Методическая разработка урока учебной практики ПМ. 02 «Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей» по теме «Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления»
методическая разработка

План урока составлен для профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин», урок проводится на 3 курсе обучения ( 5 семестр). Урок учебной практики входит в систему занятий по освоению основного вида деятельности Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_rulevoe_upravleniya.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  

План урока составлен для профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин», урок проводится на 3 курсе обучения( 5 семестр)

                 Урок учебной практики входит в систему занятий по освоению основного вида деятельности Техническое обслуживание и ремонт
систем, узлов, приборов автомобилей
Место проведение: Учебная лаборатория №2, двигателей внутреннего  сгорания, электрооборудования и автоматики автомобилей, эксплуатации и ремонта автомобилей Продолжительность урока - 6 часов

В ходе урока решается ряд задач:

- демонстрация использования педагогом образовательных технологий;

- демонстрация эффективности применения разнообразных методов и форм обучения;

- демонстрация эффективности применения средств практического обучения.

Данная разработка позволяет индивидуализировать цели практического обучения посредством актуализации мотивационного аспекта для решения образовательных и воспитательных задач.

На уроке учебной практики обучающийся имеет возможность проявить собственные способности и умения, проявить профессиональные компетенции.

При прохождении учебной практики обучающимся осваиваются следующие умения:

- выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов автомобилей

Кроме того, формируются следующие ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.

ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей

Данная методическая разработка имеет практическую значимость, так как может быть изменена в зависимости от темы урока учебной практики на всем ее протяжении.


Министерство образования и науки

Архангельской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

Конкурс методических разработок

«Современный урок: опыт, традиции, новаторство»

Методическая разработка урока

учебной практике ПМ. 02 «Техническое обслуживание и ремонт
систем, узлов, приборов автомобилей»

по теме «Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления»

Номинация: Методическая разработка урока учебной практики

Автор: Кармакулов Игорь Вениаминович,  

  мастер производственного обучения

 первой квалификационной категории

 

   

Северодвинск 2021

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

 Вид урока: урок – практикум.

 Цели урока:

- Образовательные  

 1. Закрепление ранее полученных знаний на теоретическом обучении;          

 2.Приобретение первичного опыта  по ремонту и техническому обслуживанию рулевого управления.

3. Последовательное и правильное выполнение операций по ремонту и обслуживанию рулевого управления.

- Развивающие:

1.Развитие самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия;

2.Развитие умений анализировать и обобщать полученную информацию;

3.Развитие умений работать в бригаде (звене), эффективно работать с одногруппниками,

_Воспитательные:

1Воспитание  ответственного  отношения к выбранной профессии;

2. Воспитание  у обучающихся стремления к бережному отношению к инструменту и оборудованию;

3.Воспитание  аккуратности  и внимательности  в работе, соблюдение охраны труда.

           При проведении урока учебной практики обучающиеся должны освоить следующие профессиональные и общие компетенции:

       ПК        

                                     Показатели

ПК 1.1.

Определять техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин.

ПК 1.2.

Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.

ПК 1.3.

Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.

        ОК

                                      Показатели

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущей  и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии и профессиональную деятельность.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Методы обучения:

            - словесный (устное изложение);

            - наглядный (демонстрация наглядных пособий, натуральных образцов);

            - пояснительно-иллюстративный  (пояснение, демонстрация иллюстраций, плакатов);

            - репродуктивный (выполнение заданий по алгоритму);

            - проблемно-поисковый;

            - исследовательский метод (самостоятельное решение практических задач).

 Междисциплинарные связи: Учебные дисциплины: ОП.02 «Материаловедение», ОП.03. «Слесарное дело», ОП.04 «Черчение», ОП.05 «Электротехника», ОП.06. «Основы технической механики и гидравлики», ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности».

Внутридисциплинарные  связи: МДК.02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей», - тема 2.3 «Ремонт и техническое обслуживание электрооборудования».

Материально – техническое и методическое оснащение урока:

   

1. Дидактический материал:

1.1 План урока

1.2 Инструкционно-технологическая карта,

1.3 Иллюстрационно – наглядный материал:

-  плакат – рулевое управление

- макет рулевого управления        

1.4 Объемно – наглядные пособия:

- генератор (рабочий макет)

1.5.  Раздаточный материал и задания:

- карточка самоконтроля (приложение №1)

- тестовые задания (карточка №2)

-  инструкционно–технологическая карточка (приложение №3)

- требования охраны труда при разборке и сборке рулевого управления (приложение №4)

- таблица  неисправностей и их устранения при ремонте рулевого управления (приложение №5)

- карта компонентного анализа (приложение №6)

- критерии оценивания (приложения №7)

- таблица оценивания  теоретических заданий (приложение №8)

2. Инструменты и оборудование:

- набор гаечных ключей

- набор отверток (крестообразные, плоские)

- пассатижи

 - слесарные тиски

 - съемники подшипников

 - слесарные молотки (вес 400г)

  3.Учебно  –  справочная литература:

1.Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей/ С.К. Шестопалов. - М.: ПрофОбрИздат, части 1 и 2, 2014

2. Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: Практикум: Учеб. пособие для нач. проф. образования/ В.И.Нерсесян, - М.: Академия Издательский центр, 2003.

3. Боровских Ю.И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей/Ю.И. Боровских, Ю.В. Бурылев, К.А. Морозов. -М.: Высш.шк., 2009

Форма организации урока:  групповая

                                                           

                                          Ход урока

Этапы

Деятельность мастера

 Деятельность          обучающихся

1. Организационный этап (2 мин)

Приветствие, проверка присутствующих по журналу.

Рефлексия: предлагаю обучающимся выбрать смайлики, которые разложены на рабочем столе и показать, объясняю, что этот вид смайлика соответствует вашему настроению.

Оценка внешнего вида обучающихся.

Наличие рабочей одежды (предлагаю вам оценить личную подготовку и наличие рабочей одежды – и внести это в карточки самоконтроля – приложение №1.

Рапорт дежурного.

Обучающиеся работают устно.

Вводный этап

 (48 мин)

Организация внимания.

Устранение отвлекающих факторов.

Сообщение темы.

- Какова цель нашего урока? (Обращение мастера к обучающимся с вопросом о постановке цели)

 - Разъяснение цели урока (что должны уметь);

Цель урока:

- Закрепление знаний и умений, полученных на уроках теоретического обучения по МДК.02.01 «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»

- Формирование умений и первоначального практического опыта при выполнении операций по ремонту и техническому обслуживанию рулевого управления.

Актуализация знаний:

Какие вопросы были рассмотрены вами на теоретических уроках по данной теме?

Обучающиеся самостоятельно ставят цель урока и озвучивают ее.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. - устройство рулевого управления,

- принцип действия,

- разборка рулевого управления,

- техническое обслуживание,рулевого управления

- ремонт рулевого управления,

- сборка рулевого управления.

Текущий инструктаж.

5. Заключительный инструктаж

 (20 минут)

Фронтальный опрос.

Для чего служит рулевое управление?

Какую роль играет рулевое управление в автомобиле?

Какие виды бывают рулевого управления.

Обратите внимание, что рулевое управление служит для обеспечения движения автомобиля по заданному водителем направлению.

Рассказ и объяснение нового материала мастером производственного обучения:

Переходим непосредственно к разборке рулевого управления (рассказ мастера о последовательности разборке рулевого управления).

Разборка сборка рулевого управления,

Проверка состояния деталей рулевого управления,

Замена изношенных деталей,

Сборка рулевого управления,

Регулировка.

Мастер обращается с вопросом к обучающимся:

 В какой последовательности производим разборку рулевого управления?

Обращаемся к иллюстрированному плакату.

Какие неисправности могут возникнуть в процессе ремонта и технического обслуживания рулевого управления?

- Увеличенный свободный ход рулевого колеса.

Тугое вращение и осевой люфт рулевого вала.

Шум и стуки в рулевом управлении.

Итак, назовите требования, предъявляемые  к качеству ремонта генератора.

 

Какие возникли у вас вопросы по материалу урока?

Ответить на вопросы обучающихся.

Повторение правил  охраны труда.

Назовите основные правила охраны труда при выполнении ремонта и технического обслуживания рулевого управления?

Мастер дополняет ответы обучающихся.

В перчатках работать запрещается; разборку производить в отведенном месте;  на столе, должна быть хорошая вентиляция, хорошее освещение, инструмент должен быть разложен с правой стороны, тем инструментом которым работаем – лежит ближе к рулевому редуктору.

При ремонте и техническом обслуживании рулевого управления используйте – инструкционно – технологическую карту, (иллюстрационный плакат).

А теперь непосредственно приступаем к выполнению ремонта и технического обслуживания рулевого редуктора.

1. Показ и объяснение обучающимся приемов работы и этапов технологической последовательности предстоящей самостоятельной работы обучающихся при ремонте и техническом обслуживании рулевого редуктора.

Акцентировать внимание обучающихся, что  во время работы поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать порядок выполнения операций, работать исправным инструментом и оборудованием.

2. Самостоятельные упражнения обучающихся в выполнении приемов и операций на каждом этапе производственного задания.

3.Целевые обходы с целью:

 Осуществления контроля за

- организацией рабочего места;

- выполнением правил по охране труда;

- соблюдением правильного и последовательного выполнения технологических приемов и операций,

- бережного  отношения к инструменту и оборудованию.

4. Своевременная помощь мастера производственного обучения обучающимся в устранении недостатков в работе ( при выполнении технологических приемов, нарушений технологических операций, ошибок в соблюдении технологического процесса).

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов учебно-производственных работ:

Анализ ошибок в работе, причины их возникновения, способы их предупреждения и устранение.

- определение недостатков собранного рулевого редуктора,

- анализ ошибок замеченных  в процессе проведения текущего инструктажа,

- недостатков в выполнении технологических приемов,

- ошибок в соблюдении технологического процесса.

Оценивание выполненной работы:

Оцените свою работу, поставьте оценки сами в карте компонентного анализа.

Мастер демонстрирует лучшие работы, отмечает, кто из обучающихся добился отличного качества в работе,

- Анализ наиболее характерных недочетов в работе обучающихся, указывает пути и методы их устранения;

 - Раскрывает экономическую сторону урока, рациональный расход материала,

- Сравнение оценок обучающихся и мастера с обоснованием,

- Подведение итогов занятия в целом.

Запись в дневниках этапов и результата выполненной работы.

Домашнее задание.

Найти в Интернете порядок выполнения ремонта и технического обслуживания рулевого управления реечного типа., которые изучали на уроке теоретического обучения и учебной практики и оформить сообщение.

Поставленные цели перед началом урока.

Давайте вспомним цели урока:

- Закрепление полученных знаний и умений при ремонте и техническом обслуживании рулевого управления;

- Развитие умений при ремонте  и техническом обслуживании рулевого редуктора;

 - Овладение новыми приемами работы

при ремонте  и техническом обслуживании рулевого редуктора;

Как вы думаете, мы достигли их?

Рефлексия: предлагаю вам выбрать изображение, которое соответствует вашему настроению при завершении урока производственной практике.

         Спасибо за работу!

Обучающиеся работают устно.

Обучающиеся работают устно, слушают рассказ мастера производственного обучения

Воспроизведение обучающимися последовательности разборки рулевого управления

Устный ответ обучающегося

Устный ответ обучающегося

Обучающиеся задают вопросы

Мастер п/о отвечает на вопросы обучающихся.

Обучающиеся формулируют правила охраны труда при выполнении ремонта и технического обслуживания рулевого управления.

Обучающиеся слушают мастера п/о.

Обучающиеся подготавливают рабочее место, проверяют инструмент и оборудование, знакомятся с порядком выполнения операций по инструкционно – технологической карте

                              

                           Карточка – самоконтроля                

                                                                                                                                                             Приложение №1

                                                                                                 

                                    Критерии

     Баллы

 1.Наличие рабочей одежды:  

     

     Брюки и куртка

      Кожаная обувь

      Шапка или кепка

           

Итого: «5» -  3балла, «4» - 2балла, «3» - 1 балл, «2» - 0 балла.

                                 

 

 

Ф.И.О.

Организация рабочего места

Требования безопасности

Технология выполнения

Теоретическое задание

Готовое

изделие

Средний

балл/

итоговая оценка

            КАРТА КОМПОНЕНТНОГО АНАЛИЗА                         

             

   

                 

                 

Критерии оценки за выполнение учебно-производственных работ по теме:

«Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления».

Оценка

Требования к качеству

Правильность и самостоятельность выполнения

Организация рабочего места, соблюдение санитарии и безопасность труда.

    «5»

Рулевой редуктор собран  в той последовательности, по которой предъявляются требования.

Безошибочное, уверенное, самостоятельное планирование и выполнение работ, соблюдение последовательности технологического процесса.

Правильная организация рабочего места, соблюдение санитарных норм и правил, соблюдение требований безопасности труда. Точное выполнение требований трудовой дисциплины.

    «4»

При сборке и разборке рулевого редуктора допущены не значительные отклонения в правильности технологического процесса.

Самостоятельное выполнение работ с не существенными недочетами, исправленными самим учеником.

Небольшое отклонение в организации рабочего места (возможна несущественная помощь мастера); соблюдение санитарных норм и правил, соблюдение требований безопасности труда выполнение требований трудовой дисциплины.

    «3»

При  ремонте рулевого редуктора невнимательное выполнение работы, частое обращение за помощью к мастеру.

Постоянное обращение за помощью к мастеру.

Отдельные нарушения требований дисциплины, опоздание, нарушение требований безопасности при работе с оборудованием. Организация рабочего места с помощью мастера.

              «2»

Нарушение технологического процесса при ремонте рулевого редуктора, нет самостоятельности, самовольный уход с рабочего места.

Планирование предстоящей работы только с помощью мастера. Не соблюдение технологического процесса. Не умение осуществлять самоконтроль за выполнение работы.

Существенные ошибки в организации рабочего места. Систематическое нарушение трудовой дисциплины; охраны труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отекрытый урок: " Техническое обслуживание рулевого управления"

Презентация к открытому уроку " Техническое обслуживание  рулевого управления". Интерактивный урок с гиперссылками на следующий слайд....

Методические рекомендации МДК 01.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (для заочного отделения)

Методические рекомендации МДК 01.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...

Методическая разработка урока ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление».

Методическая разработка урокаПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по МДК 01.02. Устройство, техническое обслуживание иремонт автомобилей. Тема урока: «Сцепление»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ "Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления» по профессии 23.01.03 Автомеханик...

Учебно методический комплект по ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочие программы по дисциплине, учебным и производственным практикам....

Методическая разработка урока учебной практики Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля

Методическая характеристика урока МетодМетодический приемСредства обученияМетоды стимулирования и мотивации интереса к учениюСоздание проблемной ситуации, познавательной новизны, способствующей ф...

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" для обучающихся по специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Методические указания по выполнению  практических работ обеспечивают реализацию  рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности.   Реализация программы обеспечит компетентност...