Методическая разработка, июнь 2022
методическая разработка

Безбородова Наталья Владимировна

..........

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение  РМ

«Рузаевский  техникум железнодорожного и городского транспорта

имени А.П.Байкузова».

        

Методическая разработка

урока производственного обучения

 «Нарушение электрического контроля положения стрелки»

Мастера  производственного обучения:

Безбородова Н. В

Рассмотрено, обсуждено                                            Утверждаю:                         и утверждено на заседании                                        Зам. директора по УР

методической комиссии №2                                      ___________Абаева Е.Ф.

___________ С.Н. Федотова

Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

Производственное обучение проводится на базовом предприятии ст. Рузаевка Пензенского центра организации структурного подразделение центральной дирекции управления движением структурного подразделения центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД".

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки. В период прохождения практики ведут следующую документацию:

- дневники

- письменные задания

  1. Характеристика темы

Устройства ЭЦ – это комплекс технических средств для обеспечения безопасности и управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, которые обеспечивают:

- взаимное замыкание стрелок и светофоров;

- закрытие светофора при потере контроля положения стрелки, взрезе стрелки, а также при занятии подвижным составом участков пути и стрелочных секций, входящих в маршрут;

- контроль положения стрелок и занятости путей и стрелочных секций на аппарате управления;

- возможность маршрутного или раздельного управления стрелками и светофорами, производство маневровых передвижений по показаниям маневровых светофоров: управление устройствами, обеспечивающими предотвращение самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты приема, следования и отправления поездов на железнодорожных путях общего пользования и контроль их положения.

В ЭЦ для осуществления взаимозависимостей между стрелками, сигналами и враждебными маршрутами применяют маршрутные замыкания, которые выполняются электрически при помощи реле.

Устройства ЭЦ не должны допускать:

открытие входного светофора при маршруте, установленном на занятый путь;

перевода стрелки под подвижным составом;

открытие светофоров, соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в надлежащее положение;

перевода входящей в маршрут стрелки или открытия светофора враждебного (пересекающегося) маршрута при открытом светофоре, ограждающем установленный маршрут.

II. Рекомендации по подбору учебно-производственных работ.

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременного и тщательно, если даже, он обладает многолетним опытом работы со студентами.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении студентов на предприятиях протекает в условиях, значительно отличающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать  изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

III. Примерные критерии оценки.

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов. Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

Учебно-производственных работ;

Выполнение установленных количественных показателей;

Степень самостоятельности выполнения задания;

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока производственного обучения

Тема урока:  Нарушение электрического контроля положения стрелки.

Цели урока:  

Учебная – ознакомить обучающихся с нарушением электрического контроля положения стрелки.

Развивающая - развить у обучающихся технологическое мышление при работе электрического контроля положения стрелки.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся внимание и ответственность при нахождении на железнодорожных путях.

Методическая - методическое повышение уровня педагогического мастерства.


Ход работы.

1) Организационный момент

Проверка явки обучающихся

2) Вводный инструктаж

Опрос учащихся по ранее изученной теме.

 

Сообщение новой темы и целей урока:

Вопрос № 1:

Какие причины вызывают нарушение электрического контроля положения стрелки?

Ответ:

Причины, вызывающие нарушения электрического контроля централизованной стрелки, различны и подразделяются на механические и электрические: разрегулировка контрольных тяг, взрез стрелки подвижным составом, нарушение положения остряков стрелки волокущимися деталями вагонов при пропуске поездов и производстве маневровой работы, повреждение стрелки посторонним предметом, перегорание предохранителя, неисправности электродвигателя и др.

Вопрос № 2:

В каком положении могут находиться остряки при нарушении электрического контроля положения стрелки? Как это можно установить?

Ответ:

При этом остряки стрелки могут оставаться в одном из крайних положений или в «среднем положении». Установить положение стрелки можно только непосредственным ее осмотром на месте.

Вопрос № 3:

Какие особенности звуковой сигнализации и световой индикации на пульте управления при нарушении контроля положения стрелки? При взрезе стрелки?

Ответ:

Признаки неисправности, вызванной потерей контроля положения централизованной стрелки или ее взрезом, одинаковы. В этих случаях звонит звонок «Взрез стрелки», электрическая подсветка не показывает, в каком положении находится стрелка (стрелки), горит красная лампочка нарушения электрического контроля. Не горят и не загораются лампочки электрического контроля плюсового или минусового положения стрелки при нажатии стрелочной кнопки (поворота рукоятки) плюсового или минусового положения. Не открываются на разрешающие показания поездные и маневровые светофоры и их повторители на табло. Не задаются поездные и маневровые маршруты.

Вопрос № 4:

Что должен сделать дежурный по станции при появлении нарушения электрического контроля положения стрелки? Какую запись произвести в журнале осмотра?

Ответ:

Дежурный по станции, обнаружив нарушение электрического контроля положения стрелки (стрелок), обязан:

1) прекратить движение по стрелке, если оно производилось;

2) выключить звонок «Взрез стрелки»;

3) выяснить обстоятельства нарушения электрического контроля положения стрелки и произвести запись примерно следующего содержания: «В момент перевода стрелки № 5 нарушен электрический контроль положения. ДСП Петров» или «Нарушен электрический контроль положения стрелки № 5 в маршруте. ДСП Иванов»;

4) точно установить отсутствие взреза стрелки, а если допущен взрез стрелки, то в журнале осмотра следует записать: «Допущен взрез стрелки № 3 при производстве маневровой работы. ДСП Соколов»;

5) сообщить электромеханику или дежурному инженеру дистанции СЦБ и связи, дорожному мастеру, поездному диспетчеру, вызвать начальника станции или его заместителя.

Вопрос № 5:

Что должен иметь с собой работник, идущий на стрелку, электрический контроль которой отсутствует?

Ответ:

Работник движения, идущий на стрелку, электрический контроль которой отсутствует, должен иметь с собой курбель и не менее двух навесных замков.

Вопрос № 6:

В каком случае после перевода стрелки курбелем не требуется запирать ее навесным замком?

Ответ:

Если контроль положения стрелок, переводимых курбелем, на аппарате сохраняется, дежурный по станции в правильности их установки в маршруте убеждается по докладам работников, переводящих стрелки, и по показаниям контрольных приборов на аппарате управления, а прием и отправление поездов производится при разрешающих показаниях сигналов. В этом случае запирание стрелок навесными замками не требуется.

Вопрос № 7:

Как работник убеждается в переводе стрелки, если перевод ее осуществлялся курбелем?

Ответ:

Работник движения, переводящий стрелку курбелем, убеждается в ее переводе по плотному прилеганию остряка и подвижного (поворотного) сердечника в требуемом положении и резкому возрастанию сопротивления повороту курбельной рукоятки.

Вопрос № 8:

Как дежурный по станции убеждается в правильности всего приготовленного маршрута, если в этом маршруте у одной или двух стрелок нарушен контроль их положения и как должны замыкаться (запираться) все стрелки, входящие в маршрут?

Ответ:

В случае, когда контроль положения стрелок в маршруте на пульте управления не получен, эти стрелки в маршруте проверяются вызванным на станцию начальником станции или свободным от дежурства дежурным по станции (лично дежурным по станции) с последующим докладом дежурному по станции по парковой связи или лично. Эти стрелки запираются закладками и навесными замками, а в электроприводах выключаются блок контакты путем опускания курбельной заслонки вниз.

В правильности установки остальных стрелок, входящих в маршрут, контроль положения которых имеется на пульте управления, дежурный по станции убеждается по электрическому контролю положения каждой стрелки в маршруте электрической подсветкой, открытием маневровых светофоров (для части маршрута, если это возможно) с последующим нажатием кнопки «Замыкание стрелок», докладывает ДНЦ о готовности маршрута приема (отправления) и получает разрешение на прием или отправление поезда.

Вопрос № 9:

Как должен действовать ДСП в случае взреза стрелки, прежде чем разрешить пропуск подвижного состава по этой стрелке?

Ответ:

При взрезе стрелки ДСП в журнале осмотра делает запись: «Стрелка № 10 взрезана при производстве маневровой работы. ДСП Петров».

Пропускать подвижной состав по взрезанной стрелке запрещается впредь до ее осмотра и ремонта работниками пути и электромехаником.

Пользование стрелкой возобновляется только после записи в графе 12 Журнала осмотра ПД или ПДБ о том, что стрелка отремонтирована и движение открывается, а электромехаником – об устранении неисправности устройств СЦБ и включении стрелки в централизацию.

Вопрос № 10:

Имеет ли право ДСП пропускать поезд, маневровый состав, если в маршруте при открытом сигнале нарушился контроль положения стрелки без предварительной проверки положения остряков на месте и без запирания ее закладкой и навесным замком?

Ответ:

Не имеет. Необходимо проверить состояние стрелки, плотность прилегания остряка к рамному рельсу, запереть стрелку закладкой и навесным замком, а в электроприводе выключить блок-контакты. В маневровом маршруте стрелка запирается закладкой. Производится запись в журнале осмотра и уведомляются все причастные.

Вопрос № 11:

Как должна проводиться проверка правильности включения стрелки (после устранения нарушения контроля ее положения) в централизацию (по пульту управления и по положению остряков стрелки на местности)?

Ответ:

После устранения нарушения контроля положения стрелки (стрелок) дежурный по станции у пульта управления (в присутствии электромеханика) совместно с начальником станции, находящимся непосредственно на стрелке, проверяют правильность включения стрелки (стрелок) в централизацию, соответствие контрольной сигнализации на пульте управления положению остряков на местности (при плюсовом положении стрелки на пульте горит зеленая лампочка, а при минусовом — желтая). После такой проверки электромеханик производит соответствующую запись в журнале осмотра, после чего разрешается производить прием и отправление поездов по сигналам.

Инструктаж по технике безопасности при нахождении на станционных путях:

  1. Как проходить к месту работы?
  2. Как переходить пути?
  3. Как переходить путь, занятый подвижным составом?
  4. При какой скорости сходить с подвижного состава?
  5. Какое расстояние между оцепленными вагонами?

Ответы:

  1. К месту работы и с работы по территории станции проходить по специально установленным маршрутам служебных проходов, предусмотренных в техническо-распорядительном акте станции;
  2. Во время работы проходить вдоль путей только по обочине пути или посередине междупутья; переходить пути по прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава, не становиться на рельс, между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе;
  3. При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, пользоваться только переходными площадками вагонов;
  4. Сходить с подвижного состава при нулевой скорости;

IV. Вопросы от обучающихся и ответы на них

V. Распределение обучающихся по рабочим местам.

VI. Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки

  1. Правильности организации рабочего места.
  2. Правильности приемов самоконтроля.
  3. Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
  4. Проверка загрузки обучающихся..

VII. Заключительный инструктаж.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
  3. Объявление оценок обучающимся.
  4. Замечание по работе.
  5. Выдача домашнего задания.

Список используемой литературы.

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. ОАО "РЖД" "Правила технической эксплуатации железных дорог РФ" г. Москва, 2011 г.
  3. ОАО "РЖД" "Инструкция по движению поездов и маневровой работе на ж/д транспорте РФ" г. Москва, 2012 г.
  4. ОАО "РЖД" "Инструкция по сигнализации и связи на ж/д транспорте РФ" г. Москва, 2012 г.
  5. Буканов М. А. Справочник дежурного по станции -М: Транспорт, 2005 г.
  6. В. И. Гапеев Безопасность движения на железнодорожном транспорте, г. Минск, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Резка металла" (июнь)

Методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива»....

Методическая разработка июнь 2022г.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся старших курсов по специальности Машинист локомотива....

Методическая разработка " БЕЗОПАСНОЕ ЛЕТО" июнь 2018

Данная методическая разработка предназначена для классного часа в группе № 21 по профессии " Машинист локомотива"...

Методическая разработка Работа с одаренными учащимися на период 2021-2022 учебный год

В материале представлена программа работы с одаренными обучающимися и портфолио достижений объединения "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" в 2021-2022 учебном году....

Методическая разработка классного часа " ненормативная лексика в молодёжной среде" МАЙ 2022 года

Цель данной  методической разработки классного часа для обучающихся техникума по профессии Машинист локомотива познакомить студентов с понятием " ненормативная лексика" и основным...