Тема 1.2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.
план-конспект урока

Научить обучающегося приемам плавного трогания автомобиля с места, разгону, приемам торможения и остановки, движению по прямой задним ходом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1.2. Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.

Вид занятия: урок практического обучения

Тип занятия: формирование первоначальных умений

Форма проведения занятий: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий

Цель занятия: Научить обучающегося приемам плавного трогания автомобиля с места, разгону, приемам торможения и остановки, движению по прямой задним ходом.

Задачи:

Образовательные:

-Ознакомление обучающегося с техникой безопасности;

-Обучение приемам трогания, переключения передач, приемам торможения и остановки;

-Закрепление знаний органов управления транспортным средством.

Развивающие:

-Развитие внимания, быстроты реакции, ответственности

Воспитательные:

- Воспитание исполнительности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности при выполнении заданий мастера производственного обучения;

-Воспитание волевых качеств;

-Воспитание внимания, самостоятельности при выполнении упражнений и самооценки;

-Воспитать потребность в сохранении жизни и здоровья;

Материально-техническое оснащение урока: учебный автомобиль, план урока, индивидуальная книжка по вождению, инструктивная карта.

Квалификационные требования:

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, выполнять движение задним ходом.

Ход урока

1. Организационная часть

Проверка готовности обучающегося к занятиям (внешний вид, наличие индивидуальной книжки по вождению).

2. Вводный инструктаж

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Ежедневное ТО проводит сам мастер производственного обучения, сопровождая объяснение и показ методическими указаниями. Затем обучающийся должен повторить за инструктором. Пример ежедневного ТО:

проверьте, нет ли на месте стоянки свежих следов подтекания охлаждающей жидкости, масла, топлива из вашего автомобиля;

проверьте уровни масла в картере двигателя, жидкостей в системе охлаждения, в бачке гидропривода сцепления (если установлен), в бачке гидропривода тормозов, а также в бачке омывателя ветрового стекла. При необходимости доведите уровни до нормы;

проверьте работу всех приборов освещения, звуковой и световой сигнализации, контрольных приборов, очистителя и омывателя ветрового стекла. Отрегулируйте, если необходимо, положение водительского сиденья, а также зеркал заднего вида;

произведите запуск двигателя и проверьте его работу на слух;

тронувшись с места, проверьте работу сцепления, коробки передач, тормозов и рулевого управления.

Трогание с места и разгон

включить левый указатель поворота (выпрямленными пальцами левой руки, руль не отпускать) — мигает мигалка влево, даже если ты намерен ехать абсолютно прямо;

выжать сцепление (до упора в пол) — чтобы не поехать сразу при включении передачи (кроме того, при включенном сцеплении передачу включить очень трудно, можно сломать рычаг);

включить 1-ую передачу (рычаг от себя, вперед);

снять с ручного тормоза: потянуть рукоятку еще вверх, как для постановки на тормоз, нажать большим пальцем кнопку — с натянутой вверх рукояткой она легко нажимается — и теперь рукоятку толкнуть-повернуть вниз к полу;

посмотреть по сторонам и в зеркало заднего вида, пропустить движущиеся автомобили и начать движение, то есть:

очень плавно отпустить сцепление и добавить газ. В точке трогания (трения дисков друг о друга) придержать сцепление (не бросать педаль, а зафиксировать) – это называется «полусцепление» — и в этот самый момент начать чуть-чуть добавлять газ (если не добавить — может заглохнуть двигатель);

выруливать рулем в правильный ряд; выровняв машину, выключить сигнал левого поворота;

добавить газу для разгона в следующий скоростной диапазон (для перехода на 2 передачу) — это должен быть быстрый разгон, потому тут газ надо прибавить сильно/смело.

Замечания:

- Следует сначала дать легкий газ и потом осторожно отпускать педаль сцепления;

- Если не нажать газ, а просто отпустить сцепление — двигатель может заглохнуть, особенно если холодная погода или машина стоит носом в гору.

- Если нажать газ слишком сильно — машина сделает рывок вперед, даже при аккуратном подводе сцепления.

- При резком отпуске сцепления – также будет рывок вперед, при этом еще может заглохнуть мотор (не вынеся сразу и резко подведенной нагрузки).

- Поэтому сперва легкий газ (очень умеренно, попробовать несколько раз и найти правильное положение), потом — осторожный, с паузой, подвод сцепления.

Последовательность действий при плавной остановке автомобиля:

Плавное торможение осуществляется переходом на низшие передачи отпусканием педали дросселей, притормаживанием рабочим тормозом до полной остановки. Нужно обратить внимание обучающихся на необходимость включения стояночного тормоза после каждой остановки.

- взглянуть в зеркало заднего вида;

- включить указатель правого поворота;

- перенести правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза;

- плавным нажатием на педаль тормоза снизить скорость движения автомобиля;

- продолжая плавно нажимать на педаль тормоза, выжать педаль сцепления (в момент положения педали тормоза, соответствующего 2/3 хода);

- нажать педаль тормоза до упора;

- включить стояночный тормоз, отпустить педаль тормоза;

- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение;

- отпустить педаль сцепления;

- выключить указатель поворота; остановить двигатель, для чего выключить зажигание.

При экстренном торможении последовательность действий та же, что и при плавном. Только нажатие на педаль производится более быстро и сильно, сцепление выключается, когда педаль тормоза дойдет почти до упора. Более позднее выключение сцепления способствует снижению вероятности блокировки колес при торможении; повышает управляемость автомобиля.

Движение задним ходом по прямой

Проехав определенное расстояние по прямой вперед, переходим к движению задним ходом по прямой. Нужно научиться управлять движением задним ходом, при этом проявлять повышенную внимательность, осторожность, осмотрительность, развивая глазомер и расчет движения, соблюдая требования правил безопасного движения. Вождение автомобиля задним ходом относится к маневрам повышенной сложности.

Во время выполнения этого маневра необходимо отрегулировать посадку для движения задним ходом и наблюдения за дорогой.

Наблюдение за дорогой можно производить:

-через заднее и боковое стекло автомобиля;

-через открытое боковое стекло двери;

-через открытую левую дверь кабины автомобиля;

-с помощью сигналов лица, находящегося вне автомобиля.

Иногда водители допускают ошибку, когда при движении задним ходом смотрят в зеркало. Зеркало используют для того, чтобы убедиться правильно ли и безопасно ли автомобиль остановился после движения и нужна ли коррекция постановки автомобиля.

Чтобы произвести движение задним ходом с наблюдением за дорогой через заднее и боковое стекла, надо:

-правую руку положить на спинку сиденья пассажира.

-повернуться вправо и посмотреть назад через заднее и боковое стекло;

-убедиться в безопасности;

-левую руку положить на рулевое колесо в районе «12—1»;

-выбрать наиболее удобное направление движения;

-руки возвратить в исходное положение;

-левой ногой до конца выжать сцепление;

-произвести запуск двигателя;

-правой ногой слегка нажать на педаль газа, почувствовав увеличение оборотов двигателя, отпустить педаль, но держать ногу на педали газа;

-правая рука на рычаге переключения передач, проверить нейтральную передачу, легким усилием преодолевается сопротивление пружины при надавливании на рычаг вниз, включить передачу заднего хода;

-левую руку положить на рулевое колесо в районе «12—1»;

-правой рукой отпустить стояночный тормоз и затем ее перенести на спинку пассажирского сидения;

-повернуться вправо так, чтобы видеть все сзади;

-убедиться в безопасности перед началом движения;

-отпустить педаль сцепления до точки «схватывания сцепления», левую ногу оставить на сцеплении, в готовности выжать сцепление, если автомобиль начнет дергаться;

-одновременно нажать на педаль газа, увеличивая обороты коленчатого вала;

-прислушиваться к работе двигателя, который необходим для трогания с места;

-наблюдать за направлением движения автомобиля и за дорожной обстановкой;

-левой рукой слегка вращать рулевое колесо в ту сторону, в которую вы хотите повернуть автомобиль.

Во время движения задним ходом автомобиль реагирует на управление иначе, чем при движении вперед. При этом движение должно осуществляться достаточно медленно.

Надо привыкнуть, что при повороте правого колеса вправо задняя часть автомобиля поворачивается вправо, а передняя движется влево. При этом необходимо сделать поворот головы, чтобы передняя часть автомобиля не задела за предметы, находящиеся рядом.

Задним ходом надо двигаться медленно и всегда быть готовым остановиться. Поворачивая рулевое колесо, надо поворачивать раньше, чем это кажется необходимым. Если сомневаетесь в безопасности дорожной обстановки, остановитесь, выйдите, оцените ситуацию, выберите наиболее безопасный способ дальнейшего движения.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащегося.

Самостоятельная работа обучающегося по выполнению задания под контролем мастера п\о:

-точность и синхронность действий обучающегося при управлении автомобилем;

-правильность выполнения обучающимся приемов плавного трогания автомобиля с места;

-умения и навыки обучающегося, демонстрируемые при разгоне автомобиля по ровному участку дороги;

-правильность выполнения обучающимся приемов торможения автомобиля с места;

-правильность выполнения обучающимися движения задним ходом.

-правильность действий обучающихся при остановке автомобиля.

4. Заключительный инструктаж .

Анализ работы обучающегося по выполнению задания

Выявить допущенные ошибки, поправить, объяснить причины их возникновения.

Отметить лучшие стороны, тактично указать на допущенные ошибки.

Оценить действия обучающегося по выполнению упражнения.

Домашнее задание:

Повторение ПДД : стр 3-20;

Устройство автомобиля: раздел сцепление, коробка перемены передач(КПП);

Устройство двигателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках и с изменением направления

Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках и с изменением направления ....

Методическая разработка урока вождения автомобиля на тему"« «Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя» с применением здоровьесберегающих те ».

Представлена методическая разработка урока производственного обучения с применением здоровьесберегающих технологий, что очень важно при обучении вождению. Уроки вождения- сложные; чтобы снизить утомля...

Остановка и начало движения на подъеме (Эстакада)

Правильность выполнения упражнения по вождению  "Остановка и начало движения"...

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАЗБОРКЕ, СБОРКЕ КОРОБКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

Инструкция по охране труда и технике безопасности обучающихся при разборке, сборке коробки переключения передач, вкл. техника безопасности во время работы с автоматическими коробками передач...

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения

Цель урока:1.     Обучающая:·        научить правилам пользования органами управления автомобиля·...