Управление автомобилем в дождливую погоду
статья

Шлягов Анатолий Анатольевич
Наступает лето и водители почувствовали на себе водную «феерию» в виде обильных осадков, в результате чего увеличение числа дорожных «пробок» и ДТП.
 
На мокрой дороге сцепление колёс с асфальтом значительно ухудшается, поэтому любой манёвр становится более сложным. Устойчивость автомобиля ухудшается, тормозной путь увеличивается. Особенно скользкими в дождливую погоду являются линии дорожной разметки, трамвайные рельсы.

image

Наиболее опасен период, когда дождь только начался. По данным ГИБДД в этот период происходит наибольшее количество ДТП. Когда дождь только начинается, он скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими частицами резины от автомобильных покрышек, капельками масла и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Резко снижается коэффициент сцепления колёс с дорогой. Увеличивается опасность заносов автомобиля, возрастает его тормозной путь.

При вождении в дождь значительно ухудшается видимость на дороге, что снижает скорость передвижения. В связи с этим отведите себе больше времени на дорогу. Это позволит двигаться медленнее, в безопасном темпе. Остановиться на влажной дороге гораздо труднее, поэтому, чтобы избежать аварии, необходимо увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и двигаться в более медленном темпе, чем обычно. Тормозить нужно заранее и не так сильно, как обычно. Кроме того, после проезда лужи нужно «просушить» тормоза, нажимая на небольшой скорости на педаль тормоза прерывистыми нажатиями.

Систему вентиляции воздуха в салоне автомобиля необходимо включить в режиме отпотевания стёкол. Направленный приток воздуха в салоне на ноги водителя приведёт к быстрому испарению влаги с автомобильных ковриков и запотеванию стёкол автомобиля, что моментально сделает видимость дороги нулевой. Правильно будет настроить обдув на ветровое стекло автомобиля и развернуть дополнительные дефлекторы в сторону боковых стёкол там, где располагаются зеркала заднего вида. Не лишним будет включить и обогрев заднего стекла и боковых зеркал.

При движении в дождливую погоду необходимо быть внимательней с пешеходами – люди могут отвлечься, открывая зонтик или торопясь найти укрытие. Из-за шума дождя они могут даже не услышать приближающегося автомобиля.

 

Большой опасностью для водителя при управлении автомобилем в дождливую погоду является возникновение эффекта «аквапланирования» или «водяного клина», что может являться причиной ДТП в дождливую погоду. При увеличении скорости шина автомобиля начинает гнать перед собой воду, большая часть которой не успевает проскочить в зону ее контакта с дорогой.

imageВода, собравшаяся перед зоной контакта, начинает как бы тормозить шину, прижимаясь к ней как тормоз, оказывая тем самым сопротивление движению (качению). В то же время вода при малейшей возможности старается попасть в зону контакта шины с дорогой. Из-за этого колесо забирается на водяную подушку. При этом вода постепенно выдавливается из-под колеса назад.

Автомобиль в таком положении не подчиняется рулевому управлению, а передние колеса не могут быть использованы при торможении. То есть, рулевым колесом можно крутить как угодно, но автомобиль будет двигаться по инерции. Особенно опасно, когда в зону «аквапланирования» попадают колёса автомобиля с одной стороны, а с другой движутся по асфальту. Для того чтобы начался эффект «аквапланирования», необходим слой воды толщиной всего 5–8 мм. Поэтому опытные водители при подъезде к участникам дороги, где часто скапливается вода, не превышают скорости 50–60 км/ч.

Возникновение «аквапланирования» или «водяного клина» зависит от скорости движения, толщины слоя воды, качества поверхности дорожного покрытия, наличия поперечных канавок на покрытии, рисунка беговой части протектора шины, удельного давления в зоне контакта, вертикальной и поперечной жёсткости шин.
 

 


Эффект «аквапланирования» может проявиться в силу следующих причин:
 

  • высокая скорость при вхождении в лужу;
  • изношенность шин и их небольшой рельеф;
  • низкое давление в шинах;
  • изношенность или поломка подвески;
  • состояние дорожного полотна в дождливую погоду (наличие неровностей, изгибов, ям, выбоин и т.д.).

Для того чтобы избежать «аквапланирования» прежде всего стоит позаботиться о надёжной и безопасной резине для своего автомобиля. Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления «аквапланирования» в два раза. Выбирая летние шины, обращайте внимание на рисунок протектора. Он должен быть чётким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды.

При выборе шин учитывайте наличие на них специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования – дождь, снег, вода. Во время движения в плохую погоду всегда стоит следить за состоянием дороги.

На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а перед вхождением в лужу – максимально сбрасывайте скорость, так как кроме эффекта «аквапланирования» лужа может преподнести ещё массу неприятных сюрпризов в виде скрытых ям, открытых люков и тому подобного.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozhdenie_pri_dozhde.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

На мокрой дороге сцепление колёс с асфальтом значительно ухудшается, поэтому любой манёвр становится более сложным. Устойчивость автомобиля ухудшается, тормозной путь увеличивается. Особенно скользкими в дождливую погоду являются линии дорожной разметки, трамвайные рельсы.

Наиболее опасен период, когда дождь только начался. По данным ГИБДД в этот период происходит наибольшее количество ДТП. Когда дождь только начинается, он скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими частицами резины от автомобильных покрышек, капельками масла и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Резко снижается коэффициент сцепления колёс с дорогой. Увеличивается опасность заносов автомобиля, возрастает его тормозной путь.

При вождении в дождь значительно ухудшается видимость на дороге, что снижает скорость передвижения. В связи с этим отведите себе больше времени на дорогу. Это позволит двигаться медленнее, в безопасном темпе. Остановиться на влажной дороге гораздо труднее, поэтому, чтобы избежать аварии, необходимо увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и двигаться в более медленном темпе, чем обычно. Тормозить нужно заранее и не так сильно, как обычно. Кроме того, после проезда лужи нужно «просушить» тормоза, нажимая на небольшой скорости на педаль тормоза прерывистыми нажатиями.

Систему вентиляции воздуха в салоне автомобиля необходимо включить в режиме отпотевания стёкол. Направленный приток воздуха в салоне на ноги водителя приведёт к быстрому испарению влаги с автомобильных ковриков и запотеванию стёкол автомобиля, что моментально сделает видимость дороги нулевой. Правильно будет настроить обдув на ветровое стекло автомобиля и развернуть дополнительные дефлекторы в сторону боковых стёкол там, где располагаются зеркала заднего вида. Не лишним будет включить и обогрев заднего стекла и боковых зеркал.

При движении в дождливую погоду необходимо быть внимательней с пешеходами – люди могут отвлечься, открывая зонтик или торопясь найти укрытие. Из-за шума дождя они могут даже не услышать приближающегося автомобиля.


Большой опасностью для водителя при управлении автомобилем в дождливую погоду является возникновение эффекта «аквапланирования» или «водяного клина», что может являться причиной ДТП в дождливую погоду. При увеличении скорости шина автомобиля начинает гнать перед собой воду, большая часть которой не успевает проскочить в зону ее контакта с дорогой.

Вода, собравшаяся перед зоной контакта, начинает как бы тормозить шину, прижимаясь к ней как тормоз, оказывая тем самым сопротивление движению (качению). В то же время вода при малейшей возможности старается попасть в зону контакта шины с дорогой. Из-за этого колесо забирается на водяную подушку. При этом вода постепенно выдавливается из-под колеса назад.

Автомобиль в таком положении не подчиняется рулевому управлению, а передние колеса не могут быть использованы при торможении. То есть, рулевым колесом можно крутить как угодно, но автомобиль будет двигаться по инерции. Особенно опасно, когда в зону «аквапланирования» попадают колёса автомобиля с одной стороны, а с другой движутся по асфальту. Для того чтобы начался эффект «аквапланирования», необходим слой воды толщиной всего 5–8 мм. Поэтому опытные водители при подъезде к участникам дороги, где часто скапливается вода, не превышают скорости 50–60 км/ч.

Возникновение «аквапланирования» или «водяного клина» зависит от скорости движения, толщины слоя воды, качества поверхности дорожного покрытия, наличия поперечных канавок на покрытии, рисунка беговой части протектора шины, удельного давления в зоне контакта, вертикальной и поперечной жёсткости шин.

Эффект «аквапланирования» может проявиться в силу следующих причин: 

  • высокая скорость при вхождении в лужу;
  • изношенность шин и их небольшой рельеф;
  • низкое давление в шинах;
  • изношенность или поломка подвески;
  • состояние дорожного полотна в дождливую погоду (наличие неровностей, изгибов, ям, выбоин и т.д.).

Для того чтобы избежать «аквапланирования» прежде всего стоит позаботиться о надёжной и безопасной резине для своего автомобиля. Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления «аквапланирования» в два раза. Выбирая летние шины, обращайте внимание на рисунок протектора. Он должен быть чётким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды.

При выборе шин учитывайте наличие на них специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования – дождь, снег, вода. Во время движения в плохую погоду всегда стоит следить за состоянием дороги.

На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а перед вхождением в лужу – максимально сбрасывайте скорость, так как кроме эффекта «аквапланирования» лужа может преподнести ещё массу неприятных сюрпризов в виде скрытых ям, открытых люков и тому подобного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Принципы экономичного управления автомобилем

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Принципы экономичного управления автомобилем...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в темное время сутоки в условиях недостаточной видимости...

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях

Лекция к разделуОсновы безопасности дорожного движения Приемы управления автомобилем в особо опасных условиях...

Особенности управления автомобилем зимой

Описаны основные приемы управления автомобилем на заснеженных и обледенелых участках дорог....

Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед

Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания....