Программа по дисциплине "Русский язык" по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
рабочая программа

Маслова Наталья Петровна

Программа по дисциплине   "Русский язык" для студентов  по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,  НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

                                ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                         ОУД.01  РУССКИЙ  ЯЗЫК

Профессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Городской округ город Бор

                                                                        2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413), рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования №318-01-100-938/15 от 23 марта 2015г), в соответствии с примерной программой общеобразовательной  дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 381, от 23 июля 2015 г.

 Организация-разработчик: ГБПОУ «Борский Губернский колледж».

Разработчик:

Маслова Наталья Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрена и рекомендована предметной цикловой комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Борский Губернский колледж»

Протокол  № ____________  от «____»_______________ 2021 г.

Председатель ПЦК   ____________________ / Г.А. Кустова/


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

  1. Область применения программы

Программа предназначена для изучения учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык в ГБПОУ «БГК» при  реализации образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования на основе требований соответствующих федеральных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: входит в общеобразовательный цикл, относится к общим базовым учебным дисциплинам.

1.3. Результаты освоения дисциплины

1.3.1. Таблица соответствия личностных и метапредметных результатов общим компетенциям

Общие компетенции

Личностные результаты

Метапредметные результаты

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов

владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности

1.3.2. В результате изучения учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык, к обучающимся предъявляются следующие  предметные требования:

1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) сформированность  умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

3) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

5) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений  учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.3.3 На основании реализации рабочей программы воспитания, включенной в основную образовательную программу по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин у студентов формируются следующие личностные результаты.

Личностные результаты

реализации программы воспитания

Код личностных результатов
реализации
программы
воспитания на учебных занятиях

Осознающий себя гражданином и

защитником великой страны

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР 11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР 12

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности

Добровольное стремление обучающихся с целью участия в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах

ЛР 13

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные субъектом
Российской Федерации

Проявляющий и демонстрирующий уважение к малой Родине, героям труда Нижегородской области

ЛР 14

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями

Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к преобразованию общественных пространств, промышленной и технологической эстетике предприятия, корпоративному дизайну, товарным знакам.

ЛР 15

1.3.3. Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

  • Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
  • составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
  • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
  • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);

преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Язык и речь

  • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
  • вычитывать разные виды информации;
  • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
  • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
  • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
  • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста;
  • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
  • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира

Лексика и фразеология

  • Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
  • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;

познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

  • Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
  • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;

извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)

Морфемика,

словообразование,

орфография

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
  • проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Морфология и орфография

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
  • проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
  • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т. Д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;

составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании

Синтаксис и пунктуация

  • Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);
  • комментировать ответы товарищей;
  • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
  • составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
  • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
  • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
  • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
  • производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
  • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
  • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;

составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам

Функциональные стили речи

  • Различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
  • анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор);
  • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 171  час, в том числе:

дневная форма обучения

заочная форма обучения

обязательной аудиторной нагрузки обучающихся

114

-

самостоятельной работы обучающихся

57

-

практическая подготовка

0

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

1 курс

68

1 семестр

34

2 семестр

34

2 курс

46

3 семестр

22

4 семестр

24

Самостоятельная работа студента (всего)

57

в том числе:

    работа с фразеологизмами

    подготовка сообщений

    работа со словарными картами

    работа со словарями,  справочниками

    лингвистический анализ текста

    редактирование текста

    работа над мини-сочинением, рецензией, эссе

    подготовка коллажа из цитат

    разбор фонетический, словообразовательный, синтаксический

    составление таблицы

    работа с тестами

    выполнение упражнений по учебнику

    подготовка к контрольной работе

2

6

2

8

8

8

8

4

3

5

6

8

14

11

Промежуточная  аттестация в форме экзамена в IV семестрe.

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОУД.01 Русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 семестр

68/17

Введение

Входной контроль.

2

1

Раздел 1.

Язык и речь.

Тема 1.1  Русский язык в современном мире.

Содержание учебного материала

6

1

Богатство и разнообразие русского языка.

2

2

2

Понятие литературный язык и языковая норма.

2

2

3

Коммуникативные качества речи.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- составление текста на свободную тему (рассуждение)- 2 ч,

- работа над мини-сочинением- 2ч.

4

Раздел 2.

Лексика и фразеология.

Тема 2.1. Лексические и фразеологические единицы русского языка.

Содержание учебного материала

8

1

Слово и его лексическое значение.

2

2

2

Лексические и фразеологические единицы русского языка.

2

2

3

Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

2

2

4

Изобразительно-выразительные возможности лексики  и фразеологии.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа со словарями- 1ч

- работа со словарной картой- 2ч

- редактирование предложений- 2ч

- работа с фразеологизмами- 2ч.

7

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.1  Фонетика и орфоэпия.

Тема 3.2 Орфография.

Содержание учебного материала

18

1

Фонетические единицы языка.

2

1

2

Орфоэпические нормы: произносительные и акцентологические.

2

2

3

Фонетические средства речевой выразительности. Благозвучие речи.

2

4

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

2

3

5

Правописание безударных гласных в корне слова. Чередующиеся безударные гласные.

2

6

Гласные после шипящих и ц.

2

2

7

Правописание звонких и глухих согласных.

2

8

Непроизносимые согласные.

2

9

Контрольная работа по разделу.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- анализ текста- 2ч,

- фонетический разбор слов- 1ч,

- работа с орфографическим словарем- 2ч.

- подготовка к контрольной работе- 1ч.

6

         

         Раздел  4.

Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 4.1  Состав слова.  

 Тема 4.2 Орфография      

Содержание учебного материала

16

1

Понятие морфемы.

2

2

2

Основные способы словообразования.

2

2

3

Правописание приставок.

2

2

4

Правописание на стыке приставки и корня.

2

2

5

Разделительный Ъ и Ь знак.

2

6

Правописание сложных существительных..

2

7

Правописание сложных прилагательных.

2

8

Контрольная работа по разделу.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- словообразовательный анализ- 1ч,

- работа со словообразовательным и орфографическим словарем- 2ч

- работа над ошибками-2ч.

-подготовка к контрольной работе-2ч.

7

3

Раздел 5.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

18

1

Имя существительное.

2

2

2

Имя прилагательное.

2

2

3

Правописание суффиксов прилагательных.

2

4

Разряды и правописание местоимений.

2

5

Правописание и употребление числительных.

2

6

Глагол и его формы, правописание и употребление.

2

2

7

Причастие  как особая форма глагола.

2

2

8

Правописание суффиксов причастий.

2

9

Одна и две Н в суффиксах прилагательных и причастий.

2

                                                        2 семестр                                        6

10

Деепричастие  как особая форма глагола.

2

2

11

Наречие как часть речи.

2

12

Контрольная работа по разделу.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- анализ текста- 2ч,

- составление таблицы- 3ч,

- работа с тестами- 2ч,

-работа со словарями-2ч,

- подготовка сообщения- 2ч.

- подготовка к контрольной работе – 2 ч.

13

Раздел 6.

Служебные части речи.

Содержание учебного материала

16/8

1

Предлог как часть речи. Сложные случаи употребления предлогов.

2

2

2

Правописание производных предлогов.

2

3

Союз как часть речи. Виды союзов.

2

4

Правописание подчинительных союзов.

2

2

5

Правописание частицы  НЕ с различными частями речи.

2

6

Сложные случаи  правописания частицы  НЕ с различными частями речи.

2

2

7

Употребление и правописание частицы  НИ.

2

8

Контрольная работа.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- составление таблицы- 2ч.

- работа со словарем- 2ч.

- редактирование предложений – 2 ч.

- подготовка к контрольной работе- 2ч.

8

22

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

1

Основные синтаксические единицы. Словосочетание.

2

2

2

Понятие грамматическая основа предложения. Типы предложений.

2

3

Согласование подлежащего и сказуемого.

2

4

Пунктуация простого  предложения.

2

2

5

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

6

Однородные члены  предложения.

2

2

7

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

2

8

Обособленные определения и приложения.

2

2

9

Обособленные приложения.

2

10

Обособленные обстоятельства. Деепричастный оборот.

2

2

11

Обособленные обстоятельства. Сравнительный и уточняющий оборот. Оборот со значением уступки.

2

3 семестр

12

Обособленные дополнения.

2

13

Вводные слова и вводные конструкции.

2

2

14

Контрольная работа по теме «Пунктуация простого  предложения».

2

15

Обращение. Прямая и косвенная речь.

1

2

16

Понятие цитата. Знаки препинания при цитатах.

1

17

Пунктуация сложного предложения. Типы сложных предложений.

2

2

18

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

2

2

19-20

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным.

4

2

21-22

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

4

2

23- 26

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2

2

                                                                                   4 семестр

6

27

Знаки препинания в сложных предложениях с различными типами связи.

2

28

Различные случаи постановки тире в предложении.

2

29

Различные случаи постановки двоеточия в предложении.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- составление таблицы- 2ч,

-подготовка сообщения- 2ч.

- работа с текстом- 4ч,

- редактирование текста-4ч,

- работа с тестами-4ч,

- выполнение упражнений по учебнику – 14 ч.

- подготовка коллажа из цитат- 2ч,

- подготовка к итоговой контрольной работе- 2ч.

34

Раздел 8.

Текст. Стили речи.

Содержание учебного материала

12

1

Официально – деловой стиль речи. Его признаки и назначение.

2

2

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.

2

3

Жанры художественного и публицистического стиля.

2

1

4

Стилистические нарушения в речи.

2

5

Редактирование текста.

2

6

Текст как произведение речи. Комплексный анализ текста.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

-комплексный анализ текста- 2ч

-работа над сочинением- 2ч.

-подготовка к итоговой контрольной работе- 2ч

- составление таблицы – 2ч.

- редактирование текста – 2ч.

- подготовка сообщения – 2ч.

- работа с тестами -2ч

14

Раздел 9

Повторение.

Повторение изученного материала. Разбор экзаменационных заданий. Подготовка к итоговой контрольной работе.

4

Итоговый контроль

2

Всего:

279

186/93

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.3 Перечень тем индивидуальных проектов (информационных, творческих, социальных, прикладных и др.) 

  • Русский язык среди других языков мира.
  • Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
  • Языковой портрет современника.
  • Молодежный сленг и жаргон.
  • Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
  • А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
  • Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
  • Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
  • Язык и культура.
  • Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
  • Вопросы экологии русского языка.
  • Виды делового общения, их языковые особенности.
  • Языковые особенности научного стиля речи.
  • Особенности художественного стиля.
  • Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
  • Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
  • СМИ и культура речи.
  • Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
  • Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
  • Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
  • Русское письмо и его эволюция.
  • Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
  • Антонимы и их роль в речи.
  • Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
  • Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
  • Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
  • В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
  • Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
  • Исторические изменения в структуре слова.
  • Учение о частях речи в русской грамматике.
  • Грамматические нормы русского языка.
  • Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
  • Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
  • Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
  • Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
  • Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
  • Слова-омонимы в морфологии русского языка.
  • Роль словосочетания в построении предложения.
  • Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
  • Синтаксическая роль инфинитива.
  • Предложения с однородными членами и их функции в речи.
  • Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
  • Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
  • Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
  • Синонимика простых предложений.
  • Синонимика сложных предложений.
  • Использование сложных предложений в речи.
  • Способы введения чужой речи в текст.
  • Русская пунктуация и ее назначение.
  • Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы и МХК.

Оборудование учебного кабинета:

Комплект учебной мебели для обучающихся:

ученические парты;

ученические стулья;

Комплект учебной мебели для преподавателя:

стол компьютерный, стул;

Шкаф для книг;

Аудиторная доска;

Ноутбук (переносной);

Мультимедийный проектор (переносной)

Экран  (переносной);

Электронные носители с видеофайлами.

Методическое обеспечение дисциплины:

Рабочая учебная программа по дисциплине, методические указания по выполнению самостоятельных работ комплект оценочных средств по дисциплине, презентации по курсу, раздаточный материал.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

      1. Антонова Е.С, Воителева Т.М. Русский язык / Антонова Е.С. .: - М.: ОИЦ "Академия", 2020-320 с.

      2. Воителева Т.М. Русский язык: Сборник упражнений (5-е изд.).  — М.:  

Издательский центр «Академия», 2020. -224 с.

      3. Новикова, Л. И. Русский язык : практикум для СПО / Л. И. Новикова, Н. Ю. Соловьева, У. Н. Фысина. - Москва : РГУП, 2017. - 256 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1195521 (дата обращения: 22.09.2021). – Режим доступа: по подписке.

Дополнительные источники:

1. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.А. Самойлова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 144 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование); [

2. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. — 368 с. — (Среднее профессиональное образование). [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»].

3. Герасименко Н.А. Русский язык: учебник для студентов учреждений СПО.  — М.: Издательский центр «Академия», 2013

4. Русский язык: Практикум для СПО / Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю., Фысина У.Н. - М.:РГУП, 2017. - 256 с. [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]

5. Сурикова. Русский язык: повторительный курс: Учебное пособие/Т.И. Сурикова.  - М. :Альфа-М:  ИНФРА,  2014. [Электронный ресурс: ООО «Знаниум»]

Интернет – источники:

  1. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
  2. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
  3. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
  4. Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
  5. Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
  6. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
  7. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
  8. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  9. Интерактивные упражнения и тесты по русскому языку:

http://www.likbez.spb.ru/tests.asp?r=18

http://ruslit.ioso.ru/tests.htm

http://russian-pages.newmail.ru/traditional/slovoobrazovanie/exercises.h...

http://www.serge-flamel.narod.ru/kubyshka/Narechia/index.htm

  1. Подготовка к ЕГЭ, тесты прошлых лет и on-line:

http://bitnet.ru/demo-ege/

http://www.test4u.ru/tests.php

http://aeterna.ru/test.php?link=tests:12218

http://www.ctege.org/page.php?s=&pageid=3064

http://www.naexamen.ru/ege/

http://www.psu.ru/?m=041&a=11

http://www1.ege.edu.ru/content/view/443/112/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Предметные результаты изучения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Оценка результатов выполнения самостоятельных работ.

Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий.

Письменный опрос.

Устный опрос.

Карточки - задания.

Тестовый контроль.

 Тестовый контроль в формате ЕГЭ.

Защита проекта.

Защита компьютерной презентации.

Наблюдение, беседы, сочинения

Поиск и анализ информации; представление информации, ее защита

Оценка результатов выполнения самостоятельных работ.

Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий.

Письменный опрос.

Устный опрос.

Карточки - задания.

Тестовый контроль.

 Тестовый контроль в формате ЕГЭ.

Защита проекта.

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД. О3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Разработана на основе Федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего  образования  по дисциплине ОД.03. Иностранный язык (английский), примерной программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД. О3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Разработана на основе Федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего  образования  по дисциплине ОД.03. Иностранный язык (английский), примерной программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта СПО по специальности23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортабазовой подготовки среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ). специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Составлена с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования по учебной дисциплине ОД.03. Иностранн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ). специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования

Составлена с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического профиля профессионального образования по учебной дисциплине ОУД.03. Иностран...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) Специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Разработана на основе  Федеральногогосударственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03.«Техническое обслуживание иремонт автомобильного транспорта»  базовой под...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка среднего профессионального образования)

Разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта СПО по специальности23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортабазовой подготовки среднег...