средства; порядок прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; порядок предоставления транспортных средств должностным лицам; обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию; запретительные требования, предъявляемые к водителям; права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета (маячками синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом; обязанности других водителей по обеспечению беспрепятственного проезда указанных транспортных средств и сопровождаемых ими транспортных средств; обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения | |||
Тема 2.3. Дорожные знаки | Теоретические занятия | 5 | |
Дорожные знаки: значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения; классификация дорожных знаков; основной, предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные знаки; требования к расстановке знаков; назначение предупреждающих знаков; порядок установки предупреждающих знаков различной конфигурации; название и значение предупреждающих знаков; действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком; назначение знаков приоритета; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета; назначение запрещающих знаков; название, значение и порядок их установки; распространение действия запрещающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков; зона действия запрещающих знаков; название, значение и порядок установки предписывающих знаков; распространение действия предписывающих знаков на различные виды транспортных средств; действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков; назначение знаков особых предписаний; название, значение и порядок их установки; особенности движения по участкам дорог, обозначенным знаками особых предписаний; назначение информационных знаков; название, значение и порядок их установки; действия водителей в соответствии с требованиями информационных знаков; назначение знаков сервиса; название, значение и порядок установки знаков сервиса; назначение знаков дополнительной информации (табличек); название и взаимодействие их с другими знаками; действия водителей с учетом требований знаков дополнительной информации | |||
Тема 2.4. Дорожная разметка | Теоретические занятия | 1 | |
Дорожная разметка и её характеристики: значение разметки в общей системе организации дорожного движения, классификация разметки; назначение и виды горизонтальной разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с её требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения вертикальной разметки | |||
Тема 2.5. Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части | Теоретические занятия | 4 | |
Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части: предупредительные сигналы; виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение; повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа; движение по дорогам с полосой разгона и торможения; средства организации дорожного движения, дающие водителю информацию о количестве полос движения; определение количества полос движения при отсутствии данных средств; порядок движения транспортных средств по дорогам с различной шириной проезжей части; порядок движения тихоходных транспортных средств; движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью; движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам; выбор дистанции, интервалов и скорости в различных условиях движения; допустимые значения скорости движения для различных видов транспортных средств и условий перевозки; обгон, опережение; объезд препятствия и встречный разъезд; действия водителей перед началом обгона и при обгоне; места, где обгон запрещён; опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов; объезд препятствия; встречный разъезд на узких участках дорог; встречный разъезд на подъёмах и спусках; приоритет маршрутных транспортных средств; пересечение трамвайных путей вне перекрёстка; порядок движения по дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси; правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки; учебная езда; требования к обучающему, обучаемому и механическому транспортному средству, на котором проводится обучение; дороги и места, где запрещается учебная езда; дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных; ответственность водителей за нарушения порядка движения и расположения транспортных средств на проезжей части. | |||
Практические занятия: Решение ситуационных задач | 2 | ||
Тема 2.6. Остановка и стоянка транспортных средств. | Теоретические занятия | 2 | |
Остановка и стоянка транспортных средств: порядок остановки и стоянки; способы постановки транспортных средств на стоянку; длительная стоянка вне населенных пунктов; остановка и стоянка на автомагистралях; места, где остановка и стоянка запрещены; остановка и стоянка в жилых зонах; вынужденная остановка; действия водителей при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, а также на автомагистралях и железнодорожных переездах; правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки при вынужденной остановке транспортного средства; меры, предпринимаемые водителем после остановки транспортного средства; ответственность водителей транспортных средств за нарушения правил остановки и стоянки. | |||
Практические занятия: Решение ситуационных задач | 2 | ||
Тема 2.7. Регулирование дорожного движения. | Теоретические занятия | 2 | |
Регулирование дорожного движения: средства регулирования дорожного движения; значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды; значение сигналов регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. | |||
Тема 2.8. Проезд перекрёстков | Теоретические занятия | 2 | |
Проезд перекрестков: общие правила проезда перекрёстков; преимущества трамвая на перекрёстке; регулируемые перекрёстки; правила проезда регулируемых перекрёстков; порядок движения по перекрёстку, регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые перекрёстки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; очерёдность проезда перекрёстка неравнозначных дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (тёмное время суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность водителей за нарушения правил проезда перекрёстков. | |||
Практические занятия: Решение ситуационных задач | 4 | ||
Тема 2.9. Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | Теоретические занятия | 2 | |
Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов: правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов; правила проезда регулируемых пешеходных переходов; действия водителей при появлении на проезжей части слепых пешеходов; правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств; действия водителя транспортного средства, имеющего опознавательные знаки "Перевозка детей" при посадке детей в транспортное средство и высадке из него, а также водителей, приближающихся к такому транспортному средству; правила проезда железнодорожных переездов; места остановки транспортных средств при запрещении движения через переезд; запрещения, действующие на железнодорожном переезде; случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги; ответственность водителей за нарушения правил проезда пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | |||
Практические занятия: Решение ситуационных задач. | 4 | ||
Тема 2.10. Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов. | Теоретические занятия | 2 | |
Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов: правила использования внешних световых приборов в различных условиях движения; действия водителя при ослеплении; обозначение транспортного средства при остановке и стоянке в тёмное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости; обозначение движущегося транспортного средства в светлое время суток; порядок использования противотуманных фар и задних противотуманных фонарей; использование фары-искателя, фары-прожектора и знака автопоезда; порядок применения звуковых сигналов в различных условиях движения. | |||
Тема 2.11. Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов
| Теоретические занятия | 1 | |
Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов: условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жёсткой сцепке и методом частичной погрузки; перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах; случаи, когда буксировка запрещена; требование к перевозке людей в грузовом автомобиле; обязанности водителя перед началом движения; дополнительные требования при перевозке детей; случаи, когда запрещается перевозка людей; правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве; перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства; обозначение перевозимого груза; случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция). | |||
Тема 2.12. Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств | Теоретические занятия | 1 | |
Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств: общие требования; порядок прохождения технического осмотра; неисправности и условия, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств; типы регистрационных знаков, применяемые для различных групп транспортных средств; требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах; опознавательные знаки транспортных средств | |||
Раздел 3. Психофизиологические основы деятельности водителя | 12 | ||
Тема 3.1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки. | Теоретические занятия | 2 | |
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объём); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и тендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции | |||
Тема 3.2. Этические основы деятельности водителя | Теоретические занятия | 2 | |
Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки | |||
Тема 3.3. Основы эффективного общения | Теоретические занятия | 2 | |
Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения. | |||
Тема 3.4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов | Теоретические занятия | 2 | |
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем | |||
Тема 3.5. Саморегуляция и профилактика конфликтов. | Практические занятия | 4 | |
Психологический практикум. Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта | |||
Раздел 4 Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии | 16 | ||
Тема 4.1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. | Теоретические занятия | 2 | |
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи: понятие о видах ДТП, структуре и особенностях дорожно-транспортного травматизма; организация и виды помощи пострадавшим в ДТП; нормативная правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи; особенности оказания помощи детям, определяемые законодательно; понятие "первая помощь"; перечень состояний, при которых оказывается первая помощь; перечень мероприятий по ее оказанию; основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека; современные наборы средств и устройств для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам); основные компоненты, их назначение; общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; основные факторы, угрожающие жизни и здоровью при оказании первой помощи, пути их устранения; извлечение и перемещение пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии. | |||
Тема 4.2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. | Теоретические занятия | 2 | |
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения: основные признаки жизни у пострадавшего; причины нарушения дыхания и кровообращения при дорожно-транспортном происшествии; способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; особенности сердечно-легочной реанимации (СЛР) у пострадавших в дорожно-транспортном происшествии; современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР); техника проведения искусственного дыхания и закрытого массажа сердца; ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий; прекращение СЛР; мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР; особенности СЛР у детей; порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания; особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку. | |||
Практические занятия: оценка обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия; отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; отработка навыков определения сознания у пострадавшего; отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей; оценка признаков жизни у пострадавшего; отработка приёмов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу", с применением устройств для искусственного дыхания; отработка приёмов закрытого массажа сердца; выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации; отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение; отработка приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего; экстренное извлечение пострадавшего из автомобиля или труднодоступного места, отработка основных приёмов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания); оказание первой помощи без извлечения пострадавшего; отработка приема снятия мотоциклетного (велосипедного) шлема и других защитных приспособлений с пострадавшего. | 2 | ||
Тема 4.3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах. | Теоретические занятия | 2 | |
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах: цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; наиболее часто встречающиеся повреждения при дорожно-транспортном происшествии; особенности состояний пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии, признаки кровотечения; понятия "кровотечение", "острая кровопотеря"; признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешанного); способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; оказание первой помощи при носовом кровотечении; понятие о травматическом шоке; причины и признаки, особенности травматического шока у пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии; мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока; цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего; основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи; травмы головы; оказание первой помощи; особенности ранений волосистой части головы; особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа; травмы шеи, оказание первой помощи; остановка наружного кровотечения при травмах шеи; фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); травмы груди, оказание первой помощи; основные проявления травмы груди; особенности наложения повязок при травме груди; наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки; особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом; травмы живота и таза, основные проявления; оказание первой помощи; закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения; оказание первой помощи; особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране; травмы конечностей, оказание первой помощи; понятие "иммобилизация"; способы иммобилизации при травме конечностей; травмы позвоночника, оказание первой помощи. | |||
Практические занятия: отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии с травматическими повреждениями; проведение подробного осмотра пострадавшего; остановка наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня); максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки; наложение повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей; отработка приёмов первой помощи при переломах; иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий); отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника. | 2 | ||
Тема 4.4. Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии. | Теоретические занятия | 2 | |
Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии: цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела; оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза, конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери; приёмы переноски пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи; приёмы переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника; способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания; влияние экстремальной ситуации на психоэмоциональное состояние пострадавшего и участника оказания первой помощи; простые приемы психологической поддержки; принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь; виды ожогов при дорожно-транспортном происшествии, их признаки; понятие о поверхностных и глубоких ожогах; ожог верхних дыхательных путей, основные проявления; оказание первой помощи; перегревание, факторы, способствующие его развитию; основные проявления, оказание первой помощи; холодовая травма, её виды; основные проявления переохлаждения (гипотермии), отморожения, оказание первой помощи; отравления при дорожно-транспортном происшествии; пути попадания ядов в организм; признаки острого отравления; оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу. | |||
Практические занятия: наложение повязок при ожогах различных областей тела; применение местного охлаждения; наложение термоизолирующей повязки при отморожениях; придание оптимального положения тела пострадавшему в ДТП при: отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере; отработка приёмов переноски пострадавших; решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков и жизни и с др. состояниями, требующими оказания первой помощи). | 4 | ||
Экзамен | 2 | ||
Итого по программе | 72 |
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительной общеразвивающей программы
«Школа юного автомобилиста: БДД»
Наименование программы
Техническая направленность
Углублённый уровень
Дата начала занятий: 1 октября 2020 года
Дата окончания учебного года (периода): 30 июня 2021 года
Продолжительность учебного года (периода): 1 год / 36 недель / 72 часа
Год обучения | Учебный период | 2020 | 2021 | Всего недель / часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь | 28.09 – 02.10 | Октябрь | Ноябрь | 30.11 – 04.12 | Декабрь | 28.12 – 01.01 | Январь | Февраль | Март | 29.03 – 02.04 | Апрель | Май | 31.05–04.06 | Июнь | 28.06 – 02.07 | Июль | Август | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01 – 04 | 07 – 11 | 14 – 18 | 21 – 25 | 05 – 09 | 12 -16 | 19 – 23 | 26 – 30 | 02 – 06 | 09 – 13 | 16– 20 | 23 - 27 | 07 – 11 | 14 – 18 | 21 – 25 | 04 – 08 | 11 – 15 | 18 – 22 | 25 – 29 | 01 – 05 | 08 – 12 | 15 – 19 | 22 – 26 | 01 – 05 | 08 – 12 | 15 – 19 | 22 – 26 | 05 – 09 | 12 – 16 | 19 – 23 | 26 – 30 | 03 – 07 | 10 – 14 | 17 – 21 | 24 – 28 | 07 – 11 | 14 – 18 | 21 - 25 | 05 – 09 | 12 – 16 | 19 – 23 | 26 – 30 | 02 - 06 | 09 – 13 | 16 – 20 | 23 – 31 | |||||||||||
1 год | № уч. недели | // | // | // | // | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | = | = | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | * | = | = | = | = | = | = | = | = | = | 36/72 | ||
К-во часов | // | // | // | // | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | = | = | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | * | = | = | = | = | = | = | = | = | = |
Обозначения: | 2 | - Учебные часы | = | - Каникулы, праздничные дни | * | - Резерв учебного времени | // | Период комплектования групп |
5. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контроль
Формы контроля: собеседование, выполнение контрольных практических заданий
Оценочные материалы:
Для оценки входного контроля обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Школа юного автомобилиста: БДД» предусмотрена 10-бальная шкала:
Теоретические задания. Собеседование | 0-3 | Обучающийся имеет минимальные представления о правилах дорожного движения |
4-6 | Обучающийся знает правила дорожного движения с точки зрения пешехода | |
7-10 | Обучающийся имеет знания в данной области с точки зрения водителя | |
Практические навыки. Контрольные задания | 0-3 | Обучающийся никогда не занимался данным видом деятельности |
4-6 | Навыки вождения находятся в начальной стадии формирования | |
7-10 | У обучающегося сформированы определенные навыки вождения |
Текущий контроль
Формы контроля: тестирование
Оценочные материалы:
Текущий контроль проводится в тестовой форме. Тестовые задания разработаны специалистами Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) и утверждены Главным управлением ГИБДД МВД РФ.
Тестовые задания для проведения текущего контроля знаний обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Школа юного автомобилиста: БДД» представляют собой экзаменационные задачи, сформированные на основе вопросов к экзаменационным билетам для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1» - с официального сайта Госавтоинспекции МВД России.
Тематические экзаменационные задачи состоят из следующих разделов:
- Общие положения.
- Обязанности водителей и пассажиров.
- Дорожные знаки.
- Дорожная разметка.
- Применение специальных сигналов.
- Сигнала светофора и регулировщика.
- Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
- Начало движения, маневрирование.
- Расположение транспортных средств на проезжей части.
- Скорость движения.
- Обгон, опережение, встречный разъезд.
- Остановка и стоянка.
- Проезд перекрёстков.
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
- Движение через железнодорожные пути.
- Движение по автомагистрали.
- Движение в жилых зонах.
- Приоритет маршрутных транспортных средств.
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
- Буксировка механических транспортных средств.
- Учебная езда.
- Перевозка людей.
- Перевозка грузов.
- Дополнительные требования к движению водителей мопедов.
- Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
- Юридическая ответственность водителей.
- Основы безопасного управления транспортным средством.
- Порядок оказания первой помощи лицам, пострадавшим при ДТП
Текущий контроль может проводиться проведением тестирования как по одной теме, так и объединением одновременно нескольких. Тестирование проводится в компьютерном классе СП Автошкола. Время, отведённое на тестирование – 45 минут.
Критерии оценки ответа обучающегося:
Выполнение задания | Оценка знаний |
99 - 100% правильных ответов в одной теме или блоке | «5» отлично |
81 – 98% правильных ответов в одной теме или блоке | «4» хорошо |
60 – 80 % правильных ответов в одной теме или блоке | «3» удовлетворительно |
Менее 59 % правильных ответов в одной теме или блоке | «2» неудовлетворительно |
Итоговая аттестация
Формы контроля: экзамен
Оценочные материалы:
Аттестационный материал представляет из себя сформированные экзаменационные билеты на основе вопросов для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1» - с официального сайта Госавтоинспекции МВД России.
Тестовые задания аттестационного материала разработаны специалистами Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) и утверждены Главным управлением ГИБДД МВД РФ.
Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Школа юного автомобилиста: ПДД» проводится в форме экзамена, обучающийся должен выполнить тестирование экзаменационного билета, состоящее из 20 вопросов. Вопросы, выносимые на экзамен по дополнительной общеразвивающей программе «Школа юного автомобилиста: БДД» соответствуют следующей тематике:
- Общие положения.
- Обязанности водителей и пассажиров.
- Дорожные знаки.
- Дорожная разметка.
- Применение специальных сигналов.
- Сигнала светофора и регулировщика.
- Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
- Начало движения, маневрирование.
- Расположение транспортных средств на проезжей части.
- Скорость движения.
- Обгон, опережение, встречный разъезд.
- Остановка и стоянка.
- Проезд перекрёстков.
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
- Движение через железнодорожные пути.
- Движение по автомагистрали.
- Движение в жилых зонах.
- Приоритет маршрутных транспортных средств.
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
- Буксировка механических транспортных средств.
- Учебная езда.
- Перевозка людей.
- Перевозка грузов.
- Дополнительные требования к движению водителей мопедов.
- Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
- Юридическая ответственность водителей.
- Основы безопасного управления транспортным средством.
- Порядок оказания первой помощи лицам, пострадавшим при ДТП
На тестирование, которое проводится в компьютерном классе СП Автошкола, отводится 20 минут.
Критерии оценки ответа обучающегося:
Выполнение задания | Оценка знаний |
0 ошибок из 20 выполненных вопросов | «5» отлично |
1 ошибка из 20 выполненных вопросов | «4» хорошо |
2 ошибки из 20 выполненных вопросов | «3» удовлетворительно |
3 и более ошибок из 20 выполненных вопросов | «2» неудовлетворительно |
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1. Материально-технические условия реализации программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного автомо требует наличия учебного кабинета «Правил безопасности дорожного движения».
Оборудование учебного кабинета:
- доски: интерактивная панель МЭШ, магнитная со схемами перекрёстков и участков дорог;
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- компьютеры с сетевым программным обеспечением на 25—30 мест;
- комплект плакатов, тематические и информационные стенды;
- наглядные пособия (автомобильная аптечка первой помощи, перевязочные средства, средства иммобилизации, маски с клапанами для искусственного дыхания, магнитные модели автомобилей, дорожных знаков, светофоров, знак аварийной остановки, буксировочные тросы, опознавательные знаки, автомобильный ремкомплект);
- агрегаты, сборочные единицы и механизмы автомобиля;
- многофункциональное устройство (принтер, сканер, с функциями копирования);
- плазменный телевизор (диагональ — 106 см);
- технический комплекс для приёма экзаменов категории «A», «B», «C», «D»;
- проекционный экран (крепится на настенный рельс);
- тренажёры:
- аппаратно-программный комплекс УПДК-МК Автомобильный, сетевая версия (АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителей);
- аппаратно-программный комплекс профотбора, профориентации и тренировки профессионально важных качеств водителя «ПЛКПФ-02»;
- автомобильный тренажёр «ОТКВ-2М»;
- педально-рулевой тренажёр для формирования у будущих водителей правильных моторных навыков управления рулевым колесом, педалями, коробкой переключения передач и ручным тормозом;
- тренажёр сердечно-лёгочной и мозговой реанимации;
- манекен-тренажёр для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей.
Дополнительные материалы:
1. Интерактивные мультимедийные системы обучения (ИМСО) (СD-диск — мультимедийное пособие):
- Модуль «Правила дорожного движения».
- Модуль «Электронная доска для моделирования, анализа и разбора дорожных ситуаций».
- Модуль «Экзаменационные билеты и тематические задачи категорий "А", "В", "С", "Д"».
- Модуль «Знаки дорожные».
- Модуль «Разметка дорожная».
- Модуль «Сигналы светофора».
- Модуль «Световые приборы всех категорий».
- Модуль «Основы управления транспортным средством и безопасность движения».
- Модуль «Оказание первой медицинской помощи».
- Модуль «Арсенал инструктора».
- Модуль «Автоматизированные автодромы. Методика проведения квалификационных экзаменов».
- Модуль «Внешние световые приборы ТС всех категорий».
- Модуль «Юридическая ответственность водителя».
- Модуль «Дорожные символы с экзаменационными вопросами».
- Материалы для сдачи теоретического экзамена в ГИБДД по действующей методике. Сетевая версия.
- Материалы для подготовки к практическому экзамену в ГИБДД.
- Учебный фильм об оказании первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
- Учебные фильмы по основам управления автомобилем.
6.2. Учебно-методическое и организационное обеспечение программы
Литература и методические материалы
Основные источники
- Правила дорожного движения 2020 с примерами и комментариями. – Спб.: Питер, 2020. – 160 с.: ил. – (Серия «Автошкола»)
2. Тематические экзаменационные задачи к сдаче экзамена в ГИБДД (категория «А», «В», «М» и подкатегории «А1», «В1») - М: Мир Автокниг, 2020. – 192 с.: ил.
3. Экзаменационные билеты для сдачи экзаменов на права категорий «А», «В» и «М», подкатегорий «А1», «В1» с самыми последними изменениями и дополнениями на 2020 год – Москва: Эксмо, 2019 – 160 с. – ил. – (Автошкола).
4. Шишлов А. Н., Лебедев С. В. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта – М.: ГБПОУ КАТ № 9, 2017 – 352 с.
5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020)
Дополнительные источники
1. Правила безопасности дорожного движения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / П. А. Пегин. —М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 144 с.
2. Медицина чрезвычайных ситуаций. Хирургия катастроф: Учебник / Г. М. Кавалерский, А. В. Гаркави. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2015. — 376 с.: ил.
3. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ: учебное пособие / сост. Б. С. Ордобаев, В. П. Коздрович, Ш. С. Абдыкеева. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2015. - 150 с.
4. Власов В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М: ИЦ «Академия», 2018;
5. Кузнецов А. С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: ПО в 2 ч. — М.: ИЦ «Академия», 2018.
Интернет-ресурсы
1. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации / А. Н. Королев, Б. В. Россинский. - 2-e изд., пересмотр. – Москва
https://znanium.com/bookread2.php?book=546570
2. Глухов, А. К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России [Электронный ресурс] / А. К. Глухов. - М.: Логос.
https://znanium.com/bookread2.php?book=468372
3. Методика экспериментальных исследований надежности кандидатов в водители [Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21).
http://znanium.com/bookread2.php?book=479990
4. Транспортная психология: Учебное пособие / Белокуров В. П., Дорохин С. В., Климова Г. Н. - Воронеж: ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016.
https://znanium.com/bookread2.php?book=857650
5. Волгин, В. В. Навыки защитного вождения автомобиля [Электронный ресурс] / В. В. Волгин. - М.: ИТК «Дашков и К°».
https://znanium.com/bookread2.php?book=430212
6. http://urait-book.ru Электронная библиотечная система Юрайт
6.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование, квалификацию и (или) переподготовку по направлению «Педагогические основы деятельности преподавателя профессионального обучения водителей транспортных средств категории В».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный кулинар" предназначена для обучающихся 15-21 лет. срок реализации программы - 3 года. В прграмме изложен курс подготовки обуч...
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста"
Рекомендуется педагогам дополнительного образования...
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: БДД"
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда подростки с раннего детства знакомятся со сложной техникой и становятся учас...
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: ПДД"
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и м...
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: ПДД"
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: ПДД"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: Автодело"
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа юного автомобилиста: Автодело"...