Статья, сентябрь,2021
статья

Безбородова Наталья Владимировна

......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ»

Проблемы адаптации характерны для всех уровней образования. Любое обучение, а особенно профессиональное, - нелегкое дело. Первый курс профессионального обучения является наиболее трудным, когда подростки остро нуждаются в поддержке. Это связано с тем, что в личности и характере первокурсников происходят серьезные изменения. С одной стороны он уже взрослый человек, а с другой все-таки – вчерашний школьник, еще не совсем расставшийся с детством. В первый момент он не думает о грядущих испытаниях и о том, что ему предстоит привыкнуть, приспособиться к студенческой жизни.

В момент социально - психологической адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других. В процессе общения, самопознания, деятельности происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление), эмоциональный (радость, огорчение, тревога, нравственные чувства), практический (поведение студентов в различных ситуациях практической деятельности). Работа данных механизмов способствует активному взаимодействию студента и социальной среды.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно.

Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Учебная нагрузка в техникуме  значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности – всё это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психологическому срыву и срыву процесса адаптации. Существенным является также тот факт, что в современной жизни многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь. Отсюда пропуски занятий, плохая учёба, несданная сессия. Для студентов - первокурсников главным остаётся чувство значимости, признание их как личности. Для того, чтобы повысить их социальный статус, необходимо включать их в мероприятия, что приведёт к более успешной адаптации, они станут добросовестнее относиться к учёбе и покажут хорошие результаты. Работая со студентами, надо всегда помнить, что преподаватели сотрудничают с уже сформировавшейся личностью, перелом их характера, давление со стороны педагогов отрицательно скажутся на процессе адаптации. Студенты на первом курсе не могут привыкнуть быстро к тому, что значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе, отсутствие постоянного контроля со стороны учителей, позволяет расслабиться студентам, что иногда может привести к низкой успеваемости и следствие этого – неудовлетворённое социальное самочувствие, снижение качества прохождения успешной адаптации.                                       В проведенных исследованиях процесса адаптации первокурсников  обычно выделяются следующие главные трудности:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями [1, 4].

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе. Но и те и другие, при неблагоприятном стечении обстоятельств могут стать толчком к психологической дезадаптации.

Процесс адаптации пройдёт успешно в том случае, если студенты начинают активно участвовать в научной, культурно - досуговой жизни техникума, присутствует взаимная удовлетворённость студента и окружающей его среды. Студенту необходимо дать возможность проявить себя со всех сторон, показать свои лучшие качества, дать возможность реализовать себя в том направлении, где он чувствует себя наиболее комфортно (спорт, танцы, вокал, наука, художественная деятельность и т. д.).

В нашем техникуме созданы благоприятные условия для самореализации всех студентов. Проводятся спортивные состязания, предметные викторины и олимпиады, студенты принимают участие в профессиональных конкурсах, могут проявить свои таланты в подготовке внеклассных мероприятий. Ведется кружковая работа.

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Исследователи различают три формы адаптации студентов–первокурсников к условиям техникума:

  1. адаптация формальная, касающаяся познавательно–информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию обучения в нем, ее требованиям, к своим обязанностям;
  2. общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов–первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  3. дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы [2].                                                                                      

Выявление проблем с помощью тестов - опросников поможет ускорить процесс адаптации, с помощью них можно выявить на какие стороны студенческой жизни следует уделить больше внимания. Своевременное устранение возникших проблем повысит академическую успеваемость студентов, поможет избежать различных конфликтов. Самое главное, что необходимо для успешной адаптации студентов - первокурсников – это наличие доброжелательной обстановки, умение увлечь обучающихся на занятиях, чтобы у них был стимул к чему - то стремиться, узнавать и изучать новое. Кроме внимательного подхода со стороны преподавательского состава, сам студент должен чётко осознавать, куда он пришёл, и каких результатов он хочет добиться. Адаптация студентов – первокурсников во многом зависит и от их индивидуальных особенностей. Уравновешенный, знающий к чему стремится, человек быстрее пройдёт адаптацию. Чем яснее в голове будут сформулированы его желания, потребности, цели, тем лучше он пройдёт адаптацию и начнёт осуществлять намеченные цели.

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации. Первый "адаптационный опыт" он получает в детском саду, затем в первом классе школы. Важным моментом в жизни каждого из нас является переход из начальной школы в среднюю и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в техникуме закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в техникум у подростка происходят значительные изменения в жизни. Во-первых, новое учебное заведение и новый маршрут до места учебы. Во-вторых, новый коллектив сверстников и преподавателей. В-третьих, проблемы, связанные с проживанием в студенческом общежитии – начинается «испытание свободой», которое выдерживают не все. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в техникуме. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие требований и новых условий обучения.

По моим наблюдениям, сложности в обучении первокурсников начинаются во II семестре, так как первые полгода ребята еще не вполне осознают происшедшие изменения в своей жизни: им все внове, они осматриваются, после летних каникул еще достаточно сил. Первый стресс связан не столько с новыми условиями обучения, сколько с отсутствием осенних каникул (знакомые школьники отдыхают, а они продолжают учиться и до каникул еще далеко). Второй стресс обрушивается на них во время первой сессии. Ребята начинают понимать, что пройти программу 10-11 классов за один год не так просто, как казалось вначале. А тут экзамены в середине учебного года. Появляются первые задолженности. Снижается успеваемость.

Чтобы избежать этих негативных последствий преподавателю следует хорошо продумывать и планировать свою работу с первокурсниками. Для этого необходимо выполнение следующих задач:

  1. Обеспечение успешной адаптации к новым социальным условиям.

Особенность студенческой группы первого курса заключается в том, что это ещё не сложившийся коллектив и в нем ещё нет установленных и закрепившихся правил и норм поведения. В этой группе каждый является новым человеком для каждого члена группы. Если в школе учащегося знали много лет и он уже занимал определённый статус, зачастую не объективный к нему, то при поступлении в техникум у него есть возможность получить совершенно новый статус и позицию в коллективе. На своих уроках преподаватели говорят студентам, а затем постоянно повторяют, что они пришли в новое учебное заведение, поэтому у них есть возможность начать с «чистого листа». Здесь не будет того стереотипного отношения к ним, которое, возможно, закрепилось в школе. Здесь все будет зависеть от их желания учиться и получать профессиональные знания. Каждый член группы принимает участие в установлении правил и норм поведения, и формировании характеристик данной группы. У всех членов нового студенческого коллектива есть возможность проявить себя с самых разных сторон, найти "своё место под солнцем", завоевать авторитет и уважение однокурсников.

  1. Правильная организация самостоятельной работы студентов по расширению и углублению своих знаний.

Несмотря на то, что в техникуме как и в школе используется классно-урочная система, обучение в техникуме отличается от школьного преобладанием самостоятельных занятий. Нередко, вчерашние школьники оказываются неготовыми к самостоятельной работе. Они не умеют конспектировать, работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками и т.п. Поэтому привыкание нередко происходит с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей. Первокурсника необходимо учить учиться. Наши преподаватели прививают интерес к учебе при помощи активных форм и методов обучения, таких как деловые игры, учебные конференции,  и др. [3,4].

Учитывая эти психолого-педагогические особенности, педагоги прививают ребятам навыки самостоятельности в работе с учебником, книгой, конспектом, учат их выделять главное из текста, стараясь не столько запомнить прочитанное, сколько понять его. Ведь именно с пониманием материала приходит знание, а со знаниями прививаются профессиональные навыки и умения.

  1. Создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии.

Профессиональная адаптация в условиях техникума является процессом формирования у студентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею. Такая адаптация предусматривает овладение полным объемом знаний, умений и навыков по профессии, методике и логике науки. Профессиональное формирование студента успешно осуществляется в том случае, если оно основывается на интересе, наклонностях и способностях молодого человека к определенной профессии.

                                                          Литература:

  1. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. – В кн.: Проблемы активности студентов. – Ростов-Дон: Феникс, 2007.
  2. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. – Иркутск, 2000.
  3. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации – Новосибирск, 2002.
  4. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов – Казань, 2003.
  1. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Н.И.Чуева «Проблема становления субъективности первокурсника в процессе социально – профессиональной адаптации» // СПО (приложение), 2012.
  3. Е.Соловцова «Адаптация при обучении профессии» // Народное образование. 2004.
  4. Т.П.Царапина, Т.А.Ульрих, И.В.Никулина «Эффективная организация кураторской деятельности», Изд-во Пермского гос. тех. ун-та, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....

Приказ на участие в региональном семинаре по животноводству 23-24 сентября 2021 г.

Участие в регинальном семинаре "Создание здорового и продуктивного стада от теории к практике" 23 сентября 2021г....

Сборник статей YI международной научно-практической конференции "Наука, образование, инновации:актуальные вопросы и современные аспекты" 2021г. г.Пенза статья "Солнечная" хромосома"

В сборнике научных трудов рассматриваются современные проблемы науки и практики применения резултатов научных исследований....