Статья, сентябрь 2022
статья

Безбородова Наталья Владимировна

......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_2022.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. Безбородова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Современные социально-экономические условия, модернизация образования  отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность специалиста среднего  звена.

Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда студент не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки  преследуется основная цель обучения - овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного специалиста-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

В условиях современного образования, Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, новых программ подготовки специалистов среднего звена возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основная цель профессиональной подготовки -формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность студентов. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.

Педагогическая технология это система значимых умений преподавателя по организации деятельности студента в целях максимального развития личности. Педагогические технологии в современном образовании позволяют оптимизировать и обеспечивать не только образовательный, но и воспитательный процесс. Задача педагога на современном этапе образования заключается в том, чтобы направить студента, способствовать самостоятельному получению знаний, нести ответственность за свои действия. Когда преподаватель определяет способы воздействия на студентов, он должен учитывать эмоционально-психологическое состояние, уровень культурного и возрастного развития, интеллектуальное развитие. Таким образом, формируется представление о студентах, которое и определяет выбор педагогических технологий в образовательном процессе. При выборе педагогической технологии необходимо ориентироваться на специфику содержания изучаемого профессионального модуля, возраст студентов, техническую оснащенность учебного процесса. Преподаватель вправе выбрать технологию, которая наиболее оптимально способствует решению определенных задач на конкретном этапе обучения.

Педагогическая технология включает в себя: целевую направленность, систему действия преподавателя и студента, средства и методы обучения, критерии оценки результата. Видов педагогических технологий достаточно много, на занятиях по своему профессиональному модулю я считаю наиболее оптимальным использование следующих технологий обучения.

Технология объяснительно-иллюстрационного обучения является традиционной и не новой, но без нее невозможно построение учебного процесса. Она предполагает систематический характер обучения, упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала, организационную четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности педагога.

Технологии личностно-ориентированного обучения предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента и его способностей. В данном случае личность студента всегда в центре внимания преподавателя, активизируются его познавательные способности, преподаватель определяет лучшие качества студента, отсутствует прямое принуждение, ориентация на среднего студента. Личностно-ориентированные технологии обучения особенно актуальны для студентов разных возрастов, так как более взрослые студенты достаточно мотивированы на обучение и заинтересованы в получении знаний. Целью данной технологии является развитие активности личности студента в учебном процессе. Преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов, наблюдает за ними, беседует. При подготовке учебного материала к лекционному или практическому занятию педагог детально продумывает, как будет подан учебный материал, и как он будет связан с личным опытом и познаниями студентов. На лекционных занятиях, как правило, продуктивно проходит мозговой штурм. Студенты, используя, уже имеющиеся знания и опыт активны и заинтересованы в получении новых знаний. Методика опроса «мозговой штурм» активизирует студентов, включает их в работу с самого начала занятия. Технология личностно-ориентированного обучения требует от преподавателя определенного уровня квалификации. Необходимо хорошо ориентироваться в возрастных и психологических особенностях студентов и группы в целом, создать возможности для самореализации студентов. Таким образом, студент получает индивидуальный план развития как личность, что в дальнейшем формирует его как способного к конкуренции специалиста.

Игровые, деятельностные технологии представляют обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма учебных занятий создается при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования студентов к учебной деятельности. Игровые, деятельностные технологии предусматривают моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – разыгрывание ролей, анализ производственных задач, «погружение» в профессиональную деятельность. Педагогическая игра – вид учебной деятельности студента в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной активностью. Психологический механизм игровой технологии опирается на потребности личности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать развивающие цели и формировать конкурентноспособность специалиста. Особое место среди игровых технологий занимают методы моделирования профессиональных ситуаций. Суть имитационной технологии – в моделировании различных отношений в условиях реальной жизни. В связи с этим использование сюжетно-ролевых игр в преподавании профессиональных модулей в медицинском техникуме является наиболее актуальным. Игра позволяет сделать учебный процесс занимательным и эффективным, учит планировать свою работу, критически оценивать результаты работы. Результат игры зависит от каждого студента, уровня его подготовленности, совместные эмоциональные переживания студентов во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра состоит из нескольких этапов: моделирование процесса труда по решениям, распределение ролей между участниками игры, различие ролевых целей при выработке решений, взаимодействия участников, коллективная выработка решений, поэтапная реализация решений в процессе игры. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре каждый студент выступает в своей специфической роли и усваивает связанные с ней формы профессионального поведения. Через игру студенты учатся ролевому взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях, развивают коммуникативные способности.

Информационные, компьютерные технологии – это технологии передачи, накопления и отработки информации. Подготовка специалиста к непрерывной информационной деятельности основана на отборе и использовании современных компьютерных, информационных технологий для компетентного исполнения профессиональных обязанностей. Процесс обеспечения образовательного процесса информационными технологиями проводится с целью создания методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студентов, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность. С внедрением информационных, компьютерных технологий разрабатываются тестирующие и диагностирующие методики, обеспечивающие систематический контроль и оценку уровня знаний студентов. Информационные технологии обучения – это совокупность  компьютерных и электронных средств и способов обучения, используемых для реализации педагогической деятельности. Использование информационных технологий позволяет сформировать такое качество, как информационная культура личности. Компьютерные технологии дают возможность перехода на качественно новый уровень передачи информации. Мультимедийные средства обучения позволяют развивать у студента образное мышление и эмоциональную память. Мультимедиа широко используется на лекционных, практических занятиях. Материал должен быть скомпонован так, чтобы каждый кадр текста на экране имел собственное, смысловое значение, при этом он может иметь многоуровневую структуру. Динамичными можно сделать таблицы, схемы, диаграммы, вводимые в кадр. Такие возможности позволяют не просто передать текст посредством слов, но и обеспечивать его визуализацию на экране монитора. На занятиях и во внеаудиторное время студенты активно работают с сетью Internet, получая возможность подготовки домашнего задания, материалов к  учебно-практическим конференциям. Для современных студентов интересным моментом является компьютерное тестирование, которое значительно экономит время преподавателя. Таким образом, информационные, компьютерные технологии выступают естественным и эффективным средством организации и модернизации учебной деятельности студентов.

Технологии проблемного обучения предусматривают создание проблемной ситуации под руководством преподавателя. Со стороны студентов необходима активная самостоятельная деятельность, которая позволяет формировать познавательную активность студента, его творческие способности. Проблемное обучение – это обучение, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением готовых выводов. К технологиям проблемного обучения относят: проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, эвристическая беседа, учебно-исследовательские работы. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, а как состояние затруднения, вызванного недостаточностью ранее усвоенных студентами знаний. Неожиданное затруднение всегда удивляет, стимулирует умственный поиск. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы, её решением. Проблемное обучение – это обучение, в котором моделируется содержание профессиональной ситуации, тем самым обеспечиваются условия для трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. К проблемному обучению относят и «кейс – технологии», способствующие повышению познавательного интереса к изучаемым вопросам, развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Под кейсом понимают письменное описание конкретной реальной профессиональной ситуации. Кейс – технологии применяются на практических занятиях для решения профессиональных задач. Этапы работы с использованием кейса включают: знакомство с проблемой, презентация ситуации, организация дискуссии преподавателем, формулирование и ролевое представление проблемы, поиск путей решения проблемы – работа в малых группах, презентация решений, подведение итогов, оценка работы студентов. Таким образом, проблемное обучение способствует наиболее полному усвоению материала, повышению познавательного интереса к изучаемым профессиональным модулям, развитию коммуникативных и творческих навыков принятия решений и приобщает студентов -будущих специалистов к определённым способам поиска информации с целью получения профессиональных знаний. Это  в свою очередь формирует конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда.

Технологии сотрудничества позволяют реализовать идеи равенства и партнёрства, это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности студентов и преподавателей, скреплённой  взаимопониманием, коллективным анализом результатов деятельности. Сотрудничество как организационная форма обучения представляет значительные резервы воздействия на  личность студентов и повышения эффективности обучения. На практических занятиях студенты не только овладевают знаниями и приобретают практический опыт, но и учатся работать и общаться в команде, поддерживать друг друга, быть готовыми прийти на помощь.   При подготовке к выполнению задания студентам объясняется суть работы по данной технологии. Задача каждого состоит в том, чтобы познать что-то вместе, коллективно. Основными принципами технологии сотрудничества является, то, что даётся одно задание на малую группу, каждый несёт индивидуальную ответственность, студенты имеют равные возможности в достижении успеха. В результате работы группы достигается усвоение программного материала. Преподаватель играет роль организатора самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов, контролирует не только успешное выполнение заданий, но и характер общения студентов между собой, способы оказания необходимой помощи и поддержки друг друга. Специально организованный учебный процесс в форме сотрудничества положительно влияет на деятельность студентов.

Таким образом, реализация современных педагогических технологий в профессиональном обучении специалистов  позволяет подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. 

Литература

1. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.:  2009.

2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2012.

3. Рублёв В.С., Верёвкина М.П., Шабарова М.Н. Педагогические технологии: методические рекомендации. Омск, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом требования ФГОС СПО" (сентябрь 2019)

Обеспечение качества профессионального образования студентов с учетом требования ФГОС СПО...

©Пахомова И.А. Статья "АВТОРСКОЕ ВИДЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ «АНТИВЫГОРАНИЯ»"2022

В рамках проведения в медицинском колледже № 5 Департамента здравоохранения г. Москвы https://mk-5.ru/index.php/ob-yavleniya/1270-psikhologiya-obshcheniya-effektivnaya-kommunikatsiya-profilaktika-emot...

Опыт участия во Всероссийском конкурсе для педагогов в области духовно-нравственного образования и воспитания « Клевер ДНК » , сентябрь , 2022

Организатором Конкурса  в области духовно-нравственного образования и воспитания «Клевер ДНК» является АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь» при поддержке религиозной орг...

Сценарий праздничной линейки, посвященной Дню знаний 1 сентября 2022 года

Сценарий праздничной линейки, посвященной Дню знаний 1 сентября 2022 года в медицинском колледже...